8.5. Категории земель в России
Территория России составляет 1709,8 млн га. Вся земля в пределах территории РФ независимо от форм собственности и целей использования составляет единый земельный фонд страны.
Земельный фонд делится на категории земель в зависимости от цели использования. ЗК РФ (ст. 7) делит земли РФ по целевому назначению на следующие 7 категорий:
1) земли сельскохозяйственного назначения (670 млн га);
2) земли поселений (38, 2 млн га);
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения (18, 2 млн га);
4) земли особо охраняемых территорий и объектов (29, 8 млн га);
5) земли лесного фонда (825, 6 млн га);
6) земли водного фонда (19, 4 млн га);
7) земли запаса (108, 5 млн га).
Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ, «землями с.-х. назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд с.-х. производства, а также предназначенные для этих целей».
Земли, предоставленные для нужд с.-х., - это земли в буквальном смысле предоставленные гражданам, юридическим лицам для ведения с.-х. производства, находящиеся в их пользовании и составляют основной фонд земель с.-х. назначения.
Состав земель с.-х. назначения не однороден. Основную часть данных земель составляют с.-х. угодья. Это наиболее ценные земли, на которых собственно и произрастает продукция аграрного производства. Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК, сельскохозяйственными угодьями признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другие). Они имеют приоритет перед другими землями с.-х. назначения. На землях поселений с.-х. угодья, конечно, тоже имеются и используются для с.-х. нужд. Но относятся они не к землям с.-х. назначения как к категории земли, а входят в состав одной из территориальных зон поселений под названием «зоны с.-х. использования» (п. 6 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ).
Остальные с.-х. земли из состава «предоставленных» имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер и вместе с ними находятся в составе «предоставленных». Это земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарной растительностью, предназначенной для защиты с.-х. угодий от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и технических явлений; замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки с.-х. продукции (ч. 2 ст. 77 ЗК РФ). Их использование хотя и не связано с обработкой земли, но обеспечивает нормальное функционирование с.-х. производства и неразрывно связано с ним.
Что же касается земель «предназначенных» для нужд с.-х. производства, то законодатель не определяет, какие земли следует признавать таковыми. «Предназначенные», как полагает Ф.Х. Адиханов, - это большая группа земель с.-х. назначения: 1) земли, отработанные горнодобывающими предприятиями и подлежащие возврату в с.-х. производство после их восстановления (пока формально они находятся в пользовании этих горнодобывающих предприятий); 2) земли, предназначенные для их освоения и перевода их по мере освоения в с.-х. земли (целина, болота, пески, мелководье, редколесье и т.п.); 3) деградированные в результате бесхозяйственного использования с.-х. угодья и нуждающиеся в восстановлении и временно находящиеся на консервации и т.п. В отличие от предоставленных, которые составляют основной фонд земель с.-х. назначения, «предназначенные» можно отнести к резервному фонду, поскольку они потенциально пригодны для с.-х. использования.
Ст. 80 ЗК РФ в составе земель с.-х. назначения выделяет Фонд перераспределения земель. Это тоже резервный фонд земель с.-х. назначения, но в отличие от «предназначенных» он готов к использованию. Он создан в целях перераспределения земель для с.-х. производства. В ч. 1 ст. 80 ЗК РФ перечислены все цели, для которых вообще представляются земли с.-х. назначения, - это и расширение с.-х. производства в аграрных, коммерческих организациях и крестьянских хозяйствах, и создание новых хозяйств, и предоставление участков гражданам для разного рода подобных сельских работ.
Согласно ч. 2 ст. 80 ЗК, данный фонд формируется за счет земельных участков из земель с.-х. назначения, поступающих в этот фонд: при добровольном отказе от земельного участка; если нет наследников; при принудительном изъятии земельного участка. Впоследствии эти земельные участки могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ст. 83 ЗК РФ, «землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий».
Землями промышленности и иного специального назначения «признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права, на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 87 ЗК РФ).
Согласно ст. 94 ЗК РФ, «к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим».
«К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие)» (ст. 101 ЗК РФ).
Согласно ст. 102 ЗК РФ, «к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов».
К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель (ст. 103 ЗК РФ).
Состав категории земель относительно стабилен, но определенное движение происходит постоянно. С учетом этого в ЗК РФ (ст. 8) параллельно с отнесением земель к категориям решается и вопрос об их переводе из одной категории в другую. Отнесение земель к категориям или перевод их из одной категории в другую решается в основном в зависимости от того, в чьей собственности находится данный земельный участок. Исключение составляют земли сельскохозяйственного назначения.
Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется следующими органами власти: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; 2) земель, находящихся в собственности субъекта РФ, и земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъекта РФ; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: а) земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъекта РФ; б) земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую». Для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается заявление в исполнительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления, уполномоченного на рассмотрение этого ходатайства. Эти органы принимают акт о переводе земель из одной категории в другую или акт об отказе в переводе в трехмесячный срок. Акт направляется заинтересованному лицу в течение 14 дней после его принятия. Этот акт может быть обжалован в суде. Ст. 4 указанного Закона содержит основания, по которым уполномоченный орган может отказать в переводе земельного участка из одной категории в другую. Акты об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую, принятые с нарушением установленного порядка, подлежат признанию недействительными по решению судебных органов. Этим же Законом установлены особенности перевода земель или земельного участка из одной категории в другую для различных категорий земель.
Назад | Содержание | Вперед |