8.6. Вещные права на землю: возникновение и порядок приобретения
В земельном праве объектом правового регулирования является конкретно определенный земельный участок. Земельный участок - это только поверхность земли, который имеет фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус, кадастровый номер и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Земельный участок выступает как имущество и как природный объект, земельное законодательство очерчивает круг прав и обязанностей по его использованию и охране. Если земельный участок выступает как имущество, то он становится объектом гражданского права (вещного права), но приоритет всегда отдается нормам земельного права. Содержанием вещного права является право владения, пользования и распоряжения вещью (имуществом).
Виды вещных прав на землю. С точки зрения объема правомочий обладателей вещных прав на землю по владению, пользованию и распоряжению землей различают право собственности и иные вещные права на землю. К иным вещным правам на землю, согласно ст. 216 ГК РФ, относятся:
- право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
- сервитуты.
Право собственности на землю представляет собой правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Право собственности на землю подлежит государственной регистрации.
Государственная собственность включает в себя собственность Федерации и собственность субъектов РФ. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
В ст. 19 ЗК РФ дан перечень земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Это земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; установленным гражданским законодательством право муниципальной собственности, которое возникло при разграничении собственности на землю; которые приобретены по основаниям,. Это тоже земельные участки, от которых собственник отказался, и которые перешли в муниципальную собственность по наследству, приобретены у граждан и юридических лиц и т. п. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципального образования. Споры между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями о разграничении собственности на землю разрешаются заинтересованными сторонами в согласительном порядке. При недостижении согласованного решения спор рассматривается в суде.
Разграничение земельной собственности на собственность Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 15 ЗК РФ). В соответствии с ЗК РФ земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, но с определенными ограничениями. Указанные лица могут получить земельные участки на праве собственности, за исключением участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ и на иных территориях, определенных федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). В настоящее время таким иным федеральным законом является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который запрещает иностранцам иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения. Что касается порядка предоставления земельных участков и условий пользования ими, указанные лица имеют равные права с российскими гражданами и юридическими лицами (п. 4 ст. 28, п. 9 ст. 36 ЗК РФ). Нет каких-либо отклонений и в содержании права собственности на землю у иностранцев по сравнению с гражданами и юридическими лицами РФ (ст. 40-42 ЗК РФ). Но иностранцам земельные участки в собственность предоставляются во всех случаях только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).
Частная собственность на землю может быть как индивидуальной, принадлежащей одному лицу, так и общей (совместной и долевой).
Право пожизненного наследуемого владения (ППНВ) землей можно определить как владение и пользование земельным участком с правом передачи его по наследству. Владение - это одно из правомочий собственника земли и землепользователя и означает нахождение земли в хозяйстве собственника или землепользователя и не больше. ППНВ землей - понятие значительно шире, чем владение собственника и пользователя. ППНВ землей - понятие самостоятельное. Оно сходно с правом землепользования, так как и в том и в другом случае земля предоставляется в пользование для осуществления определенной хозяйственной деятельности. Вместе с тем ППНВ имеет в своем содержании хотя и ограниченный, но элемент распоряжения: право передачи земли по наследству. Это роднит его с правом собственности на землю.
ППНВ землей как вещное право является правом абсолютным и защищается от любого вмешательства извне, в том числе со стороны собственника земли.
Субъектами ППНВ землей являются только граждане, которым земельные участки были предоставлены для самых различных нужд, связанных с ведением с/х производства, строительством индивидуальных жилых домов, ведением личного подсобного хозяйства и др.
Согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ, ППНВ земельным участком, приобретенное гражданином до введение в действие нового ЗК РФ, сохраняется. Но предоставление земельных участков на ППНВ после введения в действие ЗК РФ не допускается. Другими словами, ППНВ землей обречено на вымирание.
Распоряжение земельным участком (передача в аренду, в срочное пользование другим лицам), находящимся на ППНВ, не допускается, за исключением перехода права на земельный участок по наследству.
На основании свидетельства о праве на наследство наследник вправе произвести государственную регистрацию перехода к нему ППНВ земельным участком, то есть у него, как и у наследодателя, возникает ППНВ на земельный участок.
Гражданин, имеющий земельный участок в ППНВ, вправе приобрести его в собственность. При этом он имеет право приобрести земельный участок в собственность бесплатно, но только один раз. Право на приобретение земельного участка, находящегося в ППНВ, в собственность не ограничено сроком.
Право постоянного (бессрочного) пользования землей обладает всеми чертами права землепользования. На этом праве земельные участки предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по решению исполнительных органов власти или органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок предоставляется только трем группам субъектов: 1) государственным и муниципальным учреждениям; 2) федеральным казенным предприятиям; 3) органам государственной власти и местного самоуправления.
Гражданам земельные участки на этом праве не предоставляются (п. 2 ст. 20 ЗК РФ). Если граждане и юридические лица пользовались земельными участками на постоянной основе, полученными до введения в действия нового ЗК РФ, то это право за ними сохраняется. При этом граждане вправе сменить титул постоянного пользования на титул собственника и притом бесплатно. Однако приобрести земельный участок в собственность бесплатно гражданин вправе только единократно. Последующее новое приобретение земельного участка в собственность из земель государства или муниципалитета возможно лишь за плату. Переоформление гражданами права пользования земельным участком на право собственности сроком не ограничено (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
Что касается юридических лиц, то они, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (имеющих право получить земельные участки в постоянное пользование), обязаны были переоформить право постоянного пользования земельным участком по своему желанию на право аренды или на право собственности до 01. 01. 2004. Арендная плата за пользование земельными участками устанавливается в соответствии с решением Правительства РФ.
Сервитут - это право ограниченного пользования чужим имуществом. В советском праве понятие «сервитут» отсутствовало, хотя фактически он применялся. В законодательстве современной России сервитут возрождается. В ГК РФ ему посвящены ст. 274-277. В ЗК РФ отношения сервитута регулируются ст. 23.
В силу сервитута собственник недвижимого имущества (земли, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления ему права ограниченного пользования этим участком.
Известны два вида земельного сервитута: публичный и частный. Отношения по установлению публичного сервитута регулируются ст. 32 ЗК РФ. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, нормативноправовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка из пользования. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.
Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использование земельного участка в целях коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) забора воды и водопоя; 4) прогона скота через земельный участок и других целей, указанных в п. 3 ст. 23 ЗК РФ.
Публичный сервитут может устанавливаться на земельных участках, находящихся как в непосредственном пользовании собственника, так и на участках, переданных во владение и постоянное пользование. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению, то собственник участка, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков за счет органов государственной власти или органов местного самоуправления, установивших публичный сервитут. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то собственник участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать от указанных органов соразмерную плату.
Частный сервитут в отличие от публичного устанавливается только между собственниками соседних земельных участков по соглашению между ними. Цели установления частного сервитута, в общем, те же самые, что и публичного сервитута: обеспечить проезд через соседний земельный участок и иные нужды собственника соседнего земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ).
Публичный и частный сервитут имеют много общего. Как публичный, так и частный сервитут устанавливается без изъятия земельного участка. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением как публичного, так и частного сервитута, могут защитить свои права в судебном порядке. И тот, и другой сервитут подлежат государственной регистрации, так как устанавливаются в отношении недвижимого имущества. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника, землевладельцев и землепользователей прав на владение, пользование и распоряжение этим участком.
При переходе прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.
Основания и порядок приобретения вещных прав на землю. Права на земельный участок у собственников, землепользователей, землевладельцев возникают, как это предусмотрено п. 1 ст. 25 ЗК РФ, по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами. Этим законодательством являются ГК РФ, ЗК РФ и другие федеральные законы. Таких оснований несколько:
1) предоставление прав на землю государством или муниципалитетом;
2) приватизация земельного участка в связи с приватизацией государственных и муниципальных предприятий;
3) совершение земельных сделок;
4) переход права на здание, строение, сооружение;
5) приобретательная давность (Право собственности на землю у юридических лиц и граждан может возникнуть и в силу приобретательной давности, что закреплено в ст. 234 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Решение о факте возникновения права собственности на землю в силу приобретательной давности принимает государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица. При отказе указанных органов признать факт приобретательной давности, спор разрешается в судебном порядке.);
6) иные основания, предусмотренные федеральными законами.
Единого порядка приобретения прав на землю не существует. Он многообразен. В каком порядке приобретаются права на землю, зависит от различных факторов: от того, из чьих земель приобретается право (государственных, муниципальных или частных); для каких целей (для строительства зданий, строений, сооружений или для целей, не связанных со строительством, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства).
Есть особенности в порядке приобретения прав на земельный участок в связи с переходом прав на здание, строение, сооружение (ст. 35 ЗК); на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 ЗК).
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства предоставляются в порядке, определенном ст. 30 ЗК РФ (предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта строительства), для других целей - в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ (порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством).
Граждане могут получить земельные участки из государственных или муниципальных земель за плату и бесплатно. Если земельный участок приобретается в собственность или в аренду, то это может осуществляться на торгах (конкурсах или аукционах) (ст. 38-1 ЗК РФ) либо предоставления прав в порядке отвода.
Вопрос о нормах предоставления земельных участков регулируется ст. 33 ЗК РФ, в которой речь идет о трех видах норм: 1) предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность; 2) максимальных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно; 3) размерах земельных участков, предоставляемых для иных целей.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в зависимости от целей предоставления устанавливаются либо законами субъектов РФ, либо нормативными актами органами местного самоуправления.
Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства эти нормы устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными актами органов местного самоуправления. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для названных целей, определяются исходя из возможностей данной территории и с учетом потребностей в земельном участке для данной цели. Конкретные размеры в рамках установленных пределов (максимума и минимума) определяются непосредственно при предоставлении земельного участка.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, в зависимости от того, в чьей собственности находятся предоставляемые земельные участки (собственность Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований), устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными актами органов местного самоуправления. Например, согласно Закону Алтайского края от 16 декабря 2002 г. «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»1, максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно из земель, находящихся в собственности Алтайского края, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равен среднерайонной норме бесплатной передачи земельных участков, утверждаемой органами местного самоуправления; для садоводства - 0,1 га в пределах 50 километров от городской черты городов Барнаула, Бийска, Рубцовска и 0,15 га - на остальной территории края. Этот же Закон в обобщенном виде приводит перечень категорий лиц, имеющих право на однократное бесплатное получение земельных участков в собственность по законодательству РФ.
Для других целей (возведение зданий и сооружений, устройство территорий городских и сельских поселений, строительство железных и автомобильных дорог и т.п.) размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Здесь нормы отвода земель нередко также заранее установлены, например, полосы отвода железных и автомобильных дорог. Но во многих случаях они определяются в соответствии с проектной документацией отдельно для конкретного объекта (здания и сооружения).
Назад | Содержание | Вперед |