5.2. Развитие потребностей
Формирование и развитие вторичных потребностей, а также предметного содержания и способов удовлетворения первичных потребностей неразрывно связано, во-первых, с общением и взаимодействием ребёнка с окружающими людьми, во-вторых, с развитием его познавательных психических процессов1.
Их начало относится к младенческому возрасту, в течение которого ведущими являются органические потребности. Однако поскольку окружающие ребёнка взрослые не просто удовлетворяют его органические потребности, но и общаются с ним, у него начинают формироваться социальные потребности. Первым свидетельством этого служит появление в возрасте 2 месяцев «социальной» улыбки ребёнка, выражающей его радость, возникшую при виде другого человека. В этот период начинает формироваться и познавательная потребность. Так, ребёнок проявляет интерес к воспринимаемым им ярким, красочным предметам, незнакомым вещам, звукам. Их восприятие доставляет ему удовольствие, и он сердится и плачет, если они исчезают из его поля зрения. Затем по мере овладения движениями и действиями ребёнок начинает проявлять интерес к их самостоятельному выполнению. Например, он может бросить на пол игрушку, потом потребовать, чтобы её подняли и дали ему, затем вновь бросить её, снова потребовать её возвращения - и так много раз.
В раннем детстве родители постепенно приучают ребёнка удовлетворять его потребности определённым образом. Так, для удовлетворения потребности в пище его усаживают на стульчик за обеденный стол со стоящей на нём тарелкой каши, в руку вкладывают ложку и т.д. Под воздействием обучения эти предметы - стул, стол, тарелка, ложка - начинают выступать для ребёнка как необходимые условия удовлетворения потребности в пище. К концу данного возрастного периода (3 годам) ребёнок при помощи взрослых уже научается удовлетворять свои органические потребности определёнными способами, они для него уже связаны с предметами, посредством которых могут быть удовлетворены. У него уже имеется ряд материальных потребностей - в игрушках, одежде, предметах домашнего обихода и т.д. Кроме того, ребёнок уже помнит многие свои потребности, знает их названия («есть», «пить» и т.п.), может попросить предоставить ему те предметы, с помощью которых они удовлетворяются.
В дошкольном возрасте расширяется как круг предметов и действий, с которыми знакомится ребёнок, так и его социальное окружение. Следствием этого становится значительное расширение интересов ребёнка. Он начинает задавать взрослым множество вопросов («Что это такое?», «Почему у коровы рога?», «Почему луна не падает на землю?» и т.п.), внимательно наблюдать за разнообразными объектами и процессами в окружающем мире - изменениями в природе (переменой погоды, сменой времён года), животными (котятами, щенками, цыплятами, рыбками в аквариуме) и т.д. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится игра, которая чрезвычайно заинтересовывает ребёнка, привлекает и захватывает его. Всё, что интересует его в окружающем мире, находит своё отражение в играх. Поскольку в этой деятельности ребёнок участвует вместе со сверстниками, необходимость взаимодействия с ними стимулирует дальнейшее развитие социальных потребностей - в установлении хороших взаимоотношений, во внимании, в признании со стороны окружающих, в достижении успехов, в лидерстве и т.д.
Начало младшего школьного возраста характеризуется новым этапом развития познавательной потребности - появлением у ребёнка интереса к учению, к школе. Этот интерес носит недифференцированный характер - ребёнка привлекают все школьные виды занятий, поэтому он одинаково хорошо читает, пишет, считает, выполняет поручения. С течением времени его интересы всё более дифференцируются, формируются потребности в знаниях определённого типа. Параллельно формируются некоторые внешкольные интересы (например, читательские) и соответствующие им материальные потребности (например, в книгах). Характер развития социальных потребностей в этом возрасте также изменяется. С одной стороны, учёба как ведущая деятельность обусловливает формирование новых типов взаимоотношений ребёнка со сверстниками. С другой стороны, меняется содержание всё ещё привлекательной для него деятельности - игры: на первый план выходят «настольные» либо подвижные игры, в которые всё больше и больше включаются соревновательные моменты. Это приводит к формированию как нового содержания социальных потребностей (например, в уважении к себе на основе школьных достижений), так и новых способов их удовлетворения (например, потребности в лидерстве). В этом возрасте социальное окружение (родители, учителя) понемногу вовлекает ребёнка и в трудовую деятельность - ему поручают прибраться в своей комнате, полить цветы в классе и т.д. Соответственно у него начинают формироваться потребности в трудовых умениях и навыках.
Необходимо подчеркнуть, что в течение описанных возрастных периодов на формирование и развитие потребностей ребёнка немалое влияние оказывают личностные особенности родителей и учителей - значимого для него социального окружения. Чтобы у ребёнка сформировалась вторичная потребность в чём-то (например, в книгах), её предметное содержание (книги) должно стать необходимым и важным для его жизнедеятельности. Это требует от социального окружения не столько декларативных высказываний назидательного типа, сколько своевременного вовлечения ребёнка в соответствующую деятельность (чтение), систематического проявления своего положительного отношения к предметному содержанию данной потребности (книгам) .
В подростковом возрасте процесс полового созревания обусловливает формирование последней органической потребности - потребности в сексе. Если родители ранее корректно удовлетворяли любопытство ребёнка по поводу взаимоотношения полов и деторождения, то он к подростковому возрасту уже имеет общее представление о предметном содержании данной потребности и способах её удовлетворения. С одной стороны, происходящие с организмом подростка изменения - появление вторичных половых признаков, неравномерный рост разных частей тела и, с другой стороны, завершение формирования абстрактных понятий, словесно-логического мышления - стимулируют формирование и развитие целого ряда его вторичных потребностей. Изменяется содержание потребности в самопознании - подростка начинают интересовать и особенности собственной внешности - в свете принадлежности к определённому полу, и свои личностные качества, и своё будущее . Формируются потребности в самореализации и самосовершенствовании - физическом, интеллектуальном, нравственном. Изменяется потребность в познании окружающего мира: интересы подростка вновь значительно расширяются, распространяясь на множество самых различных сторон действительности, разнообразных социальных групп (гендерных, возрастных, этнических, политических, профессиональных, конфессиональных и т.д.), одновременно они всё более дифференцируются и специализируются. Новый виток развития получают социальные потребности - их предметное содержание и способы удовлетворения вновь изменяются. Во- первых, на основе первичной потребности в сексе формируется вторичная социальная потребность - в любви к человеку противоположного пола, в которую включается целый мир тончайших человеческих чувств - эстетических и нравственных (восхищения, нежности, заботы, умиления и др.). Во-вторых, потребности в эмоциональных контактах, общении, признании, уважении, дружбе и т.п. «смещаются» на сверстников - как тех, кто «способен понять» происходящие с подростком психологические изменения. Это приводит к формированию новых типов взаимоотношений и, как следствие, новых способов удовлетворения указанных потребностей. Необходимо подчеркнуть, что, поскольку для подростка значимыми становятся сверстники, то в данном возрасте именно их личностные особенности оказывают сильное влияние на формирование и развитие его потребностей.
Все потребности человека заканчивают своё формирование к концу подросткового возраста. Однако это не означает, что все подростки характеризуются одинаковой иерархией потребностей, или что в этом возрасте заканчивается развитие потребностей.
Последующее развитие потребностей может осуществляться путём качественных изменений их предметного содержания и способов удовлетворения. Характер этих изменений зависит от образа жизни каждого конкретного человека и поэтому уникален. Типическими являются лишь некоторые тенденции, обусловленные, например, воз- растом, полом человека.
Кроме того, развитие потребностей может осуществляться за счёт перестройки их иерархии, что в целом происходит нечасто - в связи с наступлением очередного возрастного периода , накоплением опыта, а также в связи с некоторыми событиями, резко и кардинально изменяющими образ жизни человека.
Практическое задание
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы. Осуществление какой деятельности в течение последнего месяца является очень значимым для вас, занимает максимум вашего внимания, времени и сил?
На удовлетворение какой потребности направлена эта деятельность? Как данную потребность можно обозначить в соответствии с приведёнными в параграфе критериями классификации? Как часто в прошлом вы удовлетворяли эту потребность? Какое место данная потребность занимает в вашей иерархии потребностей? Каким образом это характеризует вашу личность?
Запишите результаты проделанной работы.
Назад | Содержание | Вперед |