§ 4. Принципы организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации
Принципы организации и деятельности государственных органов представляют собой основополагающие начала построения и функционирования всей системы государственных органов. В Конституции Российской Федерации и в соответствующих федеральных законах закреплены важнейшие из них. Это следующие принципы:
1. Единство системы государственной власти в Российской Федерации базируется на концепции разделения властей. Принцип единства системы государственной власти обусловливает единообразие принципов формирования и функционирования системы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Осуществляя единую государственную власть, государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с принципом разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную и при соблюдении требований основ конституционного строя, являются носителями общегосударственных интересов на соответствующем уровне.
2. Выборность государственных органов в Российской Федерации, имея универсальный характер, реализуется в специфических формах и вариантах при формировании соответствующих государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации. Значительная часть государственных органов в Российской Федерации создается путем выборов.
В первую очередь, путем выборов образуются законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации избирается глава государства - Президент Российской Федерации.
Принцип выборности ограничен в отношении органов судебной власти. Так, в соответствии с ч. 1 статьи 128 Конституции Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Участие граждан Российской Федерации в формировании (выборах) и деятельности органов государственной власти. Участие граждан в формировании органов государственной власти достигается не только посредством выборов.
В части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации говорится о праве граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
4. Коллегиальность и единоначалие в деятельности государственных органов в Российской Федерации.
Понятие «коллективность» охватывает совместную деятельность любой по численности и составу группы людей. В тех же случаях, когда коллектив отвечает определенным количественным и качественным параметрам, он выступает в более высокой степени организованности - в виде коллегии. Поэтому под коллегиальностью понимается такая организация и деятельность определенного коллективного органа, когда в его состав входит определенное число лиц, избранных персонально в установленном законом порядке, а вопросы, входящие в компетенцию коллегиального органа, решаются большинством голосов на основе коллективного, свободного и делового обсуждения.
К коллегиальным государственным органам могут быть отнесены прежде всего выборные представительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, а также выборные представительные органы в муниципальных образованиях. Коллегиальность предполагает не только право, но и обязанность членов представительного органа (депутатов) активно участвовать в работе самого представительного органа, а также в работе того внутреннего вспомогательного органа, в который депутат избран (комитет, комиссия). Поэтому законодательные акты или регламенты представительных органов определяют тот необходимый минимум, или, иначе говоря, кворум, без которого деятельность представительного органа, принятые им акты не могут быть признаны действительными, то есть имеющими юридическую силу. Действующее федеральное конституционное законодательство, федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации знает два вида кворума: во-первых, для открытия и проведения заседания и, во-вторых, для принятия федерального конституционного закона, федерального закона или иного решения представительного органа государственной власти.
Коллегиальным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации, о чем сказано в статье 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.
Единоначальные государственные органы - Президент Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы администраций муниципальных образований. Единоначальными являются также федеральные министры, руководители других федеральных органов исполнительной власти, а также руководители структурных подразделений в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данном случае, однако, следует отметить, что при многих единоначальных руководителях в качестве совещательных органов действуют коллегии. Это коллегии министерств, коллегии при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации и некоторых других государственных органов Российской Федерации и государственных органов ее субъектов. Совещательный характер этих органов определяется тем, что единоначальный руководитель может провести в жизнь свое решение, не считаясь с мнением коллегии.
5. Гласность в деятельности государственных органов Российской Федерации. Гласность - это одно из непременных условий демократии, предпосылка сознательного участия граждан в управлении делами государства. Гласность предусматривает возможность для населения быть в курсе дел государственных органов и органов местного самоуправления, гласность должна дать народу полную картину того, как работают государственные органы и органы местного самоуправления, какие задачи стоят перед ними; граждане должны знать не только результаты деятельности соответствующих органов, но и методы достижения этих результатов.
Требование гласности реализуется, прежде всего, в деятельности представительных органов. Это означает, что вся их работа должна проходить открыто, при систематическом и всестороннем информировании населения об их решениях и мероприятиях.
В части 2 статьи 100 Конституции Российской Федерации установлено, что заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.
Аналогичные требования к гласности предусмотрены и в Регламенте Совета Федерации, в регламентах представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принцип открытости, гласности закреплен также в части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Понятно, что гласность не беспредельна. Для части государственных органов, в особенности правоохранительных, гласность их практической деятельности может быть ограничена требованиями закона.
6. Законность в организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации. С объективной стороны законность предполагает наличие режима законности в стране. С субъективной стороны законность - один из принципов организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который представляет собой требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов и основанных на них иных нормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их общественными объединениями.
Обеспечение законности в организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления означает:
во-первых, соблюдение каждым государственным органом и органом местного самоуправления порядка их избрания, формирования;
во-вторых, соблюдение конституционных и законодательных норм, устанавливающих компетенцию соответствующих органов;
в-третьих, соответствие требованиям законодательства всей организации работы того или иного органа, его структурных подразделений, депутатов представительных органов, государственных и муниципальных служащих;
в-четвертых, соответствие требованиям законности порядка подготовки и принятия, а также формы и содержания принимаемых нормативных правовых актов;
в-пятых, каждый государственный орган, орган местного самоуправления в своей практической деятельности обязан руководствоваться одним из определяющих принципов основ конституционного строя, закрепленного в статье 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». А это означает также и сама обязанность каждого государственного органа и органа местного самоуправления руководствовались этим принципом в своей практической деятельности.
Назад | Содержание | Вперед |