§ 1. Выборы в системе государственной власти: понятие, принципы, уровни и виды выборов в Российской Федерации
В политической жизни современных государств, в том числе и в Российской Федерации, значительная роль принадлежит таким политико-правовым институтам, как выборы, избирательное право, избирательная система, избирательный процесс. Эти понятия тесно связаны между собой, но каждое из них имеет свое самостоятельное значение, играющее значительную роль в ходе организации и проведения выборов.
Что такое выборы? В государственном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования представительного государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования избирателей или управомоченных лиц при условии, что на каждый представляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата. Данное определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов.
В пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы определены как «форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица».
Для того чтобы выборы были подлинными (этот термин используется во Всеобщей декларации прав человека и в Международном Пакте о гражданских и политических правах), надлежащим образом выполняющими свое социальное предназначение, они должны проводиться на основе принципов, которые отвечают обязательным требованиям международного права и признаваемых Российской Федерацией международных стандартов.
К таким принципам выборов следует отнести:
Во-первых, обязательность выборов. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные органы должны: а) регламентировать время деятельности институтов публичной власти. Общий правовой режим обязательности проведения всех выборов установлен в статье 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года; б) обеспечивать их воспроизводство (переизбрание, ротацию) на регулярной основе в законом определенные сроки через избирательный процесс. При этом главный акцент сделан на условия и процедуру назначения выборов. В связи с этим в статье 10 Федерального закона установлено, что выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Во-вторых, периодичность выборов. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов, она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов.
Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет важное значение, и определяется он в ч. 1 статьи 8 Федерального закона, где сказано, что срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В-третьих, свобода выборов. Принцип свободы выборов предполагает добровольность участия гражданина в избирательном процессе и, как следствие, недопустимость любых форм воздействия с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление (п. 3 статьи 3 Федерального закона).
При свободных выборах должны быть, в частности, обеспечены:
а) избрание хотя бы одной из палат законодательного органа путем свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов;
б) для граждан и их объединений обязательна свобода собраний, мнений, слова, информации;
в) возможность исключения при голосовании подкупа или других противозаконных действий, создания условий для безопасности и целостности избирательного процесса;
г) тайна голосования. Это означает, что ни один избиратель не может быть принужден судом или каким-либо иным путем объявить, как он голосовал или как он намерен голосовать.
Принцип свободных выборов иногда связан с юридически фиксированной квотой участия избирателей в выборах, которая является необходимой формой признания права выборных органов государственной власти осуществлять свои функции власти в пределах и сроки, установленные законами. Законом минимальный процент явки избирателей может быть повышен, понижен или вовсе отменен.
В-четвертых, открытость и гласность выборов. Федеральное избирательное законодательство содержит ряд норм, обеспечивающих реализацию этого принципа в деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и гласность избирательных кампаний для всех участников избирательного процесса. Так, в пункте 5 статьи 3 Федерального закона установлено, что деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определения результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. Гласность, в частности, обеспечивается введением в избирательный процесс института наблюдателей, которые уполномочены осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования.
В-пятых, альтернативность выборов. Принцип альтернативности составляет исходную предпосылку организации и проведения демократического конкурентного избирательного процесса. Открытая юридическая формула данного процесса изложена в пункте 33 статьи 38 Федерального закона, в которой установлено, что если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему или если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списка кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Уровни и виды выборов. В Российской Федерации выборы проводятся на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации (региональные выборы) и муниципальные выборы (выборы в муниципальных образованиях).
Федеральные выборы - это выборы Президента Российской Федерации, выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Региональные выборы - это выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В избирательном законодательстве Российской Федерации юридически оформлены следующие основные виды выборов: очередные выборы; досрочные выборы; выборы в порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти в отдельных субъектах Российской Федерации; выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы); повторные выборы в случаях, предусмотренных законодательством о выборах.
Завершая рассмотрение этого вопроса, следует еще раз подчеркнуть, что властвование от имени народа носит политический характер. Оно (властвование) вручается особой категории лиц - депутатам и соответствующим должностным лицам. Следовательно, акт выборов в юридическом смысле есть вручение народом своим представителям права на осуществление суверенной государственной власти, принадлежащей народу как источнику и носителю этой суверенной государственной власти. Именно поэтому выборы статей 3 Конституции Российской Федерации отнесены, наряду с референдумом, к основам конституционного строя в качестве высшего и непосредственного выражения власти народа.
Назад | Содержание | Вперед |