§ 2. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации
Понятие и виды избирательного права. Широкий круг общественных отношений, возникающих в связи с выборами представительных органов, иных государственных органов и органов местного самоуправления, нуждается в урегулировании со стороны государства. Эти отношения однородны по своему внутреннему содержанию и потому регулируются определенной группой государственно-правовых норм, которые в своей совокупности составляют избирательное право. Однако само понятие «избирательное право» распадается на два самостоятельных понятия - избирательное право в объективном смысле и избирательное право в субъективном смысле.
Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют порядок организации и проведения выборов в представительные и иные выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также и порядок проведения референдума. Содержание избирательного права в объективном смысле представляет собой облеченные государством в форму правовых норм правила, принципы и гарантии, регламентирующие порядок осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений по подведению итогов выборов. Такой правовой формой является соответствующие федеральные законы о выборах.
Избирательное право в субъективном смысле - это гарантированное государством право граждан участвовать в выборах.
Различают активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право - право граждан обладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти и органов местного самоуправления. В статье 60 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Именно по достижении 18-летнего возраста гражданин Российской Федерации получает право принимать участие в выборах, то есть реализовать принадлежащее ему активное избирательное право.
Пассивное избирательное право - право гражданина быть избранным в выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права пассивное избирательное право реализуется, прежде всего, самим избирателем - кандидатом при поддержке установленного законодательством числа граждан и может заканчиваться избранием кандидата членом соответствующего выборного органа.
В Российской Федерации пассивное избирательное право приобретают граждане Российской Федерации по достижении определенного возраста: быть депутатом представительного органа государственной власти Российской Федерации (Государственной Думы Федерального Собрания), субъекта Российской Федерации и выборного органа местного самоуправления - 21 год; быть представленным Президентом Российской Федерации на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - 30 лет; при выборах Президента Российской Федерации - 35 лет.
Понятие избирательной системы и виды избирательных систем. В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, которые складываются в процессе организации и проведения выборов. В основе своей эта система регулируется конституционными нормами, но не сводится только к конституционным правоотношениям. В широком смысле в избирательную систему входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения.
Чаще, однако, термин «избирательная система» употребляется в узком смысле. В этом случае мы говорим уже о способе распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов, видов избирательных систем, существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.
Виды избирательных систем. Принято считать, что основными избирательными системами, действующими в современном мире, являются мажоритарная избирательная система и пропорциональная избирательная система, для каждой из которых характерно довольно большое количество разновидностей.
Мажоритарная система (от французского слова majorite - «большинство») - это система определения результатов голосования, при которой избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, которые обусловлены различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства, голосов. В связи с этим различаются мажоритарная система относительного большинства, мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система квалифицированного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая разновидность мажоритарной системы. Избранным при этой системе считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Мажоритарная система относительного большинства может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Применяется эта система на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично - в Германии.
Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидат для избрания должен получить более половины общего числа голосов избирателей. Но это исходное число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.
Мажоритарная система квалифицированного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов - 2/3, 3/4 и др. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем избирательная система абсолютного большинства.
Пропорциональная избирательная система. Это система пропорционального представительства политических партий, главная идея которой в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Избиратель с этом случае выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями и голосует за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров.
Для определения результатов голосования в ряде стран устанавливается так называемый заградительный пункт, то есть минимальный процент голосов, которые должен собрать партийный список кандидатов для участия в пропорциональном распределении мандатов, а также определяется избирательная квота, то есть то число голосов, которое необходимо для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии.
Смешанные избирательные системы. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных избирательных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. В Российской Федерации смешанная избирательная система применялась при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в 1995, 1999 и в 2003 гг. Половина ее депутатов (225 человек) избиралась в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе абсолютного большинства; другая половина депутатов (опять же 225 депутатов) избиралась по общефедеральному избирательному округу по партийным спискам.
Смешанная избирательная система в Российской Федерации в настоящее время применяется при проведении выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В этом случае: одна половина депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Россий- 320 ской Федерации избирается по единому территориальному избирательному округу, включающему всю территорию субъекта Российской Федерации; по партийным сноскам на основе принципов пропорциональной избирательной системы; вторая половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, охватывающим всю территорию субъекта Российской Федерации, на основе принципов мажоритарной избирательной системы.
Новый порядок избрания депутатов Государственной Думы установлен Федеральным законом от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в статье 3 которого определено: «Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы». Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.
Правовое регулирование порядка выборов в Российской Федерации. Источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан Российской Федераций избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права. Источники избирательного права имеют свою систему, в которой у каждого вида источников свое функциональное назначение. При этом различные юридические источники имеют разную юридическую силу.
Конституция Российской Федерации как источник избирательного права является основой для развития всего избирательного законодательства. Это проявляется в различных формах. Так в Конституции Российской Федерации:
устанавливается, что граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправлении;
определяются федеральные органы государственной власти, которые избираются гражданами Российской федерации и порядок их (выборов) нормативного правового регулирования;
проводится разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного законодательства и устанавливаются общие принцип организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
устанавливается самостоятельность населения соответствующих территорий а формировании органов местного самоуправления.
Федеральные законы как источники избирательного права. Федеральными законами регулируется порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации (избрание Президента Российской Федерации и выборы депутатов Государственной Думы); устанавливаются основные принципы порядка организации и проведения выборов государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; определяются гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации; устанавливаются единые для всех видов выборов организационно-правовые формы их проведения.
Ведущая роль среди федеральных законов, связанных с порядком организации и проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборные органы местного самоуправления, принадлежит Федеральному закону от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями). Особое место Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» среди источников избирательного права Российской Федерации определяется тем, что: во-первых, Федеральный закон от 12 июня 2002 года имеет универсальный характер, так как в нем определены основные принципы организации и проведения выборов любого уровня, устанавливаются гарантии избирательных прав граждан, которые являются общими для всех выборов независимо от их уровня; во-вторых, в федеральном законе сформулирован механизм реализации избирательных прав граждан применительно ко всем стадиям (этапам) избирательного процесса; в-третьих, федеральный закон имеет более высокую юридическую силу, чем 322 другие избирательные законы; он практически выполняет роль основ избирательного законодательства, что предполагает обязательность содержащихся в нем правовых установлений при принятии как федеральных законов о выборах соответствующих органов государственной власти, так и избирательных законов субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами урегулирован, так же, порядок организации и проведения выборов:
Главы государства - Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»;
одной из палат Парламента Российской Федерации - «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г.
К нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которыми регулируются основополагающие для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации отношения, относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации. Сама же система избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации состоит, как правило, из законов о выборах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, о выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и о выборах главы муниципального образования. Такие субъекты Российской Федерации, как Воронежская и Свердловская области, провели кодификацию своего избирательного права в форме кодексов избирательного права.
Что касается актов местного самоуправления, то с их помощью может определяться содержание ряда избирательных процедур при проведении муниципальных выборов. При этом состав избирательных процедур, подлежащих регулированию актами местного самоуправления, устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В частности, актом органа местного самоуправления может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии, работающей на постоянной основе.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения того или иного избирательного закона; инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний политическим партиям, кандидатам в депутаты Государственной Думы, публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием.
Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
Назад | Содержание | Вперед |