§ 3. Основные принципы избирательного права Российской Федерации
Принципы избирательного права - это основные начала, которые определяют характер и направления правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе организации и проведения выборов. Критерием включения тех или иных принципов в систему избирательного права является их закрепление в действующем законодательстве. Наиболее устоявшейся традиционной схемой принципов избирательного права в Российской Федерации было и остается выделение - четырех общепризнанных принципов. Это принципы -всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В то же время их содержание для разных периодов развития российского государства характеризовались определенными особенностями, что подчеркивает достаточно динамичный характер развития каждого из принципов.
Особенности избирательного права Российской Федерации советского периода. Система избирательного права начального этапа советского периода в истории России была заложена Конституцией РСФСР 1918 г. Она обосновывала классовый подход к формированию органов государственной власти. Выборы представительных органов, то есть выборы были не вполне всеобщими, они были не вполне равными, многостепенными с использованием открытого и тайного голосования.
Не вполне всеобщие выборы означали, что правом избирать и быть избранными пользовались российские граждане, достигшие ко дню выборов 18-летннго возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности и оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим возможность производительного труда. Избирательным правом были наделены военнослужащие Красной Армии и флота, а также проживающие на территории России иностранцы из рабочих и крестьян.
Этих прав были лишены лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, доходы предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церкви и религиозных культов, служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома Романовых.
Не вполне равные выборы характеризовались предоставлением преимущества рабочим перед крестьянством. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов один делегат от рабочих избирался от 25 тысяч избирателей, а один делегат от сельского населения избирался от 125 тысяч жителей.
Выборы были многостепенными: трехстепенными они были для городских избирателей, а четырехстепенными - для сельского населения. Нижним звеном этой системы были сельские и городские (городов без районного деления) Советы, формируемые населением непосредственно. Из их состава избирались представители (делегаты) на районные, городские (городов с районным делением) съезды Советов; следующим звеном были губернские съезды Советов, которые формировались из городских и сельских делегатов. Завершал эту конструкцию Всероссийский съезд Советов, делегат на которые избирались на губернских съездах Советов.
Что касается способа голосования, то голосование могло проводиться так, как решит соответствующий съезд Советов - либо открыто, либо тайно. Прямые выборы депутатов Советов на местах проводились открытым голосованием путем поднятия рук.
С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. общие принципы организации и проведения выборов впервые были определены в Конституциях СССР и РСФСР, в которых были специальные главы - «Избирательная система». В избирательную систему по действующим Конституциям были внесены весьма существенные изменения: многостепенные выборы заменялись прямыми, не вполне всеобщие - всеобщими, невполне равные - равными, открытое голосование - тайным. Содержание каждого принципа избирательного права определялось в соответствующих статьях Конституций СССР и РСФСР, а также в Положениях о выборах соответствующих представительных органов.
Активное избирательное право предоставлялось лицам обоего пола, как и прежде, с 18 лет; можно было быть избранным депутатом Верховного Совета РСФСР по достижении 21 г., а депутатом Верховного Совета СССР - с 23 лет.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает, что право избирать принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18летнего возраста. При этом гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Вместе с тем в пункте 10 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года сказано, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же основаниях.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
К другим ограничениям пассивного избирательного права относится установление федеральным законом минимального возраста кандидата на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления в 21 год; 30 лет - для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Помимо общих требований, предъявляемых к кандидатам в депутаты представительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к депутатам представительных органов местного самоуправления, Президенту Российской Федерации законодательство Российской Федерации о выборах устанавливает правила, согласно которым отдельные категории граждан Российской Федерации не имеют права быть избранными в представительные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления или занимать некоторые выборные должности в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в силу несовместимости занимаемой ими должности с полномочиями депутата представительного органа или в силу их неизби- раемости.
Понятия «несовместимость» и «неизбираемость» не тождественны, каждое из них имеет свои специфические особенности.
Несовместимость включает в себя требование, запрещающее члену представительного органа государственной власти и представительного органа местного самоуправления, определенному законом выборному должностному лицу в течение срока его полномочий занимать определенную должность.
Депутат, выборное должностное лицо, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранного государства, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданстве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления.
Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российском Федерации (далее также - государственные должности) должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица могут устанавливаться федеральным законом.
Неизбираемость юридически абсолютно исключает возможность быть депутатом представительного органа государственной власти и представительного органа местного самоуправления, занимать определенную выборную должность. В этом случае выборы, даже если они уже состоялись, признаются недействительными.
Неизбираемость в Российской Федерации предусмотрена, в частности, п. 3.4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 г.). Внесенными изменениями и дополнениями предусмотрено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления1;
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления;
в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с демонстрацией фашистской атрибутики или символики, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, то есть избиратель не обладает пассивным правом только на этих (проходящих) выборах;
г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений при проведении предвыборной агитации, а также злоупотребление свободой массовой информации, если указанные нарушения либо действия совершились до дня голосования на выборах.
Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющее одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.
К основным гарантиям всеобщего избирательного права следует отнести:
составление списков избирателей; порядок их составления определен в статье 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. (подробнее по этому вопросу см. стр. 85 настоящей главы учебного пособия);
организация избирательных участков проводится с таким учетом, чтобы создать максимально благоприятные условия для участия в выборах каждого избирателя (см. стр. 105);
проведение выборов в нерабочий день; время голосования устанавливается, как правило, с учетом местных условий в пределах с 8-9 часов и до 20-22-24 часов местного времени;
право досрочного голосования тех избирателей, которые в день выборов по тем или иным причинам не смогут проголосовать по месту своего жительства. В помещении территориальной избирательной комиссии досрочное голосование проводится за 15-4 дня до выборов, а в участковой избирательной комиссии - не ранее чем за 3 дня до дня выборов, причем чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
Равное избирательное право - это принцип, предполагающий равную для каждого гражданина возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан.
Принцип равного избирательного права в настоящее время закреплен в статье 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г.
Если выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам, то каждый избиратель имеет, как правило, один голос для голосования за одного из зарегистрированных кандидатов. При выборах по пропорциональной избирательный системе у каждого избирателя имеется один голос для голосования за один из зарегистрированных избирательными объединениями (политическими партиями) списков кандидатов. При выборах по смешанной избирательной системе, то есть при одновременном применении мажоритарной избирательной системы и системы пропорционального представительства, каждый избиратель обладает как минимум двумя голосами: один голос он вправе подать за кандидата по одномандатному избирательному округу, а второй - за список политической партии (избирательного объединения).
Прямое избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации голосует на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за 330 или против кандидата, за вынесенные на референдум вопросы или против них непосредственно.
Помимо прямого избирательного права известны еще два вида непрямого избирательного права - многостепенные и косвенные выборы.
Как мы уже отмечали, в Российской Федерации (РСФСР) многостепенные выборы проводились в соответствии с требованиями Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции РСФСР 1925 г. Особенностью многостепенных выборов было то, что нижестоящие органы государственной власти (Советы) избирали делегатов вышестоящих органов государственной власти (соответствующих съездов Советов).
Суть косвенных выборов состоит в том, что избиратели выбирают специальную коллегию - выборщиков, а они уже уполномочены избрать либо депутатов соответствующего представительного органа, либо то или иное должностное лицо. Таким образом избирается, например, Президент Соединенных Штатов Америки. Коллегия выборщиков избирает также Сенат Франции.
Особая форма проведения выборов с применением косвенных выборов предусмотрена ч. 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой сказано:
«4. Представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов названных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства...». При этом установленный порядок формирования представительного органа муниципального района должен быть закреплен в уставе муниципального района.
Тайное голосование - это голосование, которое исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Достигается это целым рядом предусмотренных в законодательстве организационных мер. Главной такой мерой является то, что заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине или ином специально оборудованном месте или комнате для голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было.
А как поступают в тех случаях, если избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень? В п. 10 статьи 64 Федерального закона установлено, что в данном случае избиратель имеет право воспользоваться помощью другого избирателя, который, однако, не является членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, политической партии и некоторыми другими указанными в федеральном законе лицами. В таком случае избиратель устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в списке избирателей делается соответствующая отметка.
Не является нарушением принципа тайного голосования опрос избирателей о том, как они собираются голосовать или как проголосовали, если такие опросы проводятся с соблюдением одного из важнейших принципов эмпирического исследования - принципа анонимности, добровольности участия и ответов респондентов, то есть избирателей.
Назад | Содержание | Вперед |