2.4. Социально-ориентирующая функция
Содержание этой функции во многом совпадает с той, что Г. Лассуэллом было названо функцией корреляции отношения к действительности, присущей всем социальным коммуникациям. Семья и школа, осуществляют первичную социализацию, то есть приобщение личности к знаниям, нормам, ценностям, опыту, традициям, накопленным обществом и окружающей социальной микросредой. Далее в современном обществе эта функция в значительной мере переходит к СМИ. Они служат выработке и сохранению общей ценностнонормативной платформы: что такое хорошо, что такое плохо и как, соответственно, стоит думать и поступать.
Интернет приносит технологически принципиально новую степень свободы в обмене информацией, возможности высказать свою точку зрения на множестве площадок. Как не раз отмечалось, СМИ по своей природе не являются самыми подходящими ресурсами для осуществления плюрализма мнений: здесь, повторимся, в разной мере, но неизменно, присутствует влияние владельцев/учредителей/создателей сайта на организацию общения и на контент. Однако никакой другой социальный институт не способен выполнять данную функцию в сочетании с присущими СМИ другими функциями: например, и информировать, и оценивать события и при этом организовывать их обсуждение в широких социальных рамках, то есть выполнять функцию форума (см. 2.6).
Интернет обостряет проблему социальной идентичности - отнесения себя к определенным социальным общностям. Есть точка зрения, что если традиционные коммуникации (письмо, книга, телефон) сломали пространственно-временные барьеры, то новейшие средства идут дальше: ломают границы идентичности, здесь создается широкий спектр виртуальных сообществ, быстро сменяющих друг друга. В этой связи важность выполнения ценностно-регулирующей функции, т.е. установления общей ценностно-нормативной базы возрастает.
Как известно из теории и практики журналистики, ценностно-регулирующая функция проявляется разнообразно: не только в самом содержании, но и через отбор сообщений, их комментирование, расположение в определенной последовательности, на определенных страницах. В качественной демократической журналистике принято четко отделять факты от мнений («вьюз от ньюз»), предоставлять читателю, слушателю, зрителю, пользователю сделать вывод самому. То, как сложится выполнение данной функции в интернет-журналистике, зависит от журналистской культуры, от принятия на себя ответственности за редакционную политику, от овладения различными жанрами и способами выражения отношения к предмету описания. Зависит это и от пользовательской культуры - желания и умения использовать возможности Интернета для формирования собственной позиции. Из исследований аудитории традиционных СМИ давно известно, что одна ее часть стремится, используя различные, в том числе альтернативные, источники информации, составить собственную точку зрения. Другой же удобнее руководствоваться одной и только одной предлагаемой позицией.
Выполнение ценностно-регулирующей функции в демократических СМИ происходит на основе выполнения функции информирования и фокусирования внимания аудитории на определенных событиях и проблемах, то есть - формировании повестки дня. Однако, как также отмечалось, в Интернете происходит дальнейшее дробление аудитории. Особенно остро проблема организации общей аудитории стоит для коммуникаций общенациональных. Замечательно, что наша страна пытается уходить от моноидеологии в СМИ, воплощаемой в советское время иерархией множества центральных и локальных «Правд», однако единая в своих коренных составляющих ценностная платформа, которая в большой мере формируется за счет деятельности общенациональных коммуникаций, необходима и демократическому обществу.
Интернет-СМИ способны выполнять ценностно-регулирующую функцию, присущую СМИ в целом. Для этого они располагают невиданными ранее возможностями, связанными с оперативностью, интерактивностью и гипертекстуальностью. Однако есть и проблемы: дальнейшее дробление аудитории по оф- и онлайновым каналам, несинхронность восприятия информации аудиторией. Это приводит к «размыванию» общей «повестки дня» и информационно-ценностной платформы.
Назад | Содержание | Вперед |