Тема 5. Федеративное устройство России
Формы государственного устройства. Различают две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Основные признаки унитарного государства. Территория государства состоит из административных единиц, которые не обладают ни в какой степени политической самостоятельностью; внутри государства нет государственных образований; компетенция территориальных единиц, а нередко и само их существование и границы устанавливаются текущими актами центральной власти; уставы (статуты) автономных сообществ, областей и других территориальных единиц утверждаются актами центрального парламента; действует единая система законодательства и государственной администрации, единая судебная система; на территории государства действует единственная конституция.
Основные признаки федеративного государства:
- государственная власть в стране делится на два уровня: федеральную и власть субъектов федерации. Соответственно имеются два уровня государственных органов: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации;
- в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти, и в них всегда присутствует элемент соглашения. Если в унитарном государстве власть осуществляется «сверху» и также «сверху» отменяется или изменяется, то в федеративном государстве исключается принятие решений центральной власти в одностороннем порядке - обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации;
- высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства - субъекты федерации (слово «штат» в США, Мексике, Бразилии означает «государство»), которые обладают политической властью;
- характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и её субъектами;
- существование и границы субъектов обычно гарантированы конституцией федерации;
- субъекты федерации сами принимают свои конституции или равнозначные им акты, которые, однако, должны соответствовать федеральной конституции;
- субъекты федерации имеют право издавать свои собственные законодательные акты при условии их соответствия федеральным (за исключением актов, издаваемых субъектами по предметам ведения самого субъекта - они не должны соответствовать федеральным);
- субъекты федерации могут иметь собственную правовую и судебную систему.
Вместе с тем федерация - это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством.
Федерация - это форма государственно-территориального устройства, при которой составными частями государства являются относительно политически и экономически самостоятельные государственные образования - субъекты федерации.
Россия - федеративное государство. В ст. 1 Конституции РФ Россия характеризуется как федеративное государство. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ (глава 3 посвящена федеративному устройству), Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Федеративным договором от 31 марта 1992 года. В 1993 году Конституция РФ закрепила в ст. 65 состав Федерации из 89 субъектов, из которых были 21 - республики, 6 - края, 49 - области, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 - автономная область, 10 - автономные округа. В связи с объединениями на момент издания этого учебника в Российской Федерации насчитывается 83 субъекта Федерации, из них 21 - республики, 9 - края, 46 - области, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 - автономная область, 4 - автономных округов.
В ст. 5 Конституции РФ сформулированы основы конституционного строя в области государственного устройства:
1) Российская Федерация состоит из равноправных субъектов;
2) республики (государства) имеют свои конституции и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство;
3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
4) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется тем, что она является суверенным государством (ее субъекты, даже республики-государства не обладают государственным суверенитетом); имеет федеральную Конституцию, обладающую верховенством на всей территории РФ, территориальное единство, единое гражданство, общие для всей Федерации органы государственной власти, единую федеральную систему права, федеральные предметы ведения, федеральную собственность, единую денежную и кредитную систему, единые Вооруженные Силы, единый государственный язык, право внешних сношений с иностранными государствами, единые федеральные государственные символы - флаг, герб, гимн, столицу.
Особенности федеративного устройства России. Существуют различные классификации по видам федераций.
1. По роли национального фактора в организации федеративного устройства различают:
- федерации, построенные по национальному принципу (Бельгия, бывшие СССР, Союзная Республика Югославия, Чехословакия и др.);
- по территориальному принципу (США, Германия, Бразилия);
- по национально-территориальному принципу (Российская Федерация). Края, области, города Российской Федерации образованы по территориальному принципу, другие субъекты - республики, автономная область, автономные округа - образованы по национальному признаку.
2. По способу складывания различают конституционные (Германия) и договорные (США, Швейцария) федерации. В отечественном правоведении отнесение Российской Федерации к этим видам вызывает споры. Сначала был заключен Федеративный договор 31 марта 1992 года, поэтому многие относят РФ к договорному типу. Противники обращают внимание на то, что этот договор не носил учредительного характера, он не был договором об образовании Российской Федерации, а является договором о разграничении предметов ведения и полномочий между ее субъектами и лишь в Конституции 1993 года были установлены статусные черты Российской Федерации. Поэтому они относят Россию к конституционной федерации.
Третьи предлагают компромиссный вариант: отнесение РФ к конституционно-договорной федерации.
3. По составу субъектов выделяют симметричные (например, Германия состоит только из земель) и асимметричные, к которым относится Россия, в которую входят различные субъекты - республики (государства), края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем федерация отличается от унитарного государства?
2. Выделите основные статусные черты Российской Федерации.
3. В чем состоят особенности Российской Федерации по сравнению с другими федерациями мира?
Назад | Содержание | Вперед |