Глава 6. Этнические аспекты рождаемости

  Как известно, показатели рождаемости у разных народов сильно варьируют. Впрочем, национальная принадлежность, конечно, сама по себе не определяет уровня рождаемости, который обусловливается комбинированным влиянием многих факторов: физиологических, брачно-семейных, социальных, экономических, культурных, наконец, религиозного1. У различных народов эти факторы по-разному сочетаются, действуют в том или другом направлении, имеют неодинаковый относительный вес, в результате чего порой приобретают весьма специфический этнический аспект. Все это приводит к тому, что иногда у живущих рядов народов показатели рождаемости весьма сильно различаются между собой (бывает, правда, что демографическое поведение того или иного этноса претерпевает некоторые изменения под влиянием соседнего народа).
  Остановимся далее на основных факторах, так или иначе влияющих на рождаемость, обратив, конечно, главное внимание на их этнический аспект.
  Поскольку женщина может за свою жизнь родить лишь ограниченное число детей и максимум рождений обусловлен самой природой человека, то одним из факторов, определяющим рождаемость, является физиологический.
  Средний уровень естественной рождаемости, т.е. число детей, которое может родить женщина, непрерывно состоя в браке и не применяя каких-либо специальных мер планирования семьи, составляет приблизительно 10 рождений. В случаях же нескольких многоплодных родов (к которым некоторые женщины генетически предрасположены) максимум детей у одной женщины может доходить и до 40.
  Физиологический фактор рождаемости включает и длительность репродуктивного периода. У женщин этот период начинается в 12-17 лет и заканчивается примерно к 45 годам. У мужчин репродуктивный возраст начинается около 15 лет, а заканчивается в 55-70 лет, а иногда и гораздо позже (иногда длится до 90 и более лет). Особых вариаций по этническому или расовому признаку, как показали специальные наблюдения, в репродуктивном возрасте нет. Что же касается предрасположенности к многоплодным родам, то здесь была замечена определенная региональная (а возможно, и расовая) дифференциация. Многоплодные роды особенно часты у народов Тропической Африки, значительна частота таких родов и у населения Южной Азии. В Европе же случаи многоплодных родов встречаются гораздо реже, а в Восточной Азии - совсем редко.
  К физиологическим, а точнее, к генетическим факторам рождаемости можно отнести совпадение или различие у супругов резус- фактора. У большинства людей резус-фактор положительный, и поэтому вероятность несовпадения этой характеристики крови у мужа и жены очень мала. Однако у некоторых народов доля отрицательного резус-фактора несколько повышена и тем самым увеличивается возможность выкидыша (особенно при повторных родах). Наиболее высока доля лиц с отрицательным резус-фактором у европейских народов, а у басков она даже доходит до 30%.
  Возможность рождения ребенка снижается и в случае перенесения человеком некоторых болезней, в частности венерических. Наибольшее распространение венерические заболевания имеют в Африке, прежде всего в Центральной. Поскольку основная часть африканцев в то или иное время переболели этими заболеваниями (а очень многие и недолечились), подавляющее большинство африканских женщин становятся бесплодными еще до окончания фертильного периода3. Распространенность венерических заболеваний, относясь по своей сущности к физиологическим факторам рождаемости, вместе с тем сильно зависит от существующих в стране социально-экономических условий и от культурного уровня населения (возможность и желание лечиться, санитарно-гигиеническое состояние и т.д.).
  Говоря о физиологических факторах рождаемости, следует также подчеркнуть, что они проявляют себя в полной мере лишь у населения, не практикующего сознательное планирование семьи.
  Значительно воздействуют на показатели рождаемости брачносемейные факторы: возраст вступления в брак, степень охвата населения брачными отношениями, возможность разводов и повторных браков, формы брака и типы семьи. Все эти параметры у различных народов весьма неодинаковы, и поэтому брачно-семейные факторы часто приобретают этнический аспект. Например, у разных этносов в довольно больших пределах колеблется возраст вступления в брак. В большинстве стран существуют законы, устанавливающие минимальный брачный возраст: он варьирует от 12 лет в Испании, Греции, ряде стран Латинской Америки и некоторых штатах США до 18 лет в большинстве европейских стран. Однако между установленным законодательством нормами в этой области и преобладающей практикой нет жесткой взаимосвязи. Официально разрешенный в стране весьма низкий брачный возраст еще не означает, что там преобладают очень ранние браки. Так, в Латинской Америке в пяти государствах девушкам по закону разрешено вступать в брак с 12 лет и еще в девяти - с 14 лет, в Африке же лишь в пяти странах разрешено выходить замуж  до 15 лет. Тем не менее средний фактический возраст вступления в брак в Африке ниже, чем в Латинской Америке: соответственно 18,5 и 20,5 лет. У большинства народов браки заключаются в преимущественном числе случаев позже, чем разрешено по закону, причем для мужчин это характерно в большей степени, чем для женщин. Возраст вступления в брак у мужчин обычно существенно выше, чем у женщин, а у ряда этносов (у австралийских племен, индейцев Южной Америки, народов Индии) очень распространены браки между пожилыми (у австралийцев - даже очень старыми) мужчинами и молодыми девушками. У некоторых народов (например, у мордвы, удмуртов, китайцев, корейцев), наоборот, в прошлом были частыми браки, когда невеста на 10-15 лет старше жениха.
  Возраст вступления в брак зависит от многих причин, в том числе и от социально-экономических. Так, очень ранние браки присущи традиционным обществам, что обусловлено как существующими общественными устоями, так и хозяйственной необходимостью (семья мужа стремится пораньше получить дополнительную работницу). Замужества в очень молодом возрасте характерны для народов с патриархальными порядками: такими браками гарантируется невинность невесты.
  Если в аграрных странах специфика хозяйственной деятельности стимулирует ранние браки, то в индустриальном обществе, напротив, браки часто откладываются до достижения супружескими парами экономической самостоятельности. Возможность получения образования также обычно находится в обратной зависимости от возраста вступления в брак. Вместе с тем прямой корреляции между уровнем развития страны и средним брачным возрастом все же нет. В Европе самые поздние браки характерны для бедной по европейским меркам Ирландии (там средний возраст вступления в брак составляет около 30 лет).
  Возраст вступления в брак довольно сильно влияет на показатели рождаемости. Народам, у которых распространены ранние браки, свойственна более высокая рождаемость . Именно в регионах с максимальной рождаемостью наблюдается самый низкий брачный возраст: в Африке, как уже говорилось, он составляет 18,5 лет5. При ранних браках детность увеличивается как за счет удлинения периода, во время которого возможно деторождение, так и за счет большей плодовитости в молодых возрастах. Впрочем, говоря о влиянии брачного возраста на уровень рождаемости, надо отметить, что это влияние существенно у народов, мало практикующих внутрисемейное планирование числа детей.
  С возрастом вступления в брак довольно тесно сопряжена доля людей, состоящих в браке. У народов, предпочитающих ранние браки, удельный вес женатых и замужних в населении намного выше, чем у народов, для которых более характерны поздние браки. Так, у современных народов Африки и Азии доля состоящих в браке среди людей, имеющих по закону право вступить в брак, колеблется от 95 до почти 100%, в то время как у европейских народов она очень редко превосходит 90%. На величину этого показателя существенное влияние оказывает традиционное отношение того или иного народа к безбрачию. Например, у многих африканских народов к неженатым мужчинам относятся с явным предубеждением. У большинства народов Азии и Африки общественный статус незамужней женщины намного ниже, чем женщины замужней. В противоположность этому европейские народы в целом к безбрачию относятся довольно спокойно.
  Понятно, что более высокий удельный вес людей, состоящих в браке, создает дополнительные предпосылки для повышенной рождаемости. Хотя брачность - не обязательное условие рождаемости, и часть детей рождается вне брака, все же основная часть детей в большинстве стран рождается у людей, состоящих в браке. Несколько иная ситуация в странах Латинской Америки, Карибского бассейна и на населенных преимущественно мулатами островах, прилегающих к Африке (на Сейшельских Островах, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи и др.), где широко распространено внебрачное сожительство, или конкубинат . По прошествии нескольких лет часть пар, соединенных в конкубинаты, регистрируется. Такая форма союза между мужчинами и женщинами у жителей островов Вест-Индии связана, очевидно, с тем, что они в основном представляют собой потомков бывших рабов, рабам же было трудно, а порой и невозможно заключить брак7. И хотя население упомянутых регионов спокойно относится к конкубинатам и потомство от таких союзов не подвергается дискриминации, все же рождаемость у женщин, состоящих в юридически оформленном браке, выше, чем у женщин, брак которых не оформлен.
  На показатели рождаемости в некоторой степени влияет также возможность разводов и допустимость повторных браков (как после развода, так и после смерти одного из супругов). У большинства народов, живущих родо-племенным строем, разводы очень просты. Отношение к разводу у более развитых народов различно. Существенную роль играет религиозный фактор. Предельно легки разводы (для мужской стороны) у народов, исповедующих ислам.
  У христиан отношение к разводу гораздо более строгое, особенно это касается деноминаций, признающих брак таинством8. Католикам вообще запрещено разводиться. Довольно сложна процедура развода у православных, хотя она и стала теперь несколько легче, чем раньше, когда для развода требовалось разрешение Святейшего Синода, и случаи разводов поэтому были крайне редки (вспомним хотя бы развод между Карениными в знаменитом романе Льва Толстого). У протестантов разводам церковь не препятствует, хотя отношение к ним неодобрительное9.
  Осуждаются разводы и в индуистской религии.
  На возможность заключения повторных браков религиозная принадлежность наряду с существующими народными традициями также оказывает большое влияние. У народов, живущих родо-племенным строем, для повторного брака разведенных и вдов каких-либо препятствий обычно не имеется.
  Нет каких-либо существенных преград для повторного брака и у мусульманских народов: будущему супругу необходимо лишь выждать два-три месяца после прекращения предыдущего брака, для того чтобы убедиться, что женщина не была беременна. У мусульман раньше широко бытовал и левират.
  У современных христианских народов отношение к повторным бракам вдов (а в случаях, когда развод разрешен, и к повторным бракам разведенных) вполне терпимое, хотя сохранение вдовой верности покойному мужу ценится весьма высоко. Для раннего же христианства было характерно отрицательное отношение к повторным бракам вдов.
  Хотя буддизм и не запрещает вступать в новый брак, у многих буддийских народов вдовы и вдовцы часто сознательно остаются одинокими, чтобы лучше подготовиться к загробной жизни.
  Согласно китайским религиозно-этическим нормам, "целомудренные вдовы", как называли сохранивших верность покойным мужьям женщин, считались образцом добродетели. Об этом говорит, в частности, обычай устанавливать им после смерти памятники. Однако этот же обычаи свидетельствует и о том, что таких подвижниц было немного.
  Особенно же негативное отношение к бракам вдов характерно для народов, исповедующих индуизм, хотя в Индии еще в 1856 г. колониальными властями был издан закон, разрешающий вдовам вновь выходить замуж. Естественно, что индуистское положение о недопустимости повторного замужества вдов оказывает на рождаемость отрицательное воздействие тем более, что у индуистов широко распространены браки, когда муж намного старше жены, в результате чего молодые вдовы (иногда им всего по 15-20 лет) оказываются исключенными из процесса деторождения.
  Немалое влияние оказывает на рождаемость принятая у народа форма брака. У большинства этносов брак моногамен. Вместе с тем у некоторых народов сохраняется и полигамия. Полигамные браки бывают двух видов: полигинные (когда муж имеет несколько жен) и полиандрические (когда у жены несколько мужей).
  Полигинные браки распространены, в частности, у народов, исповедующих ислам (арабов, иереев и др.). Коран разрешает мусульманину иметь четыре жены и сколько угодно наложниц. Очень часты полигинные браки у африканских народов, причем не только у мусульманских, но и придерживающихся местных родо-племенных верований. Раньше полигинные браки встречались также в Индии и Китае. Многоженство допускалось и у некоторых индейских народов (например, сиу), австралийских аборигенов. У европейских народов полигиния была изжита еще в средние века. Этому способствовало в первую очередь христианство, практически все направления которого запретили многоженство. Многоженство было разрешено только у одной маргинальной протестантской секты - мормонов, живущих в основном в США в штатах Юта и Айдахо.
  Как это на первый взгляд и не кажется парадоксальным, многоженство в целом оказывает отрицательное воздействие на рождаемость. У одного и того же народа, среди которого распространены как моногамные, так и полигамные браки, на каждую женщину, живущую в моногамном браке, в среднем приходится больше детей, чем на каждую женщину, живущую в полигамном браке. Дело состоит в том, что в гаремных семьях половая активность мужчины несколько повышается, однако не пропорционально числу жен. Кроме того, в полигамных семьях очень часто случается, что муж больше внимания уделяет какой-нибудь одной, любимой жене. Полигиния может положительно влиять на рождаемость только после крупных войн, когда из-за потерь мужского населения получается половая диспропорция и за счет многоженства может быть увеличило число женщин, состоящих в браке и соответственно участвующих в деторождении.
  Впрочем, надо отметить, что у всех народов, у которых допускается многоженство, полигинная форма брака не преобладает, и большинство людей находятся в моногамных брачных союзах.
  Полиандрические браки встречаются редко. Полиандрия подразделяется на братскую (когда мужья являются родными братьями) и небратскую (когда мужья не состоят между собой в кровном родстве). Братская полиандрия была распространена у тибетцев, некоторых гималайских народов (бхотиев, шерпов, ладакхов и др.), а также у ряда дравидоязычных народов Южной Индии (кандхов, тода, бадага, кодагу). Небратская полиандрия практиковалась среди наяров - одной из каст малаяли. Теперь у всех этих народов полиандрических семей почти нет. Полиандрические браки встречались также у некоторых индейских народов Северной Америки, эскимосов, полинезийцев Маркизских островов.
  Полиандрические браки, по-видимому, отрицательно влияют на рождаемость. В таких семьях женщина быстро физически изматывается, здоровье ее подрывается.
  Определенная связь прослеживается также между уровнем рождаемости и типом семьи. В больших семьях рождаемость обычно выше, чем в малых, поскольку в них родители могут надеяться на помощь родственников в обеспечении детей пищей и уходом. В малых же семьях часто приходится откладывать брак и рождение детей до достижения экономической самостоятельности. Вместе с тем в больших семьях иногда имеются и факторы, понижающие репродуктивность: например, в них строже, чем в малых семьях, соблюдаются бытующие у многих народов половые ограничения.
  При анализе брачно-семейных факторов рождаемости был отчасти затронут и вопрос о влиянии религиозной принадлежности на репродуктивное поведение. Однако воздействие религиозного фактора не ограничивается лишь тем, что у представителей различных конфессий существуют разные формы семьи и неодинаковое отношение к повторным бракам.
  Из мировых религий самая аскетичная - буддизм. Как известно, по буддийскому вероучению, жизнь считается цепью страданий, и правоверный буддист должен подавлять в себе жажду бытия. Последнее, конечно, не может не оказывать влияния и на установки относительно рождаемости. Большинство направлений буддизма поощряет безбрачие, считая его наиболее верным путем к спасению. У буддистов очень развит также институт монашества, а у ламаистов желтошапочного толка10, наиболее распространенного в Тибете и Монголии, от монахов требуется безбрачие, причем доля монахов в Тибете до учиненных в годы "культурной революции" репрессий была очень велика (обычно второй по возрасту сын в семье становился монахом).
  Вместе с тем учение буддизма содержит и ряд положений, объективно способствующих повышению рождаемости. Так, в этой религии существует положение об ахимсе - непричинении зла, которое запрещает избавляться не только от уже родившегося ребенка (как, впрочем, и от всего живого), но и от плода. Не одобряются в буддизме и другие меры контроля над рождаемостью. Все это, естественно, препятствует ее снижению. В том же направлении действуют и издавна существующие у народов, исповедующих буддизм, традиции многодетности.
  Что касается христианства, то разные его положения оказывают противоречивое воздействие на процесс рождаемости. С одной стороны, эта религия призывает верующих увеличивать свое потомство, что, разумеется, положительно влияет на рождаемость. Повышению рождаемости способствует и то, что, согласно христианской морали, единственной целью брака является рождение детей. С другой стороны, для христианства некоторых направлений (прежде всего для восточных церквей) характерен аскетизм: верующие должны направлять все свои помыслы к Богу, а не к земным наслаждениям, что вроде бы не должно поощрять рождаемость. Более того, в некоторых христианских деноминациях определенные группы людей вообще не могут участвовать в деторождении, так как связаны обетом безбрачия. Правда, это относится не ко всем направлениям христианства: институт обязанного соблюдать безбрачие монашества существует только у католиков, православных и представителей других восточных церквей, а целибат для всего духовенства установлен лишь у католиков.
  Есть одна сравнительно небольшая ответвившаяся от православия секта - скопцы, которая вообще не позволяет своим приверженцам иметь половые отношения и рожать детей: все члены этой секты подвергаются кастрации.
  Демографическое поведение сторонников разных христианских деноминаций заметно различается. Причем эти различия связаны в первую очередь не с тем, насколько значительны среди приверженцев того или другого направления группы людей, обязанных соблюдать безбрачие, а с тем, как разные церковные организации относятся к внутрисемейному регулированию числа детей, в частности к абортам и применению противозачаточных средств.
  Наиболее непримиримую позицию по этим вопросам занимает католическая церковь. В своем резко отрицательном отношении к контрацепции католическое руководство исходит в первую очередь из уже упоминавшейся выше доктрины о том, что первейшая цель брака - рождение и воспитание детей. Установки католической церкви по данному вопросу были подтверждены папой римским Пием XI в 1931 г. в энциклике Casti Connubii, после чего католическая церковь отвергла все средства контрацепции. Позже она разрешила лишь один способ ограничения рождаемости - воздержание в определенные периоды от сексуальных отношений между супругами. Впоследствии высшее руководство католической церкви не раз подтверждало незыблемость своей позиции в этом вопросе, хотя во многих странах (например, в США, государствах Латинской Америки и др.) ширится движение рядовых католиков и даже части католического епископата за разрешение церковью контроля над рождаемостью, включая и аборты.
  Гораздо спокойнее к вопросам внутрисемейного планирования рождаемости относятся в последнее время протестантские церкви. Одними из первых (еще в конце XIX в.) за меры по ограничению рождаемости выступили нонконформисты Англии11. Начиная с 1930 г. и англиканская церковь стала считать допустимыми и законными не только половое воздержание, но и другие способы ограничения рождаемости, обусловив, правда, что это должно быть вызвано морально здоровыми причинами. Руководство большинства других протестантских течений также разрешило применение контрацепции. Отрицательно к абортам и противозачаточным средствам относятся радикальные кальвинисты, что связано с их верой в предопределение.
  Столь разные позиции католицизма и протестантизма по вопросу о контроле над рождаемостью привели к тому, что у протестантов в течение довольно длительного времени была более низкая рождаемость, чем у католиков. Правда, впоследствии рядовые католики стали менее строго следовать предписаниям своих руководителей. Так, если в 1955 г. в США 70% католиков соблюдали доктрину церкви в области внутрисемейного регулирования рождаемости, то через 10 лет эта доля упала до 47%. В последние десятилетия, как показал демограф Л. Дей, повышенная рождаемость у католиков наблюдается лишь в тех странах, где они составляют меньшинство (например, в Великобритании, США и др.). В тех же государствах, где католики в большинстве (например, во Франции, Италии, Бельгии, Австрии), рождаемость у них невысокая (в Италии, например, она одна из самых низких в Европе), а иногда даже более низкая, чем у некатолических групп населения.
  Что же касается православной церкви, то она официально не объявила о своем отношении к контролю над рождаемостью, хотя по православному вероучению главной целью брака считается рождение детей. Однако поскольку в крупнейшей православной стране - России - в течение десятилетий насильственно насаждался атеизм, говорить в данном случае о влиянии религиозного фактора на рождаемость довольно сложно.
  Третья мировая религия - ислам - придерживается ярко выраженной пронаталистской позиции. Она призывает как можно больше и как можно скорее множить последователей ислама. Не случайно именно в мусульманских странах в большинстве случаев самая высокая рождаемость. Каноны ислама не устанавливают женщинам низший возрастной предел для возможности половых отношений. Занимая более низкое социальное положение по сравнению с мужчиной, мусульманская женщина может несколько повысить свой статус, лишь будучи матерью большого числа сыновей. Высокой рождаемости мусульман способствует и их отношение к абортам: по законам ислама зародыш с момента зачатия считается человеком и его уничтожение приравнивается к убийству.
  Вместе с тем некоторые положения мусульманского вероучения отрицательно воздействуют на рождаемость (хотя они, конечно, многократно перекрываются факторами, способствующими высокому уровню рождаемости). Так, в мусульманском обществе, как уже говорилось, весьма прост развод (хотя нет и трудностей при заключении повторных браков), разрешено многоженство.
  Отрицательное воздействие на рождаемость в исламских странах оказывает и существующая в большинстве из них диспропорция полов ("нехватка" женщин).
  Несмотря на пронаталистские положения ислама, во многих странах с преобладанием мусульманского населения активно проводится политика, направленная на ограничение рождаемости. Хотя мусульманское духовенство, прагматически подходя к этой проблеме, обычно не препятствует такой политике, население в большинстве случаев весьма скептически относится к регулированию рождаемости.
  Некоторое воздействие на рождаемость оказывают и другие религии, в частности конфуцианство и индуизм.
  Конфуцианство, вне всякого сомнения, положительно, хотя и весьма своеобразно воздействовало на процесс рождаемости. Прямых призывов к увеличению рождаемости в философско-этическом учении Кун- зцы (Конфуция) не содержится. Однако инкорпорированный в конфуцианство культ предков требует выполнения после смерти отца его сыном определенных обрядов, которые никто другой выполнить не может. При невыполнении же обрядов душе будет очень плохо в загробном мире. Поэтому приверженцы конфуцианства стремятся иметь как можно больше сыновей, чтобы даже в случае смерти нескольких из них было бы кому совершить требуемый обряд. Естественно, что это положение конфуцианства приводило к существенному повышению рождаемости13.
  Что касается индуизма, то эта религия влияет на показатели рождаемости весьма своеобразно. С одной стороны, в ней много внимания уделяется половым отношениям, содержатся призывы к ранним и всеобщим бракам, что в условиях непопулярности средств контрацепции способствует высокой рождаемости. Однако упоминавшееся выше отрицательное отношение индуизма к повторному замужеству вдов, естественно, несколько снижает рождаемость.
  Установки на высокую рождаемость характерны для многих традиционных племенных верований, особенно связанных с культом предков.
  В тех случаях, когда этносы страны исповедуют разные религии, религиозный фактор рождаемости может приобрести значение фактора этнического. Так, в Сербии подавляющее большинство сербов - православные, второй же по численности народ в этой стране - албанцы - исповедуют ислам. Рождаемость среди албанцев намного выше, чем рождаемость у сербов. Правда, повышенная рождаемость среди албанцев обусловлена не одной только конфессиональной принадлежностью, но и некоторыми другими причинами (более низким образовательным и культурным уровнем и т.д.).
  В современную эпоху, когда в некоторых странах религиозность сильно упала, а религиозные установки в большинстве случаев не имеют юридической силы, религиозный фактор рождаемости перекрывается рядом других факторов, в частности социально-экономическими и культурными (о них речь пойдет ниже).
  Так, на уровень рождаемости сильно влияют существующие у народа традиции и обычаи. У подавляющего большинства народов, хотя бы в прошлом, существовала традиция многодетности. Это было связано с тем, что на ранних стадиях развития в условиях высокой смертности и частых столкновений с соседними общинами человеческие коллективы были очень заинтересованы в быстром росте своих членов.
  В развивающихся же странах традиции и обычаи до сих пор играют довольно видную роль в общественной и семейной жизни. В частности, у большинства народов этих стран прочно сохраняется традиция многодетности. Считается, что многодетность повышает престиж семьи, мать большого числа детей, особенно сыновей, пользуется особым почетом. Стойкость традиции многодетности связана с бытовавшей прежде почти повсеместно, но и теперь продолжающей сохраняться у многих народов высокой смертностью детей: родители не без оснований опасаются, что, если детей у них мало, они могут их всех лишиться. Традиции многодетности весьма свойственны также земледельческим народам, что связано с широким использованием труда детей в хозяйстве.
  Очень сильны традиции многодетности у африканских этносов, прежде всего у земледельческих племен. Это нашло отражение и в религиозном представлении о том, что заключенная в женщине-матери сила плодородия передается и земле. У некоторых африканских племен Женщины-матери носят специальную одежду, отличающую их от бездетных женщин и подчеркивающую их более высокое социальное положение. Бездетность - самая большая трагедия и позор для африканки. Бесплодная женщина рассматривается как пристанище злых духов, само же бесплодие часто объясняется колдовством. А поскольку бесплодие женщин в Африке не редкость, лучшими невестами считаются те, у которых уже есть дети, что служит доказательством их плодовитости. Поэтому многие африканские народы (в первую очередь приверженцы родо-племенных верований) положительно относятся к добрачным половым связям. Более того, у некоторых из них считается, что сексуальные отношения просто необходимы девушкам, достигшим половой зрелости, иначе они быстро "увянут" и станут бесплодными.
  Одновременно существуют и обычаи, которые несколько сдерживают рождаемость. Например, у многих народов Тропической Африки женщине запрещено иметь половые отношения с начала беременности до исполнения ее ребенку трех лет. Довольно распространен у разных этносов обычай воздержания от половых связей во время выполнения определенных видов хозяйственной и иной деятельности. Например, женщинам из африканского племени абабуа возбраняется иметь половые отношения в период изготовления глиняного сосуда (с момента поиска материала и до того как сосуд будет готов). У другого африканского народа - тонга все мужчины обязаны воздерживаться от половых связей во время войны (в противном случае, согласно поверью, война будет проиграна). Хорошо известно также, что многие религии требуют воздерживания в дни некоторых праздников, постов и т.д.
  Обычаи, влияющие на репродуктивное поведение, играют значительную роль лишь в традиционных обществах. У развитых народов гораздо большее влияние на уровень рождаемости оказывают социально-экономические факторы: образовательный и общекультурный уровень, благосостояние, степень урбанизации, вид занятий. Перечисленные характеристики, хотя и не относятся к этническим, однако, различаясь у разных народов, нередко приобретают этническую окраску. Поэтому при анализе этнического аспекта рождаемости нужно учитывать и социально-экономические факторы.
  Уровень образования, как и культурный уровень в целом, обычно находится в обратной зависимости с показателями рождаемости. Для получения хорошего образования требуются годы учебы, а во время нее люди, как правило, стараются не заводить детей (не случайно у студентов по сравнению с другими лицами того же возраста пониженная рождаемость). С повышением образовательного и культурного уровня у людей растет круг интересов, и они часто не хотят отказываться от интересных для них занятий ради рождения еще одного ребенка. К тому же более образованные люди лучше информированы о способах предотвращения беременности и поэтому более эффективно практикуют внутрисемейное планирование рождаемости.
  С повышением образования в большинстве стран улучшается и благосостояние людей. В целом уровень благосостояния также находится в обратной зависимости от рождаемости, хотя эта связь не абсолютна. Например, в периоды, когда страна переживает кризис и доходы населения сокращаются, падает и рождаемость, и, наоборот, с улучшением материального положения супруги нередко реализуют откладываемое ранее рождение детей. Тем не менее обеспеченные слои обычно имеют меньше детей, чем малоимущие. Кстати, именно семьи из социально продвинутых кругов общества стали первыми практиковать регулирование рождаемости. Потом, правда, рождаемость начала сокращаться (причем даже более интенсивно) и у других групп населения: рабочих, крестьян, мелких служащих. В некоторых развитых странах (например, в США) после резкого падения уровня рождаемости начался ее подъем, причем он был более значительным у обеспеченных и образованных слоев. В результате в нынешнем столетии в развитых странах различия в показателях рождаемости у разных социальных групп меньше, чем в прошлом столетии. Однако обратно пропорциональная зависимость между рождаемостью и благосостоянием в целом все же сохраняется. Именно в наиболее бедных странах наблюдается самая высокая рождаемость, консервируя их бедность и отсталость.
  От уровня образования обычно зависит и вид занятий, что обусловливает дифференциацию рождаемости и по видам трудовой деятельности. Кроме того, дополнительное влияние на репродуктивное поведение оказывает и специфика трудовой деятельности. Так, например, у земледельцев рождаемость обычно выше, чем у кочевых скотоводов.
  На показателях рождаемости сказывается и процесс урбанизации. Для городского населения обычно характерен более низкий уровень рождаемости, чем для сельского населения. Однако и эта зависимость не абсолютна. В специальной литературе показано, что в условиях современной весьма специфической сверхурбанизации в развивающихся странах более высокий уровень рождаемости иногда наблюдается именно в крупных городских агломерациях. Обычно это связывают с сокращением интервалов между рождениями из-за несоблюдения традиционных табу половой жизни (поскольку контроль над рождаемостью там еще не получил широкого распространения).
  Мы рассмотрели важнейшие факторы, влияющие на показатели рождаемости. Однако надо учитывать, что только в научных исследованиях можно при изучении какого-то фактора абстрагироваться от всех остальных14.
  В реальности же различные факторы тесно переплетены между собой и в совокупности действуют на формирование уровня рождаемости. Так, выше отмечалось, что католикам прежде была свойственна более высокая рождаемость, чем протестантам. Однако в ходе проведенного в Германии обследования выяснилось, что соотношение рождаемости у католичек и протестанток заметно варьирует в зависимости от размеров населенных пунктов, в которых они живут: в городах с населением меньше 2 тыс. жителей это соотношение составило ПО к 100, в городах с населением от 2 до 100 тыс. - 105 к 100, свыше 100 тыс. жителей - 100 к 100, т.е. там конфессиональная принадлежность уже не оказывала на рождаемость сколько-нибудь заметного влияния. Этот пример показывает, что фактор урбанизации оказался в данном случае более мощным, чем религиозный. То же можно сказать о соотношении влияния на рождаемость религии и образования. Влияние религии проявляется более заметно при низком уровне образования.
  Именно в результате комплексного воздействия целого ряда факторов и получается сильная дифференциация в уровне рождаемости у различных этносов .
  Из-за весьма различного сочетания этих факторов показатели рождаемости могут сильно отличаться друг от друга даже у разных народов, живущих в одной стране. В США рождаемость у индейцев и мексиканцев значительно выше, чем у белых американцев, в Новой Зеландии из-за неодинаковых коэффициентов рождаемости у англоно- возеландцев и маори численность последних растет гораздо быстрее, чем численность первых, у живущих в Израиле арабов показатель рождаемости в 2 раза выше, чем у евреев.
  Еще больше различается рождаемость по крупным регионам мира. Самые высокие коэффициенты рождаемости наблюдаются в Африке и в Юго-Западной Азии, самые низкие - в Европе, население которой находится на грани депопуляции.

Назад Содержание Вперед