4.2.1. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Самыми крупными отраслями фабрично-заводской промышленности в начале ХХ в. были пищевая и текстильная - на их долю приходилось более половины всей стоимости промышленной продукции. Благодаря протекционистской политике правительства, предоставлению заводам крупных заказов и субсидий, постепенно утвердились такие отрасли тяжелой индустрии, как машиностроение, обеспечивавшее российские железные дороги подвижным составом, и металлургия, производившая для них рельсы.
К началу XX в. в России не был завершен период первоначального накопления капитала. Это являлось серьезным препятствием на пути индустриализации.
Основные причины медленного развития капитализма в промышленности:
1) слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленная крайне низкой покупательной способностью населения;
2) нестабильность финансового рынка и банковской системы, что исключало возможность серьезных капиталовложений.
Для преодоления этих препятствий требовалось вмешательство государства. С.Ю. Витте (министр финансов в 1892-1901 гг.) сумел убедить Николая II в необходимости проведения программы развития промышленности, которая включала в себя следующие основные мероприятия:
1) «перекачку» средств из аграрного сектора в промышленность (крестьяне платили завышенные налоги);
2) увеличение косвенных налогов и введение винной монополии;
3) таможенную защиту отечественной промышленности от иностранной конкуренции;
4) введение золотого денежного обращения (рубль обеспечен золотом) 1897;
5) привлечение иностранного капитала.
Наиболее противоречивым из перечисленных мероприятий было привлечение иностранного капитала.
Последствия привлечения иностранного капитала
1) приносил новые формы организации производства, передовую технику;
2) способствовал быстрому развитию акционерных обществ;
3) способствовал перемещению основных индустриальных центров к источникам сырья;
4) уменьшал возможности для развития свободной конкуренции, так как русские предприятия не могли выстоять в борьбе с западными фирмами, поглощались ими;
5) способствовал закреплению финансовой зависимости России.
Экономическая политика С.Ю. Витте дала положительные результаты. С 1893 г. в России начался промышленный подъем, сыгравший важную роль в складывании отраслевой структуры российской промышленности. Характер этого подъема во многом определялся железнодорожным строительством, осуществлявшимся на государственные вложения. С 1892 г. по 1904 г. протяженность железнодорожной сети в стране увеличилась в 2 раза. Железнодорожное строительство создавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материалы и было одной из причин промышленного бума. Если за время подъема производство в России удвоилось, то производство средств производства увеличилось втрое. При этом выплавка чугуна увеличилась в 6 раз, стоимость продукции машиностроения - более чем в 4 раза. К началу ХХ в. отрасли группы «А» (производство средств производства) давали по стоимости около 40% всей промышленной продукции.
Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологии крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии - все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е годы XIX в. процесса монополизации, когда возникали сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз фабрикантов рельсовых скреплений, Вагонный союз). Во второй половине 90-х годов началось сращивание российских банков с промышленностью, выразившееся в возникновении «сфер интересов» крупнейших российских банков в промышленности, - к 1900 г. Петербургский международный банк оказался заинтересован более чем в 20, а Петербургский учетный и ссудный банк - почти в 30 предприятиях.
В конце 1899 г. в России начался экономический кризис, который продолжался до 1903 г. Кризис охватывал то одну, то другую отрасль хозяйства, меньше других пострадали отрасли легкой промышленности. В большей степени он затронул тяжелую промышленность. Обострив до предела конкурентную борьбу, кризис привел к банкротству более 3 тыс. промышленных предприятий, место которых на рынке заняли предприятия более сильные в финансовом и организационном отношении. Кризис 1899-1903 гг. дал новый толчок развитию монополий, именно в этот период широкое распространение получили различные формы сбытовых монополистических объединений - от простейших картелей до вполне сложившихся синдикатов. В начале 1900-х годов была найдена организационная форма коммерческой легализации сбытовых монополий - синдикаты стали действовать под видом специально учреждаемого торгового общества, которому его учредители - участники объединения передавали право на продажу монополизируемой продукции. В начале 1900-х годов монополии утвердились во всех основных отраслях российской промышленности, производивших средства производства. В черной металлургии господствующее положение заняли рельсовый картель (1900), синдикат «Продамет» (1902), Стрелочный синдикат (1902), картель заводов, изготавливавших кровельное железо, в дальнейшем преобразованный в синдикат «Кровля» (1906). В машиностроении и металлообработке начали действовать синдикаты «Продпаровоз» (1901), «Продвагон» (1902), синдикат «Гвоздь». Добыча угля на юге России была монополизирована синдикатом «Продуголь» (1904). Процесс монополизации охватил в начале ХХ в. и некоторые отрасли, производившие предметы потребления. В текстильной промышленности он, в частности, проявился в возникновении большого числа региональноотраслевых объединений картельного типа. Кризис 1899-1903 гг. явился переломным и в начавшемся процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в период кризиса, правительство оказывало поддержку. На первый план выдвинулись Петербургский международный и Азово-Донской банки.
После затяжной депрессии в стране вновь начался промышленный подъем (1909—1913). Ему способствовали усилившееся развитие сельскохозяйственного производства, рост городов, возросшие военные заказы правительства, накопление в предшествующий период капиталов внутри страны. Новый промышленный подъем характеризовался очень высокими темпами - среднегодовой прирост всей промышленной продукции составлял 8,8%; в 1909-1913 гг. промышленное производство увеличилось в 1,5 раза. Наиболее высокие темпы роста показала металлообрабатывающая промышленность, ее продукция возросла на 80%. Выплавка чугуна увеличилась на 66%, производство стали - на 78%. По темпам роста ряда производств Россия обгоняла своих конкурентов. Например, выплавка чугуна в мире за эти годы выросла на 32%, в США - на 20%, в Германии - на 50%. По национальному доходу Россия находилась на 4 месте в мире, а по темпам роста национального дохода в 1909-1913 гг. страна занимала 1 место в мире. По валовому промышленному производству Россия в этот период занимала 5 место в мире.
Однако при высоких темпах развития промышленного производства огромная масса предприятий оставалась за рамками технического прогресса. Наряду с монополистическими объединениями в стране существовала кустарная промышленность. Кроме того, по комплексному показателю общего развития страны - национальному доходу на душу населения Россия отставала от развитых европейских стран в несколько раз.
Национальный доход на душу населения (в рублях)
Особенности развития промышленности в России
1. Промышленный переворот в России начался в условиях крепостничества, окончательно не завершен к началу ХХ в.
2. Совпадение по времени периодов индустриализации и монополизации.
3. Небольшая емкость внутреннего рынка, низкая покупательная способность населения.
4. Значительный государственный сектор в промышленности, вмешательство государства в экономику.
5. Высокая концентрация производства.
6. Самая высокая в мире концентрация рабочей силы как следствие низкой технической оснащенности.
7. Российская монополия возникла не как следствие технического прогресса, а из-за искусственного сдерживания царизмом развития рыночных отношений.
8. Массовый приток иностранного капитала.
Назад | Содержание | Вперед |