§ 1. Становление института президентства в Российской Федерации
I. К пониманию проблемы института президентства. Возникновение тех или иных систем правления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, состояние различных политических сил в период разработки и принятия конституции государства. Большую роль в выборе системы правления может оказывать субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени и выстраивается вся конструкция государственной власти и управления.
Со времени, когда разделение властей еще только начинало возникать, глава государства сохранил за собой исполнительную власть. Такое решение нашло отражение в разделе I статьи 2 Конституции США 1787 г., в которой сказано: «Исполнительная власть осуществляется Президентом...». Президент США является одновременно и главой государства, и главой правительства.
Главный признак данной формы правления: Президент избирается выборщиками; президент не обладает правом роспуска Конгресса; правительство как высший коллегиальный орган исполнительной власти отсутствует; президент, как глава исполнительной власти руководит огромным исполнительным аппаратом; назначает с «совета и согласия Сената» всех должностных лиц США, должности которых предусмотрены Конституцией США и законом, определяет их полномочия, но они не несет ответственности перед Конгрессом за проводимую политику.
С тех пор эта система стала своего рода образцом («моделью») президентской республиканской формы правления и в науке получила наименование «президентская республика».
В 1958 году генералом Ш. де Голлем (Франция) была инициирована другая республиканская форма правления, сочетавшая в себе признаки и президентской, и парламентской республики, которая получила наименование полупрезидентской, или смешанной, формы правления (иногда ее называют еще французской, а сейчас еще и парламентско-президентской).
Характер этой республики определяется тем, что глава государства (президент) избирается гражданами помимо парламента, а премьер-министр назначается президентом без согласия высшего представительного органа государственной власти (признаки президентской республики); в то же время правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента (парламентская форма правления); с формальной точки зрения, президент не может отозвать премьер-министра.
Не только американская, но и французская форма правления используется многими современными государствами. При этом применение той или иной модели президентской республики в каждом государстве имеет свои многочисленные особенности, которые, по сути дела, не соответствуют первоначальным характеристикам как самой президентской (американской), таи и полупрезидентской (французской) конструкции власти. В 346 разных странах различен характер взаимоотношений президента с парламентом и правительством. Но, так или иначе, и в том, и в другом случае глава государства тяготел и тяготеет в настоящее время именно к исполнительной власти.
II. Становление института президентства в Российской Федерации. В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента РСФСР определялся Законом РСФСР «О Президенте РСФСР», который был принят Верховным Советом РСФСР 24 апреля 1991 г. В статье 1 Закона РСФСР было установлено, что Президент РСФСР является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР. Президент РСФСР избирался гражданами РСФСР на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Порядок выборов определялся Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. «О выборах Президента РСФСР». Одновременно с Президентом РСФСР избирался и вице-президент, кандидатуру которого предлагал Президент РСФСР. Как Президент РСФСР, так и вице-президент избирались сроком на пять лет. Первые выборы Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 г.
Учреждение поста Президента РСФСР было обусловлено рядом объективных факторов к которым следует отнести: резкое ослабление исполнительной власти, серьезные недостатки в механизме разделения властей, реализации законов и иных нормативных правовых актов, что с особой силой проявилось в период так называемой перестройки. Односторонний акцент на процессы демократизации и ослабление в связи с этим внимания к вопросам дисциплины, законности и правопорядка привели к той грани, за которой начиналась потеря управляемости страной. Укрепление организационной основы исполнительной власти за счет введения в систему ее высших органов государственной власти народом избранного президента давало возможность на основе принципа разделения властей нивелировать эти недостатки в деятельности представительных органов, придать государственному механизму мобильность, оперативность в принятии управленческих решений. Особая для России ценность вводимого института президентства состояла в том, что при разделении властей президент стал выполнять важные функции координатора в государственном механизме.
Общая характеристика особенностей института президентства в России закономерно выводит нас на вопрос о том, насколько «сильна» была учреждаемая президентская власть. Не рассматривая в данном случае вопрос о функциях и компетенции Президента РСФСР, можно утверждать, что уже с момента учреждения поста Президента в РСФСР законодатель сориентировался на модель «сильного» главы государства. Такой вывод основывается на том, что Президент РСФСР имел рычаги воздействия на все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Подобного рода влияние на деятельность этих государственных органов позволяло Президенту РСФСР осуществлять координаторские функции, а также обеспечивать единство государственной власти на всей территории РСФСР. О «силе» президентской власти свидетельствует и то обстоятельство, что в руках главы государства находились многие полномочия, связанные с подбором кадров на высшие должности в государственных органах; возложением на него обязанности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РСФСР; наличием серьезных полномочий в области внешнеполитической деятельности, а также возможности Президента РСФСР оперативно реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации.
Назад | Содержание | Вперед |