§ 4. Акты Президента Российской Федерации
Одним из наиболее значимых признаков, присущих исключительно президентской власти в Российской Федерации, является особая юридическая природа принимаемых Президентом Федерации правовых актов в процессе реализации его единоначальной инициативно-распорядительной государственно-властной деятельности.
Реализуя свою инициативно-распорядительную деятельность, Президент Российской Федерации, как установлено в ч. I статьи 90 Конституции Российской Федерации, издает указы и распоряжения.
Исходным для определения юридической природы указа и распоряжения Президента Российской Федерации является содержащееся в ч. 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации положение о том, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В то же время, указы и распоряжения Президента Российской Федерации не могут быть отменены федеральным законом, а указами или распоряжениями (нормативными актами) Президента Российской Федерации не могут вноситься какие бы то ни было изменения или дополнения в федеральный закон. Кроме того, в отношении федерального закона Президент Российской Федерации, по смыслу п. 2 и 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации, подписывает федеральный закон или отклоняет его. Тем самым Конституция Российской Федерации подчеркивает не только особое положение Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Россий- ской Федерации, но и определяет особый характер взаимодействия федеральных законов с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, их особые юридические свойства.
Высшая юридическая сила нормативных актов Президента Российской Федерации подтверждается и тем, что только Конституционный Суд Российской Федерации вправе признать тот или иной нормативный акт Президента Российской Федерации полностью или в определенной его части неконституционным (п. «а» ч. 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации). Признание того или иного нормативного акта Президента Российской Федерации неконституционным означает что:
во-первых, данный нормативный акт Президента Российской Федерации (полностью или в определенной его части) не может применяться в Российской Федерации (ч. 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации);
во-вторых, решение об отмене неконституционного нормативного акта принимает Президент Российской Федерации, подтверждая факт отмены новым соответствующим нормативным актом.
В свою очередь, указы Президента Российской Федерации обладают высшей юридической силой по отношению к постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, которые издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации (ч. 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации). Акты Правительства Российской Федерации, в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, могут быть отменены только Президентом Российской Федерации. Отмеченные особенности взаимодействия и соотношения постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации являются свидетельством подзаконного характера постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и одновременно отличимого от них неподзаконного (!) характера указов и распоряжений Президента Российской Федерации, что подтверждает особое их положение в системе нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и обязательность их исполнения на всей территории Российской Федерации.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются в порядке единоличного распорядительства не только по строго определенному кругу вопросов, отнесенных к его компетенции, но и могут издаваться в пределах неурегулированных федеральным законом отдельных областей жизнедеятельности государства и общества, определенных в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации и отнесенных к сферам общественных отношений, соответствующим функциям Президента Российской Федерации - главы государства и в то же время не вступающим в противоречие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента Российской Федерации подразделяются на нормативные и индивидуальные.
К нормативным относятся указы, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся, как правило, к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом если компетенция Президента Российской Федерации определяет основные возможные направления деятельности Президента Российской Федерации как главы государства, то содержание действующих конкретных нормативных указов Президента Российской Федерации является свидетельством его инициативно-распорядительной деятельности. Мы назовем только некоторые из направлений практической деятельности Президента Российской Федерации, которые отражены в его указах. Так, указами Президента Российской Федерации регулируются:
определение основных принципов взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
наиболее значимые направления внутригосударственной политики; проблемные направления взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; особенности взаимоотношений между субъектами Российской Федерации;
отдельные стороны правового положения некоторых категорий граждан Российской Федерации;
как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Президент Российской Федерации не только определяет основные направления совершенствования структуры и технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, но и решает многие другие вопросы жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
И названные, и многочисленные другие указы Президента Российской Федерации подтверждают широту и многообразие направлений практической индивидуальной инициативно-распорядительной деятельности главы государства в процессе реализации функций президентской власти.
В форме указов индивидуального правоприменительного характера, то есть указов, не имеющих нормативного характера, принимаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов государственной власти и иных структур федеральных органов исполнительной власти (федеральных министров, руководителей федеральных служб, федеральных агентств и др.); по вопросам гражданства; о предоставлении политического убежища; награждения государственными наградами; присвоения специальных званий и классных чинов; и др.
Распоряжения Президента Российской Федерации принимаются по оперативным, организационным и кадровым вопросам, по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации. Распоряжения, в отличие от указов, не должны содержать, как правило, предписаний нормативного характера.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации подлежат обязательному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента Российской Федерации публикуются в «Российской газете» и Сборнике законодатель - ства Российской Федерации в течение десяти дней с момента их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
Такой порядок установлен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Назад | Содержание | Вперед |