§ 3. Компетенция Президента Российской Федерации
Содержание каждой функции Президента Российской Федерации находит свое выражение через посредство тех полномочий, то есть конкретных прав и обязанностей, которые ему принадлежат и закреплены в статьях 83-90 Конституции Российской Федерации и соответствующих федеральных законах.
В одних случаях эти полномочия носят прерогативный (преимущественный) характер, то есть принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии и на основании принципа, разделения властей. Совокупность полномочий Президента Российской Федерации сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти и образует систему взаимных противовесов в целях недопущения принятия односторонних авторитарных решений.
Полномочия Президента Российской Федерации, с целью их более углубленного изучения, целесообразно подразделить на несколько групп, каждая из которых характеризуется однородностью тех общественных отношений (предметов ведения), которые составляют определенные стороны функциональной деятельности Президента Российской Федерации.
I. Полномочия Президента Российской Федерации в области взаимоотношений с палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента (законодательного органа), в главном не конкурируют. В то же время полномочия Президента Российской Федерации в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства, прежде всего, как непременного участника законодательного процесса.
Президент Российской Федерации:
обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (п. 1 статьи 84 и п. 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
назначает референдум Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (п. «в» статьи 84) и статьи 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»;
подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» статьи 84 Конституции Российской Федерации);
направляет послания Федеральному Собранию, в которых определяет основные направления внутренней и внешней политики (п. «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации).
Кроме названных, во взаимоотношениях Президента Российской Федерации с Федеральным Собранием Российской Федерации следует выделить и такие его полномочия:
во-первых, Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и соответствующим федеральным законом;
во-вторых, Президент Российской Федерации наделен правом отлагательного вето, то есть правом не подписывать федеральный закон, возвратив его со своими возражениями в Государственную Думу для повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания в установленном Конституцией Российской Федерации порядке (статья 107 Конституции).
В-третьих, Президент Российской Федерации распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренном статьей 111 Конституции Российской Федерации.
В статье 111 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Однако после трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает новые выборы с тем, чтобы Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.
II. Полномочия Президента Российской Федерации в области взаимоотношений с Правительством Российской Федерации основываются на безусловном приоритете президентской власти, они достаточно широки и регулируются статьей 83 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».
В данном случае Президент Российской Федерации: с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации;
по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
принимает решения об отставке Правительства Российской Федерации (п. 2 статьи 117 Конституции Российской Федерации) или об освобождении от должности отдельного министра;
по предложению Председателя Правительства Российской Федерации утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других государственных органов исполнительной власти;
председательствует на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации;
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, МЧС, юстиции, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации Положения об этих органах исполнительной власти, назначает их руководителей и заместителей руководителей этих федеральных органов исполнительной власти; распределяет функции между указанными федеральными органами исполнительной власти;
отменяет постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации.
III. Президент Российской Федерации и судебная власть. Взаимодействие Президента Российской Федерации с судебной ветвью власти достаточно специфично. Поскольку глава государства не может в какой бы то ни было форме вмешиваться в деятельность судебных органов, его полномочия в данном случае связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти, которые, то есть полномочия, осуществляются к тому же совместно с Советом Федерации.
К числу таких полномочий следует отнести:
во-первых, согласно пункту «е» статьи 83 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судей других федеральных судов, в систему которых в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» включаются верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
во-вторых, в соответствии с п. «е» статьи 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора Российской Федерации. К полномочиям Президента Российской Федерации относится и его право вносить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора Российской Федерации.
IV. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны, безопасности и международных отношений. Эта группа полномочий Президента Российской Федерации определяется статьями 86 и 87 Конституции Российской Федерации, а также специальными нормативными правовыми актами, к числу которых следует отнести: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»,
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении», Федеральный закон от 31 мая 1996 г.
К числу полномочий Президента Российской Федерации в этой области следует отнести:
во-первых, в области обороны Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; назначает и смещает военное командование Вооруженных Сил Российской Федерации; присваивает высшие воинские звания; координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; утверждает военную доктрину Российской Федерации;
во-вторых, Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. На этот орган возлагаются: выработка рекомендаций по проведению в жизнь федеральной политики в области обороны страны; поддержание надежной государственной, экономической и экологической безопасности; преодоление последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; обеспечение стабильности и правового порядка в обществе.
В интересах обеспечения безопасности населения Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Как глава государства, осуществляющий высшее представительство Российской Федерации в международных отношениях, Президент Российской Федерации в соответствии со статьей 86 Конституции Российской Федерации: определяет основные направления внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей. Президент Российской Федерации назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с нормами международного права Президенту Российской Федерации не требуется подтверждения его полномочий на ведение переговоров и подписание договоров перед другой стороной.
V. Полномочия Президента Российской Федерации в области взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходным для характеристики данной группы полномочий Президента Российской Федерации является положение, содержащееся в части 4 статьи 78 Конституции Российской Федерации о том, что Президент Российской Федерации вместе с Правительством Российской Федерации обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
С этой целью в статье 85 Конституции Российской Федерации содержатся следующие две группы полномочий Президента Российской Федерации:
во-первых, Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российский Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
во-вторых, Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. в редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Президент Российской Федерации:
во-первых, выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если в установленный судом срок не были приняты меры об отмене нормативного правового акта, признанного соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после этого были созданы препятствия для реализации законов, установленных полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и были нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц;
во-вторых, если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решений суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
в-третьих, Президент Российской Федерации представляет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуру для оформления решения о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), то есть президента республики в составе Российской Федерации, губернатора или соответствующего ему высшего должностного лица в других субъектах Российской Федерации);
в-четвертых, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может быть отрешено от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президентом Российской Федерации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в-пятых, Президент Российской Федерации в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, вправе по представлению Генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления;
в-шестых, на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
VI. Иные полномочия Президента Российской Федерации. В своем качестве высшего представителя государства внутри страны Президент имеет определенные полномочия в сфере так называемого личного статуса, то есть в отношениях с гражданами и иностранцами. К этой группе полномочий Президента Российской Федерации относятся следующие:
1) В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» к компетенции Президента Российской Федерации отнесены вопросы приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке; восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке; выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
2) Статья 63 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2003 г.
3) На основании п. «б» статьи 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации. Государственные награды и положения о них установлены Указами Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. и от 1 июня 1995 г.
4) В соответствии с п. «в» статьи 89 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления.
Наличие у Президента Российской Федерации принадлежащих ему полномочий способствует обеспечению стабильности конституционного строя Российской Федерации, согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществлению полномочий федеральных органов государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Назад | Содержание | Вперед |