4.6.1. Функции воображения и его развитие
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человеку по своему желанию трудно прекратить поток мыслей, остановить воображение. Именно непрекращающийся поток мыслей является причиной бессоницы. Но с использованием специальных приёмов остановка потока мыслей возможна.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специальных функций.
1. Воссоздающая - состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
2. Регуляционная - состоит в регулировании эмоциональных состояний и познавательных процессов.
3. Компенсаторная - с помощью искусно создаваемых образов человек может компенсировать то, что не достаёт ему в жизни. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
4. Планирующая - составление планов, оценка их правильности, процесса реализации.
5. Управляющая - управление поведением.
6. Творческая - создание совершенно новой интеллектуальной продукции.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т. п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Развитие воображения происходит в процессе деятельности, игры, обучения, решения интеллектуальных задач. Основная роль в развитии воображения принадлежит родителям, которые должны заниматься с ребёнком постоянно. Многое зависит от учителей и преподавателей, от того, насколько правильно разработаны учебные программы и методика обучения.
Назад | Содержание | Вперед |