3.2. Функциональная организация профессионального обучения безработных

  Достижение необходимого уровня социально-образователь-ной поддержки населения и, в первую очередь, безработных определяется способностью системы профессиональной подготовки и переподготовки отражать на уровне организации, функций, методики, профилей и уровней подготовки требования внешних систем и рынка труда. Процесс формирования рыночных отношений, осложненный системным кризисом, нарушил сложившиеся схемы взаимодействия сферы образования и труда, обеспечил дисбаланс профессиональной подготовки и эффективного использования человеческого потенциала. В настоящее время максимально актуализирована необходимость модернизации социокультурных условий вторичной интеграции незанятого населения в сферу трудовой деятельности, образовательной поддержки вариативности каналов социальной и профессиональной мобильности населения. В связи с этим задача формирования социально-педагогической инфраструктуры, способной обеспечить условия повышенной социально-профессиональной мобильности населения, становится важнейшей задачей социальной политики в сфере занятости и ее научного обеспечения.
  Существовавшая методологическая и методическая база профессионального образования в большей степени отражает условия и возможности стабильной социально-экономической среды, проблематику профессиональной подготовки молодежи в рамках традиционной системы образования. Задачи же профессиональной подготовки и переподготовки взрослых обеспечены социальными технологиями, педагогическими условиями и соответствующей методологией в меньшей степени. Проблема совершенствования образовательной сферы связана с развитием системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных как составной части социальной стратегии государства и общей социально-образова­тельной инфраструктурой. Концептуализация системно-педагогического подхода к этой проблеме осуществляется как на уровне процесса, так и на уровне структуры системы профессионального обучения. При этом концептуальная основа развития системы должна рассматриваться не в плоскости формирования автономного рынка специальных образовательных услуг, а как комплекс задач по формированию системных качеств существующей образовательной структуры и технологии взаимосодействия существующих субъектов и элементов пространства дополнительного профессионального образования.В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 315 от 14 мая 1992 года «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения» проведена работа по формированию нового по идеологии, формам и методам компонента общей образовательной системы, деятельность которого была сориентирована на поддержку процессов перераспределения рабочей силы в связи с реформированием экономической системы. В настоящее время созданы специализированные учебные центры службы занятости в 75 субъектах Российской Федерации, составляющих ядро системы. Кроме того, более 3,5 тыс. профильных учебных заведений предоставляют образовательные услуги без-работным на договорных условиях. Численность безработных, прошедших обучение ежегодно возрастает. Если в 1993 году объем подготовки составлял 120 тыс. человек, в 1996 году - 350 тыс. человек, то в течение 1998-2000 годов планируется обучить около 1 400 тыс. человек. Эффективность системы подтверждается показателем трудоустройства, который во многих регионах достигает 90 %.
  Системный характер организации профессионального обучения, заложенный на этапе формирования, позволяет реализовать главные принципы:
  - функциональное многообразие: осуществление широкого спектра образовательных услуг, использование разнообразных средств и методов работы;
  - специфичность: удовлетворение потребности в образовательных услугах различных социально-демографических и профессиональных групп с учетом особенностей их статуса на рынке труда;
  - адаптивность: изменение структуры, средств и методов работы в соответствии с требованиями условий и запросами населения;
  - активность: осуществление различных форм влияния на процессы перераспределения и рационального использования трудового потенциала, реализация элементов социального регулирования рынка труда, проведение опережающего профессионального обучения;
  - координацию: осуществление социально-образовательной поддержки населения во взаимодействии с органами власти, учреждениями общего и профессионального образования, предприятиями и организациями, социальными службами.
  Комплекс учебных центров службы занятости представлен в настоящее время несколькими структурно-функциональными группами:
  1) межрегиональные учебные центры;
  2) территориальные учебно-методические центры;
  3) модельные центры;
  4) территориальные учебные центры.
  Данные группы выделяются в соответствии с возложенными на них задачами по реализации учебно-методических функций, отработке новых образовательных технологий, внедрению новых форм и направлений профессиональной подготовки, обучению специалистов органов занятости и преподавателей учебных центров. Так, например, в качестве уставных задач Поволжского межрегионального учебного центра определены следующие:
  - научно-методическое и информационное обеспечение профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения, разработка, адаптация и внедрение новейших учебных технологий;
  - осуществление многоуровневой и многопрофильной профессиональной подготовки и переподготовки безработных и незанятого населения;
  - координация и организация профессионального обучения и профессиональной ориентации незанятого населения Поволжского региона (Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Ульяновская, Саратовской области, Республика Калмыкия, Республика Татарстан);
  - обучение, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов территориальных органов социально-трудовой сферы;
  - содействие развитию системы дополнительного профессионального образования региона, внедрение новых образовательных технологий, реализация целевых образовательных программ, в том числе по опережающему обучению;
  - содействие созданию государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, совершенствование научно­методического обеспечения профессиональной ориентации и реабилитации взрослого населения;
  - организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований проблем развития человеческих ресурсов, повышения социальной и профессиональной конкурентоспособности населения;
  - повышение квалификации преподавателей учебных заведений, инструкторов и мастеров производственного обучения;
  - организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников и безработных специалистов;
  - разработка и реализация межрегиональных программ совершенствования кадрового, научно-методического и информационного обеспечения территориальных органов социально-трудовой сферы в Поволжском регионе.
  В рамках реализации указанных задач Поволжский межрегиональный учебный центр способствует внедрению государственных образовательных стандартов, эффективных учебных технологий подготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников, безработных и незанятого населения, новых форм и методов профессиональной ориентации взрослого населения; проводит научную работу в области передовой отечественной и зарубежной практики профессионального обучения и профессиональной ориентации и социальной защиты; обеспечивает научно-методическую и информационную поддержку специализированных учебных центров Поволжского региона и других учебных заведений, осуществляющих профессиональное обучение незанятого населения; создает учебно­производственные комплексы, учебные фермерские хозяйства, учебно­производственные цеха, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции, учебные мастерские, магазины-школы; организует на своей базе специализированные подразделения по реализации целевых образовательных программ и проектов, в том числе и с иностранными партнерами; совместно с другими организациями участвует в реализации региональных программ развития системы профессионального обучения, профессиональной ориентации, социальной поддержки населения; проводит научно­исследовательские и научно-методические работы, разрабатывает и реализует программы обучения и профессиональной ориентации специалистов, незанятого населения и высвобождаемых работников, других категорий населения; разрабатывает проекты нормативных правовых актов, проводит научные и научно-методические экспертизы, участвует в лицензировании учебных заведений; проводит по поручениям Минтруда России проверку деятельности органов труда и занятости Поволжского региона по осуществлению профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных и незанятого населения, готовит аналитические материалы; осуществляет в установленном порядке издательско-полиграфическую деятельность, выпуск и распространение печатной и аудио-визуальной продукции, информационных и других материалов; организует и проводит выставки, симпозиумы, конференции, семинары, лекции, школы передового опыта, в том числе с участием зарубежных фирм, школ бизнеса и других структур; создает отделения, лаборатории на территории региона, выполняя по отношению к ним функции вышестоящего органа; оказывает в установленном порядке консультационные, информационно-аналитические услуги; участвует в реализации международных проектов по развитию человеческих ресурсов.
  Учитывая огромный спектр методических, информационных и образовательных задач, возлагаемых на межрегиональные центры, можно говорить об их базовом характере в системе профессионального обучения безработных и незанятого населения. В существующей системе созданы специализированные межрегиональные учебные центры, ориентированные на обеспечение профессионального обучения персонала органов занятости. Модельные учебные центры обеспечивают реализацию новых образовательных технологий и программ в рамках конкретной профессиональной сферы (предпринимательство, сельское хозяйство, бытовое обслуживание и др.). Территориальные учебные центры осуществляют, как правило, организационно-образовательные функции.
  В отличие от территориальных учебных центров, обеспечивающих реализацию компонента «Профессиональное обучение» территориальных Программ содействия занятости населения, межрегиональные центры обеспечивают информационными, методическими и организационными ресурсами реализацию общей стратегии Минтруда в сфере занятости населения. Методическая, информационная и организационная деятельность межрегиональных учебных центров направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование самой системы профессионального обучения безработных и незанятого населения и в общем случае предполагает проведение работ по ряду направлений. Обозначим основные из них.
  I. Развитие и совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и незанятого населения:
  - совершенствование программно-учебного и методического обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных и незанятого населения;
  - развитие системы профориентационного сопровождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных и незанятого населения;
  - разработка средств и методов психологической поддержки обучаемых в учебных центрах службы занятости;
  - разработка технологии и методического обеспечения дистанционного обучения безработных и незанятого населения;
  - совершенствование нормативно-правовой основы организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных и незанятого населения.
  II. Развитие и совершенствование системы профессиональной организации и проведение мероприятий по социально-профессиональной адаптации и реабилитации лиц с особым статусом на рынке труда (хронические безработные, молодежь, военнослужащие, инвалиды):
  - адаптация средств психологической и социально-профессиональной диагностики, подготовка компьютеризированных тестовых методик;
  - совершенствование нормативно-правовой основы формирования государственной межведомственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
  III. Совершенствование учебно-методического обеспечения и организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов занятости:
  - разработка технологии дистанционного обучения персонала органов занятости, учебных центров и центров профессиональной ориентации и психологической поддержки;
  - подготовка учебно-методических модулей и информационных материалов;
  - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по профессиональной ориентации и профессиональному обучению безработных.
  IV. Совершенствование координации, формирование согласованных приоритетов в научно-методическом обеспечении деятельности органов занятости по содействию занятости населения:
  - организация конференций, семинаров и совещаний по вопросам развития, совершенствования и повышения эффективности деятельности органов занятости по профессиональному переобучению и профессиональной ориентации безработных и незанятого населения;
  - содействие организации региональных и межрегиональных координационных советов, рабочих групп и комиссий по развитию приоритетных направлений содействия занятости населения;
  - формирование региональных и межрегиональных банков учебных, научно-методических и информационных материалов;
  - изучение и распространение опыта территориальных органов занятости, учебных центров по реализации активной политики занятости;
  - изучение и распространение зарубежного опыта по содействию занятости населения.
  V. Информационное обеспечение органов занятости, учебных центров, подготовка и издание учебных, методических и информационно­аналитических материалов:
  - подготовка, издание и распространение учебных и научно-методических пособий, рекомендаций, научно-тематических сборников, материалов конференций, семинаров, нормативных и законодательных документов;
  - подготовка, издание и распространение межрегионального научно­методического и информационно-аналитического журнала и авторских приложений;
  - подготовка, издание и распространение информационных бюллетеней, сборников учебных программ.
  Кроме базовых структур системы профессиональной подготовки безработных и незанятого населения, представленных специализированными учебными центрами, обучение безработных осуществляется в образовательных учреждениях Министерства общего и профессионального образования по согласованным направлениям, объемам и уровням подготовки. Значение специализированных учебных центров в системе содействия занятости населения определяется не только их направленностью на обеспечение эффективной занятости и высокой адаптивностью к изменениям на рынке труда, но и осуществлением комплексных мероприятий по профессиональной переориентации, социально­профессиональной реабилитации и психологической поддержке безработных и незанятого населения. В связи с этим функции учебных центров службы занятости существенно расширяются, как на уровне методического обеспечения этой деятельности, так и на уровне практической реализации. В общем случае речь идет о комплексном подходе при решении задач повышения конкурентоспособности населения на рынке труда и вторичной интеграции безработных в сферу трудовой деятельности.
  Необходимость такого подхода определяется как объективными, так и субъективными условиями. Принципиальные изменения взаимодействия сферы труда и образования, социальной защиты, структуры занятости требуют формирования адекватных механизмов и условий осуществления социальной политики в сфере занятости и профессиональной деятельности, направленной на усиление адаптационных возможностей и конкурентоспособности населения. В качестве элементов конкурентоспособности, формирование которых обеспечивается системой профессионального обучения незанятого населения и формирующейся государственной межведомственной системой профессиональной ориентации могут быть выделены:
  - трудовой (профессиональный) потенциал, характеризующийся высоким уровнем квалификации, стабильным спросом на рынке труда, способный обеспечить возможность эффективной занятости и профессиональной мобильности;
  - психологическая готовность, определяющая необходимый уровень активности на рынке труда, мотивационную основу мобильности, развития и ответственности за качество жизни и устойчивость социально­профессионального статуса;
  - социальная компетентность, определяющая степень освоения новых социальных условий, требований, обеспечивающая реализацию индивидуализированных форм и средств социальной и профессиональной самореализации.

Назад Содержание Вперед