3.1. Цели, задачи профессионального обучения безработных
Политическими основаниями для профессиональной подготовки трудовых ресурсов являются: достижение системного трудоустройства безработных, уменьшение угрозы потери работы, достижение политически оправданного движения трудовых ресурсов и притока рабочей силы в районы ее нехватки. Целью создания функциональной системы подготовки незанятого населения выступает поддержка равновесия между спросом и предложением трудовых ресурсов на рынке труда, борьба с безработицей и нехваткой рабочей силы путем профессиональной переподготовки и совершенствования квалификации взрослого населения.
Безработица как результат формирования рыночных отношений стала реальным фактором, определяющим новую основу взаимодействия системы образования и профессионально-трудовой сферы, создала необходимость в новых формах профессиональной переподготовки, восстановления качества работника в соответствии с новыми условиями реализации трудового потенциала. Общая стратегия в формировании и рациональном использовании кадрового потенциала связана с формированием комплексной многоуровневой системы подготовки кадров, обеспечивающей основные элементы качества: профессиональную и социально-психологическую готовность и систему содействия эффективной занятости.
Ситуация в сфере профессионального образования характеризуется широкой вариативностью форм и направлений профессиональной подготовки на фоне выраженного дисбаланса рынка образовательных услуг и рынка труда. Становится очевидным, что медленная реакция системы образования на изменение социально-экономических условий неизменно приведет к дальнейшему снижению профессионального потенциала страны и конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда. Если говорить о снижении профессионального потенциала страны и престижа профессионального образования, то это связано, в первую очередь, с социально-экономическим состоянием страны, с недостаточным финансированием профессионального образования, а также с еще слабым взаимодействием системы профессиональной подготовки, особенно на производстве, и системы содействия занятости. Невостребованность специалистов делает проблему управления качеством человеческих ресурсов наиболее актуальной как в аспекте общей стратегии формирования социально-профессиональной конкурентоспособности, так и в аспекте обеспечения эффективной занятости.
Именно с целью компенсации данного дисбаланса была сформирована практически новая по идеологии, формам и методам профессиональной подготовки система обучения - система профессионального обучения безработных и незанятого населения. В рамках этой системы реализуется системный подход к формированию качества работника, которое оценивается в отношении к перспективе эффективной занятости и определяется не только уровнем профессиональной подготовленности, но и уровнем его социально-психологической готовности. Современная ситуация в сфере занятости предъявляет повышенные требования к качеству обучения, эффективности образовательных технологий, использованию профориентационной и психологической поддержки процесса профессиональной переподготовки, мероприятий по профессиональной и социальной реабилитации безработных и незанятого населения.
В основе деятельности региональных и межрегиональных учебных центров службы занятости лежит стратегия, которая нацелена на практическую реализацию основных направлений развития человеческих ресурсов, содействие эффективной занятости населения через осуществление эффективных образовательных технологий с учетом новых требований к качеству подготовки кадров. Особое значение имеет подготовка преподавателей, мастеров производственного обучения, специалистов учебных центров и служб занятости, обобщение и распространение эффективных технологий, участие в международных образовательных проектах и программах, организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований проблем развития человеческих ресурсов, направленных на обеспечение высокого качества подготовки кадров, повышения их социальной и профессиональной компетентности и конкурентоспособности.
Назовем основные подходы, принципы активной политики занятости: принцип комплексного подхода в содействии занятости населения, предполагающий неразрывную взаимосвязь и непрерывность процесса профориентации, финансового обеспечения и трудоустройства безработных; единство деятельности структур с различной правовой основой, осуществляющих профориентацию и профобучение безработных; принцип единого информационно-программного обеспечения службы занятости, качественно повышающего оперативность информирования и трудоустройства населения.
По существу, речь должна идти о формировании механизма, ориентированного на последовательную реализацию звеньев единой системы содействия занятости: профориентация - обучение - трудоустройство.
Убедительными и обоснованными выглядят положения Федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации, в которой названы приоритеты государственной политики содействия занятости населения: сдерживание роста безработицы; создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан; обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу; смягчение последствий долговременной безработицы.
Большое значение приобретает государственная поддержка местных инициатив, оказание организационно-финансовой помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации первоочередных региональных программ и проектов в области содействия занятости. Как видим, на фоне сложной и противоречивой ситуации на рынке труда федеральная и региональные службы занятости достаточно четко определяют задачи и приоритеты в деле содействия занятости населения и предпринимают в этом направлении немалые практические усилия. Вместе с тем в этом процессе преобладают экономические, организационно-управленческие, оперативно-технические подходы к оценке отношений занятости, к выбору методов воздействия на этот сложный комплекс общественных отношений.
В то же время занятость человека трудовой деятельностью естественна, имманентна его социальной природе, она характеризует саму социальную сущность личности. Занятость населения имеет социальное содержание, выступая одной из форм адаптации к рынку различных социальных групп. Социальная роль занятости проявляется в том, что сложившиеся установки, традиции, стереотипы поведения могут противостоять рыночным отношениям. Никто не желает мириться с возможными при столь радикальной ломке общественных отношений негативными последствиями. Особенно тревожит то, что снижается количество направляемых на переподготовку по профессиям, ориентированным на предпринимательство и самозанятость. За последние годы значительно возросла безработица, что требует разработки дополнительных целевых региональных программ, создания научного обоснования по сельской безработице, учебнопроизводственной базы и новых методик, форм и технологий обучения, развития дистантного обучения. Для решения этих задач, например, в Поволжском межрегиональном учебном центре (в соответствии с проектом Всемирного банка реконструкции и развития) создана учебнопроизводственная база по переработке зерна, крупяных, масличных культур, производству муки, хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий, углубленной переработке молока для укомплектования учебных цехов.
Произведена структурная перестройка, созданы новые учебные места, укреплена материально-техническая база, подготовлен педагогический состав, в том числе и за рубежом, разработаны программы по 100 конкурентоспособным профессиям, введено модульное обучение и обучение компьютерным технологиям. Создан Областной центр по подготовке кадров для крестьянских, фермерских хозяйств с программным модульным обучением и возможностью организации фермерского хозяйства по полному замкнутому циклу.
Исследования рынка труда и профессий показывают, что наиболее эффективно влияют на рынок труда социально-экономические факторы. Без знания состояния рынка труда и его анализа, безусловно, нельзя эффективно проводить необходимые мероприятия и планировать профессиональную подготовку безработных и незанятого населения. Исследования должны включать в себя статистику, анкетирование, сообщения, исследование изучаемых факторов, а также оценку и практическое использование результатов. В центре внимания находится при этом объем и вид занятости, а также положение и развитие рынка труда и профессий. Целью исследования рынка труда являются предоставление и распоряжение каждого в отдельности (администрации, службе занятости региона, федеральной службе занятости и учебным заведениям) информацией для того, чтобы заинтересованные стороны могли обосновать свои решения при выборе обучения, профессий и занятости, а также использовать полученные результаты для того чтобы как можно раньше суметь или даже предотвратить будущую структурную неуравновешенность или своевременно организовать опережающую подготовку кадров.
В целом развитие системы профессионального обучения надо рассматривать как неотъемлемый элемент решения проблемы занятости в ее социальном аспекте, как выражение сущности общественных отношений, заложенных в понятии занятости. Если на рынке труда остаются невостребованные, в том числе высококвалифицированные, специалисты, то это значит, что остаются невостребованными их образование, информированность, производственный опыт и умения. Если оставить эту ситуацию без изменений, то нарушится баланс отношений субъектов занятости, а сама занятость окажется под вопросом, как и развитие общества в целом. В этих условиях повышается спрос на рабочих и специалистов высокой квалификации, способных быстро адаптироваться к требованиям рыночной экономики.
Создание новой системы профессионального обучения и переобучения взрослых при переходе к рыночным отношениям вызвано следующими обстоятельствами. Структурные изменения общественного производства привели к нарушению качественного и количественного равновесия в подготовке кадров, сложившихся в относительно стабильной экономике, к несоответствию объемов и профилей подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях, ориентированных, в основном, на отраслевой принцип обучения и, как следствие, к диспропорции между спросом и предложением на рынке рабочей силы. На рынке рабочей силы возникло качественно новое явление - конкуренция, в условиях которой повышается спрос на рабочих и специалистов высокой квалификации, способных быстро адаптироваться к требованиям рыночной экономики, мобильных и гибких, готовых к переобучению и повышению квалификации.
Подготовка кадров должна быть с четкой ориентацией на потребности рынка труда, и, наконец, обеспечивать незанятое население такими знаниями и умениями, с помощью которых они смогут не только значительно повысить свою конкурентоспособность в условиях рыночных отношений, но и создать свои фирмы, малые предприятия, заниматься бизнесом, обеспечить самозанятость. Из этих направлений важное значение имеет внедрение программных принципов обучения и переобучения в профессиональную подготовку безработных и незанятого населения.
Если под программой понимать систему социальных мероприятий, направленных на поэтапное решение конкретной социальной проблемы, то основными составляющими программы по профессиональному обучению и переобучению граждан, получивших направление служб занятости, будут, в частности: создание необходимых условий для обучения и переобучения; формирование сети образовательных учреждений; создание банков актуальных для местных рынков труда профессий, специальностей; программно-мето-дическое обеспечение учебного процесса, создание региональных программ обеспечения занятостью населения.
Сегодня службы занятости имеют возможность взаимодействовать на договорной основе более чем с тремя тысячами образовательных учреждений и предприятий, на базе которых возможно обучение более миллиона человек в расчете на год при односменных учебных занятиях. Для учебных целей службе занятости, в соответствии с ее потребностью, было предоставлено более 230 630 учебных мест, в том числе около 83 700 мест (35 %) - в учреждениях профессионального образования, около 35 000 (16 %) - на предприятиях и в организациях, более 40 000 (18 %) - на курсах, факультетах институтов повышения квалификации, более 53 000. (23 %) учебных мест - в других учебных заведениях, в том числе негосударственных.
При существующем в России уровне и характере безработицы в некоторых регионах складывается ситуация избытка учебных мест, когда потребности в обучении безработных и незанятого населения пока таковы, что имеющиеся учебные мощности перекрывают их. Так, банк службы занятости Архангельской области имеет 88 образовательных учреждений, предприятий, Челябинский - около 500, Московский областной - более 150, Республика Удмуртия и Карелия - соответственно 73 и 29. Для профессионального обучения безработных службе занятости Нижегородской области было предоставлено более 18 тыс. учебных мест по более чем 100 профессиям, Краснодарской краевой службой занятости - более 10 тыс. учебных мест.
Однако как свидетельствуют данные Управления профессионального обучения незанятого населения Федеральной службы занятости, такое положение не является повсеместным. В данном случае трудно говорить о сбалансированности и, следовательно, стабильности учебнопроизводственной базы, на которой осуществляется профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. Пока можно говорить лишь о тенденции ее развития. Полное решение данной проблемы, с одной стороны, зависит от того, насколько быстро органами службы занятости будет создана собственная учебная база, а с другой, - от эффективного использования учебных заведений профессионального образования Министерства общего и среднего образования, негосударственных учебных заведений. Пока же органы службы занятости для профессионального обучения безработных и незанятого населения используют существующие образовательные структуры, которые реагируют на отраслевой принцип профессиональной подготовки. Расширение социальной эффективности системы образования предполагает:
- осуществление профессионального обучения как формы социальной поддержки незанятого населения;
- прогнозирование и регулирование профессиональной подготовки;
- обеспечение образовательных программ на всех уровнях системы профессионального образования (ПТУ, средние специальные учебные заведения, учебные центры, вузы), адекватной требованиям потребителя и гибко реагирующей на изменения на рынке труда;
- разработку методик по социально-психологической поддержке безработных;
- создание структурных подразделений психологической поддержки безработных, профессионального консультирования и профессиональной ориентации;
- организацию профессиональной ориентации и помощи в поиске учебы, работы и их трудоустройства.
Учебные заведения службы занятости - звенья в системе социальной работы, одной из важнейших задач которой является повышение собственных резервов у человека, оказавшегося в числе ее клиентов. Для безработного этот путь состоит в овладении новой профессией, пользующейся спросом на рынке труда. В целях решения указанной проблемы в составе государственной службы занятости России сформирована в качестве головной организации образовательной структуры Академия труда и социального развития, межрегиональные учебные центры в г. Саратове (Поволжский межрегиональный учебный центр Минтруда РФ), в г. Екатеринбурге (Межрегиональный центр обучения), в г. Новосибирске и 75 региональных учебных центров дополнительного образования. Развертывание такой системы идет достаточно оперативно: на долю учебных центров уже приходилось 8 % (19 132 ед.) всех учебных мест, фактически предоставленных органам занятости образовательными учреждениями, предприятиями, и 11 % (8 612 человек) от всей численности граждан, обученных по направлению служб занятости.
Изучение работы учебных центров России (Республика Карелия, Смоленск, Челябинск, Рязань, Череповец), а также зарубежного опыта приводит к необходимости создания оптимальной модели учебного заведения службы занятости как учреждения, в том числе осуществляющего и подготовку социального работника службы занятости. В качестве модели такого учебного центра может быть рассмотрен Поволжский межрегиональный учебный центр, который представляет собой новую структурную форму профессионального обучения. Создание в федеральной системе занятости специализированных образовательных структур, нацеленных на профессиональное обучение и переобучение безработных как особого с социально-психологической точки зрения контингента учащихся является жизнеспособным и вполне оправданным. Особое внимание учебные центры уделяют подготовке кадров по конкурентоспособным профессиям. Подготовка к самозанятости и, как одной из ее форм, предпринимательской деятельности, представляется одним из наиболее эффективных средств социальной защиты безработного, повышающим его внутреннюю защищенность и устойчивость на рынке труда.
Учет перечня профессий, входящих в банк данных, и спрос на них на рынке труда позволяют вести целенаправленную работу с различными категориями незанятого населения. С точки зрения нашего исследования интерес представляют граждане, ориентированные на самозанятость, особенно женщины, военнослужащие, уволенные в запас, и люди с ограниченной трудоспособностью. В учеб-ных центрах службы занятости эти направления подготовки и переподготовки безработных должны занимать важнейшее место. Содержание и особенности профессиональной подготовки предпринимателей малого бизнеса и граждан по самозанятости отвечают особенностям рыночной экономики и определяются спецификой их деятельности: организаторы малого бизнеса, предприниматели фирм и безработные, готовящиеся к самозанятости, будут в разной степени, но все, нести материальные затраты на приобретение основных фондов, материалов и т. д.; самостоятельно организовывать производство, вести учет, определять финансовые затраты; производить подбор и расстановку кадров, обеспечивать их зарплатой и определять материальные стимулы; решать вопросы развития производства и реализацию продукции; вести дело в условиях конкуренции продукции и услуг.
В связи с этим при подготовке предпринимателей необходимо внимательно отнестись не только к содержанию и организации учебного процесса, выбору курса, форм и методов обучения предпринимателей, но и, прежде всего, к правильному определению их профессиональной пригодности. Это важно как для государства, которое выдает кредиты предпринимателю на льготной основе, так и для самого предпринимателя, так как при неправильном профессиональном отборе рискует и государство, и сам предприниматель тем, что выделенные средства могут быть использованы с малой пользой или это приведет к банкротству фирмы, а следовательно, не будут решены как экономические, так и социальные задачи:
- создание дополнительных рабочих мест;
- выпуск новой продукции, уменьшение или устранение дисбаланса между спросом и предложением в товарах и услугах;
- социальная реабилитация безработного, который в случае банкротства снова окажется на рынке труда, а его эмоциональное состояние станет еще более тяжелым.
Естественно, что в быстро меняющейся социально-экономической ситуации в стране рынок профессий весьма активно реагирует на нее. Поэтому не случайно, что региональные банки профессий, специальностей постоянно расширяются и пополняются. Этому в определенной мере способствовало утверждение Федеральной службы занятости совместно с Минобразования России, Минобороны РФ, Минсоцзащиты России и направление на места перечней профессий, специальностей, рекомендованных для профессионального обучения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, инвалидов (около 200 наименований). Банк службы занятости Челябинской области, например, содержит более 200 актуальных профессий, специальностей (из них 50 - для подготовки к предпринимательству и самозанятости населения), Нижегородской - более 100, Иркутской - более 250. В Саратовской службе занятости банк профессий состоит из 156 наименований (70 % - рабочие профессии).
Важным направлением деятельности региональных служб занятости стала организация профессионального обучения граждан, уволенных с военной службы. Уволенные в запас офицеры, на наш взгляд, представляют значительный потенциал для формирования среднего класса. Офицеры представляли в советском обществе его элитную часть как в плане уровня образования, так и в плане общей культуры. Специфика службы в армии формирует качества, столь важные для предпринимателя: умение принимать решения, решать задачи и предвидеть последствия своих действий.
Таким образом, обозначенные тенденции свидетельствуют о том, что общество видит в организации федеральной системы профессионального обучения безработных и ее региональных структур реальный путь цивилизованного решения проблемы занятости населения, изменяющий суть отношений работодателей с продавцами рабочей силы. Сама же система профессионального обучения и переобучения безработных выступает наиболее эффективным средством социальной защиты людей от безработицы и стержнем активной политики занятости государства.
Для эффективного функционирования системы профессионального обучения и переобучения безработных следует учитывать все характеристики ее составляющих. К ним относятся социальнопсихологические особенности субъекта занятости, то есть незанятого населения (безработных), представляющих собой основу и содержание социального аспекта занятости. Вторым системоопределяющим фактором является цель функционирования системы профессионального обучения и переобучения безработных, воплощенная в самом простом виде в модели выпускника, формально представленной в виде квалификационной характеристики соответствующего специалиста. В этой модели воплощается основная установка, вытекающая из предшествующего состояния безработицы и определяющая уровень и содержание подготовки специалиста - его конкурентоспособность как установку, включающую в себя уверенность личности в своих возможностях, готовность ее к дальнейшему повышению квалификации и поиску своей «ниши» в сложной системе рыночных отношений. Поэтому принципиально важным является изменение самого подхода к содержанию и организации профессионального обучения безработных.
Именно содержание и организация профессионального обучения и переобучения безработных дают возможность управлять (в известной степени) ситуацией на рынке труда и занятостью. С этой точки зрения на первый план, по мнению исследователей Научного парка Поволжского межрегионального учебного центра Минтруда РФ, выдвигается прикладной характер подготовки специалистов, необходимость его отражения в содержании, в изменении социальной позиции обучаемого. Новая система профессионального обучения и переобучения должна учитывать все социальные аспекты возникшей и растущей безработицы, порожденные реорганизацией производства и переходом его на рельсы рыночной экономики, конверсией ВПК и высвобождением в связи с этим высококвалифицированных специалистов, сокращением армии и свертыванием системы профессиональной подготовки предприятий, а также требования рынка труда.
Накопившиеся противоречия из-за несбалансированности рынка и профилей профессиональной подготовки, разрыва спроса и предложения на рынке труда продолжают усугубляться, порождая большое количество безработных и незанятого населения, особенно среди специалистов с высшим образованием, женщин и молодежи. В связи с этим в развитии системы профессионального обучения и переобучения безработных можно выделить следующие тенденции.
Первая тенденция связана с фундаментальной стратегией правительства в области образования по непрерывному опережающему обучению и развитием социальных программ; преодолением ведомственного разграничения и концепцией гибкого реагирования; привлечением потенциала вузовской и академической науки; специальной подготовкой персонала для учебных центров. Она проявляется в нацеленности всей системы обучения на повышение конкурентоспособности работника на рынке труда; развитие системы учебных центров службы занятости как учебных заведений, способных в максимальной степени учитывать статусные и психологические характеристики безработных и гибко реагировать на изменения состояния рынка труда; переход от традиционных форм и методов профессионального обучения к новым педагогическим технологиям, обеспечивающим сокращение сроков обучения при высокой его эффективности; ориентированность системы переобучения на повышение возможностей обучаемых в области самозанятости; прогнозирование спроса и предложения на рынке труда.
Вторая тенденция характеризуется изменением системы и структуры финансирования обучения безработных и незанятого населения, использования средств от хозрасчетной деятельности и увеличением общей доли финансирования из Фонда занятости на переобучение.
Третья тенденция состоит в создании региональных программ занятости, банка профессий, сети информационных служб, повышении самостоятельности учебных заведений.
Четвертая - создание равных возможностей в вопросах профессиональной подготовки всем учебным заведениям независимо от ведомственной подчиненности, включая и негосударственные учебные заведения.
В заключение отметим, что любое обучение требует не только четкой организации, планирования, но и финансирования, управления со стороны государства. В настоящее время в вопросах подготовки взрослого населения в России имеется ряд сложностей, связанных не только с переводом экономики страны на рыночные отношения, эффективностью управления экономикой, но и другими причинами. В федеральных и территориальных органах занятости не завершено формирование сети учебных заведений, ориентированных на подготовку взрослого населения в рыночных условиях, недостаточно сформирована научно-методическая база и информационная сеть. Значительная часть работников службы занятости не имеет специального образования и опыта работы со взрослым незанятым населением. Учебные заведения, привлекаемые для подготовки взрослого, медленно осваивают новые технологии. Не хватает преподавателей, обладающих технико-педагогическими навыками, а их подготовка, переподготовка осуществляется слабо.
Вместе с тем, система профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации безработных является наиболее активной и продуктивной формой социальной защиты.
Назад | Содержание | Вперед |