2.3. Зарубежный опыт по профессиональному обучению

  Интерес к социологии образования вообще и, в частности, обучения взрослых резко возрос в индустриальных странах Запада в 60-70-е годы в связи с отставанием сложившихся систем образования от новых технологических требований. Изучалась роль образования как канала социальной мобильности (Бурдон), как социальной системы (Парсонс). С начала 80-х годов возросло внимание к социальным проблемам непрерывного образования, переподготовки и повышению квалификации, соответствия образования рынку труда.
  В настоящее время существует целый ряд мощных исследовательских центров как национальных, так и международных, которые специализируются на проблематике занятости-безработицы. Широко известен, например, исследовательский центр, работающий при Международной организации труда. В большинстве государств существуют официальные службы занятости, многочисленные государственные, коммерческие и общественные организации, которые наряду с организационной, консультационной и благотворительной деятельностью ведут и определенную научно-экспертную работу в данной области. Проблема безработицы для молодых специалистов, например, характеризует и особый временной интервал, который означает период времени после окончания профессионального учебного заведения, в течение которого их выпускники не могли устроиться на работу. Между тем это положение в развитых странах не превратилось в устойчивое, долговременное явление и было непродолжительным колебанием в конъюнктуре рынка труда. В 1987 году была принята программа Соммнет, по которой в странах ЕЭС создавалась единая система профессионального образования специалистов на основе прямых договоров вуз-предприятие.
  Мировой и отечественный опыты убеждают, что без существования и активной деятельности множества предприятий рынок как таковой развиваться не может. Во всех развитых странах в малом бизнесе занято от 70 до 90 % трудоспособного населения. Ведущее положение в научной разработке рассматриваемой проблематики занимают экономические и социологические исследования. Интерес к вопросам занятости-безработицы, как показывает историческая практика, заметно возрастает в кризисные, переходные эпохи. Так было, например, в эпоху американской депрессии 30­х годов, в послевоенные 40-е годы в Германии и Японии. Так обстоит дело сейчас, в эпоху крушения тоталитаризма, в странах центральной и восточной Европы и, в частности, в России. Джеймс Хекман, известный американский экономист, писал, что администрация Клинтона сделала профессиональную подготовку и переобучение одной из своих приоритетных задач .
  В условиях быстро изменяющейся ситуации в мире центральный вопрос профессионального обучения и переобучения заключается в том, способны ли образовательные структуры реагировать на спрос в отношении навыков и уровня квалификации. Поскольку некоторые специальности быстро устаревают, главной проблемой для предприятий и учебных заведений профессионального обучения и переобучения становится непрерывное приспособление программ профессиональной подготовки к меняющемуся спросу. Безработица и значительно более широкое предложение специалистов разных профессий делают «целевое планирование» профессионального обучения важнейшей проблемой.
  Преобладание государственного начала в определении политики профессиональной подготовки, контроля государства за профессиональными учебными заведениями не исключает возможности создания механизмов саморегуляции профессионального обучения, способных учитывать предложение и спрос на подготовленных специалистов. Задача саморегулирования состоит в том, чтобы обучать и переобучать безработных по тем специальностям и для тех рабочих, которые реально существуют или появление которых весьма вероятно. В качестве средств саморегулирования профессионального обучения и переобучения можно выделить следующие:
  - поворот профессионального обучения и переобучения к потребностям учащихся; предоставление работодателям большого влияния при принятии решений; передача функций принятия решений учебным центрам по обучению и переобучению безработных; стимулирование учебных центров Федеральной службы занятости к удовлетворению спроса (налоговые стимулы, например, в США по некоторым оценкам предприниматели в начале 90-х годов вкладывали в этот процесс около 30 млрд долларов на официальной основе и еще от 90 до 180 млрд на так называемую неформальную подготовку);
  - расширение роли частных учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки, в том числе и безработных. Последнее для России пока не характерно, однако, по сравнению с государственными, частные учебные заведения отличаются большей гибкостью в своей политике, большей зависимостью от результатов своей деятельности, большим влиянием рынка труда, финансовой зависимостью от тех услуг, которые они продают.
  Так, например, в Швеции средства министерства труда на цели профессионального обучения и переобучения направляются тем учебным заведениям и центрам подготовки, где программы обучения эффективнее, независимо от их принадлежности . Особое место в системе профессионального образования Швеции отводится так называемым курсам при гимназиях со сроком обучения от нескольких недель до нескольких лет. На некоторые из них можно поступить сразу после окончания основной школы, для поступления на другие требуется теоретическая подготовка в гимназии (в течение одного года - двух лет). Направленность на трудовую деятельность - одна из отличительных черт шведской школы. Профессиональная ориентация включена в содержание большинства предметов в течение всего периода обучения. Теоретическая профориентация осуществляется главным образом в рамках предмета обществоведения, во время встреч с консультантом трудоустройства, который предварительно знакомится с данными об успеваемости, интересах, склонностях, семье, здоровье ученика.
  Индивидуальную работу по профессиональной ориентации с учащимися проводят специальные педагоги. Для того, чтобы расширить знакомство учащихся с производственной деятельностью, в старших классах введена так называемая практическая профессиональная ориентация: в течение восьмого года обучения все учащиеся посещают различные производства, службы и должны провести как минимум 6-10 недель на производственной практике. В 9- м классе проводится двухнедельная практика на рабочем месте по выбору самого учащегося. Система высшего образования в Швеции представлена университетами и равнозначными им по статусу высшими специализированными школами (см. Приложение, рис. 1).
  Неотъемлемым аспектом принятой в Швеции активной политики в отношении трудоустройства является профессиональное обучение взрослых. При этом преследуется несколько целей: снижение масштаба безработицы, вклад в дело достижения равных возможностей и более равномерного распределения доходов населения, а также обеспечение роста экономики. Одним из основных средств достижения этих целей является обеспечение занятости. На обучение уходит, как правило, 20-30 % - доля общественных фондов, выделяемых на связанную с трудовыми ресурсами деятельность. Основная цель его - расширение возможностей для безработных, ищущих место работы, содействие в приобретении новых профессий и обеспечении нужных для работодателей квалификаций.
  В Швеции те, кто имеют на это право, могут бесплатно обучиться основной профессии или получить дополнительную квалификацию через организации службы трудоустройства, включая стипендии или продолжение выплат пособий по безработице тем, кто получал его до начала обучения. Служба трудоустройства получает заявления от тех, кто просит направить их на учебу, и, проконсультировавшись с ними, решает о подходящей схеме обучения. Полные курсы могут дать учащемуся профессию, а краткие - дополнительную квалификацию в той или иной области. Продолжительность и уровень курсов регулярно меняются с целью более точного соответствия тому или иному заказчику, они могут длиться от одного дня до года. Для студентов с недостаточной основой знаний может быть организовано обучение по таким предметам, как шведский язык, математика и иностранные языки. Это дает шанс наименее приспособленным стать конкурентоспособными на рынке труда. В органах правления участвуют ведущие профсоюзы и организации работодателей. Среди членов правления есть и представители местных органов управления и организаций, ответственных за рынок труда и обучение. Кроме того, два места в правлении всегда сохранены за людьми с большим опытом менеджмента в бизнесе. Эта трехсторонняя структура - правительство, работодатели и сотрудники - гарантирует широкий консенсус по вопросам профтехобразования в Швеции.
  Самой крупной организацией в области образования взрослых является группа переподготовки на рынке труда (АМУ). Помимо АМУ, в сеть профессиональной подготовки взрослого населения входят народные высшие школы, различные учебные кружки, муниципальное образование взрослых (от краткосрочных профессиональных до академических курсов), курсы организаций, учебные программы профсоюзов, заочное обучение по радио и телевидению и т.д.
  Профессиональное образование во Франции интересно тем, что окончившие секцию предпрофессиональной подготовки могут продолжать учебу только в профессиональных учебных заведениях. Во Франции монополия выдачи дипломов принадлежит государству. Ответственность за организацию системы, которая строго централизована, лежит на министерствах народного и профессионального образования. Развитие системы профессионального образования подчинено направлениям индикативного планирования. Поэтому министерства координируют свою работу с Комитетом планирования. Частные учебные заведения контролируются властями. Во Франции 70 % рабочих проходят переподготовку в государственных учебных заведениях, которые имеют специальные выездные центры по переподготовке, и 30 % - на предприятиях (при контроле со стороны государства). Согласно этому плану переподготовку этих потенциальных безработных осуществляют их предприятия (в отличие от практики других капиталистических стран). Но значительную часть финансового обеспечения переподготовки и всю заботу о трудоустройстве берет на себя государство. Во Франции осуществляется общенациональное прогнозирование потребности в квалифицированных рабочих кадрах с учетом перспектив развития производства (см. Приложение, рис. 2).
  Правительство предпочитает сотрудничать с Национальной ассоциацией по профессиональному обучению (АФПА) и финансировать ее программы в области профессионального образования взрослых. В 1995 году бюджет АФПА составил более 5,8 млрд франков (более 1 млрд долларов), из которых 82 % выделено министерством труда, занятости и профессионального образования. Ассоциация имеет 22 региональные дирекции, 157 центров информации и профориентации, 178 центров обучения. За год профессиональную подготовку и переподготовку в центрах АФПА проходят более 2 млн человек. Их обслуживают 5 000 педагогов, 600 психологов и 300 исследователей, составляющих вместе с другими сотрудниками более чем 10- тысячный штат Ассоциации.
  Обучение взрослого населения ведется с учетом перспектив рынка труда. 31 % обучаемых получает новую профессию в сфере обслуживания, 25 % - в сфере промышленности и почти столько же - в сфере строительства. По возрасту обучаемые в системе АФПА распределяются следующим образом: 52 % - от 25 до 40 лет, 33 % - до 25 лет и 15 % - старше 40 лет. Женщины составляют 30 % всех обучаемых. По мнению психологов АФПА, людей, не работавших два года и более, переподготовить практически невозможно, поэтому для работы с ними существуют специальные методики и даже реализуется единая общеевропейская программа.
  Особый интерес представляет подготовка преподавателей для системы обучения безработных и взрослого населения, которой тоже занимается ассоциация АФПА. Специфика «педагогики для взрослых» определяет и особенности подготовки преподавателей для работы в этой системе. Их обучение разбивается на блоки, ориентированные на подготовку:
  - педагогических советников компаний по профподготовке (они работают либо в штате, либо по договору);
  - региональных руководителей и методистов системы подготовки взрослых;
  - педагогов системы подготовки взрослых (для региональных служб занятости и системы подготовки на производстве).
  Специальная универсальная программа для обучения педагогов включает в себя разделы по истории европейского рынка труда, уровня профессиональной подготовки в странах ЕЭС, системе образования в Европе, а также ознакомление с его структурой и организацией деятельности компаний, методами информационного поиска и анализа потребностей в профобучении. Педагоги изучают способы разработки учебных программ, технические средства обучения и педагогические технологии для взрослых, а также технику педагогического взаимодействия. Программа рассчитана на 100 часов аудиторной работы и 120 часов самостоятельных заданий. Сдав зачет, преподаватели получают сертификат АФПА для преподавателей.
  Профессиональное обучение в Финляндии отличается тем, что уровень образования населения в Финляндии достаточно высокий. У каждого, независимо от социального положения, имеются возможности продолжить учебу после обязательной общеобразовательной школы. Учебные места имеются в наличии по всем сферам и уровням обучения по всей стране. Девятилетняя общеобразовательная школа является обязательной. После основной школы приблизительно 90 % молодежи продолжает учебу. Можно выбрать или общеобразовательную гимназию или профессиональную учебу. Оба варианта обучения дают хорошую подготовку для поступления в вуз. Профессиональную подготовку можно пройти также на основе контракта об ученичестве, работая у работодателя. Возможности для обучения взрослых значительно расширились. Взрослые получают профессиональное образование, обучаясь или в учебных заведениях для молодежи, или в специальных учебных заведениях для взрослых (см. Приложение, рис. 3).
  Обучение по получению образования высшей ступени ведется в университетах, профессиональных вузах и училищах. В Финляндии имеются также широкие возможности для различной учебы на любительской основе. Государство и муниципалитеты в основном заботятся о содержании и финансировании обучения. Преподавательская работа ранее управлялась и финансировалась централизовано. В настоящее время школы могут более самостоятельно принимать решения по учебным программам, организации обучения и использовании ресурсов. В 1990-е годы в обучении акцентируется внимание на увеличение возможностей выбора и гибкости для учащихся, а также на интернациональности. Профессиональными учебными заведениями владеют муниципалитеты, государство и частные фонды.
  Ведомственные учебные заведения реализуют, в основном, программы дополнительного профессионального образования. Муниципальные и частные учебные заведения также получают государственное финансирование и обучение в них ведется на тех же принципах, что и в государственных учебных заведениях. За деятельность школ отвечает дирекция, в которой имеется также представительство учащихся. В учебных заведениях для связи с трудовой жизнью имеются свои органы специалистов.
  Обучение, состоящее из так называемых модулей, дает возможность получить диплом путем объединения разных учебных программ и учебы в разных учебных заведениях. Объединение гимназии и профессиональной подготовки также является возможным. Цели различных экзаменов на специальность определяются в общегосударственных учебных планах. На их основе учебные заведения составляют свои учебные планы, в которых принимаются во внимание особые местные потребности. Учебные планы составляются в сотрудничестве с представителями трудовой жизни. Профессиональные вузы действуют в отношении работы по учебному планированию самостоятельно.
  Учебный процесс состоит из теоретического обучения, работы в лабораториях и участия в проектах, а также трудовой практики. Увеличивается количество самостоятельной учебы и доля участия в проектах. В обучении для взрослых все более популярным становится периодичное многообразное обучение, при котором учеба в учебном заведении и самостоятельная работа на дому или на рабочем месте чередуются. В большинство форм профессиональной подготовки включается, в зависимости от сферы, трудовая практика от 1 до 15 месяцев за пределами учебного заведения. Все в большем количестве на завершающей стадии учебы выполняется дипломная работа, во время которой учащиеся приобретают контакты с трудовой жизнью.
  Финскую систему обучения для взрослых можно разделить на общеобразовательную и профессиональную основную подготовку, на профессиональное дополнительное обучение и добровольную культурно­просветительную работу. Для взрослых организуется профессиональное и общеобразовательное основное обучение, а также основное обучение вузовского уровня. Цели данных видов обучения являются такими же, как и в обучении молодежи. Для взрослых, которые принимают или принимали участие в трудовой жизни, организуется профессиональное обучение по повышению квалификации, при помощи которого они могут как поддерживать свое профессиональное мастерство, так и развивать его.
  В различных формах деятельности свободной культурно­просветительской работы, которую организуют народные училища, гражданские училища и учебные кружки, взрослые могут развивать свой общеобразовательный уровень и приобретать различные гражданские навыки и умения для жизни в обществе.
  Самой распространенной функцией системы обучения взрослых является профессиональное обучение по повышению квалификации. Профессиональное обучение взрослых можно разделить на добровольное обучение, обучение трудовых ресурсов и обучение персонала. Общеобразовательное обучение взрослых является, в основном, добровольным обучением. Цель добровольного обучения - дать гражданам возможность развивать себя в профессиональном отношении независимо от работодателя. Обучение улучшает профессиональную квалификацию трудовых ресурсов и способствует изменению структуры профессий. Добровольное обучение, как правило, организуется в учебных заведениях.
  За финансирование профессионального основного и дополнительного обучения, организуемых в учебных заведениях, отвечает главное управление просвещения. На обучение взрослых в Финляндии выделяется 13 % средств от всех ассигнований на учебную деятельность. К сожалению, из-за снижения объемов торговли с Россией в Финляндии резко возросла безработица, и в настоящее время она достигла 18 %.
  Промежуточной формой между добровольным профессиональным обучением и обучением персонала на рабочих местах является обучение по контракту об ученичестве, которое организуется как в качестве основного обучения, так и обучения по повышению квалификации. Основной частью обучения является трудовая подготовка, которую работодатель дает на рабочем месте. Учебные заведения организуют теоретическую часть, входящую в обучение по контракту об ученичестве, в основном, в виде отдельных циклов курсов. Обучение персонала осуществляется предприятиями в соответствии с требованиями, устанавливаемыми стратегией деятельности предприятия. Обучение, как правило, представляет собой краткосрочное обучение по усовершенствованию. За финансирование обучения обычно отвечает работодатель. Во время прохождения учебы учащемуся выплачивается заработная плата. Работодатель принимает решение об участии в обучении.
  Обучение развивалось в Финляндии независимо, на основе деятельности отдельных организаций системы образования. Следствием этого является широкое предложение многообразных видов обучения в различных учебных организациях. Также методы организации обучения значительно варьируются. В течение двух прошедших десятилетий обучение взрослых становилось все более важной частью общегосударственного планирования обучения и политики в области образования. За последнее десятилетие обучение взрослых особенно шагнуло вперед.
  Обучение трудовых ресурсов финансируется, в основном, управлением по труду. Обучение организуется, в первую очередь, для безработных и находящихся под угрозой безработицы. Управление по труду покупает услуги по обучению в учебных заведениях и, в некоторой мере, в коммерческих организациях, занимающихся обучением. Обучение трудовых ресурсов может также организовываться совместными силами управления по труду и работодателей. Система обучения взрослых предназначена, в основном, для взрослых, принимающих и принимавших участие в трудовой жизни. В предписаниях в качестве возрастной границы по системе обучения взрослых чаще всего устанавливается возраст 20 лет. В общеобразовательном обучении возрастная граница ниже.
  В последние годы в Финляндии особенно развивались заочное обучение и гибкая система обучения, использование учебной технологии в обучении, а также руководство, при помощи которого оказывается поддержка взрослому учащемуся. В организации обучения взрослых и выборе учебного материала принимается во внимание жизненная ситуация взрослых и способность самостоятельно приобретать знания. Ранее пройденная учеба и трудовой опыт сокращают срок учебы и засчитываются при составлении учащемуся персонального учебного плана.
  Кроме обычной дневной учебы, в обучении взрослых разделение учебы на циклы заочной учебы и учебы в учебном заведении. Обучение является более плотным, чем обучение молодежи, и оно включает больше самостоятельной учебы на дому или рабочем месте. В обучение может входить трудовая практика, которая в обучении трудовых ресурсов играет значительную роль.
  Современная система профессионального образования Великобритании включает в себя три основных звена: школьное, университетское, дальнейшее. Профориентационная работа с учениками фактически начинается с их поступления в школу (в возрасте 11 лет) и выбора дифференцированного варианта образования (с академическим или практическим уклоном), кроме учителей школы, в профориентации школьников принимают участие инспектора местных органов просвещения. Все виды последипломного образования (за исключением университетского) называют в Великобритании последующим образованием (см. Приложение, рис. 4).
  Профессиональное образование в Великобритании имеет давние традиции. Уже в конце XIX века оно давалось в некоторых школах, колледжах, университетах и политехнических институтах. Современные традиции экономического и социального развития страны показали недостаточность такого подхода к профессиональному образованию. Оно перестало удовлетворять и предпринимателей, и государство, и самих граждан, которым необходимо образование, позволяющее им без труда находить работу или продолжать свое образование. В силу этих требований система образования в Великобритании в последние годы подверглась значительным преобразованиям. Свое отражение она нашла в программе «Техническая профессиональная образовательная инициатива», которая включает широкую профессиональную подготовку.
  Процесс обучения в учебных заведениях связан с практической деятельностью, что значительно облегчает понимание молодыми людьми экономической значимости своей будущей работы и повышает их трудовую активность. Такой способ обучения развивает предприимчивость, личную инициативу, умение видеть и решать проблемы. Учащиеся имеют доступ к информации по вопросам избранной карьеры, получают консультации с учетом индивидуальных особенностей, что значительно повышает уровень среднего специального образования.
  В 1991 году правительство Великобритании опубликовало документ о развитии образования в XIX веке, который вступил в силу в мае 1992 года. В основу документа положена идея развития профессионального образования как равного академическому. Таким образом большинство 16-19-летних юношей и девушек могут получить образование такого уровня, которое бы удовлетворило и их, и работодателей. Ведь именно промышленные и политические лидеры заинтересованы в получении перспективных специалистов, способных развить их дело и экономику в целом.
  Преимущество новой системы образования в том, что учащиеся будут иметь возможность самим модифицировать свое обучение. Так, наиболее способные студенты, планирующие в будущем заняться наукой, имеют возможность углубить знания независимо от специализации. Например, они могут обучаться по гуманитарному направлению и при этом достаточно серьезно заниматься точными науками. После окончания фундаментальных курсов выпускники работают или продолжают профессиональное обучение в таких областях, как коммерция, секретарская деятельность, дизайн, сельское хозяйство, бизнес, финансы, бытовые услуги и т.д. Желающие получить высшее образование поступают в университеты и политехнические институты. Характерной особенностью колледжей Великобритании является динамичность содержания образования, своевременное реагирование на изменение рынка труда, все более усиливающиеся связи с предприятиями.
  Значительные изменения происходят в британской системе непрерывного профессионального образования. Принципиальным фактором, определяющим ее перспективы и динамику является введение по всей стране, начиная с 1986 года, национального стандарта профессиональной квалификации, охватывающего многие звенья системы профессионального образования. Внимание профессиональной подготовке и переподготовке безработных в Великобритании уделялось все последние десятилетие. Однако поворотным моментом явился 1988 год, когда стала действовать программа «Employment Training», финансируемая государством и предпринимателями и учитывающая интересы отдельных графств.
  В рамках программы, как правило, профессиональное обучение или переобучение безработных продолжается двенадцать месяцев, но есть отдельные проекты, рассчитанные на более короткий срок обучения - от нескольких недель до полугода. Все большее внимание уделяется подготовке рабочих и специалистов для небольших предприятий, которые требуют более глубокой и широкой профессиональной подготовки. Стоимость одной недели профподготовки в среднем составляет 5 тыс. фунтов стерлингов. Служба трудоустройства осуществляет свою деятельность, используя сеть региональных, областных и местных органов. Запланированный бюджет данной службы составляет более 1,5 млн фунтов стерлингов, помимо пособий по безработице, которые выплачивает министерство социального обеспечения. Кроме государственной поддержки на образование взрослых производятся выплаты неправительственными и частными фирмами.
  Пик роста безработицы за последнее время приходится на 1991-92 годы, когда уровень безработицы увеличился на 28 % и достиг 2,55 млн человек. Рост инфляции составляет ежегодно 3 %. В целях смягчения негативных последствий от роста безработицы служба трудоустройства представляет безработным, особенно тем, кто не работал более 6 месяцев, и тем, кто живет в центрах больших городов, возможность получения работы и содействие в освоении новых поисков работы и предлагает работу по найму (обслуживать свое собственное дело) или курсы по переподготовке. Поощряются безработные, получающие пособия, но активно ведущие поиски работы, выдачей кредитов от национального страхования, либо им выплачиваются средства страховой компанией. Предоставляется специальная помощь людям с физическим или умственными недостатками, а также поощряются работодатели, принимающие на работу таких граждан.
  Британский опыт показывает, что без разветвленной и разнообразной системы непрерывного профессионального образования нельзя решить проблему занятости. Важно и другое - реализация в этой системе общегосударственных программ, вырабатывающих стандарт профессионального мастерства. Такой стандарт, который может удовлетворить всех граждан страны, промышленность, профсоюзы. Организация профессионального обучения и переобучения является лишь одним из необходимых элементов всесторонней стратегической программы повторного трудоустройства высвобожденных трудящихся. Следует отметить, что профессиональная подготовка и переподготовка сами по себе не создают занятость, хотя являются одними из лучших средств решения этой социальной проблемы. В этой связи трехстороннее Европейское совещание Международной организации труда пришло к выводу, что, когда речь идет о безработных, главная проблема состоит в определении того, для каких специальностей и профессий необходимо проводить профессиональную подготовку.
  П. Килберн пишет, что научное сообщество до сих пор страдало от безработицы в масштабах, сравнимых по величине с уровнем безработицы среди обслуживающего техперсонала авиакомпаний и сталелитейщиков. Однако и эти элитные, мыслящие кадры американской рабочей силы, которые редко оказывались безработными, теперь осознали, что такое новая экономика. Зарубежный опыт политики занятости демонстрирует нам некие обязательные принципы, основные стратегические идеи, которым необходимо следовать. Назовем главные положения, которые стремится учитывать в своей деятельности ведомство занятости в Финляндии:
  - требование изменения рынка труда,
  - гибкость,
  - индивидуальность,
  - местные потребности,
  - прогноз.
  Эти методологические подходы помогают выяснению количественных и качественных изменений в спросе и предложении рабочей силы, отслеживании предложений по развитию профессионального образования, прояснении личностных потребностей. Российский рынок труда попал в трудное положение, особенно после 1992 года и августа 1998 года, когда практически полностью произошел распад рынка труда и рынка образовательных услуг на всем пространстве бывшего СССР. Россия и другие страны СНГ фактически превратились для стран Запада и США в огромный сырьевой рынок, чем был открыт доступ этим странам к дешевым ресурсам и дешевой рабочей силе. В результате, у них появилась возможность создания новых рабочих мест и уменьшения безработицы на рынке труда.
  С целью изучения передового опыта в организации профессионального обучения, профессиональной ориентации населения, внедрения новых образовательных технологий в образовательный процесс Федеральной службы занятости был подписан ряд международных контрактов по обучению специалистов учебных заведений и самих специалистов службы занятости на различных курсах, семинарах по специальным программам, в том числе в таких странах, как Швеция, Финляндия, Франция, Англия, Германия, США. Созданы межрегиональные учебные центры с наделением научно-методических, исследовательских, учебных и координационных функций. Такими функциями был наделен и Поволжский межрегиональный учебный центр Минтруда РФ.
  В рамках международных образовательных программ большинство ведущих преподавателей и специалистов учебного центра прошли стажировку и обучение в уже названных странах. На базе Поволжского межрегионального учебного центра реализуются четыре международных образовательных проекта, в том числе по подготовке преподавателей в рамках «Инициативы Премьер-министра Великобритании в области образования», проводимой фондом Ноу-Хау и службой занятости Минтруда РФ, в соответствии с договором с международным банком реконструкции и развития «По компоненту профессиональная подготовка», в рамках Программы «Партнерство» (бизнес для России) по подготовке предпринимателей малого и среднего бизнеса; с европейской организацией «Tacis» по внедрению новых технологий по обработке почвы и организации посева зерновых культур.
  Все международные программы имели своей целью внедрение эффективных образовательных технологий и дали возможность Учебному центру оснастить учебные классы компьютерной, множительной и прочей техникой, создать новые компьютерные и мультимедийные программы, информационные технологии, развить дистантное обучение, создать модельный центр по профилю - переработка сельхозпродукции в условиях фермерских, крестьянских хозяйств на малых и средних предприятиях, создать фермерское хозяйство, работающему по полному замкнутому циклу, на базе бизнес-центра создать бизнес-инкубатор.
  Накопленный опыт в области новых образовательных технологий позволил Учебному центру эффективно сотрудничать с учебными заведениями Министерства общего и среднего образования РФ, со всеми территориальными службами занятости и с такими учебными заведениями как Российская государственная академия труда и занятости, Академия труда и социальных отношений, Академия проблем качества, Институт развития профессионального образования Министерства общего и профессионального образования РФ и другими институтами, университетами.

Назад Содержание Вперед