8. Меры уголовно-процессуального принуждения
Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
Меры уголовно-процессуального принуждения - это уголовнопроцессуальные средства принудительного характера, применяемые компетентными органами и должностными лицами в отношении различных участников процесса для предупреждения и пресечения их неправомерных действий в целях обеспечения необходимых условий для достижения задач предварительного расследования и уголовного судопроизводства.
Различают следующие виды уголовно-процессуального принуждения:
а) меры обеспечения получения доказательств, к которым относят привод (ст.ст. 73, 75 и 82, 147 УПК); задержание (ст. 122 УПК); выемка и обыск (ст.ст. 167, 168 и 172 УПК); освидетельствование (ст. 181 УПК); наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка (ст. 174 УПК); получение образцов для сравнительного исследования (ст. 186 УПК); отстранение от должности (ст. 153 УПК); помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение (ст. 188 УПК);
б) меры обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества (ст. 175 УПК - наложение ареста на имущество);
в) меры поддержания порядка в ходе производства по уголовному делу (ст. 263 УПК - удаление из зала суда подсудимого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей; эксперта; специалиста и переводчика);
г) меры пресечения (ст. 93 УПК - подписка о невыезде; ст. 94 УПК - личное поручительство; ст. 95 УПК - поручительство общественной организации; ст. 96 УПК - заключение под стражу; ст. 99 УПК - залог; ст. 100 УПК - наблюдение командования воинской части; ст. 394 УПК - отдача несовершеннолетнего под присмотр или надзор).
Понятие, виды и порядок применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения
Меры пресечения - это предусмотренные законом средства воздействия на обвиняемого (подозреваемого), которые заключаются в лишении или ограничении его свободы, угрозе имущественных потерь или установления за ним присмотра, применяемые в целях воспрепятствования ему скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины, продолжать преступную деятельность или уклониться от отбытия наказания.
Виды мер пресечения:
1. Подписка о невыезде (ст. 93 УПК).
2. Личное поручительство (ст. 94 УПК).
3. Поручительство общественной организации (ст. 95 УПК).
4. Заключение под стражу (ст. 96 УПК).
5. Залог (ст. 99 УПК).
6. Наблюдение командования воинской части (ст. 100 УПК).
7. Отдача несовершеннолетнего под присмотр, либо под надзор (ст. 394 УПК).
Меры пресечения могут применяться только по решению компетентного органа или должностного лица (ст. 92 УПК). Общий процессуальный порядок избрания меры пресечения следующий:
а) лицо, производящее дознание, следователь или прокурор выносят мотивированное постановление, а суд - постановление или определение, в котором указывается преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, основания для избрания меры пресечения и ее вида;
б) в необходимых случаях получается санкция прокурора;
в) постановление или определение объявляется под роспись лицу, в отношении которого оно вынесено, с вручением ему копии данного постановления и разъяснением права обжаловать это решение.
Для избрания меры пресечения необходимо наличие достаточных доказательств того, что подозреваемый (обвиняемый) может:
- скрыться от следствия и суда;
- помешать установлению истины;
- продолжить преступную деятельность;
- уклониться от отбытия наказания (ст. 89 УПК).
Кроме этого, необходимо учитывать тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства (ст. 91 УПК).
Основания, условия и порядок заключения под стражу. Сроки содержания под стражей и порядок их продления
Заключение под стражу - это мера пресечения, направленная на физическое ограничение свободы обвиняемого (подозреваемого) путем помещения его до решения суда в следственный изолятор.
Основания - общие (см. ст. 89 УПК).
Заключение под стражу применяется в виде меры пресечения, если санкция статьи УК предусматривает лишение свободы на срок свыше 2 лет и лишь в исключительных случаях менее (если нарушена ранее избранная мера пресечения либо лицо, в отношении которого применяется заключение под стражу, не имеет постоянного места жительства на территории России или личность его не установлена). Допускается с санкции прокурора.
Процессуальный порядок. О применении меры пресечения лицо, производящее дознание, или следователь, выносит мотивированное постановление, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется данное лицо, и основание для избрания примененной меры пресечения. Постановление составляется как минимум в 4-х экземплярах: в дело, в надзорное производство (прокурору), в СИЗО (начальнику для исполнения), арестованному.
Затем он получает санкцию на арест у соответствующего прокурора.
Прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.
После получения санкции, постановление объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, и одновременно ему разъясняется порядок обжалования применения меры пресечения.
Копия постановления или определения о применении меры пресечения немедленно вручается лицу, в отношении которого оно вынесено.
Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места содержания его под стражей.
Сроки содержания под стражей. Общий срок - 2 месяца.
Продление срока содержания под стражей происходит аналогично процедуре продления сроков следствия и дознания, за исключением того, что срок следствия законом не ограничен, а срок содержания под стражей при проведении предварительного расследования не может превышать 1,5 года. Причем, материалы оконченного расследования должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому не позднее, чем за один месяц до окончания этого предельного срока.
При исчислении сроков содержания под стражей нужно учитывать, что в этот срок входят и дни задержания лица, в качестве подозреваемого (ст. 122 УПК).
Течение этого срока прекращается моментом направления прокурором дела в суд, а не моментом направления следователем дела прокурору.
Важность своевременного продления сроков содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей заключается в том, что согласно ст. 11 УПК: «Если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответствующее решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, либо об освобождении подозреваемого или обвиняемого, либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения или сообщение об этом решении не поступило, начальник места содержания под стражей освобождает его своим постановлением.
Прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно лишенного свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором».
При этом, закон возложил на начальника места содержания под стражей обязанность не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.
Продление срока содержания под стражей может проводиться параллельно с продлением сроков следствия или дознания единым постановлением.
Судебная проверка законности и обоснованности ареста и продления срока содержания под стражей
Предмет данной проверки составляют - законность и обоснованность принятия решения о заключении под стражу и о продлении срока содержания под стражей.
Законность ареста - это соблюдение всех норм УПЗ, регламентирующих порядок применения указанной меры пресечения и продления срока ее действия.
Обоснованность ареста - это наличие в представленных материалах сведений (в том числе и о личности содержащегося под стражей), которые подтверждают необходимость применения заключения под стражу или продления срока содержания под стражей.
Процессуальный порядок проведения данной проверки установлен ст. 2202 УПК. Это проверка согласно УПК производится судьей по месту содержания лица под стражей. Однако нужно учитывать, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П положение ст. 2202 УПК РСФСР о проверке законности и обоснованности применения заключения под стражу судом только по месту содержания лица под стражей признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, а следовательно, данная проверка может быть проведена любым судом первой инстанции на территории РФ. Кроме того, этим же постановлением установлено, что обжаловать решение об избрании данной меры пресечения может не только лицо, содержащееся под стражей, но и любой участник уголовного процесса.
Судья проверяет законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей не позднее трех суток со дня получения материалов, подтверждающих законность и обоснованность заключения под стражу в качестве меры пресечения. Эта проверка производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника, если он участвует в деле, а также законного представителя лица, содержащегося под стражей. Судья вызывает в заседание лицо, содержащееся под стражей. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о дне рассмотрения жалобы, не является препятствием для судебной проверки.
В исключительных случаях - когда это лицо ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие либо по собственной инициативе отказывается от участия в заседании - проверка может быть проведена в отсутствие лица, содержащегося под стражей.
В начале заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в заседание лицам, разъясняет им права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в рассмотрении жалобы, обосновывает ее, после чего заслушиваются другие явившиеся в заседание лица.
В результате судебной проверки судья выносит одно из следующих постановлений:
1) об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении лица из-под стражи;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
В случае, если в заседание не были представлены материалы, подтверждающие законность и обоснованность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей, судья выносит постановление об отмене этой меры пресечения и об освобождении лица из-под стражи.
Постановление судьи должно быть мотивированным.
Судья вправе одновременно с вынесением постановления об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу избрать любую другую предусмотренную законом меру пресечения.
Копия постановления судьи направляется прокурору и заявителю, а в случае принятия решения об освобождении лица из-под стражи - также по месту содержания лица, заключенного под стражу, для немедленного исполнения. Если лицо, содержащееся под стражей, участвует в заседании, оно в указанном случае освобождается судьей из-под стражи немедленно в зале судебного заседания.
В случае оставления жалобы без удовлетворения повторное рассмотрение судьей жалобы того же лица по тому же делу в порядке, предусмотренном настоящей статьей, допускается, если заключение под стражу в качестве меры пресечения было вновь избрано после ее отмены или изменения лицом, производящим дознание, следователем или прокурором.
Подписка о невыезде и обязательство о явке по вызовам соответствующих органов и должностных лиц
Подписка о невыезде состоит в отобрании от подозреваемого или обвиняемого обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной им подписки к нему может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему должно быть объявлено при отобрании подписки.
Подписка о невыезде обеспечивает присутствие лица в месте производства по делу и препятствует уклонению его от явки по вызовам. Место проживания определяет сам подозреваемый или обвиняемый. Он не вправе лишь покидать место жительства или временного нахождения без разрешения.
Разрешения на переезд в пределах населенного пункта не требуется. Обвиняемый (подозреваемый) обязан только сообщить о перемене адреса органу или должностному лицу, в производстве которых находится уголовное дело.
Подписка о невыезде оформляется двумя процессуальными документами: постановлением (определением) о применении меры пресечения и подпиской подозреваемого (обвиняемого) о невыезде без разрешения соответствующего органа или должностного лица с места жительства или временного нахождения. В подписке о невыезде указываются данные о подозреваемом или обвиняемом, его адрес, обязательство не отлучаться из населенного пункта без разрешения, разъяснение последствий нарушения подписки.
Обязательство являться по вызову и сообщать о перемене места жительства не является мерой пресечения, применяется в отношении обвиняемого, ограничивая в минимальной степени его права. Обязательство отбирается в письменной форме при отсутствии оснований к применению меры пресечения. Его нарушение может повлечь применение меры пресечения.
Залог в качестве меры пресечения
Залог состоит в деньгах или иных ценностях, включая ценные бумаги и объекты недвижимого имущества, вносимых в депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим физическим или юридическим лицом в обеспечение явки обвиняемого, подозреваемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. Он применяется с санкции прокурора или по определению суда, постановлению судьи.
Основания и условия в данном случае тесно взаимосвязаны. Залог в качестве меры пресечения применяется для обеспечения явки обвиняемого, подозреваемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, если для заключения под стражу нет оснований, а другие меры пресечения недостаточны для того, чтобы противодействовать уклонению обвиняемого, подозреваемого от следственных и судебных органов. Залог может быть применен взамен заключения под стражу, когда лицо, подвергнутое заключению под стражу, может быть освобождено из-под стражи без ущерба для продолжения производства по делу, но требуется обеспечить его явку по вызовам в дальнейшем.
Залог во время предварительного расследования оформляется постановлением лица, производящего дознание, следователя санкционированного прокурором, и протоколом о принятии залога, причем протокол составляется в двух экземплярах и подписывается залогодателем и должностным лицом, принявшим залог. Копия протокола вручается залогодателю. Сумма залога определяется в соответствии с обстоятельствами дела органом или должностным лицом, избравшим данную меру пресечения, но минимальная сумма залога не может быть меньше 100 минимальных размеров оплаты труда. При внесении залога залогодатель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. Залог всегда вносится в депозит суда, которому подсудно данное уголовное дело, независимо от того, кто применил эту меру пресечения. Залогодателю сообщается о содержании обвинения или подозрения в отношении лица, о котором вносится залог.
В случае, если обвиняемый или подозреваемый уклоняется от явки по вызову, к нему может быть применено заключение под стражу в порядке, установленном для этой меры пресечения. Ответственность залогодателя состоит в обращении в доход государства внесенного залога. Решение принимает суд по инициативе органа, в который не явился обвиняемый или подозреваемый.
При изменении меры пресечения в виде залога на заключение под стражу, если это не связано с неподлежащим поведением подозреваемого или обвиняемого, залог возвращается законодательно.
Личное и общественное поручительство в качестве мер пресечения
Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Число поручителей не может быть менее двух.
Данная мера пресечения обычно применяется вместо других, более строгих, мер пресечения и возможна только тогда, когда поручитель достаточно хорошо знает обвиняемого, подозреваемого и находится с ним в отношениях, позволяющих позитивно воздействовать на лицо, за которое он ручается.
Вопрос о том, являются ли лица, желающие принять на себя поручительство, заслуживающими доверия, решает должностное лицо, избирающее меру пресечения. Во всяком случае, это должны быть граждане, известные своей законопослушностью, добропорядочностью, пользующиеся высокой репутацией и притом способные реально воздействовать на обвиняемого, подозреваемого позитивно. Доверие к поручителю включает и доверие к его возможностям обеспечить надлежащее поведение и явку по вызову лица, за которое он поручается.
При отобрании подписки о личном поручительстве поручитель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения, и об ответственности в случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена мера пресечения в виде личного поручительства. В этом случае на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере до одного минимального размера оплаты труда или применены меры общественного воздействия.
При применении личного поручительства составляется два документа: постановление о применении меры пресечения и подписка о личном поручительстве. В подписке должны быть приведены данные о личности поручителя, о разъяснении поручителю сущности дела, об ответственности поручителя в случае совершения обвиняемым (подозреваемым) действий, в целях предупреждения которых применяется мера пресечения. Подписка о личном поручительстве отбирается у каждого поручителя отдельно.
Поручительство общественного объединения состоит в даче письменного обязательства в том, что общественное объединение ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда.
Общественное объединение, дающее поручительство, должно быть поставлено в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.
Поручительство применяется, если оно может обеспечить надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) и явку его по вызовам органов, ведущих производство по делу.
Поручительство общественного объединения применяется на основании письменного ходатайства этого объединения, адресованного органу, ведущему производство по уголовному делу.
Данная мера пресечения оформляется постановлением следователя, судьи, определением суда, которое должно содержать указание о ходатайстве соответствующего объединения, дате и органе, его возбудившем. Руководитель общественного объединения, принявшего на себя соответствующие обязательства, или уполномоченное на то лицо ознакамливается с постановлением следователя с письменным указанием на постановлении, что ему разъяснены обязанности общественного объединения, и получена копия постановления следователя.
Общественное объединение или трудовой коллектив вправе отказаться от принятого на себя обязательства. В этом случае применяется другая мера пресечения.
Наблюдения командования воинской части в качестве меры пресечения
Наблюдения командования воинской части состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил России в целях обеспечения надлежащего поведения и явки подозреваемого или обвиняемого военнослужащего по вызовам лица, производящего дознания, следователя, прокурора, суда.
Командование воинской части ставится в известность о сущности уголовного дела, по которому избрана данная мера пресечения.
Об установлении наблюдения командования воинской части в письменной форме осведомляет орган или должностное лицо, избравшие эту меру пресечения.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр
В отношении несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности кроме мер пресечения, предусмотренных в ст. 89, может применяться отдача под присмотр родителей и других родственников, опекунов, попечителей или иных заслуживающих доверия лиц, а к тем, кто воспитывается в закрытых детских учреждениях - отдача под присмотр администрации этих учреждений.
Данная мера пресечения состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц или администрацией специального детского учреждения письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к следователю и в суд, а также его надлежащее поведение. Избрание рассматриваемой меры пресечения возможно лишь по письменному ходатайству указанных лиц или администрации.
При отобрании подписки о принятии под присмотр указанные лица ставятся в известность о характере преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.
В отношении родителей, опекунов, попечителей и других вышеуказанных лиц, а также администрации специального детского учреждения, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае нарушения ими принятого обязательства могут применяться меры, связанные с наложением денежного взыскания или общественным воздействием (ст. 94, 323, 394 УПК).
Назад | Содержание | Вперед |