1.5. Конфликтогенный потенциал экологического фактора
Экологизация международных отношений способствовала на рубеже ХХ-ХХРЖ веков активному внедрению в политическую сферу общества экологического фактора, сделав его неотъемлемым атрибутом социальнополитических институтов локального, регионального и глобального уровней. Среди многообразия конфликтов большой удельный вес стали набирать ресурсные конфликты и войны, оказавшиеся по времени более длительными, чем конфликты времен холодной войны.
Научный сотрудник Института мировых исследований в Вашингтоне Майкл Реннер считает, что из 50 войн и вооруженных конфликтов, имевших место в 2001 году, четвертая часть велась за природные ресурсы (см. Государство и бизнес в погоне за недрами. - (www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=3002878)). Значительно и количество пострадавших. По данным Международного института прикладного системного анализа, опубликованным в июне 2006 года, только в 90-е годы в результате конфликтов по поводу природных ресурсов было убито более 5 миллионов человек, около 6 миллионов были вынуждено переселиться в другие страны, и 11-15 миллионов стали беженцами внутри своих стран (см. Новостной портал. - (www.rwt.ru/news.asp?month=6&year=2006&showbyid)).
Косвенным признанием масштабов ресурсных войн стали многочисленные симпозиумы и конференции, объединенные поиском путей преодоления сложившейся цепи: природные ресурсы - коррумпированные правительства - вооруженные конфликты.
Экологические и политические тенденции переплелись. По сути невозможно привести пример ни одного конфликта, объясняя его только экологическими факторами. Это позволяет разбить весь комплекс конфликтов, так или иначе связанных с экологическими проблемами, на три категории:
• псевдоэкологический, связанный с конкурентной борьбой субъектов за ресурсы;
• конфликт, в основе которого лежат различные представления о сочетании экономической (социально-политической) и экологической концепций;
• экополитический, когда экологический фактор угрожает национальным интересам государства.
Масштаб распространения ресурсных конфликтов приводит к необходимости выявить влияние экологического фактора на современную систему международных отношений и на конкретных примерах продемонстрировать механизмы запуска экополитических конфликтов.
Основная цель ресурсных войн, как правило, заключается в установлении контроля над полезными ископаемыми, лесом и другим ценным сырьем. В ряде стран нелегальная добыча природных ресурсов подпитывает начатые когда-то по идеологическим мотивам войны и поддерживается заинтересованными государствами или организациями.
Незаконная добыча алмазов, например, подпитывала войны в Анголе и Сьерра-Леоне; ценный минерал колтан невольно участвует в финансировании кровопролития в Конго.
Не единичны случаи, когда экологический дефицит становится одной из причин межгосударственного вооруженного конфликта. Особенно это справедливо для развивающихся стран, что иллюстрирует конфликт в Сенегальской речной долине в 1989 году, вспыхнувший между Сенегалом и Мавританией. (Подробнее см. Косов Г.В. Экополитология: политология в контексте экологических проблем. - М., 2006. - С. 189-190.)
Наиболее вероятным возобновляемым ресурсом, из-за которого может вспыхнуть конфликт, является речная вода. Вероятность войны повышается в случае трансграничной реки, а таких на земной поверхности больше половины. Достаточно назвать Нил, Вольту, Замбези, Нигер и другие. Кроме того, свыше 30 государств получают более трети воды извне. Государства, расположенные ниже по течению реки, всерьез могут опасаться, что соседи выше по течению будут использовать водные запасы как средство принуждения.
Причем речь идет не обязательно о возможной оккупации. Вероятным сценарием может стать поддержка государственного переворота в стране, расположенной выше по течению реки. Именно так обстояло дело в государстве Лесото. В 1986 году ЮАР, сталкивающаяся с проблемой нехватки воды и в течение 30 лет ведущая безрезультатно переговоры, оказала решающую поддержку военному перевороту против правительства Лесото. Проект развития юго-восточных областей Турции в 80-х годах ХХ века, ведущий к увеличению объемов потребляемой воды, вызвал недовольство со стороны Сирии и Ирака, расположенных ниже по течению рек Тигр и Евфрат. Одним из его проявлений стала поддержка Сирией антитурецких выступлений курдов, в результате которых Турция была вынуждена пойти на уступки. Трансграничные проблемы и стремление стран отстоять свои национальные интересы лежали в основе конфликта вокруг гидрокомплекса в Габчиково - Надьмарош, в который были втянуты Венгрия, Чехословакия, Австрия.
Не исключены споры между Египтом, Эфиопией и Суданом за пропорциональное использование Нила. Попытки любой из девяти стран Нильского бассейна увеличить объемы своего водопотребления, неизбежно затронут интересы других. Асуанская плотина, требующая больших объемов нильской воды, используется как дополнительный упрек Египту. Но если Судан, Эфиопия и Уганда начнут увеличивать свою долю нильской воды (например, строительство дамб для орошаемого земледелия), то Египет будет вынужден прибегнуть к военному способу решения проблемы.
Вероятность вооруженного экологического конфликта напрямую зависит от степени дефицита воды, от экономической, политической, военной силы вовлеченных сторон, а также от таких факторов как экономическая конкуренция, идеологические различия, наличие трансграничных проблем.
В чем основная сложность решения гидроконфликтов? Главные принципы международного права - равное распределение и недопущение вреда другому - не позволяют разрешить основные проблемы общих водных ресурсов и наталкиваются на замкнутый круг. Те государства, которые стремятся увеличить свое водопотребление, апеллируют к первому принципу, те же, кто выступает за сохранение существующего распределения, делают акцент на втором принципе.
Приведенные выше примеры свидетельствуют, что доступ к природным ресурсам может стать как пусковым механизмом конфликта, так и фактором обострения уже существующего.
С другой стороны, водные запасы и доступ к ним не обязательно являются конфликтным фактором. Вода может выступать и катализатором сотрудничества. Речь идет о способности и желании государств договориться, и тогда акцент с потенциала «гидроконфликта» можно перенести на потенциал «гидрокооперации» (например, реализация «Стратегического плана действий в защиту Черного моря»).
Помимо водных ресурсов, большое количество конфликтов связано с использованием лесных массивов. Среди стран, в которых наблюдались подобные вооруженные конфликты, многочисленные государства, расположенные в тропическом или субтропическом поясах.
По сообщениям Лесного форума Гринпис России, леса используются как источники финансирования для вооруженных конфликтов. Например, в 90-е годы в Либерии финансирование войны за счет лесной торговли достигало 150 миллионов долларов в год; в Камбодже - 350 миллионов (причем зарабатывали на лесной торговли обе стороны конфликта); в Бирме - 280 миллионов. (см. Новостной портал. - (www.rwt.ru/news.asp?month=6&year=2006&showbyid)). Борьба за доступ к лесным ресурсам или их более справедливое распределение служила источником вооруженных конфликтов в Колумбии, Бразилии и других местах.
При этом наибольший ущерб лесам наносится на завершающей стадии конфликта, когда лесные ресурсы отдаются в концессии и идут в лучшем случае на восстановление послевоенной экономики, а чаще на удовлетворение интересов военных победившей стороны.
Бесспорно, дефицит возобновляемых ресурсов не так часто является причиной конфликтов, как дефицит невозобновляемых ресурсов, поскольку последние непосредственно связаны с мощью государства. Кроме того, страны, которые больше всех зависят от возобновляемых ресурсов, как правило, не обладают достаточным экономическим и военным потенциалом для агрессивных действий.
Таким образом, экологический фактор стал реальной силой, влияющей на международные отношения. Наличие или отсутствие стратегических природных ресурсов, борьба за их использование, качество окружающей среды являются доминирующими факторами во взаимоотношениях федеральной и региональной ветвей власти, вызывают конфликты между государствами и регионами.
К сожалению, при всех усилиях международной экологической интеграции в реализации совместных проектов избежать конфликтности или хотя бы существенно снизить ее не удастся. Экологические конфликты давно вышли за обозначенные рамки, став, по меньшей мере, экополитическими, зависящими от социально-экономической, военной мощи государства, от его умения и возможности отстаивать свои геополитические интересы.
Основная литература
Никаноров А.М. Глобальная экология / А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая. - М., 2000. - 284 с.
Экология / [под ред. С.А. Боголюбова]. - М., 2002. - 286 с.
Экология / [под ред. В.В. Денисова]. - Ростов н/Д., 2004. - 671 с.
Экологическое право / [под ред. О.Л. Дубовика]. - М., 2005. - 767 с.
Дополнительная литература
Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г. Банников. - М., 1999. - 303 с.
Владимиров В.А. Катастрофы и экология / В. А. Владимиров. - М., 2000.379с.
Глобальные экологические проблемы на пороге XX века. - М., 1998. - 416 с.
Глухов В.В. Экономические основы экологии / В.В. Глухов. - СПб., 1997. - 303 с.
Дрейер О.К. Экология и устойчивое развитие / О.К. Дрейер. - М., 1997. - 222 с.
Кондратьев В.К. Экология и политика / В.К. Кондратьев. - СПб., 1993. - 285 с.
Косов Г.В. Политология в контексте экологических проблем / Г.В. Косов, Ю.А. Харламова, С.А. Нефедов. - М., 2006. - 320 с.
Костин А.И. Экополитология и глобалистика / А.И. Костин. - М., 2005. - 416 с.
Марчук Г.И. Приоритеты глобальной экологии / Г.И. Марчук. - М., 1992. - 319 с.
Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия / [под ред. В.И. Данилов-Данильяна]. - М., 1994. - 287 с.
Основы экологии и экологическая безопасность / [под ред. В.В. Шкарина]. - Н. Новгород, 1998. - 167 с.
Протасов В.Ф. Экология : Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели / В. Ф. Протасов. - М., 2001. - 204 с.
Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции / И.Н. Ремизов. - Кубань, 1998. - 143 с.
Рогожина Н.Г. Региональная экополитология / Н.Г. Рогожина. - М., 1999. - 163 с.
Родионов И.А. Глобальные проблемы человечества / И.А. Родионов. - М., 1995. - 267 с.
Трубецкой К.Н. Стратегия совместного развития природы и общества / К.Н. Трубецкой, Ю.П. Талченко, Л.И. Бурцев // Вестник РАН. - 1998. - Т. 68. - № 1.
Чистик О.В. Экология / О.В. Чистик. - Минск, 2000. - 247 с.
Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. - М., 1999. - 599 с.
Экологическая политика / [под ред. С.В. Устинкина]. - Н. Новгород, 2003. - 151 с.
Экологический энциклопедический словарь / [под ред. В.И. Данилова- Данильяна]. - М., 2002. - 930 с.
Экология и безопасность жизнедеятельности / [под ред. Л. А. Муравья]. - М., 2000. - 447 с.
Экономика и экология / [под ред. Н. Н. Агапова]. - М., 2000. - 173 с.
WalletschekH. Oko Lexikon / H. Walletschek. - Munchen, 2003. - 307 S.
Назад | Содержание | Вперед |