15.1. Правовое регулирование как движение информации. Роль языка
Правовое регулирование отличается по своей сути и характеру от других видов регулирования (физического, механического и т.д.). Правовое регулирование не является по своей сути материальным, а осуществляется через сознание и волю людей. Оно носит идеальный характер и в том смысле, что осуществляется с помощью нематериальных средств, а особых идеальных средств, которые воздействуют на сознание субъектов права, формируют их волю в определённом направлении, чтобы вызывать соответствующее поведение.
Субъективное право и юридическая обязанность определяются обычно как мера соответственно дозволенного или должного поведения. Очевидно, что эта мера, носящая идеальный характер. Проще говоря, права и обязанности, сами нормы права - это определенные мысли (идеальные объекты) о должном или дозволенном поведении.
Итак, правовое регулирование носит идеальный характер. Но любой идеальный процесс не может проходить без участия материи. Такой материей является язык как система, состоящая из материальных знаков (графических, звуковых). С помощью языка мысли, идеи материализуются, становятся доступными для других субъектов, обретают собственное, независимое существование от субъектов их создавших.
Идеальные объекты (различного рода мысли) через язык материализуются, объективируются, становятся языковыми высказываниями. Это относится и к правовому регулированию. Без языка правовое регулирование невозможно. Язык опосредствует все стадии, все стороны, все элементы правового регулирования.
Язык многофункционален. Отметим две главные функции.
1. Семантическая функция языка сводится к описанию и объяснению действительности, к предсказанию развития тех или иных процессов, т.е. обслуживает познавательную деятельность человека.
2. Прагматическая функция языка состоит в воздействии на поведение людей. Если первая функция находит выражение в суждение, прагматическая функция осуществляется с помощью таких языковых феноменов, как одобрение, неодобрение, совет, рекомендация, веление, приказ и т.д. К их числу относятся нормы права, дозволения, обязывания, запреты и т.д.
Однако регулирование отношений людей может также осуществляться с помощью знаков искусственного языка, например, знаки дорожного движения, среди которых есть знаки запрещающие, разрешающие, обязывающие (предписывающие), предупреждающие (просто информирующие).
Правовая система - это система прагматическая, преследующая практические цели воздействия на поведение людей, а потому и используются в ней языковые явления прагматического характера: норма, дозволения, обязывания, запреты. Но очевидно, что в правовом регулировании используются и семантическая направленность языка (описание, фиксация и т.д.). Например, при составлении различного рода протоколов по уголовным и административным делам (описание места происшествия, фиксация показаний свидетеля и т.д.), при заключении экспертизы (описание процесса экспертизы и обоснование вывода экспертов) проявляется семантическая функция языка.
Можно сказать, что в процессе правового регулирования, как и в процессе познания, происходит «удвоение мира». Создаётся своеобразный «юридический мир» в виде идеальных объектов (нормы права, права и обязанности, индивидуальные решения, соглашения, юридические факты как знания и т.д.), облечённых в языковых высказываниях в форму юридических документов. В этом «юридическом мире» отражается мир реальной действительности. Правовое регулирование с точки зрения теории информации есть не что иное, как движение информации. Информация - явление сложное, многогранное. В данном контексте под информацией мы понимаем определённые сведения (знания), сообщения о чём-либо, носителем которых является знаковая система (язык).
В правовом регулировании можно выделить два вида информации: описывающая (дескриптивная) и предписывающая (прескриптивная). Описывающая информация является основой для выработки, создания, информации предписывающей: нормативных актов, индивидуальных правоприменительных решений и др.
К описывающей информации в ходе правотворчества относится информация о состояния дел в той или иной сфере, подлежащей регулированию, информация о состоянии соответствующего законодательства, его реализации, эффективности и т.д. При решении конкретных дел информация о реальных фактах, ситуациях, нормах права которые ложатся в основу решения, и т.д.
В правовом регулировании как движение информации выделяются генераторы правовой информации (субъекты, создающие информацию, законодательные органы, суды и др.) и рецепторы информации (субъекты, воспринимающие информацию). Многие субъекты выступают одновременно и как рецепторы и как генераторы информации. С одной стороны, они воспринимают информацию (все правотворческие и правоприменительные субъекты), перерабатывают её; с другой, на основе этой переработки они выдают новую информацию (нормативные и индивидуальные решения). Таким образом, правовое регулирование, выступая как движение информации (восприятие, переработка, хранение, выдача новой информации), внешне опосредуется языком и системой документирования.
Работа любого юриста, занимающегося правотворческой, правоприменительной, консультационной или иной деятельностью, - это всегда работа с информацией, с юридическими документами. Он собирает информацию, фиксирует её, хранит, перерабатывает и выдаёт новую информацию (законопроект, решение по конкретному делу, договор и другие документы или информацию консультационному характеру), выступая в юридических процессах, в том или ином качестве оперирует различного вида информацией. Любая доказательственная деятельность в этих процессах - это также работа с информацией.
Назад | Содержание | Вперед |