1.2.2. Понятие и сущность социализации
Социализация - это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Понятие “социализация” используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 - начале 50х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.).
Понятие “социализация” часто сводится к адаптации. Так в структурно - функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация раскрывается на основе понятия адаптации и толкуется как процесс вхождения человека в макро - и микро - социальную среду, приспособление индивида к существующим социальным процессам, как интеграция его с обществом - т.е. данный подход акцентирует внимание на человеке как объекте.
Напротив, в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу,. К. Роджерс, А. Оллпорт и др.) социализация рассматривается как процесс самоактуализации личности, т. е. реализации ею своих потенций и творческих способностей. индивид мыслится здесь как целостная самостановящаяся, саморазвивающаяся система на основе самосознания и самовоспитания, как активный субъект.
Таким образом, социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.
Корни (причины) социализации:
1. Биологические корни. Необходимость социализации обусловлена биологической ограниченностью человека: т.е. ряд способностей и качеств человека, без которых он неспособен существовать и реализовывать свою жизнедеятельность, - добывать пищу, одеваться, строить жилище и др. - человек, родившись, постепенно должен перенять от других (родителей и т.д.). Дело в том, что эти витальные сложные формы поведения не запрограммированы в генах человека и не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усвоить опыт других. Так, в течении первого года жизни обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, тогда, как например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 - 6 месяцев после рождения.
2. Социокультурные причины. Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств. Так, у американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и многообразными средствами. Таким образом, культура определяет направленность социализации и ее методы.
Социализация является непрерывным процессом и происходит в течении всей жизни человека. Вместе с тем имеются значительные различия социализации в детстве, молодости, в зрелом и пожилом возрасте.
В детстве и молодости (юности) социализация происходит наиболее интенсивно - идет процесс становления личности и ее основных качеств - характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация).
Особенности социализации взрослых: социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, тогда как детская социализация формирует базовые ценности и нормы поведения. Взрослые способны оценивать нормы, тогда как дети только усваивают их. В оценке ситуации и своего поведения взрослые способны различать не только “черное” или “белое”, но и промежуточные цвета - т.е. оценка у взрослых более гибка, лабильна и осознана.
Социализация взрослых направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь человеку овладеть конкретными навыками, опытом, знаниями (стать военным, управленцем и т.д.). Социализация же детей направлена, главным образом, на мотивацию их поведения.
Различия в социализации детей и взрослых обусловлены различиями в содержании переломных, критических этапов в жизни тех и других и соответствующими различиями в их осмыслении (у взрослых), переживании - т.е. социализация выступает как процесс адаптации индивида к витальным изменениям во внешней среде и в жизни самой личности: смерть близких; уход с работы; несчастный случай, повлекший инвалидность; серьезная болезнь; выбор профессии и т.д. Например, возрастные кризисы личности - “кризис 40 - летних” (когда люди нередко теряют прежний смысл жизни, работа наскучила, семья кажется “опустевшим гнездом”), уход на пенсию и пр.
Кризисы у взрослых в зависимости от характера, темперамента, установок личности, интеллекта, пола, жизненного опыта переживаются по разному: некоторые, например переживают значительный стресс, глубокую тревогу, страх смерти и т.д.
Данный подход к социализации взрослых называется адаптивным: жизнь взрослых рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые личность должна осмыслить и преодолеть.
Другой - развивающий подход также исходит из того, что жизнь - это переход от одного этапа и кризиса к другому и их преодоление. Однако при этом подчеркивается, что кризисы создают основу для дальнейшего роста.
Иной подход предложен американским психологом Роджером Гоулдом (1978). Согласно ему социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а, напротив, представляет процесс преодоления психологических особенностей (психических травм и пр.), возникших в детстве.
Роджер Гоулд в духе З. Фрейда признает, что психические травмы, полученные в детстве, определяют формирование личности, но он считает, что их можно частично преодолеть. По Гоулду, люди в зрелом возрасте на основе опыта и самосознания могут осознать, что ряд понятий внушенных им в детстве, неверны, что родители далеки от совершенства, что необязательно подчиняться авторитетам, что в жизни надо надеяться, прежде всего, на себя, что окружающие имеют и достоинства и недостатки и пр.
Этот процесс преодоления детских мифов ведет к успешной социализации взрослых, формирует более объективные, критические реалистические позиции и взгляды людей, делает их терпимее, щедрее, умудреннее и свободнее в своем поведении и деятельности.
Процесс социализации взрослых включает различные формы, среди которых особое значение в жизнедеятельности взрослых имеют десоциализация и ресоциализация.
Как и весь процесс социализации, десоциализация и ресоциализация связаны с важнейшими этапами - жизненными циклами человека, становлением его социальной зрелости, самосознания и т.д. (например, окончание школы и поступление в вуз или на производство, выбор профессии, женитьба и пр.).
В свою очередь, жизненные циклы индивида связаны с социальными ролями его, которые он выполняет и меняет в процессе перехода от одного этапа к другому. Смена социальных ролей с переходом от одного жизненного цикла к другому, отказ от прежних норм, ценностей, окружения, установившихся ранее форм поведения и обретение новых форм поведения и деятельности, новых ценностей, правил, новых друзей и пр. и выражается в понятиях десоциализация и ресоциализация.
Десоциализация - это процесс изменения (разрушение, отучение) старых ролей, прежних ценностей, норм и правил поведения, стереотипов деятельности.
Ресоциализация - это процесс обучения новым ролям (в том числе, восстановление разрушенных ролей), ценностям, нормам и правилам поведения и деятельности (например, переподготовка, обучение новым профессиям и пр.).
Таким образом, десоциализация и ресоциализация - диалектически взаимосвязанные процессы отрицания старого (десоциализация) и обретение нового (ресоциализация).
В детстве и отрочестве резких изменений в жизни ребенка и подростка обычно не бывает (кроме экстремальных ситуаций - смерть родителей, преступление и попадание в исправительные учреждения, психическая болезнь и помещение в психиатрическую больницу и пр.)
Американский психолог Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях (помещение в тюрьму, больницу, призыв в армию)
1. Изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.);
2. Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;
3. Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (замена гражданской формы спецформой);
4. Замена старой обстановки на новую, обезличенную;
5. Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;
6. Утрата свободы действий.
Поскольку человек не готов к такой перемене среды (его к этому не готовили), он может нравственно деградировать в указанных условиях (негативная ресоциализация).
Десоциализация может быть слишком радикальной и тогда позитивная ресоциализация уже не поможет - разрушены основы личности.
Вместе с тем, позитивная ресоциализация может быть также радикальной (например, русский, обосновавшийся в США, попадает в новую культуру, отвыкает от старых привычек и т.д. и обретает новые; человек ушедший в монастырь, не становится духовно нищим).
Одним из сложных типов социализации взрослых является социализация пожилых. Основные особенности и сложности этой социализации в следующем:
• Адаптация к старости может не вести к росту и развитию;
• Развитие личности может прекратиться или она может даже деградировать из-за ослабления физических и психологических возможностей человека. Пожилые плохо адаптируются к старости, ибо здесь меньше, чем раньше, радостей, благ, запоминающихся событий и впечатлений (рост дохода, женитьба, власть, любовные приключения и пр.);
• Чаще происходят потери (друзей, близких, знакомых), дети уезжают и т.д. - отсюда одиночество и стрессы;
• Роли пожилых не определены четко (вдова не жена, эксначальник уже не начальник и т.д.);
• Старики не пользуются как в другом возрасте, престижем, почетом и т.д. (исследование Ирвина Розова, 1974).
Агенты социализации.
Агенты социализации - это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализации личности.
Основные агенты социализации - в детстве (до 8 лет) и позже в отрочестве - это родители, близкие, детские учреждения (ясли, детсад и т.п.), школа, “улица”, знакомые, друзья, средства массовой информации (особенно TV).
Особое значение в этом возрасте имеет школа, улица, СМИ.
В школе социализация отлична от дома - это казенное заведение с авторитарной властью, большой по сравнению с семьей коллектив. Наряду с познаниями в области наук школа (дает) прививает социальные нормы и ценности общества. Школа как социум в миниатюре интегрирует людей, старается противодействовать девиантному поведению.
Улица (т.е. взаимодействие со сверстниками и с другими людьми вне дома, школы, и других заведений) - оказывает противоречивое влияние и часто негативное;
Средства массовой коммуникации и информации - воздействуют особенно на молодежь. Социальные роли, правила поведения, нормы усваиваются на основе кино, телевидения, радио, прессы, фильмов, библиотеки, дискотеки, компьютеров (особенно через интернет). Особую роль среди СМИ играет телевидение. Считается, что влияние телевидения на детей также велико, как и семьи. Установлено, что дети в возрасте от 2 до 11 лет смотрят телепрограммы более 27 часов в неделю.
По мнению некоторых исследователей, средства массовой информации лишь подкрепляют идеи, завоевавшие популярность - люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают, в первую очередь, те факты, которые подтверждают их мысли.
По мнению других исследователей, телепередачи и другие средства массовой коммуникации оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряют девиантные формы поведения.
Исключительную роль в социализации детей играет общение, особенно доброе, теплое, человеческое общение и ощущение заботы о них со стороны окружающих.
Отсутствие общения со стороны людей или лишение их доброго внимания, душевного тепла и заботы резко тормозит социализацию. Об этом свидетельствуют примеры детей, выкормленных и живших с животными. Например, девочка Камала, обнаруженная английскими миссионерами в индии в 8 лет, которая, как считают, была покинута родителями и выросла среди волков. Девочка вначале ходила без одежды, ела сырое мясо, враждебно относилась к другим людям. Затем после 8 лет обучения в школе миссионеров Камала научилась говорить и выражать разные чувства, носить одежду, употреблять приготовленную пищу, более дружелюбно относилась к детям, но так и не научилась читать и дружить более менее длительно.
Исследователь Спиц (1945) сравнил поведение детей, воспитывающихся в яслях, созданных для детей, родившихся в тюрьме, когда их матери отбывали наказание и в доме ребенка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями. и там, и там было чисто, уютно, необходимое питание и врачебный уход. Главное отличие состояло в заботе о детях - в доме ребенка старшая медсестра и 5 ее помощниц заботились о 45 грудных детях, в яслях старшая медсестра и 3 ее помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за собственным ребенком.
В итоге в доме ребенка был высокий уровень заболеваемости и смертности, отставание в физическом и умственном развитии.
Дети же в яслях были здоровее и активнее, раньше стали говорить - т.е. более тесный контакт со взрослыми, да еще со своими матерями сыграл главную роль в более успешной социализации детей в яслях.
Социализация происходит на основе ряда психологических механизмов. Среди них выделяются:
1. имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (подражание родителям, учителям или другим людям, имеющих для него авторитет);
2. идентификация - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
3. Стыд и вина - чувства, которые запрещают определенное поведение.
Понятие и сущность половой социализации.
Половая социализация - это процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Половая идентичность означает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.
Первичная половая социализация ребенка начинается с рождения - родители, определив пол дитя, начинают обучать его половой роли мальчика или девочки. К 1,5 годам - у ребенка формируется половая идентичность, которая составляет наиболее устойчивый стержень его будущего самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются и включают широкий набор маскулинных и феминных черт. 2-х летний ребенок знает свой пол, но еще не умеет его объяснить. В 3 - 4 года - дети различают пол окружающих, но ассоциируют его, с внешними признаками - платье у женщин, брюки у мужчин. В 4 - 5 лет дети осознают основные различия в занятиях и поведении женщин и мужчин: считается, что мальчики должны быть большими, сильными, умными, боевыми, независимыми, а девочки - маленькими, тихими, послушными и т.д. В 6 - 7 лет дети окончательно осознают половую принадлежность.
Врожденные половые различия с раннего возраста диктуют разное отношение и детей и родителей друг к другу. Одно и тоже родительское поведение может вызвать у мальчиков и девочек разную реакцию. Родители воспитывают ребенка, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей происходит по разному. Родители стремятся научить мальчиков укрощать агрессивность, а девочек - робость, если они (родители) убеждены, что это несовершенства детей. Некоторые родители считают, что любое поведение естественно для данного пола и не надо пытаться его менять. Родители реагируют лишь на поступки детей, которые им кажутся несоответствующими их полу (робость у мальчиков, агрессивность у девочек).
Родительское отношение к детям зависит и от совпадения с полом детей. Так, родитель заинтересован быть образцом для ребенка своего пола и стремится научить его секретам своего пола. Поэтому отцы больше внимания уделяют сыновьям, а матери девочкам. Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок: например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элементы кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола - элементы соперничества.
Стереотипы господства - подчинения также нередко переносятся на детей - так, мать, привыкшая быть зависимой от мужа, будет проявлять такую же установку скорее к сыну, чем к дочери. Родители сильнее идентифицируются с детьми своего, чем противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциональным состояниям (это во многом зависит от самосознания родителя).
Эти положения являются синтезом концепций половой социализации в психоанализе, в теории социального научения, в теории когнитивного развития.
В процессе половой социализации ребенок выступает не только как объект, но и активный индивид, становящийся личностью, т. е. он самосоциализируется.
Самосоциализация - это выбор ребенком из предлагаемых ему разными агентами социализации (родителями, сверстниками и т.д.) разных образцов поведения, а также своего жизненного опыта своего определенного способа поведения.
По Колбергу, дети “сами подготавливают себя к жизни в обществе на основе вербального социального взаимодействия”. Как актеры пытаются найти различные толкования роли, дети воспроизводят поведение хитрых, грубых, щедрых и т.п. людей. Критериями для них являются ответные реакции сверстников.
Постепенно попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети на своем опыте осознают, какие формы поведения вызывают одобрение или неодобрение других. Повторяя принимаемую роль “обобщенного другого”, ребенок формирует свою концепцию Я. Однако недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принять на себя роли других индивидов может отрицательно сказаться на развитии личности и его умственных способностях.
Иногда половая (гендерная) идентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям родителей, обычным стандартам. Отсюда возникает парафилия - (досл., неправильное «влечение») половая девиация (отклонение). Наиболее часто встречаются следующие парафилии: гомосексуализм, трансексуальность, эксгибиционизм, вуайеризм, половой фетишизм, трансвестизм, садомазохизм, педофилия. Лечение сексуальных отклонений очень сложно, ибо это итог неадекватной (неуспешной) половой социализации.
Назад | Содержание | Вперед |