2.1. Необходимость развития малого предпринимательства
Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий и занятых на них работников, в формировании нерациональных отраслевой и региональной структур малого бизнеса и его криминализации, в “бегстве” мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора российской экономики. Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, а также в отсутствии его развитой инфраструктуры. Существуют более серьезные основания, среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других приоритетов, неотлаженность механизмов обратной связи и последовательного мониторинга. Решение назревших проблем видится в коренном улучшении управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Малое предпринимательство объективно существует и развивается как особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема. На уровне микроэкономики конечным результатом системного подхода могут стать более глубокие представления о механизме функционирования малого предприятия. Они способны стать фактором приведения системы государственной поддержки малого предпринимательства в соответствие с реальными потребностями развития малых форм бизнеса.
В соответствии с российским законодательством (Федеральный Закон от 14 июля 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, средняя численность работников которых за отчетный период не превышает следующих уровней:
- в промышленности - 100 чел.;
- в строительстве - 100 чел.;
- на транспорте - 100 чел.;
- в сельском хозяйстве - 60 чел.;
- в научной сфере - 60 чел.;
- в оптово-розничной торговле - 50 чел.;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
Доля участия Российской Федерации, ее объектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале малых предприятий не должна превышать 25 %. Таков же предел доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства.
На территории России сегодня насчитывается около 870 тыс. малых предприятий. Бурный рост их количества намечался в первой половине 90-х годов, но сейчас практически прекратился. По косвенным данным, можно сделать вывод об уходе малого бизнеса из легальной сферы в “теневую” экономику. Причины такого положения - невнимание властей к сфере малого предпринимательства, слабая правовая защищенность, отсутствие необходимой нормативной базы, слишком высокие проценты по кредитам и удушающие налоги.
Одно из основных преимуществ малых предприятий - то, что структура их деятельности, являясь весьма гибкой, постоянно меняется, подстраиваясь под изменения экономического, законодательного и социального климата. Это подтверждается августовским финансовым кризисом 1998 года.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь, стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштаба вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действенной мотивации работы персонала и более высокой степени удовлетворенности его трудом. Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько- нибудь серьезного влияния на цены и общий отраслевой объем реализуемого товара. Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем (менеджером) и клиентами, поскольку малое предприятие в принципе рассчитано на обслуживание узкого круга потребителей. Пятая - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью отвечает за результаты хозяйствования не только из-за имущественного риска, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и во все связанное с его организацией. Шестая - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая включенность последних во всю деятельность предприятия. И седьмая - характер финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы, главным образом, через фондовые биржи, то малое предприятие полагается на сравнительно небольшие проценты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капитала (деньги друзей, родственников и т. п.).
При анализе состава компонентов малого предприятия можно выделить: материально-технические ресурсы (здания, землю, оборудование, сырье); денежные средства; элементы “идеального порядка” (интеллектуальную собственность, цели, концепции, знания, различную информацию); экономические, социальные, организационные, технические, правовые и прочие отношения; различные социальные группы и типы людей (собственники-предприниматели, наемные работники, руководители, специалисты, рабочие и т. п.).
Структура малого предприятия может трактоваться как совокупность неких функциональных областей, каждая из которых характеризуется особым объектом деятельности, технологией, отношениями и т. п. Эти области логично разделить на четыре группы:
- снабжение, производство, сбыт;
- планирование, оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно контроль);
- кадры, социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т. п.;
- руководство (как правило, владелец предприятия).
В ряду функций малого предприятия важно отметить экономические, определяемые его ролью как работодателя - производителя продукции и услуг, катализатора технического прогресса, налогоплательщика, агента рыночных отношений (конкурентных, кооперационных и т. д.). Не менее значимы функции социальные: творческий потенциал людей, использование труда социально уязвимых групп людей, использование малого предприятия как “полигона” для обкатки молодых кадров. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая функция малого бизнеса.
Внешняя среда малого предприятия отличается особой (по сравнению с крупным и средним бизнесом, а также крупными государственными экономическими структурами) неопределенностью. Во-первых, это объясняется тем, что малое предприятие действует на локальном рынке, который, в отличие от рынков крупных корпораций, характеризуется высокой степенью неизвестности и стихийности. Вторая особенность внешней среды малого бизнеса - его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. И третья черта - исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой происходят изменения (что серьезно затрудняет для предпринимателя возможности адекватного на них реагирования).
Негативные воздействия внешней среды порождают те или иные локальные проблемы малого предприятия, которые следует понимать как неудовлетворительное состояние какой-либо из указанных функциональных областей. Очевидно, что локальные проблемы становятся внутренними факторами развития малого предприятия. Отсюда возникает алгоритм комплексной проблемы малого предпринимательства, т. е. противоречие между относительно низкой жизнеспособностью малых форм бизнеса и их высокой социально-экономической функцией. Понятно, что на протяжении всего времени противоречие не остается неизменным, тождественным самому себе; меняются его острота и форма выражения. Такая динамика - результат:
- подвижности внутренних и внешних факторов комплексной проблемы малого бизнеса;
- изменения, обогащения функций малого предприятия;
- функционирования системы государственной поддержки малого предпринимательства.
Несмотря на благополучие цифр (рис. 1), есть все основания утверждать, что в современной России имеет место обострение противоречия
Рис. 1. Динамика прироста численности малых предприятий к предыдущему году, %
малого предпринимательства. В содержании функций малого предприятия появляются новые составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конверсии через подключение кооперативных связей и использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных средств населения; создать благоприятные условия для трудоустройства части рабочей силы; ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию структуры рыночных субъектов; послужить источником бюджетных поступлений.
Не менее весомо социально-политическое значение малого бизнеса. Малые предприятия служат базой развития среднего класса, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе. Кроме того, цивилизованное малое предпринимательство способно образовать элемент позитивной альтернативы теневой экономике.
Негативная динамика численности малых предприятий и занятых на них работников - форма проявления комплексной проблемы российского малого предпринимательства, т. е. ослабления жизнеспособности малых предприятий (роста уровня их “смертности”) и падения уровня привлекательности открытия собственного дела (т. е снижения уровня “рождаемости” малых фирм).
К непосредственным факторам снижения жизнеспособности малых предприятий можно отнести:
- недостаточный финансовый “фундамент” малых предприятий;
- их слабая ресурсная база.
К внешним факторам относятся следующие:
- “драконовская” налоговая система;
- беспрецедентные масштабы и многообразие криминального прессинга;
- обилие административных барьеров на пути малого бизнеса;
- нестабильность, незавершенность, бездейственность законодательства;
- колоссальное сужение рынков сбыта (эту проблему несколько поправил августовский кризис 1998 года);
- монополизированность и неразвитость ресурсных рынков.
Недостаточность финансового фундамента характерна для всех фаз существования малого бизнеса: его основания, функционирования и расширения. По данным социологов, в качестве стартового капитала 74 % предпринимателей использовали свои личные средства и лишь 18,8 % пользовались банковским кредитом. В качестве основных трудностей во взаимоотношениях с банками мелкие предприниматели называют:
- высокий процент по кредитам;
- требование залога имущества;
- нежелание банков кредитовать долгосрочные инвестиции;
- полный отказ банкиров от работы с малыми предприятиями;
- длительность процедуры оформления.
Трудности взаимоотношений с банками побуждают представителей малого бизнеса обращаться к неформальному рынку ссудных ресурсов или, во всяком случае, не пренебрегать ими. Сегодня малые предприятия стоят перед проблемой инвестиций, необходимых для наращивания производственного потенциала. Примерно пятая часть малых предприятий убыточна. Но эффективность малых предприятий выше, чем крупных и средних. Малые предприятия, обладая меньшим запасом прочности, просто не могут долгое время работать убыточно - они либо приспосабливаются к внешним условиям, либо просто перестают существовать. Поэтому доля убыточных малых предприятий в общем их количестве в два раза меньше, чем у крупных и средних.
О слабости ресурсной базы малых предприятий можно судить по следующему факту: на долю субъектов малого предпринимательства приходится не более 3 % стоимости всех основных производственных фондов. Передел собственности в результате приватизации обогатил в основном крупные предприятия. В малом бизнесе в выигрыше оказались только те предприятия, которые рождались на основе государственных и муниципальных структур. Как правило, они располагают оборудованием с высокой степенью износа. Обеспеченность малых фирм современным оборудованием явно мала, за исключением офисной техники.
Что касается внешних факторов обострения проблем малого предпринимательства, то, кроме негативного влияния современной налоговой системы (ее излишней жесткости, усложненности и т. п.), важно обратить особое внимание на криминализацию малого бизнеса. Согласно оценкам экспертов, к “теневой” экономике в той или иной степени причастны 90 % малых предприятий, в их сфере ежегодно “крутится” около 30 млрд дол. Методы давления криминальных структур различны: “дань” с предпринимателей; вымогательства со стороны коррумпированных чиновников, а также передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным структурам, утечка информации из коммерческих банков и т. п. Специалистами отмечается “интеллектуализация” преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансовохозяйственной информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов.
Многочисленные административные барьеры проявляются в высокой стоимости регистрации малых предприятий, несовершенстве лицензирования и в контроле со стороны многочисленных и дублирующих органов.
Деструктивное влияние сложившейся правовой среды на малое предпринимательство проявляется: во-первых, в нестабильности законодательства: происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий (особенно, в области налогообложения и внешнеэкономических связей) вплоть до введения законов и нормативных актов задним числом; во-вторых, в существенных пробелах в законодательстве: недостаточности правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности; неотработанности процесса купли-продажи предприятий и залога недвижимости; отсутствии должного законодательства о земле, что не позволяет гарантировать кредиты банков ее залогом; в-третьих, в весьма нечеткой регламентации того, какие правоотношения следует регулировать различными категориями правовых актов (федеральный закон, президентский указ, правительственное постановление, ведомственный норматив), а также в недостаточно полном разграничении субъектов РФ и местного самоуправления; в-четвертых, в невыполнении уже имеющихся законов; при этом несовершенство законодательной базы усугубляется подзаконными актами, субъективным пониманием и толкованием юридических документов (это приводит к появлению на федеральном и региональном уровнях правовых актов, противоречащих друг другу, существенно сдерживающих развитие предпринимательства и затрудняющих выход предприятий на новые региональные рынки вследствие “различных правил игры”); в-пятых, в отсутствии реальных механизмов защиты малых предприятий от произвола и некомпетентных чиновников.
На рынки сбыта продукции малого предпринимательства влияет общая тенденция сжатия платежеспособного спроса вследствие обнищания широких масс населения и ухудшения финансового положения большинства предприятий. Исследования показывают, что около 70 % населения располагают доходом ниже прожиточного минимума.
Наиболее проблемными для российского малого предпринимательства являются рынки недвижимости и финансовых средств. Наиболее часто встречающийся вариант взаимоотношений малых предприятий и владельцев недвижимости - договор аренды на короткий срок и обычно на неблагоприятных для малого предприятия условиях. Рынок объектов недвижимости в значительной степени монополизирован. Проведение открытых инвестиционных торгов только планируется, а количество выставляемых объектов на продажу мало по сравнению с числом объектов, постоянно выделяемых целевым назначением. Тем самым создаются условия для льготного предоставления объектов недвижимости отдельным структурам, находящимся в тесном контакте с органами власти, при жестком ограничении доступа потенциальным конкурентам.
Отличительные особенности финансового рынка в России таковы: общая неразвитость системы, ограниченный набор используемых финансовых инструментов и услуг, высокая цена кредитных ресурсов, преобладание предложения средств на короткий срок, концентрация капитала в крупных городах, периодически повторяющиеся кризисы, значительная доля теневого денежно-кредитного оборота.
Вопрос о принципиальной необходимости государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства (а они имеют место во всех без исключения странах с развитой рыночной экономикой) стоит очень остро. Малое предпринимательство придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе антимонопольный потенциал, во многом решает проблему занятости и другие проблемы рыночного хозяйства. Поэтому малый бизнес органично входит в экономические системы наиболее развитых стран. По общепринятым данным в США свыше 10 млн, в Японии - около 9 млн малых предприятий. В развитых капиталистических странах более 85 % предприятий относится к малым, в США ими создается до 45 % национального дохода. Протекционизм в отношении малого предпринимательства характерен для всех стран развитой рыночной экономики. В России протекционизм признан одним из приоритетов государственной экономической политики.
Назад | Содержание | Вперед |