О моделировании оптимальных стратегий преодоления депопуляции России
Эдиев Д.М.
(Кафедра математики Карачаево-Черкесской государственной технологической академии, Черкесск)
Поскольку сокращение рождаемости, являющееся важнейшим фактором депопуляции России, связано с изменением уклада жизни населения, имеются серьезные основания ожидать, что рождаемость населения России может в обозримой перспективе остаться на низком уровне. Между тем, долгосрочные последствия неблагополучной демографической динамики могут оказаться катастрофичными и необратимыми [1, 2]. Это связано с тем, что, чем позже происходит улучшение показателей воспроизводства населения, тем меньше - из-за старения возрастной структуры - эффект от такого улучшения [3]. С другой стороны, откладывание активной (и, соответственно, затратной) демографической политики на более поздние сроки связано с определенными экономическими выгодами. В связи с этим, актуальна задача оценивания оптимального распределения во времени усилий демографической политики.
Предлагается подход к решению отмеченной задачи с использованием результатов теории демографического потенциала [4]. Рассмотрены возможности компенсации демографических потерь России, как за счет поощрения рождаемости, так и за счет привлечения иммигрантов, а так же за счет комбинации обоих подходов. Для моделирования оптимального распределения во времени усилий демографической политики предлагается использовать базовый демографический прогноз и анализировать последствия демографической политики по степени отклонения от этого прогноза. В основу расчетов положен прогноз Бюро цензов США численности и структуры населения России до 2050 года [5].
В качестве целевого показателя демографической политики выбрано значение потенциала населения в 2050 году. Рассмотрены сценарии полной компенсации демографических потерь (выход на уровень потенциала 1989 года к 2050 году) и компенсации половины потерь (выход потенциала к 2050 году на уровень 75% от 1989 года). Для сравнения, отсутствие корректировок к сценарию Бюро цензов означает выход потенциала к 2050 году на уровень 53% от 1989 года, что соответствует примерно двукратному сокращению численности населения к концу века.
Получены результаты, проясняющие возможности достижения целей демографической динамики. В частности, установлено, что при заданных ограничениях на эффективность демографической политики, ее цели не могут быть достигнуты, если начало политики будет отложено на слишком поздний срок. Это видно на рис. 1, 2, отражающих величину издержек (в условных единицах) по проведению политики в зависимости от времени начала проведения политики и ограничения на ее максимально достижимую эффективность. Верхняя незаштрихованная область на этих рисунках отражает область недостижимости цели демографической политики.Затраты на проведение политики (усл. ед.)
Рис. 1. Зависимость издержек от времени начала политики поощрения рождаемости и максимально достижимого прироста численности детей (сценарий полной компенсации демографических потерь за счет поддержки рождаемости).
Рис. 2. Зависимость издержек от времени начала активной иммиграционной политики и максимально допустимой доли привлекаемых иммигрантов в потенциале населения России (сценарий полной компенсации демографических потерь за счет дополнительной иммиграции).
Как показывают результаты моделирования, и политика поощрения рождаемости, и политика привлечения иммигрантов по отдельности способны обеспечить преодоление депопуляции России, но при условии очень высокой эффективности проведения политики (которая должна обеспечить прирост численности детей на уровне 1-2 млн. чел. в год или дополнительную иммиграцию на уровне 2-3 млн. чел. в год). Как показывают расчеты, более перспективна и реалистична комбинированная политика, в которой часть потерь потенциала населения восполняется за счет роста рождаемости, а другая часть - за счет дополнительной иммиграции. Причина заключается не только в том, что цели политики стимулирования рождаемости и миграционной политики оказываются менее требовательными, но еще и в том, что сказывается синергизм при проведении демографической политики. В частности, прирост населения за счет мер стимулирования рождаемости облегчает как саму задачу поддержания рождаемости в дальнейшем (за счет увеличения численности и омоложения возрастной структуры населения), так и задачу привлечения большего числа иммигрантов (за счет уменьшения затрат по адаптации мигрантов в большем по численности населении). При этом оказывается, что компенсации демографических потерь России и преодоления ее депопуляции удается достичь относительно небольшими издержками даже при начале активной демографической политики после 2010 года. Причем, издержки по проведению политики возрастут относительно мало, даже если сместить ее начало на более поздние сроки (на 2020-е гг. для политики стимулирования рождаемости и 2030-е для миграционной политики). Впрочем, откладывание сроков начала демографической политики нецелесообразно, поскольку, во-первых, экономическая выгода от этого перекрывается возрастающими издержками по проведению политики; во-вторых, проведение политики в ранний период облегчает ее проведение и в последующие годы; и, в-третьих, более ранняя политика сопряжена с большей численностью населения и трудовых ресурсов России на протяжении всего XXI века.
Литература
1. Антонов А.И., Мерков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. М.: ИД «Грааль», 2002. - 168 с.
2. Ediev D.M. Application of the demographic potential concept to understanding the Russian population history and prospects: 1897-2100 // Demographic Research. 2001. Vol.4, Article 9. P. 289-336. http://www.demographic-research.org/volumes/vol4/9/4-9.pdf
3. Эдиев Д.М. Международная миграция как фактор преодоления депопуляции России // В.А. Ионцев (гл. ред.) Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 11. Миграция и национальная безопасность. М., 2003. С. 62-72.
4. Эдиев Д.М. Концепция демографического потенциала и ее приложения // Математическое моделирование. Т.15. №12 (2003). С. 37-74.
5. U. S. Bureau of the Census. International Data Base (IDB). 2000. http://www.census.gov/ipc/www/idbnew.html. Data updated 5/10/2000
Назад | Содержание | Вперед |