3.1. Сущность и формы международной экономической интеграции

  Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких, устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их производственных структур на различных уровнях и в различных формах.
  Различают два уровня экономической интеграции:
  1. Микроэкономический (межфирменный - транснациональные корпорации).
  2. Макроэкономический (межгосударственный уровень).
  На микроэкономическом уровне интеграция идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На макроэкономическом уровне - на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
  Бурное развитие международных связей порождает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборотной политики. В результате происходит создание целостных хозяйственных региональных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими национальными или межгосударственными органами управления.
  Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участниками и, прежде всего, таможенные пошли- 44 ны (при этом к третьим странам - у каждой из стран-участниц своя политика). В качестве примера можно рассмотреть Североамериканскую группировку.
  Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Примером может служить ЕС (Европейское сообщество).
  В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.
  Более сложной формой является “Общий рынок”, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики и выравнивание экономических показателей.
  Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (и валютный) союз. Экономический союз возникает на этапе высокого экономического развития. В нем проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на ее основе идет снятие всех препятствий, создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Во всех странах-участницах происходят крупные экономические преобразования.
  Валютный союз является формой экономического союза и одновременно его крупной составляющей. Характерными чертами валютного союза являются: согласованное (совместное) “плавание” национальных валют, установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются центральными банками стран-участниц, создание единой региональной валюты и формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.
  Самая совершенная форма - полная экономическая интеграция - характеризуется единой экономической политикой и, как следствие, унификацией законодательной базы. Для этого должны быть выполнены следующие условия: общая налоговая система, наличие единых стандартов, единое трудовое законодательство и т. д.
  При рассмотрении этого раздела следует обратить особое внимание на последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц. К преимуществам интеграции можно отнести: увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определить оптимальный размер предприятия; рост конкуренции между странами; обеспечение лучших условий торговли; расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры; распространение передовых технологий. К отрицательным последствиям - перераспределение ресурсов в пользу более сильных партнеров (для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства)); олигопольный сговор между транснациональными корпорациями стран-участниц, что приводит к повышению цен.

Назад Содержание Вперед