7.3.1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ

  После отставки Н.С. Хрущева первыми лицами в СССР стали: Л.И. Брежнев - Первый секретарь ЦК КПСС, А. Н. Косыгин - председатель Совета министров и М. А. Суслов - член Президиума, ответственный за идеологическую сферу. Л.И. Брежнев - рядовой функционер КПСС, поднявшийся в верхний слой аппарата благодаря сталинским репрессиям, не отличался выдающимися способностями, был лишен стратегического предвидения, творческого воображения, однако хорошо постиг технологию власти. Брежнев постепенно устранил из руководства всех участников переворота 1964 г. и заменил их своими друзьями, земляками и родственниками. Постепенно сложилось его ближайшее окружение: А.Л. Кириленко, Н.В. Подгорный, Н.А. Тихонов, К. У. Черненко, Н.А. Щелоков и др. С годами сам Брежнев все больше отходил от решения конкретных вопросов, и, тем не менее, в 1977г. он становится Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Важную роль стали играть и члены его семьи. Бесконтрольность, отсутствие гласности привели к разложению части партийно-государственного аппарата. В результате смыкания коррумпированных элементов управленческого аппарата с дельцами «теневой экономики» в стране начала складываться «своя» мафия, влияющая на принятие тех или иных решений руководством страны. В стране начинается процесс «старения» руководства - в 1980 г. средний возраст членов Политбюро составлял 71 год.
  В 1965-1984 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Законодательная власть в СССР осуществлялась Верховным Советом, состоящим из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Выборы в Верховный Совет осуществлялись 1 раз в 5 лет, а его сессии проходили ежегодно. Постоянно функционировавшим органом законодательной власти был Президиум Верховного Совета, выполнявший функции исполнительной власти. С 1966 г. его председателем был Н.В. Подгорный, с 1977 г. по 1982 г. - Л.И. Брежнев. Верховному Совету СССР подчинялись Верховные Советы республик, советы областей, городов, районов. Исполнительная власть в государстве осуществлялась Советом министров, в 1978 г. появился Президиум Совмина. С 1964 г. председателем Совмина был А.Н. Косыгин, с 1980 г. по 1985 г. - Н.А. Тихонов. Аппарат правительства постоянно увеличивался. Если в 1965 г. насчитывалось 29 министерств, то в 1975 - 135, а в 1984 - 160. К середине 80-х годов в аппарате управления работало около 18 млн. человек - 1/7 часть трудоспособного населения страны.
  По-прежнему решающую роль в системе управления играла КПСС, превратившаяся из политической организации в элемент государственной структуры, при которой как декоративная надстройка существовали советы и другие представительные органы. Все это происходило на фоне роста аппаратных привилегий, двойной морали. И несмотря на рост численности членов партии, с 12,5 млн. в 1966 г. до 19 млн. в 1985 г., авторитет КПСС падал. На съездах, конференциях партии голосовали «единогласно» за спущенные «сверху» решения. Выборы в партийные органы практически исчезли: выдвигался один кандидат на тот или иной пост. Генеральными секретарями ЦК КПСС были: с 1966 г. по 1982 г. - Л.И. Брежнев, с ноября 1982 г. по 1984 г. - Ю.В. Андропов, с 1984 г. по март 1985 г. - К. У. Черненко.
  Характерной чертой политической жизни общества этого периода была интенсивная законотворческая работа, нашедшая отражение в новых законах, указах, многочисленных постановлениях ЦК КПСС и Совмина СССР. Но большинство законодательных актов имело декларативный характер, вследствие чего среди части населения страны получил распространение правовой нигилизм. В 1977 г. была принята новая (третья по счету) Конституция СССР, в которой в отличие от предыдущей определение социальной базы советского строя было расширено: рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция. В 6-й ее статье законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. В Конституции дано новое определение политической основы государства - Советы народных депутатов. Как и прежде, провозглашались основные демократические свободы. Она утвердила положение о всеобщем среднем образовании, о праве на жилье. Новым было включение в ее текст десяти положений о принципах межгосударственных отношений. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.
  Этот период породил и свою идеологию. В 1967 г. на Торжественном заседании в честь 50-летия Октябрьской революции Л.И. Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом пути является построение развитого социалистического общества.
  Эта концепция давала советскому руководству тех лет три важных преимущества:
  • подтверждала вывод 1936 г. о построении основ социализма;
  • не снимала формально лозунг Программы партии, принятой на XXII съезде КПСС (1961), о построении коммунизма в ближайшие годы;
  • позволяла отодвинуть обещанную коммунистическую перспективу на неопределенное будущее.
  В условиях разрыва между официальной пропагандой и реальностью в стране возникло движение диссидентов. Оно имело две стороны:
  1) выезд за рубеж части граждан;
  2) попытки индивидуальной борьбы против авторитарного режима.
  Если эмиграция в целом завершалась успешно, то представители второго направления, как правило, попадали в тюрьмы, психбольницы и только в лучшем случае высылались за рубеж. Значительным явлением в диссидентстве стало правозащитное движение. Правозащитники считали, что необходимо добиться выполнения государственными органами хотя бы тех положений Конституции, которые приняты в государстве, но не выполняются. Они предпринимали молчаливые демонстрации в День Конституции, организовывали пресс-конференции и издавали листовки, в которых вскрывались нарушения прав человека в СССР. На Западе печаталось правозащитное издание «Хроника текущих событий». Против диссидентов действовали идеологические службы КГБ. Активисты правозащитного движение прошли через тюрьмы, лагеря, «психушки». Идейным лидером правозащитного движения был создатель водородной бомбы А. Д. Сахаров. В марте 1971 г. он направил Брежневу «Памятную записку» с предложениями по решению широкого круга социальных и экономических проблем, в сентябре 1971 г. - записку членам Президиума Верховного Совета, где были изложены его взгляды на свободу эмиграции. В 1975 г. Сахарову, как борцу за права человека, была присуждена Нобелевская премия мира, после чего развернулась настоящая травля Сахарова в советской прессе. После ввода в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, Сахаров трижды выступил с заявлением, организовал пресс-конференцию, где осудил эту акцию. 22 января 1980 г. Сахаров был задержан, а затем без суда и следствия сослан вместе с женой Е. Боннэр в г. Горький.
  Борьбу за свободу слова вел А. И. Солженицын. В 1968 г. на Западе был опубликован его роман «В круге первом», за что Солженицын был исключен из Союза писателей. Когда ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы, советская пресса писала: «Нобелевская премия есть каинова печать за предательство своего народа». В середине февраля 1974 г. Солженицын был насильственно отправлен за рубеж.
  Несогласие с существующей системой проявлялось в таких формах как экологические кампании, проводимые под руководством Залыгина против загрязнения озера Байкал, а также против поворота сибирских рек в Среднюю Азию, критика деградации экономики молодыми «технократами», зачастую работавшими в престижных научных коллективах, удаленных от центра.
  Необходимо обратить внимание на нарастание кризиса в национальных отношениях. Несмотря на провозглашение в 1972 г. тезиса о решении национального вопроса в той форме, в которой он достался от капитализма, а затем о формировании новой исторической общности - советского народа - на окраинах, в союзных республиках, происходили конфликты на межнациональной почве. Такими районами были Нагорный Карабах, Чечено-Ингушетия, Абхазия, Ошская область Киргизии, Литва. Кризисные явления в республиках усиливались произволом местных коммунистических лидеров, возродивших «де­факто» феодальные отношения, тесно сросшихся с дельцами «теневой» экономики и преступным миром. В стране возникли национальные движения евреев и немцев, проходившие под лозунгом предоставления права выезда из СССР на историческую Родину. Петиции с призывами предоставить свободу выезда подписали многие десятки тысяч представителей этих народов. Практически на всех национальных окраинах, часто при поддержке из-за рубежа, зарождалось национальное движение, подточившее основы империи.

Назад Содержание Вперед