7.3.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

  В экономике в 1965-1967 гг. была предпринята попытка проведения одной из самых крупных экономических реформ, инициатором которой был А. Н. Косыгин. Начало реформе положили решения Мартовского и Сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 г. Суть реформы заключалась в сочетании комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги управления, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование.
  Основные мероприятия реформы 1965-1967 гг.
  • Изменения в структуре управления народным хозяйством. Были ликвидированы территориальные совнархозы, восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью.
  • Коррекция системы планирования: предполагалось нацелить планы на реализацию продукции и именно по реализации продукции оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий.
  • Укрепление хозрасчета предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли.
  • Изменение системы оплаты труда: повышение ставок заработной платы, использование части доходов предприятий в качестве стимулирования трудящихся.
  • Перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета.
  • Развитие постоянных прямых связей между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции.
  В 1964 г началась подготовка народнохозяйственного плана на восьмую пятилетку (1966-1970). Основной задачей данного плана являлось достижение экономической сбалансированности при опережающем росте производства средств производства. Предполагалось увеличить производительность труда на 33-35%, более чем удвоить прибыль, был сформулирован новый подход к формированию территориально-производственных комплексов (ТПК), первостепенное значение придавалось использованию ресурсов Сибири, южного Таджикистана. Приоритетное внимание уделялось решению проблемы потребления населением материальных благ. В 1967 г. была введена государственная аттестация предприятий с присвоением знака качества, были приняты меры, направленные на рост производительности труда и усиление заинтересованности коллективов предприятий в результатах труда.
  Первые годы восьмой пятилетки дали обнадеживающие результаты. С 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными. С 1966 г. по 1970 г. удельный вес интенсивных факторов в обеспечении прироста национального дохода увеличился с 34% до 40%. В строй было введено около 1900 крупных предприятий, в том числе Красноярская ГЭС, Карагандинский металлургический комбинат, Волжский автомобильный завод в Тольятти. Увеличилось производство предметов народного потребления. По темпам роста восьмая пятилетка была одной из наиболее удачных за все послевоенное время, за что ее часто именуют «золотой».
  Однако хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего развития. Не удалось установить отношения взаимной ответственности между органами, принимающими и выполняющими решения, не были выполнены плановые задания по повышению производительности труда. Постепенно экономические реформы сворачиваются. Были введены лимиты на образование фондов экономического стимулирования. Реформа основного производственного звена - предприятия - не была подкреплена реформой центрального аппарата, сохранившего административно-командные методы руководства. Система оплаты труда осталась прежней, слабо связанной с результатами труда.
  Руководство страны в целом осознавало необходимость интенсификации производства: шло сокращение количества строящихся крупных предприятий, возникали научно-производственные объединения, создавались новые отрасли промышленности (роботостроение, вычислительная техника, микроэлектроника и др.), предпринимались попытки более гибкого планирования (вводились перспективные и комплексные планы). Однако эти тенденции не стали определяющими для развития экономики. Важнейшие задачи экономического и социального развития решались преимущественно на экстенсивной основе, то есть при вовлечении в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов.
  Уже с IX пятилетки положение дел в экономике ухудшается. Это было связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, снижением доли трудоспособного населения. Экономика натолкнулась на демографический барьер, и темпы ее роста стали определяться производительностью труда, темпы которой все время снижались. Серьезной проблемой стало истощение традиционной сырьевой базы и постепенное смещение добывающей промышленности, прежде всего топливно-энергетического комплекса, на восток, что вело к повышению себестоимости сырья, а также обостряло транспортную проблему. Сказывался физический износ и моральное старение оборудования и основных фондов, повышение удельного веса военных расходов, непосредственного отражавшийся на развитии гражданского производства. Назревал кризис организации труда, проявлявшийся в неспособности системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.
  Предпринималось немало усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения Мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС. Намечались меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, по решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, обосновывалась необходимость перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим и широкого внедрения хозрасчета. Но новые условия хозяйствования не вписывались в прежнюю систему управления сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизации и мелиорации земель не принесли желаемых результатов. Не помогли и увеличения объемов капиталовложений в сельское хозяйство.
  В результате освоения целинных земель большая часть зерновых районов страны оказалась в зонах с нестабильными климатическими условиями. Серьезными проблемами в сельском хозяйстве были плохие условия хранения продукции на складах, постоянная нехватка рабочих рук. Между тем, с середины 60-х годов происходит некоторое улучшение жизни колхозников: был ослаблен партийно­государственный контроль над колхозами, сверхплановую продукцию можно было сдавать по повышенным ценам, введена помесячная заработная плата колхозникам, они получили право на пенсию, страхование, гражданский паспорт, были сняты ограничения на приусадебное хозяйство.
  В условиях кризисного положения в сельском хозяйстве было принято решение о разработке специальной Продовольственной программы, которую и принял Майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Было решено создать агропромышленные комплексы (АПК), в которые были объединены совхозы, колхозы, машиностроительные и химические предприятия, работающие для нужд сельского хозяйства. Однако АПК не стали жизнеспособными экономическими механизмами, не оправдали себя. Несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема к середине 80-х годов значительно обострилась. Во многих местах снова появились карточки и талоны.
  В Х пятилетке ставка делалась на закупку по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников. Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов с 1974 г. по 1984 г. составили 176 млрд. руб., однако эти средства не использовались для интенсификации экономики в должной мере. Практически каждый год принимались постановления руководящих органов, в которых говорилось о научно-техническом прогрессе, об эффективности производства, о повышении производительности труда, однако реальных шагов практически не предпринималось. Одной из важнейших причин такого положения стала милитаризация экономики. Успешные научные исследования в областях, не носивших военно-прикладного характера, повсеместно игнорировались высшим хозяйственным руководством. В июле 1979 г. Пленум ЦК КПСС утвердил очередную программу реформирования экономики, предложенную А. Н. Косыгиным, однако она так и осталась не реализованной.
  Ярким показателем экономического кризиса явилось снижение темпов роста валового национального продукта. За период с VIII (1966-1970) по XI (1981-1985) пятилетки он составил (по официальным данным) 42, 36, 23, 19 процентов соответственно. Показателем экономического кризиса было то, что Запад перешел от НТР к технологической революции, к созданию постиндустриального общества, в то время как СССР оставался в рамках индустриального типа развития экономики.
  Одной из черт экономического развития СССР стало формирование «теневой экономики». Она выступала как в форме подпольных производств (особенно распространенных в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии), так и на базе легального производства за счет различного рода махинаций с госсобственностью. Наиболее всего этим были поражены такие отрасли, как торговля и строительство, их чиновничий аппарат вкупе с партработниками (выдвинутыми часто из их среды) создавал условия для формирования капитала на криминальной основе. В тесной связи с госэкономикой сформировался своеобразной «криминальный рынок» и де-факто «криминальные капиталистические отношения», размывавшие «реальный социализм» в стократ сильнее правозащитного движения.
  Социальное развитие в 1965-1984 гг.
  В рассматриваемый период в советском обществе произошли глубокие демографические изменения. С 1960 г. по 1979 г. рождаемость в стране снизилась на 25%, а смертность увеличилась на 15%, кроме того увеличились разрывы в темпах прироста населения по регионам, неславянское население увеличивалось значительно быстрее. Значительным явлением социальной жизни становится урбанизация: если в 1939 г. в городах проживало 56 млн. человек, то в 1980 г. - более 180 млн. Возрос профессиональный и образовательный уровень населения. В 70-е - 80-е годы в стране сформировался особый слой людей, получивший название номенклатура1 - слой элиты, имеющий доступ к системе управления.
  Процесс изменения уровня жизни советского народа и во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг. протекал противоречиво и неоднозначно. С середины 60-х гг. руководство страны во главе с Л.И. Брежневым взяло курс на повышение денежных доходов населения, что сыграло определенную положительную роль в повышении жизненного уровня людей. Значительные слои трудящихся обеспечили себе некоторый достаток. Увеличивалась гарантированная заработная плата колхозников, оклады низкооплачиваемых слоев населения подтягивались к оплате среднеоплачиваемых. Все более давали о себе знать уравнительные тенденции. Расхождение в количестве денег, находящихся в обращении, и в количестве качественных товаров во второй половине 70-х гг. привело как к официальному, так и к скрытому росту цен. Стала расти социальная дифференциация, основанная на степени доступа к дефициту. Она усугублялась нарастанием привилегий для отдельных категорий партийно-государственного аппарата, что обостряло социальную напряженность. Недостаточное внимание к социальной стороне производства, быту, досугу населения не могло не привести к снижению заинтересованности трудящихся в результатах своего труда. В 70-е - начале 80-х гг. произошел серьезный сдвиг в обеспечении населения жильем, однако жилищная проблема оставалась неразрешенной и усугублялась так называемой проблемой «лимитчиков».
  В целом по сравнению с нищетой конца 30-х гг., послевоенным периодом положение основной части населения заметно улучшилось. За все время существования советского государства наиболее высокий жизненный уровень основной части населения приходится примерно на 1986-1987 гг. Кризис сельского хозяйства и легкой промышленности прикрывался массированными закупками продовольствия и ширпотреба за границей, средства на которые были получены от распродажи топлива и сырья. Но при этом СССР занимал по уровню потребления на душу населения 77 место в мире.

Назад Содержание Вперед