§ 4. Организация работы Правительства Российской Федерации
Порядок организации работы Правительства Российской Федерации определен Регламентом Правительства Российской Федерации, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года с последующими изменениями.
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом и основную свою работу проводит на заседаниях Правительства Российской Федерации, которые в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона проводятся не реже одного раза в месяц. Однако в статье 25 Регламента Правительства Российской Федерации установлено: «Очередные заседания Правительства проводятся по утвержденному плану в определенный день недели, но не реже одного раза в месяц».
Заседания Правительства Российской Федерации проводятся под руководством Председателя Правительства, а в случае его отсутствия председательствующим на заседании Правительства является Первый заместитель или один из заместителей Председателя Правительства.
В статье 35 Регламента Правительства Российской Федерации воспроизводятся положения п. «б» статьи 83 Конституции Российской Федерации, статьи 31 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» о том, что: «Заседания Правительства могут проходить под председательством Президента Российской Федерации».
Заседания Правительства Российской Федерации считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов Правительства. Заседания Правительства, как правило, открытые. Однако Правительство может принять решение о рассмотрении отдельных вопросов на своих закрытых заседаниях.
На заседаниях Правительства Российской Федерации могут быть рассмотрены любые вопросы, отнесенные к ведению Правительства Российской Федерации. Вместе с тем в статье 35 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» определен круг тех вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации.
К числу вопросов, решения по которым принимаются только на заседании Правительства Российской Федерации, в частности, относятся:
- принятие решений о представлении Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджета государственных внебюджетных фондов;
- рассмотрение проектов программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
- принятие решений о внесении Правительством Российской Федерации законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
- рассмотрение вопросов заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации;
- принятие решений о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- утверждение положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, деятельностью которых руководит Правительство Российской Федерации.
На заседаниях Правительства Российской Федерации решения принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства, по предложению председательствующего может быть проведено голосование; в этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства Российской Федерации. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Председателю Правительства Российской Федерации отводят решающую роль как в определений основных направлении деятельности Правительства Российской Федерации, так и в организации его работы. Это означает, что Председатель Правительства Российской Федерации вправе выбирать главные участки, на которых будут сосредоточены усилия федеральной исполнительной власти, и на него возложена полнота ответственности за надлежащий выбор направлений и их реализацию.
Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации определены статьей 24 Федерального конституционного закона.
Председатель Правительства Российской Федерации, в частности:
- представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации;
- ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладает правом решающего голоса;
- подписывает акты Правительства Российской Федерации;
- представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении.
Текущая деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется с использованием таких организационных форм, как Президиум Правительства Российской Федерации, правительственные и межведомственные координационные и совещательные органы.
Для представления позиций Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации Правительство из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, назначает полномочного представителя Правительства Российской Федерации, действующего от имени Правительства Российской Федерации без доверенности.
Председатель Правительства Российской Федерации информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.
Назад | Содержание | Вперед |