§ 3. Компетенция Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации

  Правительству Российской Федерации вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации, кроме тех вопросов, которые отнесены к ведению Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые отнесены к ведению субъектов Российской Федерации.
  Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
  Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
  Компетенция Правительства Российской Федерации определена статьей 114 Конституции Российской Федерации, главой III Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года (в ред. Последующих Федеральных конституционных законов) «О Правительстве Российской Федерации», а может также определяться отдельными федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
  I. Конституционные полномочия Правительства Российской Федерации определены в статье 114 Конституции Российской Федерации.
  В соответствии с положениями статьи 114 Конституции Российской. Федерации Правительство Российской Федерации:
  а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  г) осуществляет управление федеральной собственностью;
  д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбы с преступностью;
  ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
  В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
  II. Развернутая характеристика компетенции Правительства Российской Федерации содержится в главе III Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В этой главе
  Федерального конституционного закона определены полномочия Правительства Российской Федерации в области экономики; в области бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в области обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; в области обеспечения обороноспособности и государственной безопасности Российской Федерации; в сфере внешней политики и международных отношений. Определены полномочия Правительства Российской Федерации и в других областях жизнедеятельности государства, что со всей очевидностью подтверждает положение о многофункциональности деятельности Правительства Российской Федерации.
  Особую группу полномочий Правительства Российской Федерации составляют полномочия по руководству федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.
  В статье 12 Федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность. Федеральные министерства и федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
  В этой сфере деятельности Правительство Российской Федерации:
  - утверждает Положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппарата и размер ассигнований на содержание этих аппаратов;
  - устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  - распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти;
  - назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации;
  - утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
  Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
  В структуре федеральных органов исполнительной власти выделяется их особая группа, руководство которой осуществляет Президент Российской Федерации. В статье 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствии, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации Положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Президент Российской Федерации руководит непосредственно и через федеральные министерства деятельностью тех федеральных исполнительных органов, которые находятся в ведении соответствующих федеральных министерств.
  Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации.
  III. Акты Правительства Российской Федерации. Компетенция Правительства Российской Федерации реализуется посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании Конституции Российской Федерации, на основании и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Они издаются по всем вопросам компетенции Правительства Российской Федерации. По своей юридической природе акты Правительства Российской Федерации - это подзаконные акты, но широта функций Правительства Российской Федерации как федерального органа государственной власти общей компетенции предопределяет особенности их юридической природы.
  В части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации; подписываются они Председателем Правительства. Акты по оперативным вопросам и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, принимаются в форме распоряжения Правительства Российской Федерации; они также подписываются Председателем Правительства.
  Таким образом, в наиболее общем виде акты Правительства Российской Федерации - это:
  - подзаконные акты;
  - акты, которые имеют как функциональное, так и межотраслевое значение;
  - они разделяются на постановления как решения, имеющие нормативный характер или изданные по вопросам, имеющим наиболее важное значение, и на распоряжения как решения по оперативным и другим текущим вопросам;
  - не имеет особого различия и процедура подготовки и принятия как постановлений, так и распоряжений.
  Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
  Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается день первой публикации текста соответствующего акта в одном из официальных изданий Российской Федерации.
  Постановления Правительства Российское Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
  Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самим постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания (статья 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).
  Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
  Правительство Российской Федерации вправе принимать (издавать) обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Назад Содержание Вперед