§ 5. Прокуратура Российской Федерации
Как уже отмечалось, прокуратура не входит в судебную власть. Прокуратура Российской Федерации, как об этом сказано в статье 129 Конституции Российской Федерации, составляет централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. В настоящее время таким нормативным правовым актов является Закон «О Прокуратуре Российской Федерации», который принят Верховным Советом Российской Федерации 17 января 1992 года. Новая редакция Закона была принята Федеральным законом от 17 ноября 1995 года. Поэтому при ссылке на этот документ обычно используют следующее его официальное наименование: Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 декабря 1995 года) с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 5 июня 2007 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации».
Систему Прокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральный прокурор Российской Федерации; прокуратуры субъектов Российской Федерации; приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему
Прокуратуры Российской Федерации входят научные и образовательные учреждения.
Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации федеральными законами.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации - пять лет. Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первых заместителей и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит всей системой прокуратуры страны.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председателя), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации. Входящие в состав Генеральной прокуратуры главные управления и отделы возглавляют начальники - старшие помощники Генерального прокурора Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 года в систему Прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который является органом Прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Председатель Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства, в которое входят:
- отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан;
- отдел по надзору за исполнением законов в экономической сфере, на транспорте и оборонном комплексе;
- отдел по надзору за исполнением таможенного законодательства;
- отдел по надзору за исполнением налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства.
Определяя понятие прокуратуры, Федеральный закон о Прокуратуре Российской Федерации в статье 1 раскрывает его сущность указанием на основную функцию - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением федеральных законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция приобретает самое разнообразное направление, самый разнообразный характер. Для целей настоящего учебного пособия мы выделим два таких направления:
надзор за исполнением федеральных законов федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Предметом надзора в первом случае является исполнение законов федеральными министерствами, другими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также соответствие федеральным законам издаваемых ими нормативных правовых актов. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
По основаниям, установленным федеральным законом, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. В случае установления фактов нарушения закона органами и должностными лицами прокурор освобождает лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов, опротестовывает противоречащие закону соответствующие правовые акты, обращается в суд или в арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.
Прокурор вправе приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращаться в суд. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменном виде.
Другая форма действия прокурора - представление. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин, условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам Генеральный прокурор информирует об этом Президента Российской Федерации.
Осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина состоит в рассмотрении и проверке заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснении пострадавшим порядка защиты прав и свобод; принятии мер по предупреждению и пресечению нарушения прав и свобод человека и гражданина; привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причиненного вреда.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина также предусматривает возможность использования процедуры протеста и представления.
Конституция Российской Федерации не предусмотрела Генерального прокурора Российской Федерации в числе субъектов права законодательной инициативы. В то же время статья 9 Федерального закона о Прокуратуре Российской Федерации частично как бы компенсирует отсутствие такого права. Участвуя в правотворческой деятельности, Генеральный прокурор Российской Федерации, подчиненные ему прокуроры вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровня предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с Федеральным законом о Прокуратуре Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы Прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.
Особенностям положения Прокуратуры Российской Федерации в российском государстве в определимой степени отвечают и особенности правового положения прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами политических партий, общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений, не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите основные признаки и сформулируйте понятие государственного органа. В чем отличие государственного органа от государственного учреждения?
2. Что такое законодательная власть, какова система государственных органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов?
3. Какова система исполнительных органов Российской Федерации и ее субъектов, в чем сущность судебной власти и какова система судебных органов в Российской Федерации?
4. Что такое законность в организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации, как соотносятся принцип законности и правовой режим законности?
5. Каковы основные формы реализации принципа законности применительно к организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации?
6. Какую роль играют выборы в системе государственной власти, каковы основные принципы организации и проведения выборов, уровни и виды выборов в Российской Федерации?
7. Что такое и как соотносятся избирательное право и избирательная система, каковы виды избирательных систем и их особенности в Российской Федерации?
8. Определите систему и виды правовых актов, регулирующих порядок выборов представительных органов Российской Федерации, ее субъектов и представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации.
9. Покажите содержание и гарантии всеобщего избирательного права, развитие института всеобщего избирательного права Российской Федерации (по Конституции РСФСР 1918г. и 1937 года).
10. Каким образом обеспечивается равное избирательное право, в чем особенности равного избирательного права по Конституциям РСФСР 1918 и 1937 гг.?
11. В чем смысл свободных выборов, как обеспечивается тайна голосования?
12. Раскройте содержание и покажите значение прямого избирательного права, определите виды непрямого избирательного права.
13. С какой целью создаются избирательные округа, каковы их виды и каков порядок их образования? В каких случаях используются производственный, общественно-политический, национально-территориальный и др. принципы?
14. Каковы виды, порядок образования, состав, компетенция, особенности порядка деятельности избирательных комиссий?
15. Каков порядок выдвижения кандидатов в депутаты представите льных органов государственной власти и местного самоуправления, какие формы участия граждан и общественных объединений в выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов предусмотрены законодательством?
16. Каков порядок голосования и подведения итогов выборов депутатов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления?.
17. Определите место и роль Президента Российской Федерации в системе разделения властей Конституции Российской Федерации 1993 г.
18. Каковы порядок избрания и особенности ответственности Президента Российской Федерации?
19. Каковы компетенция и акты Президента Российской Федерации их юридические свойства?
20. Каково место Федерального Собрания Российской Федерации - парламента Российской Федерации в системе разделения властей, каковы особенности двухпалатной структуры Федерального Собрания?
21. Каковы порядок формирования, состав, компетенция, порядок деятельности и участие в законодательном процессе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации? Каковы внутренние руководящие и вспомогательные органы Совета Федерации?
22. Каковы порядок избрания, состав, компетенция, порядок деятельности, внутренние руководящие и вспомогательные органы Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации? Назовите основания и порядок досрочного прекращения полномочий Государственной Думы.
23. Что такое законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации, и каковы стадии законодательного процесса? Определите содержание стадий законодательного процесса, полномочия палат в законодательном процессе, роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе. Каков порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов?
24. Каковы требования, предъявляемые к федеральному конституционному закону, и каковы его юридические свойства?
25. Каковы юридические свойства федерального закона?
26. Определите виды актов, принимаемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
27. Каковы правовое регулирование, содержание, особенности порядка опубликования и вступление в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных актов палат Федерального Собрания?
28. Сравните контрольную деятельность высших представительных органов государственной власти Российской Федерации по Конституции Российской Федерации 1978 и 1993 гг., каковы значение, основные формы контроля, особенности реализации права контроля в условиях разделения властей?
29. Какова система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации: виды (по палатам), задачи, порядок избрания, основные полномочия; совместные комиссии палат Федерального Собрания?
30. Дайте понятие правового статуса депутата представительного органа в Российской Федерации, охарактеризуйте правовое регулирование (по видам органов).
31. Раскройте содержание основных гарантий депутатской деятельности, покажите правовое регулирование и виды нормативных правовых актов, виды и содержание гарантий.
32. Что такое депутатская неприкосновенность и депутатская не ответственность? Каково их правовое регулирование и как толкует вопрос о депутатской неприкосновенности Конституционный Суд Российской Федерации?
33. Каковы место в системе разделения властей, правовое регулирование статуса, порядок образования, состав и подотчетность Правительства Российской Федерации?
34. Каковы основания и порядок досрочного прекращения полномочий Правительства Российской Федерации?
35. Каковы конституционные и законодательные основы компетенции и акты Правительства Российской Федерации?
36. Определите систему и структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, каким актом она устанавливается?
37. Каковы виды федеральных органов исполнительной власти и особенности их правового положения?
38. Какое место в системе разделения властей занимает Конституционный Суд Российской Федерации, каковы правовое регулирование, состав, основные задачи и предметы ведения, принципы организации работы Конституционного Суда Российской Федерации?
Назад | Содержание | Вперед |