§ 1. Конституционно-правового регулирования порядка организации и деятельности органов государственной власти
субъектов Российской Федерации

  Федеративный характер российского государства предполагает, что государственная власть в нем осуществляется как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов федерации. Между этими уровнями органов государственной власти существуют тесная связь и взаимодействие, что обеспечивает достижения единства государственной власти в Российской Федерации.
  Создание механизма власти в субъектах Российской Федерации относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления, прежде всего, на федеральном конституционном и нормативно-правовом уровне, а затем и на уровне каждого субъекта Российской Федерации.
  I. Конституционное регулирование основ организации органов государственно власти субъектов Российской Федерации. С этой целью Конституция Российской Федерации:
  во-первых, в части 2 статьи 11 устанавливает только то, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, то есть, Конституция Российской Федерации, как бы сохраняя самостоятельность субъектов Российской Федерации, не содержит перечень конкретных органов государственной власти, которые могут образовываться субъектами Российской Федерации;
  во-вторых, учитывая требования статей 10 и 11 Конституции Российской Федерации, в части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации закреплено: «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом»;
  в-третьих, самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации подтверждается положениями ч. 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в которой установлено, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, что и предопределяет достаточно широкую сферу деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их самостоятельность.
  II. Общефедеральное нормативное правовое регулирование основ организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К числу таких нормативных правовых актов Российской Федерации относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы, отдельные нормативные указы Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации.
  Одним из наиболее значимых федеральных законов, определяющих основы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Федеральный закон от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.
  В Федеральном законе определена прежде всего система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которую составляют:
  - законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  - высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  - иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
  - предусматривается также возможность установления должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), что должно быть закреплено в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации;
  - разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  - самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий, а это означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют государственно-властную деятельность по предметам ведения субъектов Российской Федерации с учетом требований статьи 73 Конституции Российской Федерации, объем и характер которых определяется в конституциях (уставах) и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;
  по вопросам, указанным в п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
  Многие вопросы, относящиеся к деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулируются отдельными федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, отдельными нормативными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
  III. Правовое регулирование порядка организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  Установление общих принципов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как мы уже об этом говорили, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вместе с тем организация государственной власти субъектов Российской Федерации составляет обязательный предмет правового регулирования конституций (уставов), а также и отдельных законодательных актов субъектов Российской Федерации, издаваемых по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.
  К основным направлениям самостоятельного нормативного правового регулирования субъектов Российской Федерации относятся, в частности: право субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации иметь предметы исключительного ведения в пределах Российской Федерации. Наличие этой группы предметов ведения в большей степени обеспечивает самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Круг таких предметов ведения устанавливается конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
  Самостоятельность нормативного правового регулирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам их исключительного ведения закреплена в п. 4 статьи 75 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: «Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов и иных нормативных правовых актов». Юридическая сила принятых субъектами нормативных правовых актов подтверждается частью 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»;
  Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют систему органов государственной власти субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом учитывается, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации обязательно должны составлять законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Назад Содержание Вперед