Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Федеральный закон от 04.05.2000 № 55-ФЗ

 Утратил силу - Федеральный закон
 от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ
 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 О Пограничной службе Российской Федерации
 Принят Государственной Думой 7 апреля 2000 года
 Одобрен Советом Федерации 19 апреля 2000 года
 Настоящий Федеральный закон определяет основные задачи и
полномочия, общий состав Пограничной службы Российской Федерации,
основы руководства и управления Пограничной службой Российской
Федерации, а также порядок осуществления контроля и надзора за ее
деятельностью.
 ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 Статья 1. Пограничная служба Российской Федерации
 Пограничная служба Российской Федерации (далее - Пограничная
служба) - государственная военная организация, составляющая основу
системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в
сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации
(далее - Государственная граница), охраны внутренних морских вод,
территориального моря, исключительной экономической зоны,
континентального шельфа Российской Федерации и их природных
ресурсов.
 Статья 2. Состав Пограничной службы
 Пограничная служба состоит из специально уполномоченного
федерального органа исполнительной власти по пограничной службе,
войск, органов и других организаций Пограничной службы.
 Статья 3. Основные задачи Пограничной службы
 1. Основными задачами Пограничной службы являются:
 защита и охрана Государственной границы в целях недопущения
противоправного изменения прохождения Государственной границы,
обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима
Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах
пропуска через Государственную границу;
 охрана внутренних морских вод, территориального моря,
исключительной экономической зоны, континентального шельфа
Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения,
защиты и рационального использования, а также в целях защиты
морской среды, экономических и иных законных интересов Российской
Федерации;
 координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а
также использования сил и средств федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских
вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и
континентального шельфа Российской Федерации и их природных
ресурсов;
 осуществление государственного контроля в сфере охраны морских
биологических ресурсов.
 2. Пограничная служба осуществляет выполнение иных задач,
возложенных на нее федеральными законами, а также задач в рамках
соответствующих международных договоров Российской Федерации.
 ГЛАВА II. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
 Статья 4. Правовое регулирование деятельности Пограничной
 службы
 Пограничная служба осуществляет свою деятельность в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской
Федерации.
 Статья 5. Основные принципы деятельности Пограничной службы
 Пограничная служба осуществляет свою деятельность на основе
следующих основных принципов:
 соблюдения законности;
 гуманизма;
 уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
 уважения суверенитета, территориальной целостности государств
и нерушимости их границ;
 мирного разрешения пограничных споров;
 взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с органами
иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи;
 сочетания гласных и негласных форм и методов деятельности;
 единоначалия и централизации управления.
 Статья 6. Полномочия Пограничной службы
 Пограничная служба в пределах своих полномочий:
 1) организует и осуществляет деятельность по выявлению,
предупреждению и пресечению преступлений и административных
правонарушений, производство по делам о которых отнесено
федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;
 2) осуществляет задержание лиц, совершивших преступления или
административные правонарушения, производство по делам о которых
отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной
службы;
 3) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством
войсковую, разведывательную, контрразведывательную,
оперативно-розыскную и иную деятельность;
 4) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством
сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющими
аналогичные задачи, заключает международные договоры
межведомственного характера, участвует в международно-правовом
оформлении и договорном закреплении Государственной границы;
 5) использует на безвозмездной основе при выполнении служебных
задач водное и воздушное пространство Российской Федерации,
территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных
площадок), морских, речных портов независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности; получает на
безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение
полетов и кораблевождения;
 6) запрашивает и получает на безвозмездной основе от
государственных органов, органов местного самоуправления,
организаций независимо от форм собственности, общественных
объединений и граждан Российской Федерации, иностранных граждан и
лиц без гражданства необходимую информацию (в том числе
навигационную, метеорологическую, гидрографическую,
радиоэлектронную, космическую и другую), за исключением случаев,
если федеральным законодательством установлен специальный порядок
получения информации;
 7) получает и использует беспрепятственно при выполнении
служебных задач каналы и средства связи, принадлежащие
государственным органам, органам местного самоуправления,
организациям независимо от форм собственности и общественным
объединениям (за исключением дипломатических представительств и
консульских учреждений иностранных государств и международных
организаций), а в случае необходимости - гражданам Российской
Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, с
возмещением владельцам по их требованию расходов в установленном
федеральным законодательством порядке;
 8) получает от граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства объяснения об известных им
обстоятельствах совершения преступлений или административных
правонарушений, производство по делам о которых отнесено
федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;
 9) использует в соответствии с федеральным законодательством
на безвозмездной основе государственные средства массовой
информации для передачи оперативной информации;
 10) вносит в установленном порядке в государственные органы,
органы местного самоуправления, организации независимо от форм
собственности, общественные объединения или должностным лицам
обязательные для исполнения представления об устранении причин и
условий, способствующих совершению преступлений или
административных правонарушений, производство по делам о которых
отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной
службы;
 11) привлекает к выполнению возложенных на Пограничную службу
задач на добровольных началах граждан Российской Федерации в
составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников
Пограничной службы и в иных формах в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации;
 12) применяет оружие, специальные средства, боевую,
специальную и другую технику, физическую силу и служебных собак в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
 13) осуществляет в соответствии с федеральным
законодательством регистрацию лиц, учет статистических и иных
данных;
 14) создает и использует в соответствии с федеральным
законодательством информационные системы;
 15) организует шифровальную службу и ведомственные сети
шифрованной связи, участвует в создании и работе межгосударственных
и межведомственных сетей шифрованной связи;
 16) участвует в соответствии с федеральным законодательством в
обеспечении безопасности объектов государственной охраны;
 17) принимает необходимые меры по обеспечению собственной
безопасности;
 18) участвует в охране дипломатических представительств и
консульских учреждений Российской Федерации в иностранных
государствах;
 19) принимает в соответствии с федеральным законодательством
участие в пределах приграничной территории в выполнении задач,
связанных с обеспечением режима чрезвычайного положения,
ликвидацией незаконных вооруженных формирований и ликвидацией
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
 20) осуществляет в соответствии с федеральным
законодательством другие полномочия.
 ГЛАВА III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
 Статья 7. Руководство и управление Пограничной службой
 1. Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет
Президент Российской Федерации.
 2. Правительство Российской Федерации в пределах своей
компетенции координирует деятельность специально уполномоченного
федерального органа исполнительной власти по пограничной службе с
деятельностью других федеральных органов исполнительной власти.
 3. Управление Пограничной службой осуществляет руководитель
специально уполномоченного федерального органа исполнительной
власти по пограничной службе через специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и его
территориальные органы. Руководитель специально уполномоченного
федерального органа исполнительной власти по пограничной службе
назначается на должность и освобождается от должности Президентом
Российской Федерации по представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.
 4. Положение о специально уполномоченном федеральном органе
исполнительной власти по пограничной службе утверждается
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Правительства Российской Федерации.
 ГЛАВА IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
 Статья 8. Войска Пограничной службы
 1. Войска Пограничной службы (пограничные войска) осуществляют
защиту и охрану Государственной границы, а также выявляют,
предупреждают и пресекают преступления и административные
правонарушения в сфере защиты и охраны Государственной границы.
 Войска Пограничной службы участвуют также в выполнении
возложенных на органы Пограничной службы задач.
 2. В соответствии с федеральным законодательством войска
Пограничной службы совместно с Вооруженными Силами Российской
Федерации участвуют в отражении агрессии против Российской
Федерации, а также привлекаются к выполнению иных задач в области
обороны государства.
 3. Устав войск Пограничной службы Российской Федерации
(пограничных войск) утверждается руководителем специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти по
пограничной службе.
 Статья 9. Органы Пограничной службы
 1. Органы Пограничной службы осуществляют:
 государственный контроль за соблюдением режима Государственной
границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через
Государственную границу;
 выявление, предупреждение и пресечение преступлений и
административных правонарушений, посягающих на установленные режим
Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах
пропуска через Государственную границу;
 пропуск через Государственную границу лиц, транспортных
средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально
уполномоченными на то государственными контрольными органами;
 в пределах своей компетенции государственный контроль за
соблюдением федерального законодательства о внутренних морских
водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и
о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об
использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
 выявление, предупреждение и пресечение преступлений и
административных правонарушений в сфере соблюдения федерального
законодательства о внутренних морских водах, территориальном море,
об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе
Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов
животного мира и среды их обитания;
 совместно с другими специально уполномоченными на то
государственными контрольными органами охрану биологических
ресурсов внутренних морских вод, территориального моря,
исключительной экономической зоны и континентального шельфа
Российской Федерации, охрану за пределами исключительной
экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов
рыб, образующихся в реках Российской Федерации;
 другие установленные федеральным законодательством функции
Пограничной службы.
 Органы Пограничной службы участвуют также в выполнении
возложенных на войска Пограничной службы задач и обеспечивают
деятельность указанных войск.
 2. Органы Пограничной службы привлекаются в соответствии с
федеральным законодательством к выполнению отдельных задач в
области обороны.
 3. Положения об органах Пограничной службы утверждаются
руководителем специально уполномоченного федерального органа
исполнительной власти по пограничной службе.
 Статья 10. Организации Пограничной службы
 Предприятия, образовательные учреждения профессионального
образования, научно-исследовательские, экспертные,
военно-медицинские организации, учебные центры, центры специальной
подготовки и иные организации Пограничной службы предназначены для
обеспечения деятельности Пограничной службы и осуществляют
указанную деятельность в соответствии с федеральным
законодательством.
 Статья 11. Комплектование Пограничной службы
 1. Личный состав Пограничной службы включает военнослужащих и
лиц гражданского персонала Пограничной службы.
 2. Комплектование Пограничной службы осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством:
 1) военнослужащими - путем поступления граждан Российской
Федерации на военную службу по контракту и путем призыва граждан
Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному
принципу;
 2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на
работу.
 3. Военнослужащие Пограничной службы (за исключением
военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица
из числа граждан Российской Федерации, назначенные на должности
военнослужащих Пограничной службы, на должности государственных
инспекторов органов морской охраны и инспекторов органов
пограничной стражи Пограничной службы, являются сотрудниками
Пограничной службы.
 4. Сотрудникам Пограничной службы выдаются служебные
удостоверения установленного специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти по пограничной службе образца.
 5. Штатная численность военнослужащих Пограничной службы
утверждается Президентом Российской Федерации, а штатная
численность гражданского персонала Пограничной службы
устанавливается Правительством Российской Федерации.
 Статья 12. Особенности правового положения сотрудников
 Пограничной службы и военнослужащих Пограничной
 службы, проходящих военную службу по призыву
 1. Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной
службы, проходящие военную службу по призыву, находятся под защитой
государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную
деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным
законодательством.
 2. Требования сотрудников Пограничной службы и военнослужащих
Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву,
предъявляемые ими в пределах своих полномочий, являются
обязательными для исполнения гражданами Российской Федерации,
иностранными гражданами и лицами без гражданства.
 3. Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной
службы, проходящие военную службу по призыву, не несут
ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу
правонарушителя, а также за причинение ему морального вреда в связи
с применением в предусмотренных федеральным законодательством
случаях оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой
техники, физической силы и служебных собак, если при этом не было
допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в
условиях крайней необходимости.
 Статья 13. Применение оружия, специальных средств,
 физической силы и служебных собак
 1. Сотрудникам Пограничной службы разрешаются хранение и
ношение оружия и специальных средств.
 2. Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной
службы, проходящие военную службу по призыву, применяют в
соответствии с федеральным законодательством оружие, специальные
средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а
также служебных собак в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
 ГЛАВА V. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
 Статья 14. Материальное и техническое обеспечение
 деятельности Пограничной службы
 1. К имуществу Пограничной службы относятся жилые помещения,
здания и сооружения органов управления Пограничной службы, военных
городков соединений, воинских частей и подразделений, организаций и
образовательных учреждений профессионального образования
Пограничной службы, оборудование, учебные объекты, находящиеся на
них учебно-материальная база и технические средства обучения, а
также вооружение, военная и специальная техника, инженерные
сооружения и заграждения, иное материальное и техническое
имущество, используемые Пограничной службой для выполнения
возложенных на нее федеральным законодательством задач.
 2. Имущество Пограничной службы находится в федеральной
собственности и принадлежит Пограничной службе на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления. Отнесение
имущества Пограничной службы к имуществу, изъятому из оборота, либо
к имуществу, ограниченному в обороте, осуществляется в соответствии
с федеральным законодательством.
 3. Материальное и техническое обеспечение Пограничной службы,
создание инфраструктуры в Пограничной службе осуществляются за счет
средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств в
случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
 4. Нормы обеспечения основными образцами (системами,
комплексами) вооружения, военной и специальной техники, нормы
расхода моторесурсов и горючего, а также порядок принятия на
вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта и
списания образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и
специальной техники, порядок подготовки военнослужащих и
гражданского персонала Пограничной службы к действиям, связанным с
применением образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и
специальной техники, устанавливаются специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе в
соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации
перечнем основных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной
и специальной техники, нормами и порядком материально-технического
обеспечения Пограничной службы.
 5. Строительство, реконструкция или предоставление объектов,
предназначенных для расквартирования соединений, воинских частей и
подразделений Пограничной службы, осуществляется в соответствии с
порядком и нормами, установленными Правительством Российской
Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
(с учетом особенностей, определяемых руководителем специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти по
пограничной службе), за счет средств федерального бюджета, а также
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств
федеральных органов исполнительной власти, по инициативе которых
осуществляется строительство или реконструкция.
 6. Пограничная служба вправе принимать в соответствии с
установленным порядком во владение и в пользование от федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
организаций независимо от форм собственности, общественных
объединений, граждан Российской Федерации транспортные средства,
другую технику и иное имущество, необходимые для выполнения задач,
возложенных на Пограничную службу федеральным законодательством.
Порядок использования указанного имущества определяется
руководителем специально уполномоченного федерального органа
исполнительной власти по пограничной службе.
 Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности Пограничной
 службы
 Финансовое обеспечение деятельности Пограничной службы
осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также
внебюджетных средств в случаях, предусмотренных федеральным
законодательством.
 Статья 16. Порядок использования земель и других природных
 ресурсов
 1. Земли для размещения и постоянной деятельности органов
управления Пограничной службы, соединений, воинских частей и
подразделений, организаций и образовательных учреждений
профессионального образования Пограничной службы на безвозмездной
основе предоставляются им в постоянное или во временное пользование
соответствующими государственными органами и органами местного
самоуправления в пределах их полномочий.
 2. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные
Пограничной службе, используются Пограничной службой в соответствии
с федеральным законодательством.
 ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОГРАНИЧНОЙ
 СЛУЖБЫ
 Статья 17. Контроль за деятельностью Пограничной службы
 Контроль за деятельностью Пограничной службы осуществляется
Президентом Российской Федерации, Правительством Российской
Федерации, судебными и иными органами в пределах полномочий,
определяемых федеральным законодательством.
 Статья 18. Прокурорский надзор за деятельностью Пограничной
 службы
 Надзор за соблюдением федерального законодательства,
регламентирующего деятельность Пограничной службы, и соблюдением
законности в деятельности Пограничной службы осуществляется
Генеральным прокурором Российской Федерации и уполномоченными им
прокурорами в соответствии с федеральным законодательством.
 ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 Статья 19. Приведение нормативных правовых актов в
 соответствие с настоящим Федеральным законом
 Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
 Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
 Исполняющий обязанности
 Президента Российской Федерации В.Путин
 Москва, Кремль
 4 мая 2000 года
 N 55-ФЗ
Приказ Дорожного агентства Российской Федерации от 03.05.2000 № 179
Федеральный закон от 04.05.2000 № 56-ФЗ