Налог на добавленную стоимость

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимосВнтью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальВнных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской ФедераВнции и вывозимых с территории Российской Федерации, определяется инструкцией Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской ФедераВнции от 30 января 1993 г. № 01-20/741, 16 ВлО порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с терВнритории Российской ФедерацииВ».

II. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА

     Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

а) организации независимо от форм собственности и ведомстВнвенной принадлежности, имеющие согласно законодательству РоссийВнской Федерации статус юридических лиц (государственные и муниВнципальные предприятия; хозяйственные товарищества и общества; учВнреждения; другие виды организаций), осуществляющие производстВнвенную и иную коммерческую деятельность;

б) предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осущестВнвляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории Российской Федерации, самостоятельно реализующие товары (работы, услуВнги);

д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деВнятельность на территории Российской федерации;

   Налогоплательщики, указанные в подпунктах ВлаВ» - ВлдВ» настояВнщего пункта, в дальнейшем именуются ВлорганизацииВ» или ВлпредприВнятияВ».

III. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

   Объектами налогообложения являются:

а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенВнным законодательством Российской Федерации.

   При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

В целях налогообложения товаром считается: продукция (предВнмет, изделие), в том числе производственно-технического назначеВнния; здания, сооружения и другие виды недвижимого имущества;

  • электро и тепло энергия, газ, вода.

   При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исВнследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других работ.

   При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания:

а) услуг пассажирского и грузового транспорта, включая трансВнпортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;

б) услуг по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимосВнти, в том числе по лизингу;

в) посреднических услуг;

г) услуг связи, бытовых, жилищно-коммунальных услуг;

д) услуг физической культуры и спорта;

      е) услуг по выполнению заказов предприятиями торговли;

      ж) рекламных услуг;

з) инновационных услуг, услуг по обработке данных и информаВнционному обеспечению;

и) других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли. 8. К оборотам, облагаемым налогом, относятся также:

а) обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри оргаВннизации (предприятия) для собственного потребления, затраты по коВнторым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

б) обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);

в) обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям) или фиВнзическим лицам, включая работников предприятия;

г) обороты по реализации предметов залога, включая их переВндачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАГАЕМОГО ОБОРОТА

   Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная:

тАФ исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, без включеВнния в них налога на добавленную стоимость;

тАФ исходя из государственных регулируемых оптовых цен и таВнрифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

тАФ исходя из государственных регулируемых розничных цен и таВнрифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.

В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их полуВнчение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предВнстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в порядВнке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).

Налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг. После подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке налог на добавленную стоиВнмость с авансов, полученных российскими организациями (предприВнятиями), подлежит зачету.

Для подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в налоговые органы в обязательном порядке представляются докуВнменты, предусмотренные:

по экспортным товарам тАФ в пункте 22 раздела IX настоящей инВнструкции;

по экспортным работам и услугам тАФ в разделе VI настоящей инВнструкции.

Суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоВнящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), освобожденВнных от налога в соответствии со статьей 5 Закона Российской ФедеВнрации ВлО налоге на добавленную стоимостьВ», а также в счет выполнения работ (услуг), местом реализации которых согласно пункту 5 статьи 4 вышеназванного Закона не является РосВнсийская Федерация, налогом на добавленную стоимость не облагаютВнся.

Средства, предоставляемые безвозмездно иностранными органиВнзациями российским организациям (предприятиям) в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их исВнпользовании, объектом налогообложения не являются.

К средствам целевого бюджетного финансирования, не включаеВнмым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, отноВнсятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений (минуя счет 46 ВлРеализация продукции (работ, услуг)В»), предусматриваемые в бюджетах различного уровня на финансироваВнние целевых программ и мероприятий.

       Приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целеВнвого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога на добавленную стоимость, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обраВнщения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников.

Совместная деятельность без создания для этой цели юридичесВнкого лица осуществляется на основе договора между ее участникаВнми, По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно дейстВнвовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам.

Имущество, созданное или приобретенное в ходе совместной деятельности, и полученные результаты учитываются на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответВнствии с договором поручено ведение общих дел участников договоВнра. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деВнятельности, подлежат обложению налогом на добавленную стоиВнмость в общеустановленном порядке. Данные отдельного (обособВнленного) баланса в баланс организации (предприятия), ведущего общие дела, не включаются. В бухгалтерской отчетности участников договора о совместной деятельности отражаются прибыль, убытки и иные результаты совместной деятельности, причитающиеся, согласно договору, каждому из участников.

Не облагается налогом доля прибыли, получаемая каждым из участников совместной деятельности, после уплаты всех налогов, включая налог на добавленную стоимость.

По организациям (предприятиям), осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоиВнмости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

В случае если организация (предприятие) не могла реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качеВнства или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукВнцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализаВнции продукции.

Под рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеВнся в регионе на момент реализации товаров (работ, услуг) при соВнвершении сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайВншей по отношению к покупателю территории. При этом под ближайВншей территорией понимается конкретный населенный пункт или групВнпа населенных пунктов, находящиеся в пределах границ администраВнтивно-территориальных, национально-государственных образований.

Если организация (предприятие) в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактическую себестоиВнмость, реализовало (реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максиВнмальных цен реализации этой продукции.

В случае реализации продукции по ценам ниже себестоимости (стоимости приобретения) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами наВнлога, исчисленными по реализации товаров, относится на прибыль, остающуюся в распоряжении организаций (предприятий) после уплаВнты налога на прибыль, и зачету в счет предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит.

При обмене организациями (предприятиями) продукцией (рабоВнтами, услугами) либо ее передаче безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации (без учета налога на добавленную стоимость) такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка (пример № 1), а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц тАФ исходя из цены (без учета налога на добавленную стоимость) ее последней реалиВнзации (пример № 2), но не ниже фактической себестоимости.

Пример № 1. В декабре передано безвозмездно другому предВнприятию 150 пог. метров хлопчатобумажной ткани, фактическая себеВнстоимость одного пог. метра которой составила 3600 рублей. В этом месяце реализовано потребителям 100 пог. метров такой ткани по цене (без учета налога на добавленную стоимость) 4000 руб. за 1 пог. метр, 200 пог. метров тАФ по 4200 руб. и 500 пог. метров тАФ по 4500 рублей.

Для целей налогообложения оборот по безвозмездной передаче ткани должен определяться по средней цене реализации (без учета наВнлога на добавленную стоимость) 4362 руб. (4000 руб. х 100 м + 4200 руб. х 200 м + 4500 руб. х 500 м) : (100 м + 200 м + 500 м). Если фактическая себестоимость одного пог. метра составит 4600 руб., для целей налогообложения применяется цена 4600 рублей.

Пример № 2. В декабре передано безвозмездно другому предВнприятию 150 пог. метров хлопчатобумажной ткани. Реализации ткани в этом месяце не было. Последняя реализация указанной продукции производилась по цене (без учета налога на добавленную стоимость) 3800 руб. за 1 пог. метр. Облагаемый оборот от этой операции для целей налогообложения определяется по цене 3800 рублей (при фактической себестоимости одного пог. метра 3600 рублей).

Если организация (предприятие) обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приВнобретенную продукцию, то для целей налогообложения принимаются фактические рыночные цены на аналогичную продукцию, сложившиеВнся в данном регионе на момент реализации продукции при соверВншении сделки, но не ниже ее фактической себестоимости.

При реализации приобретенной продукции в ее себестоимость включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранеВннию, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средВнствам, иному имуществу, по которым начисляется износ, принимаВнется их остаточная стоимость.

В случаях натуральной оплаты труда товарами (в том числе собВнственного производства) или реализации предприятием населению, включая своих работников, этих товаров через кассу по ценам не выше себестоимости облагаемый оборот определяется в аналогичВнном порядке.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) плательщиВнком является сторона, их передающая.

При использовании внутри организации (предприятия) товаров (работ, услуг) собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, за основу опреВнделения облагаемого оборота принимается стоимость этих или анаВнлогичных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов), а при их отсутствии тАФ фактическая себестоимость.

Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов является стоимость их обработки (включая затраты и прибыль), а по подакцизным товарам тАФ стоимость обраВнботки с учетом акцизов.

Суммы налога на добавленную стоимость по многооборотной таре, имеющей залоговые цены, уплачиваются при ее реализации организациями-изготовителями (предприятиями-изготовителями) покуВнпателям.

Если продукция и товары затариваются в потребительскую тару одноразового использования (коробки, полиэтиленовые пакеты, друВнгие упаковочные материалы), включаемую в цену готовой продукВнции, или в транспортную тару (деревянную, картонную), оплачиваеВнмую сверх цен на готовую продукцию, то стоимость этой тары включается в налогооблагаемый оборот.

       Суммы налогов и иных платежей в бюджет, относимые в соответствии с действующим законодательством на себестоимость проВндукции (работ, услуг), не подлежат исключению из налогооблагаемого оборота при расчете налога на добавленную стоимость.

     Местом реализации работ (услуг) признается:

а) место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. К таким рабоВнтам, услугам относятся строительные, строительно-монтажные, реВнмонтные, реставрационные работы, работы по озеленению и т.п. услуги.

Для подтверждения места нахождения российских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, предоставляемых по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем во временВнное владение и пользование иностранным арендаторам (места реВнализации), представляются документы, подтверждающие место окаВнзания таких услуг за пределами государствтАФучастников СНГ:

  • договора аренды российских транспортных средств с экипажем, заключенные российскими судовладельцами тАФ налогоплательщикаВнми с иностранными лицами;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выВнручки от иностранного лица за оказанные услуги на счет российВнского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;
  • копии документов, подтверждающих фактическое оказание услуг за пределами государств-участников СНГ, заверенные в усВнтановленном порядке.

Суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным реВнсурсам при производстве вышеуказанных работ и услуг, место факВнтического оказания которых находится за пределами территорий государствтАФучастников СНГ, возмещению из бюджета не подлежат.

б) место фактического осуществления работ (услуг), если они связаны с движимым имуществом;

в) место фактического осуществления услуг, если они оказываВнются в сфере культуры, искусства, образования, физической кульВнтуры или спорта либо в иной аналогичной сфере деятельности;

г) место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государВнстве, а продавец тАФ в другом.               Положение подпункта ВлгВ» применяется в отношении услуг:

  • по передаче в собственность или переуступке патентов, лиценВнзий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • консультационных, юридических, бухгалтерских, инжинирингоВнвых, рекламных, а также услуг по обработке информации и иных аналогичных услуг к услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщения, систематизации инВнформационных массивов и предоставлению в распоряжение польВнзователя результатов обработки информации); 
  • по предоставлению персонала, в случае, если персонал работаВнет в месте экономической деятельности покупателя;
  • по сдаче в аренду движимого имущества (за исключением транспортных средств транспортных предприятий);
  • услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию, предприятие или физическое лицо) для выполнения услуг, предусмотренных подпунктом ВлгВ».
  • Местом реализации работ (услуг), не предусмотренных в подпунктах ВлаВ» - ВлдВ» пункта 5 статьи 4 Закона Российской ФедеВнрации ВлО налоге на добавленную стоимостьВ», является место осуществления экономической деятельности организации (предприятия), выполняющей эти работы (оказывающей эти услуги).

    Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации (основных) товаров, работ, услуг, месВнтом такой вспомогательной реализации признается место реализаВнции основных товаров, работ, услуг. Документами, подтверждающими место выполнения работ и оказания услуг являются:

  • контракт с иностранными или российскими лицами; платежные документы, подтверждающие оплату иностранным или российским лицом выполненных работ и оказанных услуг;
  • акты, справки или другие документы, подписанные продавцом и покупателем работ (услуг).

    Не облагаются налогом;

а) обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одними подразделениями организации (предприятия) для промышленно-производственных нужд другим подразделением этого же предприятия (внутризаводской оборот);

б) обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприВнятий по реализации угля и продуктов углеобогащения угле сбытовым орВнганам;

в) средства учредителей, вносимые в уставные фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) средства, полученные в виде пая (доли) в натуральной и денежВнной форме при ликвидации или реорганизации организаций (предприВнятий) в размере, не превышающем их уставный фонд, а также пай (доля) юридических лиц при выходе их из организаций (предприятий) в размере, не превышающем вступительный взнос;

д) денежные средства, перечисляемые головной организации (предприятию), исполнительному органу акционерного общества, минуя счета реализации, организациями (дочерними и зависимыми обществами), обособленными подразделениями из прибыли, оставВншейся в их распоряжении после окончательных расчетов с бюджеВнтом по налогам, при условии, что они расходуются по утвержденВнной смете для осуществления централизованных функций по управВнлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществаВнми), структурными подразделениями, входящими в состав головной организации (предприятия), акционерного общества, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов);

е) средства, перечисляемые головной организацией (предприятиВнем) своим обособленным подразделениям (филиалам, отделениям и др.) из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли для расходования по целевому назначению.

Если указанные в подпунктах ВлдВ» и ВлеВ» средства используются на иные цели (например, коммерческую деятельность), они подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

ж) денежные средства, оставшиеся после уплаты налогов и друВнгих обязательных платежей, а также средства резервного фонда, передаваемые учреждениями банков в структуре одного юридичесВнкого лица;

  з) бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной  основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, а так же доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств;

и) средства, передаваемые в благотворительных цепях организаВнциям на нужды малоимущих, социально незащищенных категорий граждан, являющихся реальными получателями таких средств, а также денежные (спонсорские) средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся хоВнзяйственной (предпринимательской) деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества, при условии, что данные средства учитываются на отВндельном счете и об их целевом использовании, представлены отчеты в налоговые органы;

к) обороты по реализации работ и услуг российскими налогоВнплательщиками, осуществляющими транспортировку, погрузку, выВнгрузку, перегрузку, складирование и т,д. импортных грузов в части работ и услуг, включенных в таможенную стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров.

В качестве документов, подтверждающих право на не включение указанных работ и услуг облагаемый налогом на добавленную стоВнимость, оборот в обязательном порядке в налоговые органы предВнставляются:

  • контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядВнке) или другие документы российского юридического лица тАФ наВнлогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выВнполнение этих работ и услуг;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выВнручки от российского или иностранного лица за выполненные раВнботы или оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;
  • копии таможенных документов, подтверждающих ввоз на тамоВнженную территорию Российской Федерации обслуживаемых товаВнров из-за пределов территорий государствтАФучастников СНГ, и упВнлату НДС по указанным работам и услугам, таможенным органам в составе таможенной стоимости ввозимых на территорию РоссийВнской Федерации товаров.
  • копии международных транспортных или товаросопроводительВнных документов, или любых иных документов.

     Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг), определяемая исходя из договорных цен с учетом их изменений, вызванных в процессе выполнения работ повышением (снижением) цен на строительные материаВнлы и конструкции, тарифов на транспортные и другие виды услуг.

     Работы, выполненные хозяйственным способом, стоимость которого не относится на издержки производства, облагаются налогом в общеустановленном порядке по мере выполнения и отнесения их на счет 08 ВлКапитальные вложенияВ». Сумма налога на добавленную стоВнимость по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоВнимость которых списывается на строительство объекта, относится на расчеты с бюджетом.

  При выполнении работ хозяйственным способом тАФ объемы реализации определяются на основании сумм, отраженных по дебету счета 08 ВлКапитальные вложенияВ». При этом суммы начисленного налога на добавленную стоимость, учтенные на счете 08 ВлКапитальВнные вложенияВ», корреспондируют с кредитом счета 68 ВлРасчеты с бюджетомВ».

Под реализованной строительной продукцией (работами, услугами) следует понимать объемы реализации, отражаемые по кредиту счета 46 ВлРеализация продукции (работ, услуг)В», исходя из метода опредеВнления выручки от реализации продукции (работ, услуг), устанавливаемого организацией при принятии учетной политики на отчетный год.

V. СТАВКИ НАЛОГА

Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается в следующих размерах:

а) 10 процентов тАФ по продовольственным товарам (за исклюВнчением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При реализации для промышленной переработки и промышленного потребления указанных продовольственных товаров (за исключением подакцизных) также применяется ставка налога в размере 10 процентов.

10 процентов тАФ по зерну, сахару-сырцу; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препараВнтов;

б) 20 процентов тАФ по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

       Примечание: При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя налог на добавленную стоимость, по ставкам 20 процентов или 10 процентов применяются расчетные ставВнки, соответственно 16,67 процента и 9,09 процента.

VI. ПОРЯДОК РАiЕТОВ ЗА РЕАЛИЗУЕМЫЕ ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ)

    Реализация товаров (работ, услуг) производится:

а) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость;

б) по государственным регулируемым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

в) по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим в себя НДС;

     Сумма НДС выделяется отдельной строкой:

тАФ в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях), реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккВнредитива, приходных кассовых ордерах;

тАФ в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, наВнкладных, актах выполненных работ и др.), на основании которых произВнводятся расчеты при бартерных сделках, предварительной оплате (авансах), расчетах с использованием векселей и зачете взаимных требований.

  При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога, и на них делается надпись или ставится штамп ВлБез налога (НДС)В».

     Расчетные документы и реестры, в которых не выделена сумма налога, банками не должны приниматься к исполнению.

     В случае частичного акцепта требования (требования-поручения), в котором был выделен налог, соответственно уменьшаются суммы, причитающиеся поставщику. В заявлении об отказе от акцепта (в телеграмме) покупатель из состава общей суммы, от оплаты которой он отказывается, обязан выделить сумму налога, приходящуюся на сумму отказа.

   Расчеты между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным налога на добавленную стоимость.    

VII. ПОРЯДОК ИiИСЛЕНИЯ НАЛОГА

   Налог на добавленную стоимость на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, а также работы (услуги), выполВнняемые сторонними организациями, используемые для производстВнвенных целей, на издержки производства и обращения не относится, за исключением реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится возмещение (зачет) налога, уплаченного поставщикам.

   Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внеВнсению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполВнненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

       Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и  другими организациями (предприятиями), занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), определяется как  разница между суммами налога, полученными от покупателей за реВнализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченныВнми поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

      При этом к суммам налога, полученным от покупателей, относятся не только денежные средства, поступившие на счета (в кассу) предприятия, но также суммы налога, начисленные исходя из отраженной по счету 46 ВлРеализация продукции (работ, услуг)В» стоимости реализуемых товаров (работ, услуг). В эти суммы налога включаются также налог по другим объектам, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством (суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок или выполнения (работ, услуг), суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные  товары (работы, услуги), средства, полученные от других предприятий и организаций и т.д.).

Суммы налога у заготовительных, снабженческо-сбытоаых, оптовых и других организаций (предприятий), заВннимающихся продажей и перепродажей товаров, по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи, принимаются к зачету после их фактической оплаты поставщиками независимо от факта реализации этих товаров.

Заготовительные, оптовые, снабженческо-сбытовые и другие орВнганизации (предприятия), занимающиеся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, вознаграждений, других сборов, облагаемый оборот определяют на основе стоВнимости реализуемых покупателям товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен без включения в них  НДС.

В расчетных документах за реализуемые товары (работы, услуги) у таких организаций отдельной строкой указывается продажная цена и сумма НДС, исчисленная по соответствующим ставкам от этой цены в размере 20 или 10 процентов.

В том случае, если вышеуказанные организации (предприятия), реализацию своих товаров (работ, услуг) осуществляют через посредников, по договорам комиссии или поручения, плательщиками налога являются как комиссионеры или поверенные , так и комитенты или доверители.

   Облагаемым оборотом у этих организаций (предприятий) является:

а) у комитента или доверителя тАФ стоимость товаров, передаваемых комиссионеру или поверенному без НДС. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется в виде разницы суммы налога по товарам, передаваемым комиссионеру или поверенному, и суммами налога, уплаченными поставщикам товаров (работ, услуг);

б) у комиссионера или поверенного тАФ стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых покупателям исходя из применяемых цен без НДС. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет комиссионером или поверенным по этим оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, указанными комитентом или доверителем при передаче этих товаров комиссионеру или поверенному.

в) у комиссионера или поверенного тАУ сумма комиссионного вознаграждения в случае реализации товаров (работ, услуг) без участия в расчетах комиссионера или поверенного.

Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет комиссионером или поверенным определяется в виде разницы между суммами налога, исчисленными с комиссионного вознаграждения по соответствующим расчетным ставкам, и суммами налога по материальным ценностям (работам, услугам), оплаченным комиссионером или повеВнренным соответствующим поставщикам и в установленном порядке относимым у комиссионера или поверенного на издержки обращения.

Организации (предприятия), выпускающие и реализующие товары, облагаемые по ставкам налога в размерах 10 и 20 процентов, должны вести раздельный учет реализации товаров  и сумм налога по ним в разрезе применяемых ставок.

НДС на приобретаемые материальные ресурсы, ввезенные на территорию Российской Федерации, исВнпользуемые в производственных цепях, на издержки производства и обращения не относится и учитывается в порядке, установленном для отечественных товаров.

По ввозимым налогооблагаемым товарам (и сырью для их проВнизводства) после выпуска их в свободное обращение для последующей реализации НДС на всех стадиях прохождения и реализации товаров на территории России исчисляется в порядке, установленном для товаров отечественного производства.

       Суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные по расхоВндам, связанным с содержанием служебного автотранспорта, компенВнсацией за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затратами на командировки (расходами по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за польВнзование в поездах постельными принадлежностями, а также расходаВнми по найму жилого помещения), представительскими расходами, отВнносимым на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством, подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх нормы тАФ налог возмещению из бюджета не подлежит, а относится за счет прибыли, остаюВнщейся в распоряжении организаций (предприятий). При этом сумма налога, оплаченная при возмещении таких расходов в пределах нормы, определяется по расВнчетной ставке 16,67 процента от суммы указанных расходов. Суммы налога на добавленную стоимость по материальным ценВнностям (работам, услугам), приобретенным для производственных нужд у организаций розничной торговли и у населения, к зачету у покупателя не принимается, и расчетным путем не выделяются.

При приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет (только в пределах лимитов, установленных постановлением Правительства РоссийВнской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1258 ВлОб установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицамиВ» и распоряжением правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 1225р тАФ для организаций и предприятий потребительской кооперации) у орВнганизации-изготовителя (предприятия-изготовителя), заготовительВнной, снабженческо-сбытовой, оптовой и другой организации (предприятия), занимающихся продажей и перепродажей товаров. в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключениВнем организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой, налог на добавленную стоимость отражается по дебету счета 19 и исчисление его производится в общеустаВнновленном порядке.

В случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счеВнтах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполВнненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных маВнтериальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма налога на добавленную стоимость, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Поэтому стоимость материальных ресурсов (работ, услуг), включая предполагаемый по ним налог, приходуется налогоплательщиком на балансовых бухгалтерских счетах 10 ВлМатериалыВ» и др. на всю сумму предъявленного счета с последующим списанием в установленном порядке на издержки производства (обращения).

При определении сумм налога на добавленную стоимость, подлежат взносу в бюджет по ГСМ, приобретенным  за наличный расчет через АЗС, к зачету принимаются суммы налога в размере 13,79 Процента от стоимости этих материалов. В случае изменения размера снабженческо-сбытовой надбавки для организаций нефтепродуктообеспечения указанный выше размер уточняется при необходимости ГНС Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

       Организации (предприятия), использующие для своей продукции многооборотную тару, имеющую залоговые цены, в том-числе стек-налог, на счете 10 ВлМатериалыВ» без предъявления по ней к зачету сумм НДС, уплаченных поставщиками при ее приобретении.

Сумма налога на тару одноразового использования предъявляется к зачету организациями (предприятиями), получающими продукцию в этой таре, в составе общей суммы налога по этой продукции в общеустановленном порядке.

     При определении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, по транспортной таре, оплачиваемой сверх цен на готовую продукцию, к зачету принимаются суммы налога, исчисленные от той стоимости тары, которая оплачена сверх цен.

   Не исключается из полученной от покупателей налоговой суммы, налог, уплаченный поставщикам:

а) по товарам (работам, услугам), использованным на непроизВнводственные нужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источников финансирования, а также по приВнобретаемым служебным легковым автомобилям и микроавтобусам.

б) по товарам (работам, услугам), использованным при изгоВнтовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктами ВлвВ» - ВлшВ», ВлыВ» - Вля В» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации ВлО налоге на добавленную стоимостьВ». Суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (рабоВнтам, услугам), относятся на издержки производства и обращения. Этот порядок не применяется при реализации (только в отношении организаций (предприятий) по добыче драгоценных металлов) драВнгоценных металлов, освобожденных от налога в соответствии с подВнпунктом ВлсВ» пункта 1 статьи 5 вышеназванного Закона.

       Аналогичный порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на издержки производства и обращения распространяетВнся на субъекты малого предпринимательства, в случае применения ими на добровольной основе упрощенной системы налогообложеВнния, учета и отчетности.

  Суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным реВнсурсам (товарам), приобретенным на территории Российской ФедеВнрации, вывезенным с территории Российской Федерации в соответВнствии с таможенным режимом ВлэкспортВ» и использованным при производстве работ (услуг), местом реализации которых не являВнется территория Российской Федерации и государств-участников СНГ, принимаются к возмещению (зачету) после получения выручки за реализованные работы (услуги). Суммы налога, уплаченные поВнставщикам по работам (услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и использованным при производстве вышеВнуказанных работ (услуг), возмещению из бюджета (зачету) не подВнлежат, а относятся на издержки производства и обращения.

Суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным реВнсурсам (работам, услугам), приобретенным на территории РоссийВнской Федерации и использованным при производстве работ (услуг), местом реализации которых является территория государств-участВнников СНГ, к возмещению (зачету) не принимаются.

   В случае превышения сумм налога, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные (оприходованные) товарно-материВнальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), а также основные средства и нематериальные активы, введенные в эксплуатацию и принятые на учет, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), включая и другие средства, подлежаВнщие обложению налогом, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается из бюджета за счет общих платежей налогов налоговыми инспекциями на основании представленВнных расчетов и по письменному заявлению налогоплательщика в десяВнтидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. При этом возврат налога не производится по расчетам, предВнставленным налогоплательщиком по истечении трехгодичного срока.

Трехгодичный срок в данном случае определяется начиная с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, в котором подлежал вычету налогоплательщиком в расчет (налоговую декларацию).

          Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, упВнлаченных поставщикам, применяется: при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпункВнтами ВлвВ» и ВлбВ» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации ВлО налоге на добавленную стоимостьВ» (подпунктами ВлаВ» и ВлбВ» пункта 12 настоящей инструкции); при реализации (только в отноВншении организаций (предприятий) по добыче драгоценным металВнлов) драгоценных металлов, освобожденных от налога в соответстВнвии с подпунктом ВлсВ» пункта 1 статьи 5 Закона.

Иностранные организации, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость и состоящие на учете в налоговом органе, при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской ФеВндерации исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 06.12,91 № 1992-1 ВлО налоге на добавленную стоимостьВ» (с последующими изменениями и дополнениями).

   При реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными организациями, состоящими на учете в наВнлоговом органе, осуществляющими производственную и иную комВнмерческую деятельность на территории Российской Федерации, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюдВнжет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученВнными от реализации на территории Российской Федерации, как ввеВнзенных товаров, так и произведенных (приобретенных) на этой терВнритории товаров (работ, услуг), и суммами налога, уплаченными таможенными органами при ввозе товаров, а также по материальным ресурсам (работам, услугам) производственного назначения, приВнобретенным на территории России.

  В случае реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог на добавленную стоимость уплачиВнвается в полном размере российскими организациями (предприятияВнми) за счет средств, перечисляемых иностранным организациям или другими лицами указанными этими иностранными организациями. При этом в облагаемый оборот включается полная сумма выручки, полученная от российских организации-покупателей (предприятий-покупателей).

Суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченВнные в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию по материальным ресурсам (выполненным работам, окаВнзанным услугам), стоимость которых относится на издержки проВнизводства и обращения у российского предприятия-источника выВнплаты, подлежат зачету или возмещению у этого российского предВнприятия.

После уплаты налога российскими организациями (предприятиями) иностранные организации имеют право на возмещение сумм НДС, фактически уплаченных в бюджет при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также по материальным ресурсам производственного назначения, приобреВнтенным на территории Российской Федерации, при условии постановки на учет в качестве налогоплательщика.

     Возмещение уплаченных сумм налога иностранной организации производится налоговым органом, в котором произведена фактичесВнкая уплата российской организацией (предприятием), за счет общих поступлений налогов в течение трех месяцев со дня получения слеВндующих документов:

  • письменного заявления иностранной организации;
  • контракта (копии контракта) с российской организацией (предприятием) или приравненных к нему документов;
  • платежных документов, подтверждающих фактическую  уплату Внналога на добавленную стоимость иностранной организацией (предВнприятием).

Во всех случаях (как при уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией (предприятием), так и через российВнскую организацию (предприятие) при возникновении отрицательной разВнницы между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возмещеВнние из бюджета не производится.

        Если в течение 180 дней с даты выпуска товара в соответствии с таможенным режимом экспорта таможенным органом, произвоВндившим его таможенное оформление, налогоплательщики не предВнставят в налоговые органы документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, возмещение (зачет) этого налога производится в усВнтановленном порядке.

Возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость, фактиВнчески уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованВнные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные усВнлуги, использованные при производстве экспортной продукции, в счет предстоящих поставок которой российским экспортером тАФ производителем этой продукции, работ и услуг получены от иноВнстранного лица 100% авансовые платежи, разрешается производить при представлении в налоговые органы:

  • контракта (копии контракта, заверенной в установленном порядВнке) российского юридического лица тАФ налогоплательщика с иноВнстранными лицами на поставку экспортируемых товаров, работ и услуг, в котором предусмотрены 100% авансовые платежи;
  • выписки банка, подтверждающей фактическое поступление 100% авансовых платежей от иностранного лица в счет предВнстоящего экспорта товаров, работ и услуг на счет российского наВнлогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоВнговых органах;
  • копии грузовой таможенной декларации, заверенной руководиВнтелем и главным бухгалтером организации тАФ налогоплательщика с отметками российского таможенного органа, осуществившего выВнпуск товара в режиме экспорта.

      Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации по договору комиссии или поручения в налоговые органы предъявляются в обязательном порядке следующие документы

  • контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица тАУ налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке зарегистрированный в налоговых органах если иное не установлено законодательством;
  • грузовая таможенная декларация или ее копия заверенная руко водителем и главным бухгалтером организации налогоплательщика с отметками российского таможенного органа осуществившего выпуск товара в режиме экспорта и российского таможенного органа в регионе деятельности которого находится пункт пропуска через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее тАФ пограничный таможенный орган).

В случаях:

* если вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется с использованием трубопроводного транспорта или по линиям электропередач представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа производившего таможенное оформление;

* если вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется через границу Российской Федерации с государством участником таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации производившего таможенное оформление;

* в случаях определяемых Госналогслужбой России и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации для отдельных экспортеров допускается представление грузовой таможенной декларации с отметками таможенного органа производившего таможенное оформление экспортируемых товаров и специального реестра, фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации

  • копии транспортных или товаросопроводительных или таможенных или любых иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств участников СНГ или таможенных органов стран находящихся за пределами территории государств участников СНГ подтверждающих вывоз товаров за пределы территории государств участников СНГ. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов.

При вывозе экспортируемых товаров судами через морские порты для подтверждения факта экспорта товаров за пределы территории государств участников СНГ представляются следующие документы

* копия поручения на отгрузку экспортных грузов с указанием порта разгрузки с отметкой Влпогрузка разрешенаВ» пограничной таможни Российской Федерации

* копия коносамента на перевозку экспортного товара в котором в графе ВлПорт разгрузкиВ» указан порт находящийся за пределами территории государств участников СНГ.

При вывозе экспортируемых товаров с таможенной территории Российской Федерации воздушным транспортом для подтверждения факта экспорта товаров за пределы территории государств участии ков СНГ может представляться копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки находящегося за пределами территории государств участников СНГ.

При вывозе экспортируемых товаров железнодорожным транспортом с таможенной территории Российской Федерации через границу с государством участником СНГ, не являющимся участником Таможенного союза для подтверждения факта экспорта за пределы территории государств участников СНГ может представляться копия грузовой таможенной декларации оформленной на экспортируемые из России товары перемещаемые через таможенные границы государств участников СНГ в соответствии с таможенным режимом транзита с отметкой пограничного таможенного органа государства участника СНГ.

Копии транспортных или товаросопроводительных или таможенных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств участников СНГ или таможенных органов государств находящихся за пределами территории государств участников СНГ могут не представляться в случаях

* вывоза товаров в режиме экспорта осуществляемого с использованием трубопроводного транспорта или по линиям электропередач;

* вывоза товаров экспортируемых с таможенной территории российской Федерации через границы с государствами, не являющимися государствами участниками Союза Независимых Государств (странами дальнего зарубежья) кроме товаров, вывозимых автомобильным транспортом.

     Обложению налогом подлежат суммы, полученные в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары, а также суммы авансовых и плановых платежей, поступившие на расчетный счет в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг).

Указанные суммы у организаций розничной торговли и общестВнвенного питания облагаются налогом в части разницы в ценах или соответствующих ей надбавок и наценок.

   В случае возврата покупателями товаров после оплаты расВнчетных документов, проездных документов (билетов), а также откаВнза заказчиками от ранее оплаченных работ (услуг) на сумму налога, по таким операциям уменьшаются очередные платежи в бюджет.

  Перерасчеты по налогу производятся после отражения в учете соответствующих операций по корректировке оборотов по реализации товаров (работ, услуг), если при этом не истек трехгодичный срок со дня поступления сумм налога в бюджет, или возникающего  права на возмещение сумм налога из бюджета.

   При реализации на территории Российской Федерации товаВнров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога, а бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банВнка Российской Федерации, действующему на день уплаты налога.

Зачет (возмещение) сумм налога, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненВнные работы, оказанные услуги) в иностранной валюте, осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской ФеВндерации на день оплаты поставщику товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость.

    Дипломатические и приравненные к ним представительства для возмещения налога, уплаченного по товарам и услугам, приобретенным в розничной торговой сети членами дипломатического и административно-технического  персонала  этих  представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, предоставляют товарные чеки магазинов на сделанные покупки в налоговую инВнспекцию, на которую такие функции возложены государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации.

   Сумма налога, подлежащая возврату, рассчитывается по соответствующим расчетным ставкам от стоимости товаров, а при оказании услуг по их доставке, упаковке и т.д. тАФ также и от стоимости услуг, указанных в товарных чеках (квитанциях).

Выплата сумм налога производится за счет общих платежей налогов учреждениями банков по чекам и заключениям налоговых инспекций.

    Организации (предприятия), производящие и реализующие товары (работы, услуги), по которым предоставляются дотации из соответствующих бюджетов, должны обеспечить раздельный учет производства, реализации таких товаров (работ, услуг) с отражением в расчете НДС отдельной строкой сумм налога по товарам (работам, услугам), подлежащих вычету при реализации дотируемой продукции, сумм налога, начисленных на реализуемую дотируемую продукцию, и возникающей отрицательной суммы НДС подлежащей возмещению из соответствующих бюджетов:

тАФ если Законом Российской Федерации ВлО налоге на добавленВнную стоимостьВ» при реализации товаров предусмотрено применение ставки налога в размере 10%.

В случаях, когда средств по отдельным местным бюджетам недостаточно для возмещения отрицательных сумм налога общих поступлений платежей по бюджету субъекта Российской Федерации.

    Налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет угледобывающими  и углеперерабатывающими предприятиями, определяется и уплачивается угле сбытовыми органами как разница между суммами налога, полученная от покупателей за реализованные уголь и продукты углеобогащения, и суммами налога, фактически уплаченными шахтами, обогатительными и брикетными фабриками поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки обращения.

   Организации (предприятия), получающие средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость производят по расчетным ставкам 9.09 проценВнта и 16,67 процента от полученных средств.

VIII. СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАiЕТОВ

    Налог на добавленную стоимость уплачивается:

а) ежемесячно, исходя из фактических оборотов, по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца тАФ организациями (предприВнятиями) со среднемесячными платежами от ЗООО тыс. рублей до 10000' тыс. рублей, кроме предприятий железнодорожного транспорВнта, которые уплату налога производят до 25-го числа следующего месяца.

     При этом организации (предприятия) со среднемесячными платежами более 10000 тыс. рублей уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последВннему месячному расчету с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа месяца следующего за отчетным  исходя из фактических оборотов по реализации.

    Если начисленная по расчету сумма налога превысит сумму, исчисленную к уплате декадными платежами, сумма доплаты по результатам перерасчетов вносится плательщиком в бюджет не позВнднее срока, установленного для представления месячного расчета, т.е. 20 числа следующего месяца, а предприятиями железнодорожного транспорта и связи тАФ 25 числа следующего месяца.

     В случаях, когда сумма налога, исчисленная по месячному расчету, окажется меньше суммы, уплаченной подекадно, сумма разницы засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику по его письменному заявлению в 10 дневный срок.

Ежеквартально, исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал, в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, могут уплачивать налог на добавленную стоимость субъекты малого предприниВнмательства независимо от размера среднемесячных платежей.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются комВнмерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общестВнвенных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля. принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъекВнтами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не преВнвышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в строительстве тАФ 100 человек;

в сельском хозяйстве тАФ 60 человек;

в научно-технической сфере тАФ 60 человек:

в оптовой торговле тАФ 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения тАФ 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деяВнтельности тАФ 50 человек.

    Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериВням того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по соВнвместительству с учетом реально отработанного времени, а также раВнботников представительств, филиалов и других обособленных подразВнделений указанного юридического лица.

Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательВнства на добровольной основе в порядке, предусмотренном федеВнральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ ВлОб упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предВнпринимательстваВ».

   Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Предельная численность работающих для организации включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отВнчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизВнной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также креВндитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиВнональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и разВнвлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации устаВнновлен особый порядок ведения Бухгалтерского учета и отчетности.

Субъекты малого предпринимательства имеют право  перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного заВнконодательством Российской федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Вновь созданная организация, подавшая заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считается субъектом упрощенной системы налогооблоВнжения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла ее официальная регистрация.

      Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, включая поступление денежных средств по векселю, а при расчетах наличными деньгами тАУ день поступления выручки в кассу.

     Для организаций (предприятий), определяющих реализацию по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в соответствии с принятой учетной политикой, датой совершения оборота считается их отгрузка и предъявление покупателем расчетных документов или получение векселя (в случаях оплаты   задолженности за отгруженные товары (работы, услуги), обеспеченной векселем).

При безвозмездной передаче или обмене товаров (работ, услуг) днем совершения оборота является день передачи товаров (работ, услуг).

       Сроки предоставления месячного или квартального расчета, а соответственно и сроки уплаты налога за эти периоды приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на перВнвый рабочий день после выходного или праздничного дня.

При представлении налогоплательщиками расчетов (деклараций) по почте, датой представления следует считать дату сдачи расчета на почту.

        Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога.

    Не уплачивается налог на добавленную стоимость с суммы средств, получаемых Комитетом Российской Федерации по госуВндарственным резервам, его территориальными управлениями и базами от реализации материальных ценностей государственного резерва.

При этом, расчетные документы и другие первичные учетные документы по товарам (материальным ценностям), реализуемым территориальными управлениями и базами (комбинатами) Комитета Российской Федерации по государственным резервам, выписываютВнся с выделением сумм налога на добавленную стоимость. Суммы налога на добавленную стоимость, полученные этими организациями от покупателей за реализованные материальные ценности из госуВндарственного резерва, перечислению в бюджет не подлежат.

   Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставВнщикам территориальными управлениями и базами (комбинатами) Комитета Российской Федерации по государственным резервам при закладке материальных ценностей в государственный резерв, отноВнсятся на издержки производства и обращения.

   Налогоплательщики в течение 10 дней с даты выпуска товара в соответствии с таможенным режимом экспорта таможенным оргаВнном, производившим таможенное оформление товара, докуменВнтально информируют налоговый орган, в котором они зарегистриВнрованы, о вывозе товара в указанном режиме. Документ подписыВнвается руководителем и главным бухгалтером организации (предВнприятия).

По истечении 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта и не подтверждении реВнального экспорта товаров, работ и услуг указанные поставки товаВнров, выполненные работы и оказанные услуги не должны рассматВнриваться в режиме льготирования, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с соответствующим отражением указанВнных операций в налоговых декларациях.

Суммы НДС должны быть отражены в налогооблагаемом обоВнроте на день, следующий по истечении 180 дней (181 день) и вклюВнчены в налоговый расчет текущего отчетного периода.

Если по истечении 180 дней налогоплательщиком предоставляВнются документы, обосновывающие право на получение экспортной льготы, доначисленные и взысканные в бюджет суммы налога вращаются указанным налогоплательщикам-экспортерам.

В этом случае несвоевременное включение налогоплательщиВнком в налоговый расчет сумм налога на добавленную стоимость является основанием для применения к налогоплательщикам ответВнственности, предусмотренной подпунктом ВлвВ» пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 ВлОб основах налоговой системы в Российской ФедерацииВ».

IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ И КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

  • Ответственность за правильность и своевременность уплаты налога в бюджет возлагается на плательщиков и их должностных лиц.
  • Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Налогоплательщик имеет право самостоятельно до проверки налоговых органов внести исправления в ранее представленные налоВнговые расчеты (декларации).

     По суммам налога, дополнительно подлежащим уплате в бюджет налогоплательщик представляет в соответствующие налоговые инспекции дополнительные налоговые расчеты (декларации) отдельно. В этих налоговых расчетах (декларациях) по соответствующим строкам указывается только сумма выявленной разницы, по сравнению с ранее представленными расчетами.

Вместе с этим смотрят:

Налоговая полиция - задачи и функции
Налоговое планирование
Налогообложение малых предприятий
Налогообложение прибыли