Основные этапы проведения аудита

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

НОРИЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

           Факультет -        юридический            Отделение -        заочное              Курс - 4,        группа 41 Реферат

по предмету

Аудит

                                                             Выполнил:

                                                                                                   

                     Проверил:

                                       Гуляева Е.Н.                

                                                              2001 год

       На тему:

  1. Основные этапы проведения аудита.
  2. Практическое задание.

Содержание.

  1. Методологические подходы к технике проведения аудита.                                  4стр.
  2. Методические приемы и технические способы проведения аудита                    9стр.
  3. Задача.                                                                                                                              17стр.
  4. Список литературы.                                                                                                      18стр.

Методологические подходы к технике проведения аудита.

Одна из важнейших функций аудита заключается в том, чтоВнбы своевременно выявить негативные явления в хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации и способВнствовать их корректировке до того, как эти проблемы перерасВнтут в кризис (до даты составления аудиторского заключения). Поэтому в аудиторской практике возникает необходимость исВнпользования различных форм осуществления тАФ во времени и в пространстве тАФ контроля с целью своевременной выработки для клиента направлений управления финансами и способов исВнпользования ресурсов, а также своевременного предупреждеВнния допущения ошибок и их исправления.

Форма осуществления контроля характеризует методологиВнческие аспекты и означает технику его проведения. В зависимосВнти от признака, лежащего в основе того или иного методологиВнческого подхода, выделяют различные формы проведения конВнтроля. К таким признакам относятся время проведения контроВнля, источники контрольных данных, способы и приемы осущеВнствления контроля.

В зависимости от времени проведения аудита можно разлиВнчать предварительный, текущий и заключительный (последуюВнщий) контроль.

Предварительный аудиторский контроль осуществляется до начала работ, совершения хозяйственных операций, подверВнгавшихся проверке, и направлен на предупреждение незаконВнности и нецелесообразности выполнения работ, проведения хозяйственных операций в организации. В организациях предВнварительный контроль используется в ключевых областях тАФ по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурВнсам. Форма предварительного контроля играет важную роль в повышении уровня знаний хозяйственных кадров, их професВнсионализма, ответственности за соблюдение законности, цеВнлесообразности и эффективности использования хозяйственВнных ресурсов.

Предварительный контроль чаще всего проводится внутренВнними аудиторами и специалистами организации. За последние годы предварительный контроль проводится также внешними независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами путем проВнведения консультационной работы в данной организации, эксВнпертизы различных схем, проектов бизнес-планов и т.п.

Особенно широко предварительный контроль должен приВнменяться для проверки качества материальных ресурсов до их производственного использования, а также планируемых инвеВнстиций, финансовых вложений и финансовых операций. Эта форма контроля необходима также для разработки проектов и экспертизы уже готовых договоров различного характера для закВнлючения с юридическими и физическими лицами, для разраВнботки схем и проектов организации бухгалтерского учета, оптиВнмизации учетной политики, производства продукции (работ, услуг), маркетинга, налогооблагаемых баз, бюджета и других планов организации. В аудиторской практике предварительный контроль может быть использован также для оценки существенВнности (материальности) в аудите. Путем предварительного обВнследования и контроля отдельных систем хозяйственного мехаВннизма организации аудиторы оценивают их эффективность и устанавливают уровень аудиторского риска. (1:18)

Текущий аудиторский контроль проводится непосредственно в ходе осуществления работ или в процессе совершения хозяйВнственных операций и направлен на оперативное устранение неВндостатков, распространение (внедрение) научно обоснованВнного положительного опыта.

Преимущества данной формы техники проведения контроля заключаются в возможности своевременного выявления и устВнранения допущенных ошибок в бухгалтерских проводках, при нарушении положений законодательных и нормативных актов, связанных с начислением налогов, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. Текущая аудиторская проВнверка позволяет устранить ВлнаследственныеВ» (типичные для данВнной организации) ошибки и способствует недопущению таких или аналогичных ошибок в дальнейшем, а также позволяет свеВнсти до минимума ВлнаследственныйВ» (присущий) и контрольный риски при последующем аудировании финансовой  отчетности организаций.

Текущие проверки проводят как внутренние аудиторы, так и внешние независимые аудиторы и аудиторские фирмы поВнсредством наблюдения, обследования объектов контроля, конВнсультирования специалистов и руководителей организаций пуВнтем абонентского обслуживания по возникающим правовым, управленческим, налоговым, аналитическим и другим проблеВнмам. Кроме того, текущий аудиторский контроль может провоВндиться аудиторами, аудиторской фирмой на данном экономическом субъекте по договоренности с ним поэтапно, например, помесячно, поквартально и т.д., т.е. не ожидая конца года, когВнда хозяйственные операции уже завершены и на некоторые из них повлиять фактически уже невозможно. Текущий аудиторсВнкий контроль может быть использован как при инициативном, так и при обязательном аудите с целью подтверждения достоВнверности данных финансовой отчетности организации в конце проверяемого года.

Заключительный (последующий) аудиторский контроль осущеВнствляется после выполнения работ и совершения хозяйственВнных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на проВнблемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организаВнции информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем. Сравнивая фактичесВнки полученные и требовавшиеся результаты работы, руководВнство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обоВнснованно были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также полуВнчить информацию в возникших проблемах и сформулировать новые направления действий, чтобы избежать этих проблем в будущем.

Заключительный (последующий) контроль обеспечивает такВнже объективную оценку деятельности организации и проводитВнся аудиторами, аудиторской фирмой с целью подтверждения достоверности данных периодической, и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Данная форма контроля для отдельных организаций обязаВнтелен (согласно законодательству), то есть эти организации подВнвергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году.

Она может быть проведена также по поручению органов дозВннания, следствия при наличии санкции прокурора, суда и арВнбитражного суда в соответствии с процессуальным законодаВнтельством Российской Федерации.

Заключительный (последующий) аудиторский контроль моВнжет быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении и по другим проблемам (проведение анализа финансового состояния и платежеспособности, прогнозирование развития осВнновных видов деятельности организации и т.д.).

Отличительным свойством заключительного (последующего) аудиторского контроля является полнота охвата им проверяеВнмых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации, но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности, наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля (в рамках поставленной договором цели проверки) достигается путем разумного и четкого сочетания всех форм тАФ по времени проведения контроля и использования организационных систем обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. (1:20)

Документальным называется контроль (проверка), осуществВнляемый по документальным данным с целью установления сущВнности проверяемой хозяйственной операции и хозяйственной деятельности в целом. Источниками контрольных данных являВнются при этом первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, планы и отВнчеты организации, и другие источники (договоры, учредительВнные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика источников документального контроВнля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что, безусловно, скаВнзывается на выборе аудитором методических и технических приВнемов его осуществления, которые связаны, главным образом, с проверкой документов.

Фактический контроль заключается в установлении действиВнтельного, реального состояния объекта проверки и правильноВнсти ее оценки путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораВнторного анализа и иных приемов. Фактический контроль в аудиВнторской практике применяется с целью установления фактиВнческого наличия имущества, его состояния и правильности оценки. Так, путем проведения фактического контроля устаВннавливают наличие денежных средств и ценных бумаг в кассе организации, товарно-материальных средств на складах и приВнлавках организации, состояние эксплуатационной стоимости основных средств, а также достоверность и объективность оценки имущества, дебиторских и кредиторских задолженностей организации.

Фактический контроль сам по себе не дает полного предВнставления о состоянии объекта проверки.

Количественную и качественную характеристику объекта можно получить, использовав данные его документального конВнтроля. Например, при проверке сохранности денег в кассе в реВнзультате фактического контроля будет установлена их общая сумВнма. А сколько должно быть денег на момент проверки? Нет ли недостачи или излишка денег в кассе? На эти вопросы проверки можно ответить лишь после осуществления документального контроля и установления им остатка денег в кассе на момент проверки. Сопоставив фактическое наличие денег в кассе с осВнтатком, устанавливают их сохранность.

По способам осуществления контроля различают следствие (расследование), хозяйственный спор, проверку (обследование), экономический анализ и ревизию.

Следствие (расследование) представляет собой такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля в аудиторской проверке заключается в том, что он может осуществляться аудиторами и аудиторскими фирмами по поручению судебно-следственных органов в соответствии с проВнцессуальным законодательством Российской Федерации.

Хозяйственный спор тАФ это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения, законных прав в хозяйственных взаиВнмоотношениях организаций и учреждений. Хозяйственный спор может возникнуть между отдельными организациями по расчетВнным взаимоотношениям за реализованные (купленные) товарВнно-материальные ценности, выполненные работа, оказанные услуги, а также между организациями и органами ГосударственВнной налоговой инспекции по дона численным последними налогам и взыскиваемым финансовым санкциям. Иногда подобВнные хозяйственные споры стороны решают ВлмирнымВ» путем, то есть без обращения в суд, при помощи объективного и квалифицированного заключения аудитора по спорным вопросам. В то же время хозяйственные споры в большинстве случаев решаютВнся в судебном порядке. Поэтому для разрешения этих споров аудиторская проверка, с целью получения независимого заклюВнчения по ним, может быть проведена по поручению судебно-следственных органов при назначении ими судебно-бухгалтерской экспертизы. Аудитор или аудиторская фирма такой контроль может провести также по заказу одной из спорящих сторон с целью защиты (представления) законных имущественных прав своего клиента на суде или в арбитражном суде.

Обследование применяется в практике аудита при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Результаты такого обВнследования могут оформляться справками, рекомендациями, разработками для данной организации. (1:21)

Экономический анализ представляет собой один из важнейВнших способов контроля, заключающийся в выявлении влияния различных факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности организации. В результате проведения экономичесВнкого анализа выявляют резервы повышения эффективности проВнизводства, определяют финансовое состояние и платежеспособВнность, ликвидность имущества, перспективность организации или различных видов ее деятельности и т.д. Результаты эконоВнмического анализа оформляются таблицами, графиками, форВнмулами, текстовыми описаниями, рекомендациями, разработками.

Ревизия тАФ важнейший способ и форма осуществления экоВнномического контроля. При проведении ревизии аудиторы моВнгут использовать различные формы контроля в сочетании, что существенно повышает эффективность аудита и действенность

его результатов.

К сожалению, слово ВлревизияВ», ранее ассоциировавшееся в сознании людей с понятием ВлвластьВ», рождает прежде всего, отВнрицательные эмоции. Это связано с историческим обозначениВнем словом ВлревизорВ» государственного служащего в органах гоВнсударственного контроля. На самом же деле ревизия тАФ это не вид экономического контроля, а универсальный способ и форВнма проведения экономического контроля.

Поэтому этим способом и формой осуществления контроля могут пользоваться как государственные контрольные органы, так и органы независимого контроля тАФ аудиторы. При этом все указанные органы контроля, естественно, выполняют (преследуют) различные цели. - Именно цель контроля и определяет его вид тАФ кем и зачем он проводится. Следует также отметить, что попытки отдельных авторов сравнивать аудит с ревизией и давать им разные характеристики в литературных источниках являются не совсем обоснованными: аудит тАФ это вид финансового контроля и сложный вид деятельности аудиторов (аудиторских фирм), а ревизия тАФ способ и форма осуществления контроля.

По времени проведения ревизия могут быть предварительВнные, текущие и заключительные (последующие). В зависимости от источников контрольных данных ревизии могут быть фактиВнческими и документальными. По объему вопросов и в зависимосВнти от цели проведения аудиторские ревизии могут быть полными и частичными. Полные ревизии охватывают все стороны хозяйственВнно-финансовой деятельности организации и направлены на выВнявление общего состояния производственной и финансовой усВнтойчивости, сохранности и использования средств организации. Такая ревизия проводится аудиторами или аудиторскими фирмаВнми по заказу экономического субъекта. Иногда такие ревизии проВнводят внутренние аудиторы организации, если они способны саВнмостоятельно, без внешней помощи, выполнить все работы проВнверки для достижения поставленной цели.

Частичные ревизии заключаются в проверке отдельных стоВнрон хозяйственной деятельности организации. Например, это проверка состояния бухгалтерского учета или проверка соблюВндения налогового законодательства и т.п., проведенные аудитоВнрами по инициативе экономического субъекта тАФ заказчика.

По охвату единичных объектов контроля аудиторы могут исВнпользовать сплошные и выборочные ревизии. Сплошные ревизии характеризуются изучением всех объектов контроля путем сплошВнной проверки. Например, сплошной проверке в ходе аудита чаще всего подвергаются операции по учету денежных средств, расВнчетные и кредитные операции. Выборочные же ревизии ограничиВнваются изучением отдельных объектов контроля. Например, выВнборочная проверка сохранности и движения скота и птицы, товарно-материальных ценностей, правильности начисления амортизации по основным средствам и т.д.

По составу специалистов, осуществляющих аудит, выделяВнют комплексные и некомплектные ревизии. Комплексные ревизии проводятся специалистами различных профессий. При этом проВнверяются все объекты организации комплексно. Для провеВндения такой проверки аудиторская фирма может дополнительно привлекать по трудовым соглашениям высококвалифицированВнных специалистов различных профессий, например агронома, зоотехника, товароведа, инженера-механика и т.д., с целью проВнверки соответствующих объектов контроля. Не комплексные ревиВнзии осуществляются аудиторами учетного, правового и финансового профилей и предусматривают проверку финансовой деяВнтельности и соблюдения действующего законодательства с цеВнлью подтверждения достоверности финансовой отчетности. (1:23)

По характеру проведения аудиторские проверки можно разВнделить на сквозные и комбинированные ревизии. Сквозные ревиВнзии характеризуются проверкой объектов контроля на всех этаВнпах их движения, начиная от их структурных подразделений (цеВнхов, бригад, ферм, представительств, дочерних обществ) оргаВннизации и кончая проверкой головного предприятия.

Комбинированные проверки заключаются в использовании при аудировании организации нескольких способов ревизии.

Использование того или иного вида ревизии зависит от мноВнгих факторов: отраслевого характера видов деятельности оргаВннизации, размера организации, наличия структурных подраздеВнлений и места их расположения, уровня специализации деятельВнности и квалификации специалистов организации, уровня эфВнфективности работы внутреннего аудита организации, целей аудиторской проверки, определенных предметом договора межВнду аудитором и заказчиком (организацией) и др. (1:23)

Методические приемы и технические способы проведения аудита.

В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятельВнности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методические приемы и технические способы аудирования. Так, например, аудиторы при выполнении процедур контроля могут пользоваться приемами фактического конВнтроля, к которым относятся инвентаризация, лабораторный анаВнлиз, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос.

Инвентаризация означает проверку объектов в натуре органолептическим путем. Сущность этого приема состоит в том, что наличие тех или иных объектов контроля устанавливается с помоВнщью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешиваВнния и пересчета. При инвентаризации данные о наличии хозяйВнственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях, сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления недостач или излишков средств. При помоВнщи инвентаризации устанавливают также состояние и правильВнность оценки имущества и обязательств экономического субъекта.

Аудитор может наблюдать или участвовать в инвентаризации различных активов клиента, в результате которой он получает ценные и достоверные доказательства о реальности и точности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций.

Участив в инвентаризации или наблюдение за ее проведениВнем помогут правильно оценить организацию бухгалтерского учеВнта и системы внутрихозяйственного контроля в организации. Порядок проведения инвентаризации регламентируется МетоВндическими указаниями по инвентаризации имущества и финанВнсовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года № 49.

Лабораторный анализ представляет собой выявление необхоВндимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биолоВнгического) анализа в лабораторных условиях. Например, лабораторным анализом проверяется влажность зерна, жирность молотка, качество заготовленных и используемых кормов и т. д. Данный прием может быть использован также при проведении судебно-бухгалтерских экспертиз с целью установления подлинВнности документов.

Экспертная оценка применяется для получения квалифицированного заключения по какому-либо вопросу тАФ например, для выявления профессионального уровня и ценности выполВнняемых работ путем их фактической экспертизы соответствуюВнщими высококвалифицированными аудиторами (специалистаВнми). Экспертизе могут подвергаться выполненные (разработанВнные) отдельными лицами или организациями различные проВнекты, схемы, бизнес-планы, изделия, строительные, ремонтВнные и другие работы, а также бухгалтерские документы, догоВнворы, документы внутренней регламентации.

Устный опрос означает фактическую проверку объектов контВнроля путем опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах. Устный опрос в аудиВнторских проверках используется путем проведения устного тестиВнрования персонала, руководства организации и независимой (треВнтьей) стороны по принципу Влвопрос тАФ ответ тАФ результатВ». Как правило, эта процедура используется на начальной стадии аудиВнта, когда аудитор, аудиторская организация (фирма) знакомится с проверяемым субъектом и планирует проверку. Для проведения устного опроса могут быть предварительно подготовлены вопросники по различным проблемам (например, по оценке учета двиВнжения материалов, учета движения и амортизации стоимости основных средств и т.п.), в которых аудиторы могут отмечать отВнветы опрошенных лиц. Проведение устных опросов рекомендуетВнся также на других этапах аудиторской проверки. (2:36)

В ходе аудиторско-ревизионных процедур широко используВнют обследование, контрольный обмер, контрольные дойки (сбор яиц, стрижка овец), контрольную уборку урожая, контрольный запуск сырья и основных материалов в производство, наблюдеВнние за выполнением отдельных хозяйственных и бухгалтерский операций.

Обследование объектов контроля обычно проводится в начаВнле аудита, в результате чего можно выявить недостатки в оргаВннизационно-производственной деятельности и по обеспечению сохранности имущества непосредственно на производственных участках. При необходимости обследование может включать: наВнблюдение за процессами выполнения работ, фото хронометраж, анкетирование работников отдельных рабочих мест и участков организации.

Контрольный обмер чаще всего применяется для определения массы грубых и сочных кормов (в буртах, стогах, скирдах, транВншеях, башнях), объема выполненных работ с целью проверки обоснованности предъявленных к оплате документов по строиВнтельным, ремонтным и другим работам. В ходе проверки устаВннавливается и качество выполнения работ.

Контрольные дойки (сбор яиц, стрижка овец) используются для проверки полноты оприходования продукции собственного производства и для наблюдения за полнотой скармливания и соблюдения рациона кормления. Чаще всего применяются во внутрихозяйственном аудите (контроле), но эффективны и в ходе проведения внешних проверок.

Контрольная уборка урожая применяется во многих органиВнзациях при проведении внутрихозяйственного аудита (контроВнля) для установления реальной урожайности данной сельскохоВнзяйственной культуры, а также для определения количества паВнстбищных кормов, скормленных на корню. При помощи контВнрольной уборки урожая могут быть определены причины низкоВнго качества уборки, а также установлены факты хищения готоВнвой продукции.

Контрольный запуск сырья и основных материалов в производВнство используется для проверки правильности применения норм удельного расхода сырья и материалов на производство опредеВнленного вида продукции (в промышленных производствах, цеВнхах по переработке кормов, овощей, фруктов, в столовых и др.). Это дает возможность проверить также фактический выход гоВнтовой продукции при соблюдении технологических норм сырья, материалов и других компонентов.

Полезны также наблюдения за выполнением отдельных хоВнзяйственных и бухгалтерских операций. Эта процедура важна, прежде всего для оценки организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достиВнгается путем проведения документальных проверок. Поэтому аудиВнторы с целью установления сущности, законности, целесообВнразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

Среди них следует выделить: проверку документов (формальВнная проверка и проверка по существу), арифметическую или счетную проверку документов, сопоставление (сверку) докуменВнтов, письменный запрос и экономический анализ.

Проверка документов означает, что в первую очередь докуВнменты изучаются с формальной стороны, с тем чтобы устаноВнвить; составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли, все необходимые подписи должностных лиц, заполнены ли другие обязательные реквизиты (наименование документа, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении), нет ли в нем подчисток и не оговоренных исправлений, имеются ли надлежаще оформленные приложения, на которые дана ссылка в докуВнменте, и др.

Подлинность документов устанавливается путем проверки реальности имеющихся в них подписей должностных лиц и соВнответствия составления документов датам отражения в них опеВнраций.

При чтении документов, после установления их подлинносВнти, проверяют документы по существу, то есть с точки зрения достоверности, законности и экономической целесообразности отраженных в них хозяйственных операций. (2:38)

Достоверность операций, зафиксированных в документах, проВнверяется изучением этих и взаимосвязанных с ними документов, опросом соответствующих должностных лиц, осмотром объектов в натуре и т.д. Законность отраженных в документах операций устаВннавливается путем проверки их соответствия действующему законоВндательству. Достоверность и ценность информации, полученной в ходе такой проверки, во многом зависит от качества системы внутВнреннего контроля клиента. Арифметическая (счетная) проверка своВндится к проверке правильности подсчетов в документах приведенВнных наценок (скидок, накидок), выделения сумм налогов и т.д.

Арифметическая (счетная) проверка дополняется аналитичесВнкой проверкой регистров бухгалтерского учета, балансов и отВнчетности.

Изучаются соответствие показателей отчетности данным анаВнлитического и синтетического учета, согласованность показатеВнлей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в учетных регистрах и первичных документах.

Арифметической проверке подвергаются также данные спраВнвок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исВнправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаВнты труда, начислению амортизации по основным средствам, распределению косвенных расходов, калькулированию себестоВнимости продукции и т.д.

В зависимости от плана проверки, оценки системы внутренВннего контроля и аудиторского риска она может быть выборочВнной или сплошной. Если клиент использует программное обесВнпечение бухгалтерского учета, то проверка расчетов должна соответствовать специальному стандарту.

Сопоставление документов заключается в том, что достоверВнность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления данных разных доВнкументов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Оно может произВнводиться по документам, находящимся в бухгалтерии организаВнции или организаций, с которыми проверяемый экономичесВнкий субъект вступил в хозяйственную связь.

Встречной проверкой документальных данных или сопоставВнлением документов вскрываются случаи хищения, которые скрыВнваются путем исправления данных в отдельных документах, соВнставления новых, подложных документов и замены ими настояВнщих, подлинных документов, неправильного отражения на счеВнтах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.

Необходимо в указанных случаях применять сопоставление плановых и учетных, учетных и нормативных, внутренних и внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучения объекВнта контроля.

Письменный запрос представляет собой получение необходиВнмых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса. Данный методический прием широко используется для получеВнния исчерпывающих аудиторских доказательств от соответствуВнющих специалистов и должностных лиц организации в ходе проВнведения аудиторской проверки. По всем фактам нарушений, хиВнщений, растрат, недостач, излишков ресурсов организации, а также выявленным существенным ошибкам в бухгалтерском учете имущества, обязательств и хозяйственных операций соответствующие ответственные лица обязаны по запросу аудитора давать не только устные, но и письменные объяснения. Лишь при наличии таких письменных доказательств можно точно установить причины и объективно оценить обстоятельства тех или иных нарушений и недостатков в хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также степень их влияния на достоверность показателей финансовой отчетности. Письменные представления клиента должны быть составлены на бланках и заверены подписями руководителей организации.

Аудиторы, при проверке достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций, могут получать письменные подтверждения от третьВних лиц. Письменное подтверждение должна получать аудиторсВнкая фирма, а не клиент, хотя с просьбой о таком подтвержВндении к третьей стороне должен по согласованию с аудитором обращаться клиент. (2:40)

Экономический анализ тАФ один из наиболее широко применяВнемых методов в аудиторской деятельности. При помощи приВнемов экономического анализа аудиторы устанавливают финанВнсовое состояние и платежеспособность организации, выявляют влияние различных факториальных признаков на результативВнные показатели производства, реализации продукции (работ, услуг) и т.д., определяют резервы повышения экономической эффективности и направления развития деятельности органиВнзации, стратегию и тактику управления ее финансовыми ресурВнсами и финансовыми отношениями.

Анализ и оценка полученной аудитором информации, исслеВндование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления различных факторов и показателей, а также исВнследование причин их возникновения достигаются путем испольВнзования в аудиторской деятельности различных аналитических проВнцедур: сопоставления остатков по счетам за различные учетные периоды; сопоставления показателей учета финансовой отчетносВнти с плановыми показателями; оценки соотношений между разВнличными статьями отчетности и сопоставления их с данными преВндыдущих периодов; сопоставления финансовых показателей деяВнтельности организации со среднеотраслевыми; сопоставления фиВннансовой и нефинансовой информации и др. Здесь необходимо руководствоваться требованиями российского правила (стандарВнта) аудиторской деятельности <Аналитические процедурыВ».

Полезной процедурой проверки может стать также абстрактВнно-логический метод исследования отдельных операций клиенВнта. Логический анализ может быть использован, если, наприВнмер, нормативная база не дает ответа на вопрос о законности проведения какой-либо операции, то есть с точки зрения буквы закона, тогда аудитор должен обдумать целесообразность данВнной операции с точки зрения здравого смысла. Однако логичесВнкому анализу в данном случае должны предшествовать нормаВнтивный и научный анализ.

Кроме вышеперечисленных методов и приемов в аудиторсВнкой практике могут быть использованы другие способы получения аудиторских доказательств. К ним относятся пересчет (проверка арифметических расчетов клиента); проверка: соблюдения правил учета отдельных хозяйственный операций, прослеживаВнние; сканирование; подготовка альтернативного баланса.

Пересчет заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнеВннии независимых подсчетов. Пересчет, как правило, осуществВнляется выборочно в соответствии с требованиями российского аудиторского стандарта ВлАудиторская выборкаВ».

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций означает контроль за учетными работами, выполняеВнмыми бухгалтерией. Информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исВнследования операций.

Прослеживание (трассирование) представляет собой процедуру, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных докуменВнтов в регистрах синтетического и аналитического учета, находи! заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете.

Сканирование означает изучение нетипичных операций, отВнраженных в документации клиента. Сканирование в аудиторсВнкой практике применяется по направлениям тАФ например, скаВннирование кредитовых записей счетов расходов и подтверждеВнние их данными первичных документов. Цель сканирования тАФ найти что-либо нетипичное.

Подготовка альтернативного баланса используется для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готоВнвой продукции (работ, услуг) путем составления баланса израсхоВндованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (работ, услуг). Это позволяет аудиВнторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции (работ, услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

В процессе аудиторской проверки для получения аудиторсВнких свидетельств и доказательств аудиторского заключения цеВнлесообразно осуществить процедуры с использованием незавиВнсимых тестов и тестов на соответствие. Эти тесты могут быть разработаны заранее или установлены в стандартной форме.

Независимые тесты предназначены для проверки операций и остатков на счетах, а также для осуществления других процеВндур с целью получения сведений о полноте, правильности и законности операций, содержащихся в бухгалтерских записях и финансовой отчетности.

Тесты на соответствие применяются для проведения проВнверки с целью выявления соответствия процедур внутреннего контроля установленным нормам. (2:43)

Абсолютно все аудиторские тесты классифицируются в соВнответствии с процедурой их осуществления. Ротационные тесты представляют собой процедуры, в соответствии с которыми объекты, подлежащие аудиторской проверке, выбираются аудиВнтором поочередно, на принципах ротации. Выборка, как правиВнло, осуществляется произвольно.

Глубинные тесты представляют собой определенную выборВнку операций, проверяемых на всех стадиях соответствующего учетного цикла.

Тесты слабых мест (по болевым местам) предназначены для проверки конкретного аспекта внутреннего контроля, где предВнполагаются ошибки. При установлении несостоятельности внутВнреннего контроля базу проверки следует расширить.

Направленные тесты применяются с целью последовательВнного контроля за осуществлением операции.

Сквозные тесты тАФ это ограниченная форма глубинного теВнста, используемая, например, для характеристики системы

учета.

Большое значение для получения аудиторских свидетельств имеет выборочный метод исследования (обследования). Такое исВнследование может быть статистическим, когда характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отоВнбранной случайно. При этом для определения размеров выборВнки, оценки выборочного обследования и размеров возможного риска используются теория вероятности и методы математичесВнкой статистики. Здесь могут быть использованы также экономиВнко-математические методы исследования.

Практикуется также оценочное обследование, то есть нестатиВнстический метод выборочной проверки. Здесь выборка может быть как случайной, так и неслучайной (систематический отбор, комВнбинированный отбор), но при этом дальнейшая обработка выВнборки с применением теории вероятности не производится.

Различают два вида выборочных проверок: выборочные проВнверки для тестирования процедур внутреннего контроля и выВнборочные проверки оборотов и сальдо счетов.

Проверки первого вида по своей сути относятся к проверкам по качественным признакам, а проверки второго вида - к проВнверкам по количественным, стоимостным признакам; Общим для обоих видов проверок является генеральная совокупность, предВнставляющая собой набор всех элементов проверяемого счета, из которых в определенном порядке осуществляется выборка. ГеВннеральная совокупность и выборка из нее должны соответствоВнвать конкретным (контрольным) направлениям проверки. ВажВнное значение имеет также определение необходимости и достаВнточного количества элементов выборки. Аудиторское выборочВнное обследование необходимо проводить последовательно: плаВннирование выборки, отбор объектов для тестирования, проверВнка объектов, оценка результатов тестирования.

Результаты выборочного обследования отражаются в специВнальных таблицах (регистрах), где указываются: цель аудита; способы определения генеральной совокупности и единицы выборВнки, размеры выборки, выявления ошибок, использованный метод отбора объектов для обследования; приводятся характеВнристики отобранных объектов, проведенные тесты, заключение по результатам выборки и дальнейшие действия (по мере необВнходимости). Выборку данных из проверяемой совокупности и оценку результатов полученной информации необходимо осуВнществлять в соответствии с требованиями российского правила (стандарта) аудиторской деятельности ВлАудиторская выборкаВ». (2:46)

Для получения аудиторских свидетельств большое значение имеет методика аудита с использованием компьютеров. ОтносиВнтельно недавно в практику компьютерного аудита вошли два новых Понятия: Влаудиторская проверка без использования комВнпьютерной техникиВ» и Влаудиторская проверка с использованиВнем компьютераВ». Аудиторский подход в соответствии с первым понятием базируется на воспринимаемом визуально фактичесВнком материале, таком как исходные данные, распечатки отчеВнтов об ошибках, сведения по этапам контроля и подробные расВнпечатки выходных данных. Второе понятие связано с аудиторсВнкой проверкой простых компьютерных систем, при которой исВнпользуют аппаратные и программные средства проверяемой организации. При этом необходимо иметь компьютерные проВнграммы, используемые для проверки содержания файлов клиВнента; контрольные данные, применяемые аудитором с целью проверки функционирования компьютерных программ клиента. Процедуры сбора информационного материала включают: наВнблюдение за проводимым клиентом Контролем; проверку его документальных свидетельств; повторный контроль; проверку отдельных частей программы; проверку общего контроля;

Особенно эффективно использование компьютеров и проВнграммного обеспечения аудита при выборочном обследовании и аналитической проверке.

Эффективным приемом для получения аудиторских свидеВнтельств является использование ПК с пакетами прикладных программ. Особую роль среди этих программ играют табличные процессоры, в основе которых лежит ВлэлектроннаяВ» модель обычВнной таблицы, разделенной на столбцы (колонки), строки и клетВнки. Применение электронных таблиц создает возможность соВнставления программ проверок. Для этого аудитору следует выбВнрать нужные клетки таблицы, определить необходимые данные, вводить, редактировать, формировать и осуществлять другие подобные действия, которые должны быть выполнены для поВнлучения выходной информации. В модели табличные данные могут быть представлены числами и текстами, формулами, функцияВнми и другими операциями с данными.

Табличный процессор не только позволяет быстро пересчиВнтывать таблицу, выполняя довольно сложные расчеты, но и дает возможность аудитору анализировать проблемы и делать соотВнветствующие выводы.

В настоящее время многие аудиторы используют экспертные системы в проведении аудита. Экспертные системы представляВнют собой компьютерные программы, использующие уникальВнные методы программирования с целью представления инфорВнмации пользователю. Они используются при планировании аудиВнта, проверок и подготовке заключений финансовых отчетов.

Экспертные системы оказывают воздействие при изучении системы внутреннего контроля, сборе фактических данных о системе контроля, деталях хозяйственных операций, остатках на счетах, помогают оценить риск аудита, уточнить его данные, с их помощью осуществляется экономический анализ. Системы подтверждают аудитору, что все его требования были удовлетВнворены.

Экспертная система решает один из следующих типов задач: интерпретация, оценка ситуации, прогнозирование, выдача инструкции, контроль и наблюдение, планирование.

Основными компонентами экспертной системы являются информационная база и механизм выдачи рекомендаций пользоВнвателю. Информационная база содержит правила и информаВнцию, используемые при решении проблем и оказании помощи пользователям ЭВМ в достижении поставленных целей. Другим компонентом системы является механизм выдачи рекомендаВнций пользователю, представляющий собой компьютерную проВнграмму, выдающую советы пользователю.

В экспертных системах используются интерфейс пользоваВнтеля и механизм объяснений. Интерфейс пользователя обеспеВнчивает сопровождение между механизмом компьютерных проВнграмм и системой пользователя. Механизм выдачи рекомендаВнций пользователю применяет интерфейс пользователя для доВнступа к базе данных, поиска заключений в соответствии с меВнханизмом объяснений, который, в свою очередь, помогает пользователю понять причины задаваемых вопросов и опредеВнленных выводов.

При использовании экспертных систем стратегия поиска заВнключается в описании требуемого решения, а также целей и набора возможных мер, ведущих от начальных условий к конечВнной цели. Поиск осуществляется через набор определенных реВншений, удовлетворяющих поставленной цели.

Экспертные системы облегчают труд аудитора на стадиях плаВннирования, оценки аудиторского риска, определения набора стаВнтистических данных для проведения аудита, осуществления аналитических процедур. Они используются для оценки структуры расходов с помощью тестов контроля, оценки риска, проверки сведений о производственных операциях и расчетных балансах, для оказания помощи аудитору в определении производственноВнго потенциала организации путем построения модели докуменВнтооборота и контроля за осуществляемыми процедурами. (2:48)

Такие системы сокращают затраты труда аудитора по проВнверке данных на стадии оценки дебиторской задолженности, анализа обоснованности краткосрочных и долгосрочных обязаВнтельств. На заключительной стадии проверки экспертные систеВнмы помогают определить оценку, которая должна быть дана в заключении аудитора.

Экспертные системы могут быть использованы для финанВнсового прогнозирования, определения стратегии и тактики упВнравления финансами, надежности и точности обработки инфорВнмации в компьютерных системах, выявления финансовых наруВншений в сделках

За послание, годы в аудиторской деятельности широкое исВнпользование получили микрокомпьютеры - например, для подВнготовки пробных балансов, отправки входных сообщений о корВнректировке данных, группировки учетных записей по разделам финансового отчета в электронных таблицах, составления сравВннительных таблиц финансовых отчетов за ряд лет и расчета отВнносительных показателей для анализа, а также составления проВнектов финансовых отчетов. Многие крупные аудиторские фирВнмы применяют микрокомпьютеры для оценки риска неэффекВнтивности контроля, выполнения сложных аналитических функВнций, получения доступа к базе данных в случае нестандартных проблем аудита и бухгалтерского учета и, кроме того, для проВнграммной поддержки процесса принятия решений в ходе компВнлексной оценки.

В ближайшее время можно ожидать появления мощных высоко интегрированных аудиторских систем на базе микрокомпьютеров, которые позволят в будущем проводить и документироВнвать аудиторские проверки, начиная со стадии подготовки письма с обязательствами и кончая аудиторским заключением с сопроВнвождающей его финансовой отчетностью. Однако внедрение и использование любых аудиторских систем на практике проведения аудита зависят от состояния информационной базы тАФ бухВнгалтерского учета. Поэтому требуется дальнейшее совершенствоВнвание бухгалтерского учета как информационной базы аудита. Использование аудиторских систем зависит также от условий систем компьютерной обработки данных (КОД), функционируВнющих у проверяемого экономического субъекта.

Компьютерная обработка данных экономического субъекта оказывает воздействие на следующие основные аспекты аудита:

планирование и проведение аудита; оценку рисков, связанных с проведением аудита; сбор фактических данных и оценку соВнстояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Поэтому уровень подготовки аудитора должен быть достаВнточно высоким для достижения основных целей проверки, коВнторую он может проводить вместе со специалистом (экспертом) в области компьютерного аудита (или информационных техноВнлогий) в условиях компьютерной обработки данных проверяеВнмого экономического субъекта. Здесь следует пользоваться требованиями российского правила (стандарта) аудиторской деяВнтельности ВлАудит в условиях компьютерной обработки данныхВ».

Так, компьютерная обработка данных экономического субъекВнта имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной техВннологии осуществляется обработка значительных объемов учетВнной информации независимо от следующих факторов:

   компьютер используется экономическим субъектом самостоятельно или по договору с третьей стороной;

   компьютер используется экономическим субъектом для обработки экономической информации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным видам операций хозяйственной жизни, отдельным участкам учета.

Экономический субъект обязан представить аудиторской оргаВннизации необходимый доступ к системе КОД. При назначении эксперта он должен оказать помощь аудитору при проведении проверки: оценке надежности системы КОД в целом; оценке законности приобретения и лицензионной чистоты бухгалтерсВнкого программного обеспечения; проверке алгоритмов расчетов;

формировании на компьютере необходимых аудитору регистров бухгалтерского учета и отчетности.

Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего докуВнмента все существенные вопросы организации учетных данных в системе КОД экономического субъекта. (2:50)

Организация данных бухгалтерского учета у клиента в среде КОД оказывает влияние на профессиональный риск аудитора. Поэтому необходимо учитывать факторы, влияющие на професВнсиональный риск, и оценить надежность системы внутрихозяйВнственного контроля.

Основные аспекты и характер выполнения аудиторских проВнцедур с использованием КОД должны быть отражены в докуВнментах по планированию аудита.

В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных и ручных процедур. Машинно-ориВнентированные процедуры должны включать: программные средВнства, используемые аудиторами для проверки содержания компьютерных файлов экономического субъекта; контрольные приВнмеры, используемые аудитором для тестирования алгоритмов КОД.

Аудитор может проводить машинно-ориентированные проВнцедуры в отношении компьютерных файлов, полученных от третьего лица, осуществляющего по договору КОД экономическоВнго субъекта. (3:78)

Таким образом, использование в практике проведения аудита различных методических приемов технических способов или процедур зависит в основном от действующих организационВнных, методологических и технических аспектов бухгалтерского учета в проверяемом экономическом субъекте. В отдельных слуВнчаях при проведении аудита могут быть использованы: статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый и экономико-математический методы исследования.

Задача.

Фирма тАЬЗарятАЭ по результатам финансово тАУ хозяйственной деятельности за 2000год, имеет выручку от реализации продукции 83млн. рублей. Сумма активов баланса на 01.01.2001года составила 24,7 млн. рублей. Минимальный месячный размер оплаты труда за 2000год. Составляет 150рублей.

Определить, подлежит ли обязательной аудиторской проверке бухгалтерская отчетность фирмы за 2000год.

Ответ.

В соответствии законом РФ, большинство экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке если:

    • выручка от реализации продукции за год больше чем 500тыс. МРОТ
    • если сумма активов баланса на конец года больше 200тыс МРОТ

500.000*150 = 75.000.000 (возрастающая).

- допустимая норма, сумма выше которой подлежит обязательная аудиторская проверка.

200.000*150 = 30.000.000 (падающая)

Список литературы.

  1. Ю.А.Данилевский тАЬОбщий аудиттАЭ изд. Москва тАЬБУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТтАЭ  1995г.
  2. тАЬАудиттАЭ изд. Москва тАЬУчительтАЭ 1997г.
  3. тАЬАудит в таблицахтАЭ изд. Москва тАЬПроспекттАЭ

Список источников.

  1. Указ президента РФ об аудиторской деятельности в РФ 22.12.93 №2263
  2. Временные правила аудиторской деятельности в РФ, указом президента РФ 22.12.93 №2263

Вместе с этим смотрят:

Особенности учета материальных ресурсов и малоценных предметов
Особенности учета МБП
Отчет о прибылях и убытках, его содержание и техника составления
Отчет по АХД