Правовое регулирование социальных платежей
Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (ПенВнсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ГосударстВнвенный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медиВнцинского страхования) формируются за счет различных источниВнков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджеВнта. Однако основным и постоянным источником финансовых реВнсурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платеВнжи, именуемые в действующем законодательстве тАЬстраховые плаВнтежитАЭ либо тАЬстраховые взносытАЭ.
Денежные средства государственных социальных внебюджетВнных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаранВнтии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабоВнтицы (ст. 37, 39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость наВнзванных социальных внебюджетных фондов позволяет законодаВнтелю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов', в том числе и в целях погашеВнния бюджетного дефицита.
Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слуВнчаях тАФ гражданами (застрахованными) либо органами управлеВнния2 (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджетВнные фонды формируются страховым методом, предусматриваюВнщим обязанность всех страхователей тАФ работодателей (организаВнций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаюВнщихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязательВнные страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовых ресурсов государстВнвенных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как тАЬстраховые взносытАЭ.
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюдВнжетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полуВнчение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тариВнфам тАФ ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых таВнрифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным СоВнбранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе тАЬО таВнрифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской ФедераВнции, Фонд социального страхования Российской Федерации, ГосуВндарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхованиятАЭ.
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначальВнном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объедиВннены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части НалогоВнвого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо тАЬсоциального налогатАЭ в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включеВнны тАЬвзносы в государственные социальные внебюджетные фондытАЭ, предусматривающие сохранение действующих в настояВнщее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджетВнных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов1.
С учетом анализа норм действующего финансового законодаВнтельства, страховые платежи (взносы) в государственные социальВнные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленВнные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспечеВнния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов2.
Таким образом, страховые взносы в государственные социальВнные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы)
платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госуВндарственных социальных программ и обеспечивающих рентабельВнную деятельность самих фондов.
В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже КонституционВнным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.
Являясь по своей правовой природе обязательными платежаВнми, страховые взносы в названные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков. При этом одна часть признаков этих платежей совпадает с признаками налогов, другая тАФ с признакаВнми сборов.
Во-первых, страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются законом и носят публичный характер. Поэтому и отношения по уплате страховых взносов, также как и налогов, возникают независимо от воли участников тАФ в силу закона;
во-вторых, плательщики страховых взносов в эти внебюджетВнные фонды подлежат обязательной регистрации, как и плательщиВнки налогов и сборов;
в-третьих, страховые платежи (взносы) являются регулярными платежами п носят постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные сроки, установленные в норВнмативно-правовых актах;
в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов предусВнмотрено не только взыскание в бесспорном порядке недоимок, но и взимание пени, а за сокрытие или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы тАФ применение в судебном порядке финансовых санкций;
в-пятых, контроль за полнотой и своевременностью начислеВнния и уплаты страхователями страховых взносов осуществляется не только со стороны самих внебюджетных фондов, но и со стороны налоговых органов, а также Министерства финансов РФ и ФедеВнрального казначейства;
в-шестых, страховые взносы, взимаемые в государственные соВнциальные внебюджетные фонды, несмотря на то, что не включаютВнся в федеральный бюджет, имеют общегосударственное значение, ибо централизованные в этих фондах денежные средства, аккумуВнлированные в виде обязательных страховых платежей (взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в общегосударстВнвенных целях конкретных социальных потребностей граждан: на социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и медиВнцинскую помощь, на защиту от безработицы и т.п. Однако испольВнзование- финансовых ресурсов указанных внебюджетных фондов в общегосударственных целях не препятствует одновременной тАЬперВнсонификациитАЭ получаемых из этих фондов выплат*.
Следовательно, страховые взносы по своему социально-правоВнвому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законодаВнтель установил публичные цели взимания этих платежей, что явВнляется сущностным признаком налогов;
в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы облоВнжения страховыми взносами, как
тАв субъект страховых взносов (т.е. определяет плательщика-страховщика);
тАв обьект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взяосы);
тАв ставка (т.е. тариф тАФ размер страхового платежа с определенВнного вида доходов или выплат);
тАв льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начислягются);
тАв сроки и порядок уплаты;
тАв ответственность плательщиков и банков за правильность наВнчисления, своевременность уплаты и перечисления страхоВнвых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;
в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения аналоВнгично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевреВнменное зачисление или перечисление по вине кредитных органиВнзаций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фиВннансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день
просрочки;
в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов заВнкреплена в налоговом и бюджетном законодательстве.
На основе анализа финансово-правовой литературы и действуВнющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:
принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, гаВнрантированный установлением мер финансово-правовой ответстВнвенности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и неВнсвоевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);
принцип законности и публичности, связанный с установлеВннием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;
принцип единства и федерального характера платежей, озВнначающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым правиВнлам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собственВнностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные соВнциальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных плаВнтежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;
принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий соВнразмерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод гражВндан социально значимым интересам и целям их введения. ДругиВнми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собственВнность и достойное существование. Несоразмерными такие платеВнжи будут признаны в том случае, если они фактически тАЬпарализуют реализацию конституционных прав и свободтАЭ юридических и физических лиц1;
принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;
принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом посВнледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назнаВнчения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивидуВнальной возмездности и возвратности страховых платежей (взноВнсов) их плательщикам;
принцип целевого использования страховых взносов в государВнственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с задаВнчами формирования конкретных фондов. Этот принцип обусловВнливает запрет на изъятие средств одного государственного социВнального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установленВнных в законодательном порядке. Например, в числе средств, исВнпользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, предуВнсмотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безраВнботным2. Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавлиВнвается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефициВнта, когда требуются не только дополнительные финансовые ресурВнсы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюдВнжетных средств на осуществление конкретных особо важных стаВнтей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребносВнтями членов общества, государство и создает социальные внебюдВнжетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд
(пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отноВнсятся к специальным обязательным (целевым) платежам.
Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
Начиная с 1991 г. со всех работодателей стали взиматься обязаВнтельные страховые взносы в три государственных социальных внеВнбюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости РФ и Фонд социального страхования РФ. В Пенсионный фонд РФ страховые взносы уплачивали также и работники. С 1993 г., когда были образованы фонды обязательного медицинВнского страхования, отчисления с работодателей стали в обязательВнном порядке взиматься и в этот фонд.
В формировании государственных социальных внебюджетных фондов и аккумулировании в эти фонды обязательных страховых взносов много общего, поскольку все эти фонды в своей совокупВнности представляют организационно-правовую форму социальноВнго страхования, которое распространяется в Российской ФедераВнции абсолютно на всех работников (ст. 236 КЗоТ).
Однако учитывая то обстоятельство, что каждый из государстВнвенных социальных внебюджетных фондов имеет статус самостоВнятельного государственного некоммерческого финансово-кредитВнного учреждения, порядок уплаты обязательных платежей (взноВнсов) в различные фонды, естественно, имеет свои особенности и не может быть абсолютно идентичным.
Таким образом, в формировании внебюджетных фондов за счет обязательных страховых взносов можно выделить не только общие черты, но и существенные различия. Различия заключаются, в частности, в перечне выплат, на которые начисляются и не начисВнляются страховые взносы, размере страхового тарифа, а также штрафных санкций за неуплату страховых взносов и порядке их применения. Определенные отличия имеются в порядке предоВнставления льгот и осуществления контроля за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов.
Рассмотрим более подробно сходства и различия в порядке форВнмирования и использования финансовых ресурсов фондов за счет обязательных платежей тАФ страховых взносов. Для этого обратим-
ся к источникам правового регулирования порядка взимания страВнховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Перечень этих источников очень широк и разнообразен. Среди правовых актов, регулирующих начисление страховых взносов можно выделить такие основные, как утвержденные ПраВнвительством РФ положения о конкретных фондах, ежегодно приВннимаемые федеральные законы тАЬО тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ГосуВндарственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательВнного медицинского страхованиятАЭ, утвержденные перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы в конкретные внеВнбюджетные фонды', а также инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств конкретВнных фондов2. Достаточно много положений, касающихся уплаты страховых взносов, содержится в законах о бюджете конкретного фонда на текущий год3. В качестве особого источника правового регулирования можно назвать постановления и определения КонВнституционного Суда РФ4. Помимо правовых актов нормативного характера, порядок начисления страховых взносов на конкретные выплаты разъясняется многочисленными ведомственными докуВнментами5.
Общие черты и особенности взимания страховых взносов в конВнкретные государственные социальные внебюджетные фонды наиВнболее полно можно выявить, если рассматривать их, исходя из основных элементов обложения этими платежами, закрепленных в законодательстве.
Так, едиными субъектами обложения обязательными страхоВнвыми взносами (кругом плательщиков) в государственные социВнальные фонды являются:
тАв работодатели-организации любых организационно-правоВнвых форм;
тАв работодатели-организации, занятые в производстве сельскоВнхозяйственной продукции;
тАв граждане (физические лица) тАФ работодатели, осуществляюВнщие прием на работу по трудовому договору или выплачиВнвающие вознаграждение по договорам гражданско-правово- 31 го характера, предметом которых являются выполнение Ц работ и оказание услуг (если последние не являются индивидуальными предпринимателями); ' граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являВнются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторВнским договорам;
тАв индивидуальные предприниматели, в том числе и иностранВнные граждане, а также приравненные к ним плательщики (например, частные детективы и аудиторы, нотариусы, заниВнмающиеся частной практикой, адвокаты);
тАв крестьянские (фермерские) хозяйства;
тАв родовые, семейные общины коренных малочисленных нароВндов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хоВнзяйствования.
Все плательщики (кроме работающих граждан) в обязательном порядке проходят регистрацию в территориальном органе конВнкретного внебюджетного фонда. Для вновь образованных органиВнзаций установлен максимальный срок для прохождения такой реВнгистрации в 30 дней со дня учреждения. В соответствии же с ФедеВнральным законом тАЬОб обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеВнванийтАЭ, принятым 24 июля 1998 г., но не вступившим в законную силу, срок регистрации плательщика страховых взносов сокращен до 10 дней1.
За неисполнение возложенных на организацию (страхователя) обязанностей по своей регистрации во внебюджетном фонде (у страховщика) предусмотрена финансово-правовая ответственВнность страхователя перед страховщиком.
В 1999 г. в соответствии с Федеральным законом тАЬО ФедеральВнном бюджете на 1999 годтАЭ (ст. 18, 19), от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождены федеральные суды, органы проВнкуратуры и таможенные органы (с заработной платы судей, прокуВнроров, следователей и работников таможенных органов, имеющих специальные звания), а также воинские формирования (МинобоВнроны России, МВД России и т.п.), Минюст России, служба налогоВнвой полиции (как получающие пенсию из бюджета РФ). Последние не уплачивают взносы и в другие вышеназванные внебюджетные фонды.
Плательщиками страховых взносов во все без исключения гоВнсударственные социальные внебюджетные фонды не являются1:
общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалиВндов), среди членов которых инвалиды и их законные представитеВнли (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составВнляют не менее 80%, их региональные и территориальные органиВнзации;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов или имущество коВнторых полностью принадлежит общественным организациям инВнвалидов, и в штатном расписании которых инвалиды составляют не менее 50%, и если доля выплат инвалидам в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
Льгота для общественных организаций пенсионеров в 1999 г. отменена.
В 1999 г. впервые законодатель освободил от уплаты страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды:
индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариуВнсов, адвокатов, являющихся инвалидами I, II и III групп и получаВнющих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;
организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источниВнков финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являюВнщихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инваВнлидности в соответствии с законодательством РФ.
Основным элементом обложения обязательными страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды явВнляется также облагаемая база для исчисления страховых взносов. В 1999 г. она была существенно изменена.
Если в 1998 г. страховые взносы в Фонд социального страховаВнния начислялись предприятиями, учреждениями и организацияВнми, т.е. работодателями, только по отношению к начисленной опВнлате труда по всем основаниям, а в Государственный фонд занятосВнти населения и фонды обязательного медицинского страхования также и на выплаты по договорам подряда и поручения, то теперь облагаемой базой в Фонд социального страхования являются выВнплаты в денежной и (или) в натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования для работодателей тАФ организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовоВнму договору. Хотя по-прежнему при уплате взносов в Фонд социВнального страхования в облагаемую базу не включаются вознагражВндения по договорам гражданско-правового характера, в том числе и по договорам подряда и поручения, возмездного оказания услуг (аудиторским, маркетинговым, юридическим, медицинским, по обучению), а также авторским договорам.
Облагаемая база при уплате страховых взносов в ГосударственВнный фонд занятости включает, помимо выплат в денежной и натуВнральной форме, в отличие от уплаты Фонд социального страховаВнния, также и договоры гражданско-правового характера, предмеВнтом которых является выполнение работ и оказание услуг.
При взимании же страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования включаются все выплаты, что и в ГосуВндарственный фонд занятости, а также выплаты по авторским догоВнворам для работодателей-организаций, для индивидуальных предВнпринимателей и для граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору либо выплачивающих возВннаграждение по договорам гражданско-правового характера (предметом которых является выполнение работ и оказание услуг).
Облагаемая база при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, устанавливается в законодательстве, по аналогии с размером ставки платежей в этот внебюджетный фонд, дифференцированно по субъектам, т.е. в зависимости от категоВнрии плательщиков.
В целях удобства рассмотрим облагаемую страховыми взносаВнми базу одновременно с указанием дифференцированного размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для этого перейдем к рассмотрению следующего элемента обложения: страВнхового тарифа тАФ ставке страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) граждан, подлежащих пенсиВнонному, социальному, медицинскому страхованию, а также страВнхованию на случай безработицы.
Страховой взнос как обязательный платеж по социальному страхованию рассчитывается всегда исходя из страхового тарифа с облагаемой базы, который работодатель (страхователь) обязан внести в государственный социальный внебюджетный фонд (страВнховщику).
В соответствии с действующим законодательством страховые тарифы дифференцированы лишь при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Во все остальные внебюджетные социальные фонды установлен единый тариф страховых взносов. Однако с вступлением в законную силу Федерального закона тАЬОб обязаВнтельном социальном страховании от несчастных случаев на проВнизводстве и профессиональных заболеванийтАЭ предполагается ввести аналогичные страховые тарифы в Фонд социального страВнхования, дифференцировав их по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска (ст. 21 Закона).
Следует отметить, что тарифы страховых взносов в государстВнвенные социальные внебюджетные фонды более стабильны, чем налоги. Так, тарифы страховых взносов в эти фонды для работодаВнтелей не менялись с момента их введения и составляли соответстВнвенно: в Фонд социального страхования РФ тАФ 5,4%, в фонды обяВнзательного медицинского страхования тАФ 3,6% (в том числе в феВндеральный фонд тАФ 0,2% и территориальные фонды тАФ 3,4%). В Пенсионный фонд тарифы не меняются с 1993 г. и составляют для работодателей 28%. Незначительно изменялись тарифы в ГоВнсударственный фонд занятости населения: в 1992 г. он составлял 1%, в 1993 г. тАФ 2%, а с 1996 г. и по настоящее время тАФ 1,5%. Таким образом, всего общий размер страхового тарифа работодатеВнлей составляет в 1999 г. 38,5%.
Более существенно изменились размеры тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых физическими лиВнцами, не являющимися работодателями, в частности, индивидуВнальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, частными детективами, адвокатами.
До 1997 г. все они, в отличие работающих граждан, платили не 1%, а 5% с получаемых доходов. С 1 января 19 97 г. этот тариф был увеличен до 28%, т.е. фактически эта категория физических лиц была приравнена к категории работодателей.
Однако уже упоминавшимся постановлением КонституционноВнго Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. нормы, устаВнновившие указанной категории плательщиков повышенные тариВнфы страховых взносов в размере 28% суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции РФ (ее ст. 19 (ч. 1 и 2) и ст. 55 (ч. 2 и 3), т.е. ка-к нарушающие принципы соразмерВнности ограничений прав граждан и непридания обратной силы заВнкону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов по сравнению с другими плательщиками1.
В 1999 г. установлены следующие тарифы страховых взносов с облагаемой базы в Пенсионный фонд РФ:
для работодателей-организаций тАФ 28%;
для работодателей-организаций, занятых в производстве сельВнскохозяйственной продукция, тАФ 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового хаВнрактера, предметом которых является выполнение работ и оказаВнние услуг, а также по авторским договорам.
Изменился тариф взносов в Пенсионный фонд для индивидуВнальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов тАФ теперь он равен 20,6% дохода от их деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечениВнем. Это несколько меньше ставки (28%), действовавшей до 24 авВнгуста 1998 г. Аналогичный размер страховых взносов установлен и для адвокатов, которые выплачивают их с выплат, начисленных в их пользу.
Предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налоВнгообложения, должны уплачивать взнос а размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.
Размер платежей предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный- единый доход, определяется в соотВнветствии с Федеральным законом тАЬО едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельноститАЭ от 31 июля 1998 г.2 и на них не распространяются льготы, связанные с наличием у плательщика группы инвалидности'.
Если же индивидуальные предприниматели, в том числе иноВнстранные граждане, лица без гражданства, а также российские граждане и другие самостоятельные плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд (частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы) сами выступают в качестве работоВндателей, либо выплачивают вознаграждения по договорам граж-данско-правового характера на оказание работ (услуг), либо по авВнторским договорам, то они уплачивают страховые взносы в размеВнре 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленВнных в пользу работников по всем основаниям независимо от источВнников финансирования, если только последние не являются сами индивидуальными предпринимателями.
Однако, если в аналогичной роли выступают родовые семейВнные общины коренных малочисленных народов Севера, занимаюВнщиеся традиционными отраслями хозяйствования, а также кресВнтьянские (фермерские) хозяйства, то они уплачивают страховые взносы в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям и независимо от источников финансирования. При этом следует иметь в виду, что выплаты, начисленные и полученные работниВнками в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам (на дату начисления) на данный продукт (товар, услуги) в конкретной местности.
Граждане (физические лица), работающие по трудовым договоВнрам, а также получающие вознаграждение по договорам граждан-ско-правового характера, предметом которых является выполнеВнние работ и оказание услуг, а также по авторским договорам уплаВнчивают взносы по прежней ставке тАФ 1%, но с выплат, начисленВнных в их пользу по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Размеры тарифа в Фонд .социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ в 1999 г. сохранены и составляют соответственно 5,4% и 3,6% (из них 0,2% тАФ в ФедеВнральный фонд обязательного медицинского страхования, 3,4% тАФ в территориальные фонды). Однако даже при сохраненном в 1999 г. размере страхового тарифа ожидается существенное увелиВнчение денежных поступлений в эти фонды в абсолютном денежном выражении, которое должно произойти за счет расширения облаВнгаемой страховыми взносами базы.
Для определения размера облагаемой базы важное значение имеет перечень тех выплат, на которые по действующему законоВндательству не начисляются страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Эти выплаты закреплены в различных актах и являются, по своей сути, льготами, предоставВнляемыми при уплате страховых взносов, т.е. еще одним из элеменВнтов обложения.
Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взноВнсы в фонды обязательного медицинского страхования закреплен в Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (плаВнтежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров тАФ Правительства РФ от 11 окВнтября 1993 г. № 10181. В него включаются такие выплаты, как:
компенсация за неиспользованный отпуск;
выходное пособие при увольнении;
компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выВнплаты взамен суточных, выплаты в возмещение ущерба, причиВнненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой) в пределах норм, установленных законодательством;
стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других моющих средств, обезВнвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического пиВнтания или возмещение работникам затрат на приобретенные им спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной заВнщиты;
стоимость рациона бесплатного питания;
дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха, оплачиваемые за счет фонда социального развития (фонда потребления);
стоимость бесплатно предоставляемых квартир, коммунальВнных услуг, топлива, проездных билетов или возмещение их стоиВнмости;
возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местВнность;
поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейВнными датами, за долголетнюю трудовую деятельность, производиВнмые за счет фонда оплаты труда;
денежные награды, присужденные за призовые места на соВнревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных мероВнприятиях;
стипендии, выплачиваемые учебными заведениями, а также предприятиями учащимся (аспирантам), направленным на обучеВнние с отрывом от производства;
пособия, выплачиваемые за счет предприятия молодым специВналистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения;
дивиденды, начисляемые на акции;
все виды пособий, выплачиваемых из средств Фонда социальВнного страхования РФ;
другие выплаты, носящие единовременный либо компенсациВнонный характер.
Данный перечень является примерным, т.е. в отличие от переВнчня соответствующих выплат по Пенсионному фонду, он не носит исчерпывающего характера, а наоборот, подлежит расширенному толкованию.
Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Фонд социального страхования был утвержден первоначально постановВнлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 сентября 1990 г'. В дальВннейшем этот перечень воспроизводился в актах, касающихся всех внебюджетных фондов, в него вносились изменения и дополнения. 7 июля 1999 г. этот Перечень впервые был утвержден ПравительВнством РФ как самостоятельный нормативный акт2.
К этим выплатам в настоящее время относятся:
стипендии, выплачиваемые учебными заведениями и работодаВнтелями учащимся, аспирантам в период обучения с отрывом от производства;
компенсации за неиспользованный отпуск;
выходное пособие при прекращении трудового договора (конВнтракта);
различные виды денежных пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования, средств бюджетов и других социальных внебюджетных фондов;
436 Глава 20. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
заработная плата за дни работы без вознаграждения (за время субботников, воскресников), перечисляемая в соответствующий бюджет или благотворительные фонды;
поощрительные выплаты, в том числе премии, единовременноВнго характера;
компенсационные выплаты (суточные, квартирные при команВндировках, суммы взамен суточных, оплата стоимости проезда);
выплаты в качестве возмещения ущерба, причиненного работВннику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей;
стоимость бесплатно предоставляемых некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных документов или стоимость их возмещения;
стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, обезжиривающих средств, молоВнка и лечебно-профилактического питания, а также стоимости форВнменной одежды и обмундирования;
стоимость рациона бесплатного коллективного питания, предоВнставляемого в случаях, предусмотренных законодательством;
дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха за счет работодателя;
суммы возмещения расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе, при переезде в другую местность.
Помимо тех выплат, которые закреплены по Фонду социальноВнго страхования в перечне выплат, на которые не начислялись взноВнсы до 1999 г., в новом перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г., дополнительно указаны:
материальная помощь, льготы и компенсации, предоставляеВнмые в соответствии с Законом РФ тАЬО социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСтАЭ, исключая доплаты до размера прежнего заВнработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, оплату дополнительного отпуска;
компенсации, выплачиваемые матерям (или другим родственВнникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состояВнщим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от организационно-правовых форм и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста, установВнленного законодательством РФ;
суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
сохраняемый за работником средний заработок, выплачиваеВнмый в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на пеВнриод трудоустройства работникам, уволенным в связи с осущестВнвлением мероприятий по сокращению численности или штата, реВнорганизацией или ликвидацией организаций;
вознаграждения по договорам гражданско-правового характеВнра и авторским договорам;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоВнровью и имуществу граждан, на основании решений органов госуВндарственной власти и органов местного самоуправления, иноВнстранных государств, а также правительственных и неправительВнственных межгосударственных организаций, созданных в соответВнствии с международными договорами РФ;
материальная помощь, оказываемая работникам в связи с поВнстигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущеВнства, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близВнких родственников;
страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией в пользу работников по договорам обязательного государственного личного страхования;
суммы страховых платежей (взносов), выплачиваемых органиВнзацией по договорам добровольного медицинского страхования ра -ботников, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительВнно на случай наступления смерти застрахованного или утраты заВнстрахованным трудоспособности в связи с исполнением им трудоВнвых обязанностей, при'условии отсутствия у работодателя задолВнженности по платежам в Пенсионный фонд РФ и если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая;
единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с назначением государственной пенсии;
стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, выплачиваемая организацией в соответствии с законоВндательством РФ;
суммы, выплачиваемые организациями за время отпуска, предоставляемого перед началом работы выпускникам учреждеВнний начального, среднего и высшего профессионального образования, исходя из размеров стипендий, установленных законодательВнством РФ;
стипендии, выплачиваемые за период обучения;
доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (дивиденВнды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.);
суммы страховых платежей (взносов) работодателей, не превыВншающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления заВнстрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд.
В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 1994 г. (ст. 2У во все страховые фонды не начисляются взносы на:
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеВнральных органов государственной власти, представительных и исВнполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоупВнравления, полученные и израсходованные на проведение избираВнтельных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
доходы, получаемые от избирательных комиссий членами изВнбирательных комиссий, осуществляемыми свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаВнты и избирательных фондов избирательных объединений за выВнполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в ПенВнсионный фонд, так же как и в Фонд социального страхования, закреплены в утвержденном постановлением Правительства РФ нормативном акте-Перечне (с одноименным наименованием). ПоВнмимо тех выплат, которые закреплены по Фонду социального страВнхования в Перечне выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд, утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г., дополнительно указаны:
материальная помощь, оказываемая гражданами, благотвориВнтельными организациями и экологическими, фондами, осущест-
вляющими деятельность в соответствии с российским законодаВнтельством;
вознаграждение, выплачиваемое гражданам за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера, исклюВнчая вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам.
Сроки уплаты как элемент обложения страховыми взносами в обязательном порядке подлежат законодательному закреплению.
Сроки уплаты платежей на 1999 г. регламентированы ст. 8 ФеВндерального закона тАЬО бюджете Пенсионного фонда РФ на 1999 годтАЭ от 30 марта 1999 г.1
Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц, одновременно с получением в банках средств, предназначенных для осуществления выплат в пользу работников, в том числе аванВнсовых и единовременных, по всем основаниям за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Те же работодатели, которые не имеют счетов в банке, либо производящие выплаты в пользу работВнников наличными средствами, уплачивают взносы в дни фактичесВнкой выдачи заработной платы (аванса), но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.
Самостоятельные плательщики (индивидуальные предприниВнматели, частные детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты) уплачивают страховые взносы в те сроки, которые определены для этой категории граждан законодательстВнвом РФ о подоходном налоге с физических лиц. Если же индивиВндуальные предприниматели являются субъектами малого предВнпринимательства, то они уплачивают взносы в сроки, установленВнные органами государственной власти РФ для уплаты стоимости патента, с доходов, исходя из стоимости патента методом расчета с применением ставки подоходного налога, но не более 30% .
Физические лица, нанимающие граждан по трудовым договоВнрам, уплачивают страховые взносы ежемесячно как и работодатеВнли, т.е. до 15 числа месяца, следующего за месяцем выплаты зараВнботка этим гражданам.
Плательщики страховых взносов, заключающие с гражданами договоры гражданско-правового характера (на выполнение работ, оказание услуг, авторские договоры), за исключением договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, уплачиВнвают страховые взносы в дни фактических выплат по договору, но не позднее сроков выплаты вознаграждения, определенных догоВнвором.
Для органов исполнительной власти, являющихся плательщиВнками в фонды обязательного медицинского страхования (за нераВнботающее население) срок ежемесячного платежа установлен не позднее 25 числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации.
Для крестьянских (фермерских) хозяйств, а также родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, срок уплаты страхоВнвых взносов с доходов, полученных за истекший календарный год, тАФ не позднее 1 апреля последующего года.
Уплата начисленных страховых взносов плательщиками-рабоВнтодателями производится, как правило, перечислением соответстВнвующих сумм со своих текущих и расчётных счетов отдельными платежными поручениями на счет внебюджетного фонда. ПлатежВнные поручения на перечисление страховых взносов представляютВнся в кредитную организацию одновременно с представлением доВнкументов на выдачу средств на оплату труда.
В отдельных случаях страховые взносы могут быть перечислеВнны на расчетные счета внебюджетных фондов наличными денежВнными средствами через обслуживающие их банковские организаВнции в определенные законодательством сроки.
Плательщики и кредитные организации, их должностные лица несут ответственность за правильность исчисления, своевременВнность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соВнответствии с налоговым законодательством РФ.
Излишне внесенные на счета соответствующих фондов суммы страховых взносов (платежей) засчитываются в счет будущих плаВнтежей в эти фонды или возвращаются плательщику органами, веВндущими учет поступающих взносов, в 10-дневный срок со дня поВнлучения от плательщика письменного заявления.
За нарушение порядка уплаты страховых взносов предусмотреВнны санкции.
Так, по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей.
Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочВнки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на начало финансового года'.
Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате страховых взносов является день списания средств плательщика страховых взносов с его расчетного счета".
За несвоевременное перечисление или зачисление по вине банВнков и иных кредитных организаций страховых взносов, а также сумм пеней, штрафов и иных финансовых санкций на счета оргаВннов фонда соответствующий орган фонда взыскивает с банков и иных кредитных организаций пеню за каждый день просрочки в размере 1 % этих сумм.
Фонд и его органы вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов плательщиков страховых взносов тАФ юридических лиц, в том числе и с валютных.
К плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в фонд сумм выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источниВнков финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, и штраВнфа в размере той же суммы, которые взыскиваются в судебном порядке.
В некоторых случаях фондам разрешается предоставлять оргаВннизациям на основе заключаемых соглашений рассрочки на погаВншение сумм недоимок, приостанавливать начисление пеней на сумму недоимки по страховым взносам на период действия указанВнных соглашений при условии своевременной уплаты текущих плаВнтежей2.
Плательщики обязаны сами начислять пени на всю сумму неВндоимки за период просрочки и отражать ее в соответствующих документах по уплате страховых взносов (платежей). При этом пени взыскиваются как за нарушение порядка уплаты страховых взносов, так и за нарушение порядка регистрации в качестве плаВнтельщиков.
Помимо взыскания пеней за нарушение порядка регистрации и уплаты страховых взносов к плательщикам применяются и иные виды финансовых санкций. Так, за отказ от регистрации в качестВнве плательщика страховых взносов (платежей) предусмотрен штраф в размере 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов (платежей); за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам (платежам) тАФ штраф в размере 10% причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов (платежей); в случае же сокрытия или занижеВнния сумм, на которые должны начисляться страховые взносы (плаВнтежи), тАФ штраф в размере страхового взноса (платежа) с сокрытой или заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося платеВнжа с учетом пеней, а при повторном в течение года нарушении тАФ указанный штраф в двойном размере.
Сумма недоимок и пеней взыскиваются с работодателей тАФ юриВндических лиц в бесспорном порядке, суммы же штрафов тАФ только в судебном. С физических лиц недоимки, пени, штрафы взыскиваВнются только в судебном порядке.
Таким образом, при применении к плательщикам финансовых санкций, внебюджетные фонды пользуются правами, предоставВнленными налоговым органам. Штрафы и пени по страховым взноВнсам относятся на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия
Министерство общего и профессионального образования РФ
Институт экономики и права
Реферат
по дисциплине: тАЬФинансовое правотАЭтема: тАЬПравовое регулирование социальных платежейтАЭ
Подготовил Зуборев В.В.
Группа ЭК-71
Проверил Тарасов Ю.А.
Оценка отлично
Курск-2001годВместе с этим смотрят:
Проблемы внедрения пластиковых карточек на примере Ставропольского банка Сбербанка РФПроблемы финансирования расходов на управление в Российской Федерации
Развитие банковской системы
Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц в Сбербанке