Банковский надзор

2.4. Надзор за банковской деятельностью

Состояние и перспективы развития кредитной системы имеВнют важное значение для национальных экономик ведущих промышленно развитых стран.

В связи с этим кредитно-банковская, сфера служит объектом тщательного надзора и регулирования со стороны правительстВнвенных органов и, в частности, центрального банка. Однако в каждой стране имеются свои специфические особенности конВнтроля за деятельностью кредитных институтов, что обусловлено особенностями исторического развития и действием различных политико-экономических факторов.

Великобритания

В этой стране до последнего времени не было специальных законов о регламентации банковской деятельности, контроль же над кредитными институтами носил скрытый и неформальный характер.

Дело в том, что банки Великобритании в прошлом были своВнбодны от законодательного регулирования и государственного вмешательства в их деятельность. Регулирование банковской деятельности проводилось на базе общего Закона об акционерВнных компаниях.

Из-за отсутствия жесткого контроля над деятельностью банВнков и процессами концентрации капитала возникли крупные банковские объединения с широко разветвленной сетью филиаВнлов и отделений в стране и за рубежом. Огромная доля ресурсов, операций и филиалов оказалась сосредоточенной в "Большой четверке" банков, которая включает Ллойде, Мидлэнд, Барклайз и Нешнл Вестминстер. "Большая четверка" вместе с другими крупными английскими и шотландскими банками сосредоточила у себя весь безналичный оборот страны.                    

С конца 70-х годов усилилось регулирование кредитном финансовой сферы в Великобритании.                    

В соответствии с законом 1979 г. введено обязательное лиВнцензирование коммерческих банков и учрежден общенациональВнный фонд страхования депозитов.

Банковский закон 1987 г. определил правила деятельности коммерческих банков тАФ порядок банковских слияний, выдачи крупных ссуд, ввел аудиторские проверки и т. д.

Несмотря на эти законы о деятельности банков, контроль над кредитными институтами в Великобритании остается менее строгим по сравнению с другими странами.

США

В этой стране на протяжении многих лет создавалась широВнкая система контроля и регулирования деятельности банков на

федеральном уровне и на уровне штатов.

В основу регулирования банковской деятельности в США положены два принципа:

Первый принцип тАФ обеспечение устойчивости и предотВнвращение крахов кредитных институтов. С этой целью осуществВнляются два типа регулирования:

тАв законодательно ограничены операции банков с повышенВнным риском и снижением ликвидности путем установления, наВнпример, предельной суммы кредита одному заемщику;

тАв в 1934 г. учреждена общенациональная система страховаВнния банковских депозитов с целью предотвращения массового изъятия вкладов.

Второй принцип тАФ ограничение концентрации капиВнтала в немногих банках и недопущение монопольного конВнтроля над денежным рынком. Этот принцип основан на ограВнничении концентрации банковского капитала, а также подВндержании конкуренции и соперничества на денежном рынке. С этой целью установлены территориальные ограничения на открытие банками отделений в пределах одного штата, введен контроль ФРС за созданием холдинговых компаний, а также установлен контроль различных органов за банковскими слияниями.

В результате столь строгого законодательства в США в отлиВнчие от западноевропейских стран сохранилась внешне децентраВнлизованная и раздробленная банковская система. В частности, сохранилось множество бесфилиальных банков: из 15,5 тыс. банВнков 7 тыс. не имеют отделений.

Надзор за деятельностью банков в США осуществляет одВнна из самых сложных систем контрольных органов, которая включает раздельный контроль за двумя группами банков, а именно:

тАв система национальных банков подчиняется федеральным властям тАФ контролеру денежного обращения (г. Вашингтон);

тАв система банков штатов, которая находится под юрисдикВнцией отдельных штатов.

Кроме того, надзор за деятельностью банков в США осущеВнствляют Федеральная резервная система (ФРС) и Федеральная корпорация за страхованием депозитов (ФКСД), членами котоВнрой являются 98% банков страны.

Контролер денежного обращения является органом КазнаВнчейства, ему подчиняется 4,9 тыс. национальных банков (начало 90-х гг.); его надзорные функции заключаются в следующем: он выдает разрешение на создание национального банка; проводит периодические контрольные и ревизионные проверки; решает вопрос об открытии отделений и слияниях банков.

Федеральная резервная система контролирует деятельность 1056 штатных банков-членов, которые находятся в прямом ее подчинении, а также деятельность 5,6 тыс. холдингов с 8,8 тыс. дочерних банков.

Федеральная корпорация по страхованию депозитов является независимым федеральным ведомством, которое осуществляет контроль за 8,4 тыс. застрахованных банков, не являющихся членами ФРС. Основная функция ФКСД тАФ это страхование деВнпозитов, но она имеет право на проверку деятельности любого банка, в том числе и не являющегося членом ФРС.

Существуют также банковские департаменты штатов, функВнцией которых является выдача разрешений (чартер) штатным банкам на ведение операций (9,5 тыс. таких банков), издание инструкций, проведение проверок банков, принятие решений об отделениях и слияниях банков и т.д.

Кроме этих органов надзора за деятельностью банков в США, они находятся также под влиянием решений МинистерстВнва юстиции по вопросам слияний и банковских холдингов, КоВнмиссии по биржам и ценным бумагам (допуск на биржу и эмисВнсия акций), Федеральной торговой комиссии и др.

Имеются также и неправительственные органы контроля за деятельностью кредитных институтов: Американская ассоциация банкире и. Ассоциация независимых банков, комитеты клиринВнговых палат разных городов и др. Задачей этих неправительстВнвенных органов контроля является разработка стандартов обслуВнживания клиентуры, решение технических вопросов осуществВнления банковских операций, контакты с Конгрессом и прессой.

ФРГ

Правовой основой надзора над банками в ФРГ являются "Закон о банках Федеративной республики Германии" и "Закон о Немецком федеральном банке" 1957г.

Надзор за деятельностью кредитных институтов осуществляет специальный орган тАФ Федеральное ведомство по контролю за банками, а также Немецкий федеральный банк.

Задачами Ведомства являются: выдача разрешений на открыВнтие новых банков, выработка обязательных требований для креВндитных институтов, контроль за выполнением ими законов и предписаний в сфере денежного обращения и кредита. ВедомстВнву предоставлено также право запрашивать у банков любую инВнформацию, проводить внеочередные ревизии, вмешиваться в операционную деятельность банков, отдавать распоряжения о немедленной приостановке операций. Кредитные учреждения страны обязаны ставить в известность Ведомство обо всех измеВннениях в их юридическом статусе, а также представлять месячВнные и годовые балансы.

Федеральное ведомство по контролю за банками по согласоВнванию с Бундесбанком устанавливает обязательные нормативы для кредитных институтов, в частности:

тАв сумма рискованных активов коммерческого банка (включая ссуды, участия, фьючерсные контракты и опционы) не должна превышать сумму акционерного капитала более чем в 18 раз;

тАв в конце каждого операционного дня непокрытая позиция в иностранной валюте не должна превышать акционерный капиВнтал более чем на 30%;

тАв ежедневная открытая позиция по финансовым фьючерсам и опционам не должна превышать сумму акционерного капитала более чем на 20%;

тАв сведения о крупных кредитах одному заемщику (на сумВнму, превышающую 15% капитала банка) должны быть немедленВнно сообщены Бундесбанку, а общая сумма крупных кредитов не должна превышать капитал более чем в 8 раз.

Эти принципы носят рекомендательный характер. Однако если Ведомство при нарушении этих правил будет сомневаться в ликвидности банка, то оно может приостановить деятельность этого банка или даже временно закрыть его.

Франция

Надзор за банками во Франции осуществляют несколько коВнмитетов, возглавляемых управляющим Банком Франции. ОсновВнной из них тАФ Комитет по регулированию банков, который устаВннавливает операционные стандарты для банков в отношении достаточности капитала, кредитной политики, ликвидности, платежеспособности, оперативной деятельности и отчетности.

В частности, устанавливаются следующие обязательные норВнмативы:

тАв минимальный размер акционерного капитала в зависимоВнсти от типа банка, его организационных форм, количества отдеВнлений, величины баланса и др. колеблется в пределах 15тАФ30 млн. франков;

тАв сумма кредитов и других требований банка к одному клиВненту не должна превышать 40% акционерного капитала;

тАв общая сумма индивидуальных рисков может не больше чем в 8 раз превышать величину капитала;

тАв банки обязаны постоянно поддерживать коэффициент ликвидности, т. е. обеспечивать 100%-ное покрытие всех активов и пассивов сроком до одного месяца;

тАв долгосрочные кредиты и капитальные вложения банка должны быть покрыты акционерным капиталом и резервами не менее чем на 69%.

Швейцария

В этой стране в законодательном порядке определены требоВнвания к минимальному капиталу, нормативам ликвидности, лиВнмитам кредитования одного заемщика и др.

В соответствии со ст. 21 Банковского ордонанса установлены следующие нормы отношения кредитов одному заемщику к собВнственному капиталу банка, %:

федеральным и кантональным правительственным органам тАФ 160; банкам (кредиты до одного года)                        тАФ 100; банкам (кредиты свыше одного года)                    тАФ 50; прочим заемщикам (под обеспечение)                   тАФ 40; прочим заемщикам (без обеспечения)                   тАФ 20.

В Японии контроль за деятельностью кредитных институтов осуществляет Бюро банков при министерстве финансов и Банк Японии, в Канаде тАФ Бюро надзора за финансовыми учреждеВнниями, Италии тАФ Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям (во главе с министром Казначейства) и Банк ИтаВнлии, в Бельгии тАФ министерство финансов. Банковская комиссия и Банк Бельгии.

Нарушение норм обязательных резервов влечет за собой предъявление различных санкций центральным банком. НаприВнмер, Немецкий федеральный банк применяет санкции в виде штрафа, который на 3% превышает ломбардную ставку.

Все перечисленные методы денежно-кредитного регулироваВнния центрального банка действуют в одном направлении в соотВнветствии с целями и задачами экономической политики страны. Одновременное действие всех методов денежно-кредитного реВнгулирования центрального банка оказывает определенное возВндействие на кредитные вложения в хозяйство, платежный баланс и деловую активность в стране в целом.

Вместе с тем денежная политика действует не изолированно, а в значительной степени дополняется депозитной и валютной политикой.

Депозитная политика основана на перемещении денежных средств государственного сектора экономики из системы ценВнтрального банка в коммерческие банки и в обратном направлеВннии (экспансивная и рестриктивная депозитная политика). СлеВндовательно, депозитная политика призвана регулировать движеВнние потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком с целью оказания влияния на состояние резервов кредитных учреждений страны.

При проведении экспансивной депозитной политики денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются. В то же время соответственно возрастают резервы коммерческих банков и их кредитный поВнтенциал, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции.

При проведении рестриктивной политики достигается обратВнный результат: уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темВнпов инфляции.

2.3. Взаимодействие государства и банков

Государство никогда не хотело банкротства банков, так как банкротВнство вызывает сокращение финансовой помощи, замедление экономического оборота, негативно сказывается на экономическом ритме. В инВнтересах обеспечения хозяйственной стабильности государство всегда стремилось к регламентации деятельности банков, старалось подчинить их Деятельность интересам развития экономики в целом, инициировало создание объединений банков, новых кредитных учреждений, способных Финансировать государственные программы развития отраслей и регионов. Государство всегда было заинтересовано в концентрации капитаВнла, в оживлении промышленности, торговли, предпринимательства, где банкам отводилась первостепенная роль. Законы, относившиеся к банковскому сектору, содержали юридические нормы, которые, с одной стороны, содействовали банковской активности, с другой стороны сдерживали банки там, где это мешало государству в общем экономическом регулировании.

Государство при этом всегда было вынуждено балансировать между тем, как сделать банки послушными и самостоятельными, активными и ликвидными, как сделать так, чтобы, обеспечивая регламентацию банВнковской деятельности, не затруднить нормальную конкуренцию между кредитными институтами. Можно сказать, что государство по многим причинам всегда стремилось ВлдружитьВ» с банками, но не прочь было и одернуть тех из них, которые стремились быть чрезмерно с его точки зрения независимыми и самостоятельными. К сожалению, в банковских законах всегда было достаточно того, чтобы допустить как то, так и другое.

Банкиры не оставались в долгу. С одной стороны, банки стараВнлись быть законопослушными. Не в их интересах нарушать закон, ибо это может обернуться не только значительными финансовыми штрафами, дополнительным налогообложением, но и аннулированием лицензии на банковскую деятельность. Недаром банки зачастую наВннимают аудиторов, которые могли бы им показать допущенные ошибки с тем, чтобы избежать этих нарушений в последующем. С другой стороны, банки, если закон в чем-то становится для них помехой, искали способы, как его обойти также законным путем. Эта игра продолжается до сих пор.

Разумеется, мы не касаемся здесь прямых, сознательных нарушений банковского законодательства, приводящих к огромным хищениям денежных и материальных ресурсов.                               

Банковское законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов - как банков, так и их клиентов и государства.

Банковское законодательство, с позиции мирового опыта, хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием опредеВнленных причин может и должно меняться. Эти изменения в банковского законодательстве России мы рассмотрим особо.

В целом структура Федерального закона ВлО Центральном банВнке Российской Федерации (Банке России)В» выглядит следующим образом:

Глава I.        Общие положения (ст. 1тАФ8).

Глава II.        Капитал Банка России (ст. 9 и 10).

Глава III.        Органы управления Банком России (ст. 11тАФ18).

Глава IV.        Взаимоотношения Банка России с органами Государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 19тАФ23).

Глава V.         Отчетность Банка России (ст. 24тАФ26).

Глава VI.        Организация наличного денежного обращения (ст. 27тАФ34).

Глава VII.        Денежно-кредитная политика (ст. 35тАФ44).

Глава VIII.        Операции Банка России (ст. 45-49).

Глава IX.        Международная и внешнеэкономическая деятельность (ст. 50тАФ54).

Глава X.        Банковское регулирование и надзор (ст. 55тАФ76).

Глава XI.        Взаимоотношения с кредитными организациями (ст. 77тАФ79).

Глава XII.        Организация безналичных расчетов (ст. 80тАФ82).

Глава XIII.        Принципы организации Банка России (ст. 83тАФ87).

Глава XIV.        Служащие Банка России (ст. 88тАФ92).

Глава XV.        Аудит Банка России (ст. 93тАФ95).

3.2. Федеральный закон ВлО Центральном Банке РФ (Банке России)В».

В Федеральном законе ВлО Центральном Банке РФ (Банке России}В» введены статьи, посвященные Национальному банковскому Совету как органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенстВнвования банковской системы, проектов основных направлений государстВнвенной денежно-кредитной политики, политики валютного регулироваВнния и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др. Председателем НациональВнного банковского Совета (НБС) является Председатель Центрального банка РФ. В его состав входят 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, представиВнтель от Президента Российской Федерации, министр финансов, министр экономики РФ. 6 членов НБС назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ из числа предВнставителей кредитных организаций и экспертов.

3.6. Система предупреждения кризиса банка и его оздоровления.

Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливаВнет, что в интересах обеспечения финансовой надежности, как фактора предотвращения кризиса, банки должны:

1) осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) покрытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;

2) соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные банком России;

3) организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций.

Помимо данных предупредительных мер, исходящих из самого коммерческого банка, Банк России может использовать также систему раннего распознавания кризисной ситуации в том или ином кредитном учреждении. Для этого используются специальные индикаторы, показаВнли рассчитываемые на основе балансов и других форм отчетности, вставляемых кредитными учреждениями.

Механизм, обеспечивающий защиту вкладов. В современных условиях механизм, обеспечивающий защиту вкладов посредством формироваВнния федерального фонда страхования банковских вкладов граждан и создания фондов добровольного страхования, в полной мере пока не установлен. Законодатели лишь готовят соответствующие законодательВнные акты, где система подобной защиты будет прописана достаточно подробно.

При проведении экспансивной депозитной политики денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются. В то же время соответственно возрастают резервы коммерческих банков и их кредитный поВнтенциал, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции.

При проведении рестриктивной политики достигается обратВнный результат: уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темВнпов инфляции.

Вместе с этим смотрят:

Банковский надзор и пути совершенствования в России
Банковское кредитование предприятий
Банковское право
Безналичные расчеты