Банковский надзор и пути совершенствования в России
Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка и/или министерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильного развития денежно-кредитных рынков.В России в последнее десятилетие банковский надзор (в той форме, в которой он существует во всем мире) прошел путь от "младенчества" до "зрелости", постоянно обогащаясь новыми формами и инструментами. Но еще многое в этой области предстоит сделать.
Общая характеристика современного состояния банковской системы РоссииВ настоящее время в России действует двухуровневая банковская систеВнма. В нее входят Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки и небанВнковские кредитные организации, а также филиалы и представительства иноВнстранных банков. Формирование современной российской банковской систеВнмы происходило в весьма короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии.
Часть коммерческих банков, организованных на базе бывших государВнственных специализированных банков, даже войдя в этап подлинной эконоВнмической самостоятельности и провозгласив курс на универсализацию своей деятельности, сохранили за собой не только собственный экономический поВнтенциал и создававшуюся на протяжении многих лет инфраструктуру, но и свою клиентуру и своеобразие выполняемых функций по ее обслуживанию. Будучи вынужденными продолжать работу с многочисленными клиентами, чье финансовое положение становилось все более затруднительным в связи с общим ухудшением экономической ситуации в стране, нарастанием неплаВнтежей, эти банки становились заложниками проблем, решение которых мало зависело непосредственно от их собственной деятельности.
Отрицательное воздействие на финансовое положение банков оказало и предоставление ими в 80-х- начале 90-х годов централизованных кредитов государственным предприятиям, которые вследствие неперечисления им средств из бюджета во многих случаях оказались безнадежными должниками банков.
Высокая инфляция в первой половине 90-х годов создавала трудности для многих промышленных предприятий-заемщиков в изыскании денежных средств для погашения ими задолженности банкам из-за ухудшения соотноВншения между затратами на выпуск продукции и ценой ее реализации. В то же время инфляция позволяла банкам получать большие прибыли за счет сущеВнственного увеличения стоимости их посреднических услуг и тем самым пороВнждала благодушное отношение банковского руководства к контролю за изВндержками и резервированию средств на покрытие убытков по безнадежным ссудам.
Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение очень ограниченного промежутка времени проходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских специалистов (особенно руководителей и главных бухВнгалтеров) прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться негативно на качестве управления кредитВнными организациями, а в конечном счете на уровне выполнения банками своих функций. Кроме того, в обстановке общей криминализации страны банковская сфера, которая всегда была привлекательной для мошенников, превратилась в предмет повышенного интереса со стороны разных категорий преступников. Большое число банков испытывает на себе прямые и опосреВндованные формы давления, и во главе многих кредитных организаций оказаВнлись люди с сомнительной репутацией. В подобных обстоятельствах появлеВнние проблем у таких банков стало неизбежным.
Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной. Только 35% общего числа российских банков в настоящее время отвечает всем критериям финансовой устойчивости. Еще столько же банков испытыВнвают определенные, хотя и не вызывающие серьезных опасений, проблемы. Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение отВндельных банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т. п.), негативное воздействие которых усиливается существоВнванием еще и внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учете и отчетности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка и др.). ТрудноВнсти количественного роста, с которыми сталкивались российские коммерчеВнские банки на первом этапе своего существования (нехватка квалифицироВнванных специалистов, помещений, оргтехники) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала, ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер эффективного и прибыльного вложения средств; необВнходимости расширения ассортимента банковских продуктов, повышения их качества).
До начала реформирования банковской сферы, первый этап которого относится к 1987-1988 гг., когда были созданы пять государственных специализированных банВнков, в стране функционировали всего четыре банка (Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Сбербанк СССР и Внешторгбанк СССР )
Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и мирового опыта системы регулирования деятельности коммерчеВнских банков. В настоящее время функции надзора за кредитными организаВнциями в нашей стране возложены на Центральный банк Российской ФедераВнции, который призван осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Свои полномочия в области банковского надзора ЦБ РФ реализует через лицензирование банковской деятельности, документарный надзор, организацию и проведение инспекционных проверок на местах. Кроме того, Банк России занимается и вопросами санации проблемных банков.
В нашей стране заложена правовая основа банковского регулирования и надзора, в целом отвечающая принципам мировой практики. Правовое регуВнлирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами ВлО Центральном банке Российской Федерации (Банке России)В» и ВлО банках и банковской деятельноВнстиВ», другими федеральными законами и нормативными актами Банка РосВнсии. Законодательно определена система экономических нормативов деяВнтельности кредитных организаций, установлен порядок надзора за их соблюВндением, определены санкции к кредитным организациям, допускающим наВнрушения федерального законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России.
1.Система банковского надзора в России, ее цели и задачиОсновной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, неВнпосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявВнлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитоВнстью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формироваВнния коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего полиВнтическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных оргаВннов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функциониВнрующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки сисВнтемы мер по предотвращению отмывания ВлгрязныхВ» денег через коммерчеВнские банки нашей страны.
Приближение стандартов банковского надзора в России к международВнным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзоВнра за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.
Федеральный закон ВлО Центральном банке Российской Федерации (Банке РосВнсии)В». Ст. 4, п. 7, ст. 55.
Все большее соответствие мировым стандарВнтам совершенствуемых Банком России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточеВнния требований, предъявляемых к кредитным организациям.
В последнее время изменена структура управления процессами регулиВнрования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за крупВннейшими банками федерального уровня.
1.1 Базельские принципы надзора
Решение большинства проВнблем банковского надзоВнра видится в усилении сисВнтемного подхода, преодолеВннии обособленности отдельных подразделений надзорного блоВнка, дальнейшем совершенствоваВннии их деятельности.
Коротко охарактеризую возВнможные направления совершенВнствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета (Банк России принял решение присоединитьВнся к ним летом 1997 г.).
Базельские принципы эффективного надзораСтабильность функционироВнвания банковской системы во многом зависит от эффективносВнти работы регулирующих органов.
Совершенствование банковВнского надзора в России должно соответствовать мировым норВнмам и принципам (хотя бы потоВнму, что многое в экономических реформах, в том числе в банВнковской сфере, делается нами по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значительВнный опыт, который мы можем использовать.
Эффективные принципы банВнковского надзора получили закВнрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору*. Многие из этих полоВнжений в том или ином виде поВнлучили отражение в нормативных актах Банка России и в российВнском законодательстве. Однако эффективность надзора обеспеВнчивает именно целостная систеВнма надзорных мероприятий.
Базельский комитет вырабоВнтал 25 основных принципов надВнзора, затрагивающих все этаВнпы "жизненного цикла" банков и всю систему взаимоотношеВнний между ними и надзорными органами.
Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно опредеВнлены одна или несколько организаций, например, ЦенВнтральный банк и (или) специаВнлизированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работаюВнщие под эгидой и в тесном конВнтакте с Центральным банком и (или) Министерством финансов. Эти организации должны иметь, с одной стороны, четко опредеВнленные функции, с другой стоВнроны, конкретные полномочия. Для выполнения поставленных задач они должны быть операВнтивно независимыми и иметь в
* Базельский комитет по банковскому надзору объединяет государства, представительство имеет в нем и Россия.
* члены ОЭСР и ряд развивающихся стран.
своем распоряжении достаточВнные ресурсы. Законодатель обяВнзан создать правовое поле, в рамках которого функционируют органы банковского надзора, начиная от положения о лиценВнзировании банковских учреждеВнний и постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии ликВнвидации, а также дать критерии оценки надежности и устойчивоВнсти банков. Нормативным подВнкреплением обеспечиваются и санационные процедуры.
Одним из базельских принВнципов является необходимость лицензирования банковской деятельности. Подход к выдаВнче разрешения должен быть жеВнсткий. Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права заниВнматься банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банковВнского надзора внимательно анаВнлизируют минимальные размеры уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии директоров и высВнших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.
В соответствии со ст. 1 гл. 1 Федерального закона ВлО банках и банковской деятельВнностиВ» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для изВнвлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять предусмотренные этим закоВнном банковские операции. При этом в законе проводится подразделение кредитных организаций на банки и небанковские кредитные организации.
Банком является кредитная организация, имеющая исключительное право на осуВнществление в совокупности следующих банковских операций: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возВнвратности, платности, срочности;открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковской считается кредитная организация, которая имеет право осуществВнлять отдельные предусмотренные данным законом банковские операции в установленВнных Банком России допустимых сочетаниях.
Иностранным банком признается кредитная организация, зарегистрированная в качестве банка на территории иностранного государства в соответствии с его законоВндательством.
Для получения разрешения на занятие банковской деятельностью учреВндители кредитной организации должны выполнить ряд требований, установВнленных ЦБ РФ в соответствии с действующим законодательством.
После выдачи лицензии оргаВнны банковского надзора должны иметь право пересмотра или отВнклонения любых предложений по передаче другим сторонам крупВнных пакетов акций, устанавливая для таких процедур определенВнные критерии.
Базельский комитет четко определил правила и нормы контроля в целях выявлеВнния проблемности на возВнможно более ранних этапах. Органы надзора должны: определять минимальный размер уставного капитала;
- Первоначально было установлено, что с 1 января 1999 г. все кредитные организации (банки) должны будут иметь собственные средства (капитал), определяемые как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, в размере не менее 5 млн. ЭКЮ, а кредитные организации с ограниченным кругом операций - не менее 1 млн. ЭКЮ в рубВнлевом эквиваленте. Однако позднее ЦБ РФ принял решение о том, что в 1999 г. банки с капиталом от 1 млн. до 5 млн. ЭКЮ не прекратят своего сущеВнствования, но с этого времени их деятельность будет ограничена операциями на внутреннем рынке банковских услуг в целях защиты небольших банков, их клиентов и кредиторов от принятия рисков в связи с проведением операций за рубежом. Таким банкам будет запрещено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом, а также осуществлять операции с драгоВнценными металлами и участвовать в капитале других кредитных организаций в объеме, превышающем 25% от величины уставного капитала последних.
Кредитные организации с капиталом, эквивалент которого составляет менее 1 млн ЭКЮ, с 1999 г. утратят статус банка и должны будут перерегистВнрироваться в небанковские кредитные организации или должны быть реоргаВннизованы (путем присоединения или слияния). В ином случае они подлежат ликвидации в установленном законом порядке.
По состоянию на 1.01.1997 г. распределение банков в России по величине объявВнленного уставного капитала было следующим (с четко выраженной по сравнению с предшествующим периодом тенденцией к увеличению числа банков с капиталом от 5 млрд руб. и выше и сокращению числа банков с капиталом ниже 5 млрд руб.):
Размер уставного капитала |
Число банков |
% в общем числе банков |
до 100 млн. руб. |
30 |
1,5 |
от 100 млн. до 500 млн. руб. |
358 |
17,6 |
от 500 млн. до 1 млрд. руб. |
179 |
8,8 |
от 1 млрд. до 5 млрд. руб. |
683 |
33,6 |
от 5 млрд. до 20 млрд. руб. |
592 |
29,2 |
от 20 млрд. до 30 млрд. руб. |
64 |
3,2 |
от 30 млрд. и выше |
124 |
6,1 |
Всего по России |
2030 |
100 |
Уставный капитал кредитной организации формируется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников), которые могут иметь вид денежных средств или материальных активов (банковского оборудования и здания (помещения), в котором располагается кредитная органиВнзация, за исключением незавершенного строительства). При этом установлеВнно, что неденежная часть уставного капитала кредитной организации не должна превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10% - в послеВндующие годы.
- В 1998 году ситуацию мы можем просмотрев рис.2 Вл Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного
уставного капитала по сотоянию на 01.08.1998 г.;
отслеживать, а в определенВнных случаях ограничивать максиВнмальные границы рисков ликвидВнности, платежеспособности, ваВнлютных, кредитных (в том числе и кредиты инсайдерам), проценВнтных, рыночных и других рисков
(см. приложение № 1 );
контролировать адекватность создаваемых ресурсов рискам, связанным с банковской деятельВнностью.
Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления банВнками. Так, органы надзора долВнжны:
"удостовериться в том, что банки обладают системами инВнформирования руководства, коВнторые позволяют последнему выВнявить концентрацию рисков в рамках портфеля активов" (п. 9);
"убедиться в том, что контВнролируемый банк обладает четВнкой системой управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за правлением и высшим управлеВннием)" (п. 13);
"выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая соответствовала бы типу и масштабу их деятельносВнти" (п. 14).
Такая система, в частности, предусматривает четкое раздеВнление функций по приему банВнковских обязательств, расходоВнванию средств, ведению учета активов и пассивов, защите акВнтивов, строгий внутренний аудит и пр.
Базельский комитет считает, что органы надзора должны подВндерживать высокие этические стандарты в финансовом сектоВнре, не допуская преднамеренное или непреднамеренное испольВнзование банка криминальными структурами.
Наряду с возможностью поВнлучения, обработки и анализа необходимой информации от банков, органы надзора должны обладать правом проведения проверок на местах (инспектиВнрование) и прибегать к усВнлугам внешних аудиторов. В любом случае "органы банковВнского надзора должны постоянВнно находиться в контакте с банВнком и полностью понимать смысл проводимых этим учреждением операций" (п. 17). Сотрудничая с банками, органы надзора в то
же время в случае серьезных наВнрушений должны иметь возможВнность использовать "соответВнствующие средства коррекВнции" (п. 22).
1.2 Международные стандарты в России
Банк России в июне 1997 г. выразил готовность присоедиВнниться к "Базельским основопоВнлагающим принципам эффективВнного банковского надзора". При этом Центральный банк РФ исВнходил из того, что реализация этих принципов "имеет чрезвыВнчайно важное значение для соВнздания в России эффективной системы банковского надзора, соответствующей требованиям рыночной экономики и отвечаюВнщей интересам клиентов и вкладВнчиков банков" (Вестник банка России, № 41 (204), 1997, с.1).
Присоединение к этим принВнципам отнюдь не влечет за соВнбой автоматического улучшения в сфере контроля. Потребуется серьезная корректировка подхоВндов к банковскому надзору в РосВнсии, которая связана, в частноВнсти, с ужесточением ряда норВнмативов, переходом на новый план счетов бухгалтерского учеВнта, созданием новой системы формирования резервов на возВнможные потери по ссудам и многое другое.
Присоединение к базельским принципам должно вылиться в радикальные перемены в самом надзоре. Переосмыслению долВнжны подвергнуться, в первую очередь, основы банковского надзора. На первый план выдВнвигается принцип "конструктивВнного сотрудничества", определяВнемый пониманием не только объективного существования тесВнных взаимосвязей между коммерВнческими банками и Центральным банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой чаВнстью народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыночВнных условиях они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк моВнжет обеспечить реализацию стоВнящих перед ним задач (устойчиВнвость национальной денежной единицы, эффективное функциВнонирование платежной системы и многое другое, без чего неВнмыслима здоровая экономика) только при наличии прочного банковского "фундамента" в виде коммерческих банков и благодаВнря ему.
Банки в процессе оценки усВнловий наиболее выгодного разВнмещения активов, формирования своего кредитного портфеля реВншают важнейшую макроэкономиВнческую задачу тАФ эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельноВнсти лишает экономику этого суВнщественного для рыночного хоВнзяйства механизма. СледовательВнно, должны быть и разумные граВнницы надзора (доминирование принципа "не навреди").
В свою очередь, коммерчесВнкие банки объективно заинтереВнсованы в максимальном общеВнственном доверии к ним, в осВннове которого тАФ их надежность и стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивилиВнзованное регулирование банковВнской деятельности. КоммерчесВнкие банки и Центральный банк тАФ "зеркальное отражение друг друВнга". Их деятельность и интересы переплетаются. Эффективная банковская система не может суВнществовать в условиях их проВнтивоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не долВнжен становится на излишне жеВнсткие позиции, а коммерческим банкам желательно понять, что надзор в конечном итоге полоВнжительно отражается на их колВнлективных долговременных интеВнресах.
Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется:
- особым положением банка в связи с тем, что он оперирует "дважды общественными" деньВнгами тАФ его капитал сформироВнван на основе акций или паев, а на счетах находятся средства клиентов;
- ролью, которую банки играВнют в хозяйственной жизни обВнщества (воздействуя на объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую экоВнномическую конъюнктуру);
- особым доверительным хаВнрактером отношений между комВнмерческими банками и их клиВнентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то банковская система не сможет должным образом выполнять свои функции по привлечению и перераспределению временВнно свободных денежных средств в обществе, а сами банки будут недополучать значительные приВнбыли;
- наличием большого числа серьезных и разноплановых рисВнков банковской деятельности, потенциально способных в кратВнчайшие сроки вывести рынок или его отдельных агентов из состоВняния равновесия;
- возможностью лишь на обВнщегосударственном уровне обесВнпечить систему гарантий надежВнности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию стабильности на денежно-кредитВнных рынках.
Банковский надзор не может быть эффективным без реального выполнения двух функций: преВнвентивной и защитной.
Первая нацелена на то, чтобы не допуВнстить краха отдельных банков или дестабилизации рынка в целом. Вторая предусматривает меры нейтрализации или локализации негативных последствий, если такой крах или дестабилизация все же произошли. Она состоит из системы мер реальной помоВнщи банкам, попавшим в сложВнную финансовую ситуацию, и сиВнстемы гарантий депозитов, наВнправленных на защиту интересов вкладчиков в случае банкротства кредитных институтов.
Подобный подход позволяет Центральному банку расширить отношения с проблемными банВнками: перейти от помощи в выВнявлении и оценке проблем, поВнисков путей выхода из неблагоприятной ситуации, организационВнно-управленческих рекомендаций к временному предоставлению на определенных условиях средств или отсрочки выплат штрафов, предусмотренных за нарушения. Последнее определяется тем, что проблемы ликвидности попавших в затруднительное положение банков могут быстро трансфорВнмироваться в проблемы платеВнжеспособности, поскольку ускоВнренная реализация долгосрочных активов (нередко по бросовым ценам) влечет за собой серьезВнные потери капитала и может вызвать усугубление финансовоВнго положения вплоть до банкротВнства. Это, в свою очередь, моВнжет сопровождаться для общеВнства значительно большими изВндержками, чем своевременное оказание необходимой и адекВнватной помощи проблемному банку.
Основным критерием оценВнки качества надзора должно стать поддержание абсолютного довеВнрия к банковскому сектору. В дополнение к традиционным цеВнлям второго порядка тАФ поддерВнжание общей стабильности, преВндотвращение банкротств крупных банков и системных кризисов тАФ в их состав можно было бы вклюВнчить:
фактическое обеспечение безопасности вкладов физичесВнких лиц;
борьбу с криминализацией банковской сферы и различного рода отклонениями от нормы;
отслеживание незаконных банковских сделок организацияВнми и лицами, не имеющими на это лицензии (например, "черВнный нал"), недобросовестной рекламы, ограничений конкуренВнции, несвоевременности зачисВнления средств на счета клиенВнтов и др.
Все элементы общей цели банковского надзора внутренне взаимосвязаны. Игнорирование любого из них лишает надзор эффективности. Так, с одной стоВнроны, отсутствие реального меВнханизма защиты вкладов населения обходится банковской сиВнстеме в недополучение ресурсов минимум в 30 млрд долл., нахоВндящихся на руках людей, недоВнверяющих банкирам. С другой стороны, защита вкладов насеВнления, по существу, означает огВнраждение коммерческих банков от риска массового изъятия деВннег в случае временных трудноВнстей или паники и в целом уменьВншает риск системного кризиса.
Главное содержание банковВнского надзора, на мой взгляд, должно быть переориентироваВнно с оценки отдельных рисков (какими бы значимыми они ни были) на оценку общей степени концентрации совокупных банВнковских рисков. К их числу поВнмимо кредитных рисков и рисВнков потери ликвидности относятВнся процентные, биржевые, валютВнные, организационные и ряд других, надзор за которыми не ведется вообще или ведется недостаточно. Однако это вовсе не означает усложнения или увеВнличения объема отчетности комВнмерческих банков.
Особое внимание следовало бы уделить оценке организациВнонных рисков, связанных с каВнчеством управления кредитВнных учреждений. Не секрет, что разорение многих банков прежВнде всего было связано с неудовВнлетворительным их управлением из-за недостаточных квалификаВнции и опыта высших менеджеВнров. Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных с потенВнциальной криминализацией банВнков. А ведь давно стало понятВнно, что привлечение и испольВнзование средств из сомнительВнных источников, так же как и различные нарушения с целью извлечения сверхдоходов, подВнвергают серьезной опасности экономическую устойчивость креВндитных учреждений.
Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и содержаВннии банковского надзора могут уподобиться "стрельбе из пушек по воробьям" без серьезной пеВнрестройки его инструментария.
Рационализация форм и меВнтодов банковского надзора, на мой взгляд, должна исходить из необходимости:
упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "проВнзрачности" банка и без потери информативности;
удешевления (и одновременВнно повышения их качества и личВнной ответственности проверяюВнщих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок с одновременным пеВнреносом их основной тяжести на специализированные аудиторсВнкие фирмы, получающие задания на проверки в территориальных управлениях. Центрального банВнка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна полностью лоВнжиться на коммерческие банки, нарушающие те или иные закоВннодательно закрепленные правиВнла деятельности);
полной открытости банковсВнкого надзора общественности: серьезные изменения в нем долВнжны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими союзами;
максимальной гибкости: люВнбые "модернизации" в банковсВнкой деятельности должны в кратВнчайшие сроки находить отражеВнние в надзоре. Так, распростраВннение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует осоВнбых подходов к выяснению ноВнвых банковских рисков, новых методов их учета и регулироваВнния.
Надзорная система, построВненная на перечисленных принциВнпах, сложившихся в ходе становВнления экономических структур развитых стран, позволит сфорВнмировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность со способностью выполнять присущие ей специВнфические функции, без которых немыслимо современное рыночВнное хозяйство.
Прокуратура Санкт-ПетербурВнга возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172 УК РФ (незаконная банВнковская деятельность), поскольку "обстоятельства возможно исслеВндовать только следственным пуВнтем".
Дела направлены для органиВнзации расследования в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству следВнственной службой УФСНП.
В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-Петербургу по проверке деятельности 14 прибалВнтийских банков на территории Санкт-Петербурга (в число котоВнрых входят 4 вышеназванных банВнка) через корреспондентские счеВнта в российских банках, были выВнявлены "грубые нарушения дейВнствующего налогового, валютного и банковского законодательств Российской Федерации". По свеВндениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не поступившая в феВндеральный бюджет России в реВнзультате полугодовой деятельносВнти 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд руб. В ходе проверки установлеВнно, что в нарушение действующеВнго законодательства прибалтийсВнкими банками производился переВнвод денежных средств, в том чисВнле и НДС, за рубеж, "минуя проВнцедуры валютного контроля". КроВнме того, выявлено, что упомянуВнтые банки открывали у себя счета российским предприятиям-резиденВнтам без уведомления ЦентральноВнго банка РФ и Госналогслужбы.
2 . Механизм и инструменты надзора
Системный подход к банВнковскому надзору означаВнет, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банВнков как к разветвленной целостВнной системе, состоящей из отВндельных базовых элементов (банВнков), связанных между собой сложными многоуровневыми отВнношениями. В этой общей сисВнтеме формируются подсистемы по разным признакам:
- размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);
- организационВнно-правовой форме (акционерВнные, паевые);
- преимущественным сферам деятельности (коммерВнческие,ипотечные, экспортно-импортные и пр.);
- принадлежноВнсти капитала (национальные, иностранные) и др.
В свою очередь каждый отВндельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей систеВнмы) также является сложной сиВнстемой, подчиняющейся опредеВнленным закономерностям развиВнтия на отдельных фазах жизненВнного цикла.
В силу этого системный подВнход к банковскому надзору преВндусматривает:
- надзор за банковской систеВнмой в целом с учетом ее основВнных подсистем;
- надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.
Каждая из этих разновидносВнтей надзора имеет свои приориВнтеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздейВнствия со стороны Центрального банка.
Главная цель надзора за банковской системой тАФ соВнхранение общей стабильности деВннежно-кредитных рынков, предотВнвращение системных кризисов пуВнтем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных коррекВнтирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранВнней диагностики.
К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельноВнсти, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервВнные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требоваВнния Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и гоВнсударственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалиВнфикационные требования Банка России. Они также должны иметь соответстВнвующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включаюВнщую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).
Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниВнках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообВнщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководитеВнлей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаВнты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законоВндательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в территоВнриальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе с баВнлансами следующие сведения:
- об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных органиВнзациях и остатках средств на счетах ВлНостроВ»;
- об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах ВлЛороВ»;
- о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитВнных организациях депозитах;
- о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.
Информация о новых счетах ВлНостроВ» и ВлЛороВ» должна передаваться в территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в территориВнальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам ВлНостроВ» и ВлЛороВ» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.
Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными организациями операций через корреспондентские счета ВлНостВнроВ» в рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организаВнциях (как резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчиВнками), бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ территориального учреждения Банка России.
Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание стаВнбильности деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и которые в будущем могут осложнить их финансовое положеВнние, Банком России разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений работы с ними.
2.1 Ранняя диагностика
Ранняя диагностика тАФ один из самых важных, но наиВнменее проработанный в надзорВнной банковской практике раздел работы. Главная задача регулиВнрования банковской системы закВнлючается в направлении ее разВнвития в продуктивном с народноВнхозяйственной точки зрения наВнправлении.
Ранняя диагностика начинаВнется с изучения макроэкономичесВнкой среды с акцентом на специВнфические кредитно-денежные поВнказатели. Это обусловлено тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных трудовых и временных затратах.
Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней диагностики банковского сектора и подсказывает направВнления дальнейшего, более углубленного анализа. В экономичесВнком механизме даже самые, каВнзалось бы, общие экономические показатели отделяют от конкретВнных всего несколько промежуточВнных звеньев.
В последнее время нередко преобладает тенденция переоценВнки самостоятельности и изолироВнванности банковской сферы, возВнможно, из-за использования заВнпадной методики, не учитываюВнщей характер и специфику переВнходного периода и применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном хозяйстве. Из-за этого за пределами ранней диагностиВнки остаются важные вопросы. В наших же условиях исключительВнно важную роль играет внешняя по отношению к кредитным учрежВндениям среда, что особенно заВнметно для мелких и средних банВнков.
В числе показателей макроВнэкономического характера, котоВнрые целесообразно учитывать при анализе банковской системы (наВнряду с такими показателями как ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства и отдельных отВнраслей), на первое место выхоВндят кредитно-денежные тАФ темВнпы инфляции, движение денежВнной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д.
Совокупность этих показатеВнлей дает представление о среде, в которой действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние банковской системы, перспективы и направВнления ее развития. Нередко уже на этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые места и намеВнтить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для исправления ситуации. СоответВнственно, общебанковские надзорВнные функции должны рассматриВнваться под этим углом зрения.
Лишь на этом фоне конкретВнному анализу подвергается сама банковская система, ее динаВнмические и относительные покаВнзатели, характеризующие уровень ее развития и место, принадлеВнжащее ей в народнохозяйственВнном комплексе, тАФ динамика "рожВндаемости" и "смертности" кредитВнных институтов, их специализаВнция, территориальное размещеВнние, концентрация кредитных реВнсурсов, основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое.
На мой взгляд, целесообразВнно провести типологию кредитных учреждений, чтобы применять к каждой группе адекватную систему показателей и мер воздействия. Существующая система отчетноВнсти перед вышестоящими оргаВннизациями диктует единые для всех банков показатели (частичВнные исключения делаются лишь для организаций с ограниченным кругом операций). Однако между участниками банковского сообщеВнства есть и различия, порой суВнщественные. Поэтому введение различных нормативов для разВнных групп банков с позиций упВнравления процессом развития банковской системы весьма проВндуктивно.
Банковское сообщество в России далеко не однородно, что и обуславливает необходимость типологизации банков по признакам, существенным для выполнеВнния надзорных функций. В опреВнделенной степени таким задачам отвечает, в первую очередь, групВнпировка банков по величине. В мировой практике их принято ранжировать по сумме активов. Несмотря на спорность и мехаВннистичность такого подхода, в размерные группы все же попаВндают банки приблизительно одного направления тАФ по капиталу, акВнтивам, числу и характеру учредиВнтелей, природе и источникам акВнционерного капитала и, соответВнственно, основным сферам приВнвлечения ресурсов и размещения активов.
Механизм ранней диагностиВнки на основе обобщенных данных предусматривает составление прогнозов развития банковской системы и выработку рекомендаВнций по созданию условий для исправления ситуации (или закрепВнления положительных тенденций) с помощью конкретных мер, в том числе нормативного порядка.
Такой надзор ведется в наВнстоящее время лишь на общегоВнсударственном уровне. Однако он, как показывает практика, не эфВнфективен без осуществления анаВнлогичного надзора на всех основВнных региональных денежно-креВндитных рынках, в частности, в Москве.
В 1998году возросло число кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций . ( рис.1)
Осуществление надзора за банковской системой на региоВннальном уровне предусматривает:
- постоянный комплексный моВнниторинг за состоянием дел на денежно-кредитном рынке с сисВнтематическим обобщением обраВнботанных по единой методике данных;
- делегирование дополнительВнных полномочий территориальным управлениям в целях максимальВнно гибкого воздействия на проВнцессы, происходящие в данном регионе.
Последнее, освобождая ценВнтральный аппарат от мелких теВнкущих проблем, позволит ему сосредоточиться на наиболее знаВнчимых для всей национальной денежной системы участках раВнботы.
В определяющей степени стабильность банковской систеВнмы зависит от состояния отдельВнных банков. Системный подход обуславливает регламентацию всего пути движения банка от моВнмента рождения до ликвидации.
Первый этап в деятельности банка тАФ лицензирование. На этой стадии пристальное внимаВнние уделяется источникам форВнмирования уставного капитала, составу учредителей, кандидатуВнрам на руководящие должности.
На стадии "созревания" банВнка управление лицензирования должно подвергать специальной проработке факты резкой (масВнсовой) смены учредителей, влаВндельца контрольного пакета акций или концентрации контрольного пакета в руках ограниченного круВнга учредителей. Именно они во многом определяют характер конВнкретной деятельности банков.
В процессе развития банка происходят события, связанные с его становлением на рынке банВнковских услуг тАФ привлечение ресурсов и размещение активов в целях извлечения прибыли, форВнмирование капитала, распределеВнние прибыли и др. Строится страВнтегия развития банка тАФ прораВнбатываются программы увеличеВнния ресурсов по различным наВнправлениям и, соответственно, размещения активов. ПроводятВнся техническое оснащение, найм дополнительного персонала при расширении деятельности и сфер активности. Контрольные функции Центрального банка этой стадии проработаны наиболее полно. В частности, уже есть нормативная база отчетности, приведенная в соответствие с международными стандартами (см. Инструкции №1 и 17).
Возможно, на этом этапе разВнвития банка более тщательному анализу следует подвергнуть структуру активов и формироваВнния пассивов. Существующая норВнмативная база по чисто формальВнным количественным показателям устанавливает границы для соотВнношений активов, пассивов, каВнпитала, доходности, резервов. При этом из поля зрения выпаВндает тот факт, что пассивы могут иметь практически один источник (скажем, средства населения, депозит одного крупного клиента) или существенно преобладающую сферу размещения активов (гоВнсударственные ценные бумаги, межбанковский рынок, валютные операции, комиссионные за опВнределенные услуги).
Прочность и стабильность банковской системы в целом, финансовое состояние ее отдельВнных элементов тАФ банков тАФ во многом определяются ранним обнаружением признаков финанВнсовой нестабильности, выяснениВнем причин ее возникновения и своевременным принятием мер по исправлению ситуации.
Можно предположить, что с позиций рационализации процесВнса выявления проблемного комВнмерческого банка (с последуюВнщим анализом причин и принятия решения относительно дальнейВнших мероприятий) изучение фиВннансовых показателей банка, хаВнрактеризующих его ликвидность, целесообразно вести по нисходяВнщей тАФ от более общих показатеВнлей к более конкретным. Если дела у банка обстоят неблагопоВнлучно, то диагноз можно постаВнвить по первым наиболее общим финансовым показателям, что, есВнтественно, не отменяет дальнейВншее углубленное изучение.
В преобладающем в настоВнящее время в надзорной практике подходе фиксируются уже свершившиеся факты, а дейВнствия надзорных органов сводятВнся к применению санкций. По-моему, и здесь акцент долВнжен быть перенесен на стадию предварительного обнаружения потенциальных негативных моВнментов. При этом анализ долВнжен проводиться под углом зреВнния платежеспособности банка, а не ограничиваться простой фиксацией нарушений. Эти два понятия должны быть четко разВнграничены.
Банковское сообщество соВнстоит из отнюдь неоднородных единиц, отличающихся только по величине. Как правило, размерВнность отражает качественное разВнличие банков, а большинство так называемых мелких и средних банков выполняют роль брокерсВнких контор по работе преимущеВнственно на рынках ГКО, корпораВнтивных ценных бумаг и МБК. КреВндитные операции ограничиваютВнся быстроокупаемыми торговыми сделками и предоставляются преВнимущественно учредителям. ЕсВнтественно, применять к таким банкам критерии, по которым принято оценивать полномасштабВнные коммерческие банки, непраВнвомерно, ведь в результате полуВнчим искаженную картину (подВнтверждение банковское сообщеВнство получило в августе 1995 г., когда в критическое положение попали внешне благополучные коммерческие банки) и нерациоВннальное использование времени и труда.
Например, можно предполоВнжить, что кредитные организации, работающие преимущественно на рынке межбанковских кредитов, не имеющие опоры в реальном секторе экономики, в решающей степени зависят от состояния рынков МБК и ГКО тАФ основной сферы своей деятельности. ВыВнделив группу таких банков из общей совокупности, можно с высокой степенью вероятности
спрогнозировать надвигающиеся осложнения для этой категории при изменении положения на рынке МБК и/или ГКО. Причем глубина и степень осложнений, вытекающих из краха основной сферы размещения активов, таВнковы, что кредитная организация не поддается санации, поскольку прекращает существование сама среда, в которой та оперироваВнла. Дальнейшая работа с подобВнными кредитными организациями может вестись лишь в ликвидаВнционном русле.
Для повышения эффективноВнсти банковского надзора целесоВнобразно особое внимание уделять организациям, которые по своей функциональной нагрузке могут считаться полноценными банкаВнми, то есть способными выполВннять свои обязательства перед клиентами, без сбоев осуществВнляя основные банковские функВнции. В этом есть некоторое отВнличие от традиционной надзорВнной практики. Нарушения правил учета, иные погрешности должВнны сопоставляться с реальной возможностью банка выполнять свои функции и степенью подВнрыва его ликвидности.
В первую очередь аналиВнзируются наиболее общие покаВнзатели, характеризующие финанВнсовое состояние банка в целом. В принципе оценка состояния банка наиболее полно и адекватВнно проводится по той или иной модификации западной системы САМЕL (капитал, активы, управВнление, доходность, ликвидность).
Исследование каждого компоВннента общей системы показатеВнлей проводится от общих показаВнтелей к более подробному аналиВнзу в индивидуальном порядке:
оценка уровня рентабельносВнти банка с точки зрения его усВнтойчивого развития и конкуренВнтоспособности, использование прибыли, источники формироваВнния прибыли (удельный вес опеВнраций, приносящих прибыль), соотношение краткосрочной и долВнгосрочной прибыли;
оценка уровня ликвидности с позиций достаточности для выполВннения текущих обязательств.
Главными и общепринятыми источниками информации о финансовом состоянии кредитной организации являются:
баланс; отчет о прибыли и убытках; обВнщая финансовая отчетность ф-17; расшифровка просроченной заВндолженности; расшифровка МБК; котировка акций; соблюдение нормативных показателей; соблюВндение обязательных резервных требований; материалы (сигнаВнлы) результатов аудиторских и прочих проверок; состояние корВнреспондентского счета, соблюдеВнние расчетной дисциплины, факВнты задержки платежей; выполнеВнние обязательств перед бюджеВнтом; информация о кадровом составе (руководство); учет спеВнцифики банка (история создания, учредители, клиентура); анализ периодической и специальной печати.
Данные источники информаВнции имеют недостатки: они недоВнстаточно полны и не всегда досВнтоверны. Однако в совокупности позволяют объективно оценить состояние банковской системы в целом и отдельного банка. ВвеВндение динамических показатеВнлей тАФ изменение активов, приВнбыли, собственного капитала тАФ позволяет уловить настораживаВнющие сигналы, чтобы затем боВнлее детально изучить документы конкретной кредитной организаВнции.
Полученные данные анализиВнруются с позиций выявления проблемного банка.
2.2 Проблемные ситуации
Критерии проблемности банка подробно описаны в письВнме ЦБ РФ № 265 от 02.04.96 г. В зависимости от степени пробВнлемности банки разбиваются на три группы, в соответствии с чем принимаются решения относиВнтельно дальнейшей работы с ними.
Признаки проблемности непосредственно вытекают из опВнределения критериев проблемноВнсти. Таким образом, аналитики должны отслеживать эти признаВнки, учитывать и систематизироВнвать их и при накоплении соотВнветствующего числа признаков относить банк к той или иной группе.
При обнаружении признаков проблемности у банка или кредитВнной организации проводится тщаВнтельный и углубленный анализ их финансового состояния.
На основании полученных данных можно сделать достаточВнно достоверный вывод о фиВннансовом состоянии банка, о причинах возникновения трудВнностей, их степени и глубине, о возможности преодоления осложВннений самостоятельно или путем проведения определенных меропВнриятий, например организационВнно-управленческих мер или стаВнбилизационного кредита. ПолитиВнка регулирования проблемВнного банка определяется в заВнвисимости от его положения на рынке, степени и характера фиВннансовых проблем, клиентуры и учредителей, а также других факВнторов, влияющих на принятие решения. Соответственно приниВнмают решение о санации банка или процедуре ликвидации в той или иной форме (под ликвидациВней понимается в том числе и потеря самостоятельности).
Программа санации кредитноВнго учреждения тАФ самостоятельВнная задача, требующая работы коллектива высококвалифицироВнванных специалистов, причем в области банковского маркетинга и стратегии развития банка (а не бухгалтеров-ревизоров) в течение определенного времени.
На стадии "угасания" банка важно определить степень тяжеВнсти проблем и возможности банВнка, а также целесообразность проведения санационных (оздоВнровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания банка в затруднительВнное положение, причем не все они возникают по вине самого банка. Самые простые тАФ намеВнренно рискованная кредитная поВнлитика, недостаточно компетенВнтное руководство. Тогда вступаВнет в силу процедура ликвидации, смены руководства или превраВнщения кредитного учреждения в филиал более благонадежного банка, хотя в этом случае непроВнсто решить проблему просроченВнной и безнадежной задолженноВнсти (как и вариант перевода клиВнентов на обслуживание в другой банк). Стоит учитывать и неравВнномерность территориального распределения участников банВнковского сообщества. НасыщенВнностью кредитными организациВнями отличаются только Москва и Санкт-Петербург. В других реВнгионах выбор обслуживающего банка не велик.
Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии кредиВнтования с предприятиями, попавВншими в сложное положение из-за неблагоприятной макроэконоВнмической конъюнктуры. Вину банВнка как кредитного учреждения здесь усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет в своем регионе важную социальВнно-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто формальным признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача надзорных органов тАФ возможно более точно установить причины трудностей банка и помочь найти рациональный выход из создавВншегося положения. Понятно, что чем раньше будут установлены признаки проблемности и предВнприняты адекватные меры, тем меньше негативных последствий вызовет явление.
Итак, системный подход к банковскому надзору за отдельВнными банками предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла:
- "зарождение" (закладывается фундамент дальВннейшего развития);
"становление" (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы деятельности, увеличение персоВннала) и "затухание";
- фиксацию на каждом из этаВнпов основных целей банковского надзора: на первом тАФ отбор достойных претендентов, на втоВнром тАФ предотвращение сбоев в нормальном развитии, на третьем тАФ вывод из состояния "старения", в случае невозможности тАФ циВнвилизованная ликвидация с миВннимальными социально-экономиВнческими издержками и соответВнственное выделение важнейших инструментов воздействия на банки;
- поэтапное разграничение фунВнкций подразделений надзорного блока с выделением управления тАФ координатора. На первом этаВнпе роль координатора закрепляВнется за управлением лицензироВнвания, на втором тАФ за сводно-экономическим управлением и упВнравлением пруденциального надВнзора, на третьем тАФ за управлением санирования. Решения, приВннимаемые в рамках своих полноВнмочий управлениями-координатоВнрами, обязательны для выполнеВнния всеми другими подразделеВнниями надзорного блока.
Признаками существования финансовых трудностей у кредитных оргаВннизаций считаются:
- нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;
- наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспонВндентскому счету;
- резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к нулю, величину;
- выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтерВнского учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискованВнной кредитной и процентной политики;
- неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней диагностики Банка России;
- убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами банка развитие внутренней инфраструктуры;
- выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе участников и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;
- информация отрицательного характера о банке и его деятельности, поВнступающая из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой инфорВнмации, жалобы клиентов на его работу.
Разработаны рекомендации по определению степени проблемности банВнков, позволяющие достаточно точно оценивать их состояние^. Все кредитные организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности; банки с первыми признаками банкротства; критические (финансоВнво нестабильные) банки. По состоянию на 1.10.1996 г. к стабильно работаюВнщим относились 37,1% от общего числа российских банков. Банки с первыми признаками проблемности составляли 21,5%, испытывали временные трудноВнсти-22,7% ,первые признаки банкротства наблюдались приблизительно у 2% банков, отрицательный капитал имели 11% от общего числа банков.
Введение данной классификации банков важно для организации надзора за ними, разработки мер воздействия на проблемные банки, в том числе и для принятия решений об их финансовом оздоровлении (санации) или ликвидаВнции, так как применение той или иной предусмотренной законодательством меры зависит от степени проблемности кредитной организации и ее функВнциональной роли в банковской системе.
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и реВнгулирования Банк России регулярно проводит тематические и комплексные инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов на местах. Эти проверки дают возможность получить более точное представление о реВнальном финансовом состоянии банков, качестве работы их структур, достоВнверности предоставляемой отчетности и тем самым позволяют в случае необВнходимости принимать в отношении их более адекватные меры.
3. Формы воздействия со стороны надзорных органов на допускающие нарушения кредитные организации
При нарушении кредитной организацией федерального законодательстВнва, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении инВнформации или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального усВнтавного капитала или ввести ограничения на проведение кредитной органиВнзацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к кредитной организации:
- взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капиВнтала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;
- потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровлеВннию, в том числе изменить структуру активов, произвести замену руководиВнтелей, провести реорганизацию;
- установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
- запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотренВнных выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
- назначить временную администрацию по управлению кредитной оргаВннизацией на срок до 18 месяцев;
- отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке, преВндусмотренном федеральным законодательством.
Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осущеВнствление банковских операций могут служить:
- установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;
- задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренВнных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией банковских операций (даже однократное);
- нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меВнры воздействия, предусмотренные Федеральным законом ВлО Центральном банке Российской Федерации (Банке России)В»;
- неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.
Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными организациями в России
Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относиВнтельно перспектив развития и совершенствования банковского надзора.
1. Надзор за банковской сисВнтемой в широком плане распадаВнется на три взаимосвязанных блоВнка: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.
2. Надзор должен быть нацеВнлен в первую очередь на максиВнмальное укрепление общественВнного доверия к банковской сисВнтеме, предотвращение массовых банкротств банков.
3. Центр тяжести банковскоВнго надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.
4. Надзорная практика должВнна учитывать различные этапы жизненного цикла банка тАФ лиценВнзирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, расВнсматривая их как элементы едиВнной системы. Для реализации поВнставленных целей необходимо выВнработать новые подходы к отчетВнности банков. Документация долВнжна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедреВнние нетрадиционных экономико-статистических методов монитоВнринга.
5. Совершенствование надзорВнной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, максиВнмальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока.
Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних усВнловий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования приВнменяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.
В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном секВнторе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфеВнре, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из тоВнго, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидательВнный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптимиВнзации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономическоВнго развития страны.
Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной заВндачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание услоВнвий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости (Влтранспарентно-стиВ») ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных органиВнзациях Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекаюВнщим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях .Для этого Банком России разработан новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, который планируется ввести с 1.01.98 г. вместе с переработанными вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17.
Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение достоверности предоставляемой банками ЦБ РФ инфорВнмации;
- повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их рукоВнводителям, системе внутреннего контроля в банках;
- методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети кредитных организаций;
- мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме реального времени;
- совершенствование системы экономических нормативов с учетом эфВнфективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых изменений в бухгалтерском учете;
- использование дифференцированного подхода к применению мер регуВнлирования кредитных организаций в зависимости от значения конкретного банка для системы в целом;
- разработку способов поддержки перспективных с точки зрения укреплеВнния банковской системы кредитных организаций.
Особое место в системе надзора за кредитными организациями и своеВнвременном выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм. Придается важное значение организации постоянного сотрудничества ЦБ РФ с независимыми аудиторскими фирмами и последних с банками. ПриВнзнается необходимым активизировать позицию Банка России по регулироваВннию аудиторской деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное согласование с ЦБ РФ аудиторских фирм для проверки крупных (структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их персоналом прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и применения мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не отвечает требованиям Банка России.
Важными моментами в перспективном развитии банковского надзора в России представляется организационное обособление ЦБ РФ от контроля за процедурой ликвидации несостоятельных банков и создание предусмотренВнного законом ВлО банках и банковской деятельностиВ» фонда (корпорации) обязательного страхования вкладов.
Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться к лучшему лишь в том случае, если произойдут положительные сдвиги в экономике страны в целом. Однако органы банковского надзора уже сейчас предпринимают усилия по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал ВлКонцепцию стабилизации и повышения надежности банковской системы РоссииВ», определяющую комплекс мер по предотвращению системВнного кризиса в банковской сфере и механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним из условий кардинального улучшения полоВнжения в банковской сфере страны является совершенствование самой систеВнмы надзора за деятельностью кредитных организаций с учетом международВнного опыта организации банковского надзора и отечественной практики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
С учетом уровня кредитного риска, который определяется принадлежноВнстью ссуды к той или иной группе в зависимости от наличия соответствующеВнго и надлежащим образом оформленного обеспечения, а также числа дней просрочки платежа, введена классификация ссуд по пяти группам риска:
1. Стандартные ссуды. К ним относятся ссуды, по которым своевременВнно и в полном объеме погашается основной долг, включая ссуды, пролонгиВнрованные не более 2 раз в установленном порядке, а также просроченные до 30 дней обеспеченные ссуды.
2. Нестандартные ссуды. Сюда включаются просроченные до 30 дней недостаточно обеспеченные ссуды и просроченные от 30 до 60 дней обеспеВнченные ссуды.
3. Сомнительные ссуды. В эту группу входят просроченные до 30 дней необеспеченные ссуды, просроченные от 30 до 60 дней недостаточно обеспеВнченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней обеспеченные ссуды.
4. Опасные ссуды. Это просроченные от 30 до 60 дней необеспеченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней недостаточно обеспеченные ссуды.
5. Безнадежные ссуды. К ним относятся просроченные от 60 до 180 дней необеспеченные ссуды и все ссуды, просроченные больше, чем на 180 дней.
Для каждой из пяти групп классифицированных ссуд установлены соотВнветствующие их уровню кредитного риска нормы резервных отчислений на покрытие вероятных убытков: 2% - по первой группе; 5 - по второй; 30 - по третьей, 75 - по четвертой и 100% - по пятой.
По ссудам, принадлежащим к первой и второй группам риска, банки саВнмостоятельно определяют необходимость создания резерва на возможные потери, а по ссудам, отнесенным к третьей, четвертой или пятой группам риска, резерв на возможные потери формируется коммерческими банками в обязательном порядке.
При этом отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, отнеВнсенным к третьей, четвертой, пятой группам риска, за исключением ссуд, выВнданных под гарантию Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и/или под поручительство Министерства финансов РосВнсийской Федерации, а также по не имеющим обеспечения ссудам, относятся на себестоимость оказываемых банками услуг. Иначе говоря, они создаются за счет расходов банка, что позволяет избегать формирования и использоваВнния банками части прибыли, которая может оказаться необходимой для возВнмещения убытков по невозвращенным ссудам. В то же время резерв на возВнможные потери по необеспеченным ссудам, хотя и относится на расходы банВнка, но не уменьшает налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль.
Установлены нормативы текущей, мгновенной и долгосрочной ликвидВнности, рассчитываемые как соотношение между активами и пассивами с учеВнтом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов. Решено, что отношение суммы ликвидных активов банка к его обязательствам по счетам до востребования и на срок до 30 дней (показатель текущей ликвидности) должно составлять не менее 30% с 1.02.1997 г. и не менее 70% - с 1.02.1999 г. зательств по счетам до востребования с баланса на 1.02.1997 г. (норматив мгновенной ликвидности), а объем выданных банком кредитов, займов и деВнпозитов в драгоценных металлах со сроком погашения свыше года не может превышать 120% от суммы капитала кредитной организации и ее обязаВнтельств по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года (норматив долгосрочной ликвидности). По состоянию на 1.10.96 г. 23% банков от их общего числа были убыточными. В 1996 г. в состоянии устойчивой неликвидности находились 15% банков, котоВнрыми было привлечено до 10% ресурсов.
Ограничение рисков концентрации. Для снижения рисков концентрации, явившихся для многих банков причиной их плачевного финансового состояВнния, в России введены следующие ограничения.
1. Определена допустимая степень риска на одного заемщика или групВнпу связанных заемщиков, под которыми понимаются юридические и физичеВнские лица-заемщики, связанные между собой экономически или юридически, т. е. через общую собственность и/или взаимные гарантии и/или обязательстВнва, и/или контроль над имуществом друг друга, или посредством совмещения руководящих должностей ,-не более 40% собственных средств (капитала) кредитной организации с баланса на 1.02.1997 г. и не более 25% - с баланса на 1.02.1998 г.
2. Установлен предел крупных кредитных рисков, определяемых как общая сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику или группе связанных заемщиков со стороны кредитной организации в разВнмере свыше 5% ее капитала. С 1997 г. допускается не более чем десятикратВнное превышение совокупной величиной крупных кредитов и займов, выданВнных кредитной организацией, объема ее капитала. С 1998 г. отношение крупВнных кредитов и займов к капиталу кредитной организации не должно превыВншать 8 раз. (Сведения о крупных кредитах и займах должны представляться ежемесячно в Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ по месту наВнхождения корреспондентского счета кредитной организации вместе с баланВнсом и расчетами экономических нормативов.)
3.Риск на одного кредитора (вкладчика) ограничивается 40% с баланса на 1.02.1997 г. и 25% собственных средств (капитала) кредитной организации - с баланса на 1.02.1998 г.
4.Риск на одного заемщика-акционера (пайщика) банка не может преВнвышать 20% с баланса на 1.01.1997 г., а совокупная величина кредитов и зайВнмов, выданных акционерам (пайщикам), - 50% собственных средств (капитаВнла) банка с 1.01.1998 г. (По данным инспектирования банков основными причинами финансовых трудноВнстей кредитных организаций, вызванных предоставлением ссуд, наряду с непраВнвильной оценкой платежеспособности заемщиков, ошибками, допускаемыми при оформлении залога, является непродуманная выдача кредитов акционерам, инсай-дерам и дочерним структурам.)
5.Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам (т. е. физическим лицам: настояВнщим и бывшим акционерам, имеющим более 5% акций, директорам (презиВндентам, председателям и их заместителям), членам Совета, членам кредитноВнго совета (комитета), руководителям дочерних и материнских структур и друВнгим лицам, которые могут повлиять на решение о предоставлении кредита, а также их родственникам и другим лицам, участвующим в сторонних структуВнрах, в которых также принимают участие инсайдеры), ограничивается 2% на одного инсайдера и связанных с ним лиц и 3 % по совокупности - с баланса на 1.07.1997 г.
При определении размера рисков концентрации учитываются общие суммы соответственно требований или обязательств кредитной организации, включая 50% забалансовых гарантий и поручительств.
По состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величиВнна всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна быть больше 30%, а открытые позиции (длинные или короткие) по отдельным иноВнстранным валютам и российским рублям не могут превышать 15% собственВнных средств (капитала) кредитной организации. Суммарная же величина отВнкрытых позиций в драгоценных металлах по состоянию на конец каждого рабочего дня ограничивается 10% собственных средств (капитала) банка.
Банки, имеющие лицензии Банка России на проведение валютных опеВнраций, капитал которых не превышает 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представВнлять отчетность об открытых валютных позициях еженедельно (с разбивкой по каждому дню недели) не позднее 13 часов по местному времени вторника недели, следующей за отчетной. Те же банки, у которых собственные средства превышают 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представлять отчетность об открыВнтых валютных позициях ежедневно не позднее 13 часов по местному времени дня, следующего за отчетным.
Количество стабильных кредитных учреждений по данным Центробанка на 01.08.98 года увеличивается ,что и отражено на графике. Связанно это главным образом с действиями ЦБ по усилению банковской системы и многочисленным слияниям крупных кредитных олигархов в объединения с крупным уставным капиталом. Все это связано с проблемой тАЬвыживаниятАЭ в нестабильной экономической ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : Вл БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИВ»
1.ВлБанковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в РоссииВ». Сборник статей. Составитель: О.Н.антипова. Москва 1996г.
2.ВлНадзор, инспектирование и аудит коммерческих банков РоссииВ» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996
3.ВлМеждународные стандарты банковского надзораВ» О.Н. Антипова. ЦПП ЦБ РФ ,1997 Москва
4.ВлОсновные принципы банковского надзораВ» справочники о деятельности Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997
5.ВлВестник Банка РоссииВ» № 8 , Москва 1998
6.ВлДеньги и КредитВ» , № 1 и № 2 , Москва 1998
7.Нормативные документы ЦБ РФ8.ВлЗакон о Центральном БанкеВ»
9.ВлЗакон о банках и банковской деятельностиВ»
Вместе с этим смотрят:
Банковское кредитование предприятийБанковское право
Безналичные расчеты
Бухучет в банках