Нетрадиционные учения о происхождении человека

Колледж информационных технологий

Реферат

на тему:

ВлНетрадиционные учения

о происхождении человекаВ»

Выполнила:

Жирова Анастасия

Группа I тАУ 02

Преподаватель:

Кобцева Н.Х.

Пятигорск, 2002 г.

1.  История представлений о возникновении жизни

Многотысячелетняя история Homo sapiens знала не одВнну гипотезу о путях возникновения жизни и о месте человеВнка в системе живых существ.

В этом вопросе с древности существуют две противоВнположные точки зрения, одна из которых утверждает возВнможность происхождения живого из неживого тАФ теория абиогенеза; другая тАФ теория биогенеза тАФ отрицает самоВнпроизвольное зарождение жизни. Последнее воззрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что жизнь столь же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направВнлений и происходила борьба в вопросе о возникновении жизВнни на всем протяжении истории науки.

Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на строго научную почву и тем самым обосновать праВнвильность теории абиогенеза. Они дают возможность намеВнтить те факторы, которые привели к превращению неживой материи в живую, и те пути эволюции веществ, которые могВнли привести к возникновению живого.

2.  Представления древних и средневековых философов

Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Особенно это относится к такому явлению, как размножение. Так, греческий философ Эмпедокл (V в. до н. э.) приписывал деревьям способность нести яйца. Неудивительно поэтому, что даже такой крупный учеВнный, как Аристотель (IV в. до н. э.), высказывал аналогичВнные, нелепые с нашей точки зрения, взгляды. Незнание споВнсобов размножения многих животных и растений служило, по-видимому, причиной того, что для них считалась возможВнной способность возникновения из мертвых остатков живых существ или из неорганических веществ. Например, вшам Аристотель приписывает происхождение из мяса, клопам тАФ из соков тела животных, а дождевым червям тАФ из ила прудов.

Взгляды на происхождение жизни в средние века следуВнет также расценивать как следствие невежества, которое по мере накопления положительного знания уступало место боВнлее правильным представлениям. Однако, поскольку автоВнритет Аристотеля поддерживался средневековой церковью, идея самопроизвольного зарождения господствовала в умах длительное время и направляла средневековых алхимиков на поиски рецепта искусственного превращения неживого вещества в живую материю. Сюда относятся рецепты приВнготовления мышей из пшеницы при помощи ВлферментаВ», исходящего от грязной рубашки; приготовление человека из гниющих жидкостей человеческого тела тАФ мочи и кроВнви, а также многие другие.

В более позднее время открытие микроскопа расширило представления о строении организма и показало сложность строения таких, например, существ, как насекомые, котоВнрые до того причислялись к простейшим организмам. СоотВнветственно этому была взята под сомнение и сама возможВнность их зарождения из неживого.

Первые опыты в этом направлении принадлежат итальВнянскому ученому Ф. Реди (середина XVII в.). Он покрыл кисеей, не ограничивающей доступ воздуха, мясо и показал, что при этом на мясе не появляется личинок мясной мухи, которая обычно откладывает оплодотворенные яйца на гниющем мясе. Таким образом, и для этих насекомых окаВнзался справедливым принцип Влвсе живое тАФ из живогоВ». Чрезвычайно важны в этом отношении взгляды английскоВнго ученого В. Гарвея (XVI в.). Ему принадлежит большая раВнбота по размножению, в которой он провозгласил принцип Влвсе живое тАФ из яйцаВ». Правда, и Гарвей отдал дань предВнставлениям своей эпохи, допуская возможность самозарожВндения для таких животных, как насекомые или черви.

С другой стороны, благодаря микроскопу было открыВнто существование огромного числа мельчайших живых суВнществ, организованных еще проще, чем насекомые, черви и другие из ранее известных животных. К этому следует добавить еще микроорганизмы, в огромных количествах заселяющие растворы органических веществ. Все эти обВнстоятельства благоприятствовали тому, что идея самозароВнждения получила кажущееся подкрепление.

Среди работ этого направления следует отметить первые по времени экспериментальные исследования ирландского священника Д. Нидгема (1748), который закупоривал колВнбы, наполненные питательным раствором, и подвергал их нагреванию на тлеющих углях. Высокая температура, по мнению автора, должна была убить все зародыши, которые могли бы проникнуть в колбу извне. Тем не менее спустя несколько дней в колбах в изобилии появлялись микрооргаВннизмы, что служило для Нидгема неопровержимым доказаВнтельством их зарождения из неживой материи.

Взгляды и исследования Нидгема нашли широкий отВнклик среди ученых того времени и долго еще служили опоВнрой теории самозарождения. Многие ученые повторяли и модифицировали опыты ирландского священника, но не всегда получали одинаковые результаты.

  1. Работы Л. Пастера

Окончательное поражение воззрениям о самозарождеВннии нанесли блестящие исследования французского микроВнбиолога Пастера, проведенные в семидесятых годах прошлоВнго столетия. Успех этих работ был подготовлен всем предВншествующим развитием проблемы.

Пастер придал своим заключениям исключительную убедительность благодаря прекрасно задуманным и осущеВнствленным им экспериментам. Последние имели целью не только доказать правильность положений автора, но и выВнявить ошибки его противников и вскрыть причины отдельВнных неудач его предшественников.

Пастер заполнял баллон питательной средой, а шейке колбы придавал S-образную форму. Кипячением из баллона выгонялся воздух, который при остывании жидкости возВнвращался обратно. Микроорганизмы из воздуха при этом оседали на изгибе шейки, и жидкость в баллоне оставалась стерильной неопределенно долго. Стоило только отрезать шейку колбы, как через несколько дней в жидкости появляВнлись бактерии. Появления их можно было также добиться, наклоняя баллон и смывая микроорганизмы, осевшие в изВнгибе трубки.

Работы Пастера явились переломным моментом в истоВнрии учения о происхождении жизни. Вопрос о самозарож дении в том виде, в каком он был поставлен, разрешился в отрицательном смысле, и принцип Влвсе живое тАФ из жиВнвогоВ» для всех известных существ мог по праву считаться справедливым и не знающим ни одного исключения.

Вопрос о происхождении жизни, однако, не был разреВншен опытами Пастера тАФ он был только заново поставлен, но на этот раз вполне научно. Тому способствовали расширеВнние и углубление представлений о жизни, особенно учение о клетке как основе жизни, и развитие физико-химических наук. После Пастера в учении о происхождении жизни ни микроорганизмы вообще, ни известные нам даже наиболее просто устроенные их представители не рассматриваются больше как источники появления в современных условиях более сложных живых существ. Вопрос этот переносится на клетку с ее сложным химическим составом и строением. Проблема получает более конкретную формулировку, ибо ставится вопрос не только о происхождении простейших клеток, но и о возможности ее искусственного создания из неорганических веществ.

Наряду с этим вновь появились старые представления о непрерывности и вечности жизни, также вооруженные новейшими достижениями в области биологии, астрономии и физики.

Теории вечности жизни в современном виде возникли почти одновременно с появлением работ Л. Пастера и на первый взгляд являются логическим выводом из последВнних.

Одной из первых подобных теорий следует признать теоВнрию панспермии, в основной своей форме провозглашенную немецким ученым Г. Рихтером в 1865 г. Согласно Рихтеру, жизнь на Земле не возникала из неорганических веществ, а была занесена с других планет. В связи с этим, естественно возникал вопрос о том, насколько возможно такое перенесеВнние жизни с одной планеты на другую через огромные проВнстранства, их разделяющие. Доводы в пользу возможности такого хода событий черпались в области физики, и неудиВнвительно поэтому, что защитниками этой теории явились в первую очередь представители этой науки, выдающиеся ученые Г. Гельмгольц, Г. Томсон, С. Аррениус, П. Лазарев.

Вопрос сводился к двум основным пунктам: при помоВнщи каких сил может происходить перенос зародышей жизВнни с одной планеты на другую и могут ли эти зародыши сохранять жизнеспособность во время путешествия по косВнмическому пространству?

Согласно представлениям Томсона и Гельмгольца, споВнры бактерий и других микроорганизмов могли быть занеВнсены на Землю с метеоритами. Современные же сторонники теории панспермии полагают, что основная масса оргаВннических веществ, явившихся материалом, из которого возникали живые существа, доставлена на планету метеоВнритами.

Лабораторные исследования вскоре продемонстрироваВнли высокую устойчивость живых организмов к неблагоприВнятным воздействиям. Например, длительное выдерживание спор и семян растений в жидком кислороде или азоте удаваВнлось без нарушения их жизнеспособности.

Теория панспермии не может, однако, служить для разВнрешения вопроса о происхождении жизни, она лишь пытаВнется объяснить появление жизни на Земле, но не ее первое возникновение. В этом смысле она только отодвигает проВнблему, не разрешая ее. Развитием подобных представлений можно считать теории вечности жизни, одна из которых выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г. и наВншедшая отклик со стороны академика В. И. Вернадского, автора учения о биосфере.

По Прейеру, проблемы происхождения жизни вообще нет. Он рассматривает жизнь как существующую вечно. Более того, он ставит вопрос о происхождении неживого из живого, ему предшествовавшего во времени. СоответстВнвенно этому ученый рассматривал раскаленные массы формировавшегося земного шара как гигантские живые орВнганизмы со своим особым обменом веществ. По мере остыВнвания Земли эти массы распадались на части, которые не могли вновь слиться и поэтому выпадали из жизненноВнго круговорота. Они-то и составляли неорганическую при-Роду.

4.Материалистические теории  происхождения  жизни

Проблема происхождения жизни для теорий вечности жизни не существует по той простой причине, что эти теоВнрии стирают различия, существующие между живым и неВнживым. Поскольку эти теории исходят из единства комВнплекса живое тАФ неживое, для них не существует и вопроса о происхождении одного от другого. Совсем иначе обстоит дело, если принять наличие специфических различий межВнду живой и неживой материей тАФ в этом случае сам собой возникает вопрос о возникновении этих различий. РазреВншение настоящего вопроса, естественно, неразрывно связаВнно с теми представлениями, которые существуют о природе различий между неживой материей и живыми организВнмами.

Правильная постановка этого вопроса стала возможной лишь после исследований Л. Пастера и в связи с расширеВннием и углублением самого понятия живого. Особенное знаВнчение в истории проблемы имела теория немецкого ученого Э. Пфлюгера (1875).

Вопрос о происхождении жизни для Пфлюгера, как и для современных ученых, сводился к вопросу о происхожВндении белковых веществ и о той внутренней их организаВнции, которая составляет характерное отличие белков живой ВлпротоплазмыВ». Автор соответственно разбирает различия между ВлживымВ» и ВлмертвымВ» белком, из которых основное заключается в неустойчивости ВлживогоВ» белка, его способВнности к изменениям в отличие от инертного ВлмертвогоВ» белВнка. Эти свойства ВлживогоВ» белка во времена Пфлюгера приВнписывали наличию в молекуле белка кислорода. Это воззреВнние в настоящее время оставлено. Из других представлений о различиях между ВлживымВ» и ВлмертвымВ» белком ученый останавливается на содержании в молекуле ВлживогоВ» белка группы циана, CN, и соответственно этому он пытается созВндать представление о происхождении этого основного для белковой молекулы радикала. В соответствии с этим, исслеВндователь считает, что цианистые соединения возникли еще в то время, когда Земля представляла собой расплавленную или раскаленную массу. Именно при этих температурах

в лаборатории удается получить указанные соединения исВнкусственным путем. Впоследствии, при охлаждении земной поверхности, соединения циана с водой и с другими химиВнческими веществами привели к образованию белковых веВнществ, наделенных ВлжизненнымиВ» свойствами.

В теории Пфлюгера, в настоящее время устаревшей, ценВнным является материалистический подход к проблеме проВнисхождения жизни и выделение белка как важнейшей соВнставной части протоплазмы. Происхождение белковых веВнществ можно представить себе и иначе. И действительно, вскоре после Пфлюгера появились другие попытки подойти к разрешению этого вопроса с биохимической стороны. Одной из таких попыток является теория английского учеВнного Дж. Эллена (1899).

Первое появление азотистых соединений на Земле, в противоположность Пфлюгеру, Эллен приурочивает к тоВнму периоду, когда пары воды вследствие охлаждения сгуВнстились в воду и покрыли поверхность Земли. В воде были растворены соли металлов, имеющие первостепенное значеВнние для образования и деятельности белка. В ней же содерВнжалось известное количество углекислоты, которая вступаВнла в соединение с оксидами азота и с аммиаком. Последние могли образоваться при электрических разрядах, имевших место в воздухе, содержащем азот.

Уже эти теории, относящиеся к концу прошлого столеВнтия, ясно намечают основное направление, по которому и в настоящее время идет развитие проблемы возникновения живого.

Библиография:

  1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994

2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Для средних специальных заведений. М.: Высшая школа, 1995

Вместе с этим смотрят:

Низшие ракообразные
Нобелевские премии по медицине и физиологии
Новый подход в понимании преадаптации
О лососевых