История русской архитектуры

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ

В конце IV столетия после разВнделения Римской империи и переноВнса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, эконоВнмической и общественной жизни переВнходит в восточную часть. С этого вреВнмени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица тАФ КонстантиноВнполь. История архитектуры ВизанВнтии делится на три периода: ранне-византийский (VтАФVIII .вв.), средне-византийский (VIIIтАФXIII вв.) и позд-невизантийский (XIIIтАФXV вв.). ВремеВннем высшего расцвета был первый период, особенно время царствоваВнния Юстиниана (20тАФ60 гг. VI в.), когВнда Византия превратилась в могущеВнственную державу, покорившую поВнмимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного СредиземноВнморья, Италии и Адриатики.

Продолжая  античные традиции, Византия наследовала также культурВнные достижения завоеванных нароВндов. Глубокий синтез античных и восВнточных элементов составляет характерВнную черту византийской культуры.

Господство христианской идеолоВнгии сказалось на развитии доминиВнрующих типов монументального каВнменного строительства. Поиски компоВнзиции церкви в соответствии с назВнначением здания сочетались с задаВнчей утверждения  императорского могущества. Это обусловило известВнное единство поисков и относительВнную общность развития типов кульВнтовых зданий, несмотря на региональВнные различия, в которых проявляВнлись особенности и традиции отдельВнных народов,

Важнейшим  вкладом  Византии в историю мирового зодчества являВнется развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структуртАФкупольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантий-ский период.  Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа архитектурных комплексов. НаиВнболее своеобразны загородные монасВнтыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами  укрепленные пункты, внутри которых помимо жиВнлых и хозяйственных построек моВннахов сооружалась обширная трапезВнная и доминирующее  здание тАФ церковь. Здания и крепостные сооруВнжения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой  гармонически согласованные  пространственные композиции тАФ ансамбли.

Архитектура Византии  наследоВнвала от Рима его достижения в обВнласти арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаноВнго камня, и также из кирпича с каВнменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия тАФ по большей части сводчаВнтые, иногда сочетавшиеся с деревянВнными конструкциями. Наряду с купоВнлами и цилиндрическими сводами были широко распространены кресВнтовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко исВнпользовался  восточный прием тАФ тромпы.

Наиболее существенным констВнруктивным достижением византийВнской архитектуры является разработВнка системы опирания купола на отВндельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредВнственно на паруса и подпружные арВнки; позднее между куполом и опоВнрной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем тАФ барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного простВнранства.

Эта конструктивная система позВнволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расВнширить внутреннее  пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполаВнми, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достиВнгавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов тАФ одно из выдающихся достижений виВнзантийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометВнрического строения жесткостью и усВнтойчивостью, позволило свести до миВннимума массивность опорных констВнрукций, рационально распределить в них строительные материалы, полуВнчить значительную экономию в труВндовых и материальных затратах.

Основными строительными маВнтериалами был плоский кирпич тАФ плинфа толщиной около 5 см, уклаВндываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами известВнняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (СиВнрия, Закавказье).

В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко исВнтолченный кирпич тАФ цемянку для придания раствору большей прочВнности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизонВнтальными слоями толщиной в нескольВнко сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3тАФ5 рядов плинВнфы, уложенных на толстом слое растВнвора, чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатуВнрилась.

Быстросхватывающийся  цемя-ночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаютАФбез применения дорогоВнстоящих лесов. При возведении куВнполов кладка велась отдельными кольВнцами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопреВндельных стран, конструкция византийВнских сводов из кирпича резко отлиВнчается от конструкции римских своВндов, возводимых по деревянным круВнжалам.

Для облегчения веса в кладВнку сводов вводились пористые каВнменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались череВнпицей или свинцовыми листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто приВнменялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда оставВнлялись и в уже возведенном здаВннии. В куполах закладывали растяжВнные кольца, изготовленные из дубоВнвых брусьев или полосового железа.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптичесВнкого очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба,

Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональВнных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный.

В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественВнный камень, своды и купола возводиВнлись по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на растВнворе.

Среди сводчатых форм, выполВнненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а такВнже появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очерВнтанием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождалВнся развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен напиВнсанный на рубеже VIтАФVII вв. оригиВннальный труд епископа Исидора Вл20 книг начал, т. е. истинных знанийВ», в котором содержатся сведения по архитектур но-с трои тельном у делу. Этот труд, в большой мере основыВнвающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского времени.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не доВншедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского ВлО конструировании сводовВ».  Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата ВлО парадоксах механикиВ».

Художественное осмысление ноВнвых конструктивных систем в визанВнтийском зодчестве шло при воздейВнствии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием гречесВнких традиций. Выявление в композиВнции конструктивной формы, свойстВнвенное древнегреческому зодчестВнву, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных гиВнгантским развитием сводчато-купольВнных форм при доминирующем знаВнчении внутреннего пространства. ОсВнновными средствами выразительносВнти служили сами конструктивные элементы тАФ купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подВнчеркнуто выявленными поверхностяВнми без лишней пластики   и декоВнративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко примеВннялась мозаичная живопись, располаВнгавшаяся обычно на изогнутых поверхВнностях стен, в куполах и сводах. РезВнная скульптурная обработка стен восВнпринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада.

Аркада на колоннах, появившаяВнся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре госВнподствующим мотивом. Форма аркаВнды тАФ конструктивна. От римского орВндера осталась лишь его несущая частьтАФколонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форВнма капители, передающей сосредоВнточенные усилия от арки с прямоВнугольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форВнму опрокинутого полушара с усеченВнными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легВнкого геометрического узора, форма и пластика тАФ варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые прокладВнки. Все элементы системы отличались целесообразностью.

В ранневизантийских храмах наВнходит применение тип базилики тАФ удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркаВндой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восВнточных районахтАФв Сирии, Малой Азии, Закавказье.

Большое влияние на развитие византийских центрических  зданий оказали и сложившиеся в этих обласВнтях купольные сооружения (церковь в Эсре 5?0тАФ515 гг., церковь Влвне стенВ» в Русафе в Месопотамии, 569тАФ 586 гг.). Особое значение приобретаВнет купол на четырех или восьми опоВнрах. Одним из ранних примеров этоВнго типа в Сирии может служить церВнковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.

Церковь Сергия и Вакха в КонстанВнтинополе (527 г.) представляет собой центрическую композицию на восьВнми устоях, основа которой тАФ сильно развитое подкупольное пространство (табл. VI, 1). Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в осВнновном конструктивными элементами:

куполом,  полукружными  арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п.

При господстве купола в компоВнзиции большое значение имеют диаВнгональные ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали простВнранственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном наВнправлении. В этой развитой структуВнре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соотВнветствии с особенностями христианВнского ритуала, происходившего главВнным образом в центре храма под куполом тАФ символом небосвода.

Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитектоВнрами Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532тАФ537 гг., в правВнление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выВндающееся произведение византийВнского зодчества.

Собор Софии был главным здаВннием Византийской империи и придВнворным крамом императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место.

Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности струкВнтуры выдающихся римских сооруВнжений тАФ базилики Константина и ПанВнтеона. Однако общие размеры собоВнра Софии значительно превышают их, а конструктивная основа значиВнтельно отличается от прототипов.

Храм представляет в плане прямоВнугольник со сторонами 74,8Х69,7 м. Центральное пространство формируВнется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м, связанными между соВнбой подпружными арками и парусаВнми, на которые опирается центральВнный купол диаметром 31 ми толВнщиной в замке 0,6 м. Несущая конВнструкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опираВнющихся на круговое кольцо, сечеВннием 2,1Х0,8 м, выполненное из прочВнного камня, Кольцо снаружи подкрепВнлено сорока небольшими контрфорВнсами. В целях максимального облегВнчения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладываВнлись из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра, имеюВнщие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезновеВнния на расстоянии 5,7 м от оси. ТонВнкие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса, заклюВнченные между подпружными аркаВнми, выложены из кирпича. Несущие эти арки пилоны выложены из квад-ров известняка на известковом растВнворе с прокладками из свинца в верхВнней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими  расВнпор купола в поперечном направлеВннии. Распор купола в продольном направлении воспринимается грандиВнозными полукуполами глубиной около 14 м, подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. СозВндана четко взаимодействующая сисВнтема купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство  главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м""'). Сравнительно тонкие кирпичные ВлоболочкиВ» этих форм обладают прекрасной пространВнственной жесткостью. Объемы кажВндого из малых полукуполов служат своеобразными ВлконтрфорсамиВ» по отношению к объемам больших полуВнкуполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.

Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного нефа аркадами на колонВннах. Сравнительно тонкие стены храВнма (1,1тАФ1,5 м) выложены из кирпиВнча с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свинВнцовыми листами.

Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако неВнсмотря на грандиозные размеры, арВнхитектурные формы не подавляют человека.

Важнейшей особенностью интерьеВнра является его тектоническая ясВнность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и уравВнновешенная конструкциятАФоснова выВнразительности. Система сферичесВнких поверхностей тАФ купол, паруса, поВнлукупола и конхи экседр тАФ акцентиВнрованы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало знаВнчение сферических форм, особенно купола. Этой цели служат многочисВнленные проемы, устроенные в нижней части купола и полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков, котоВнрая достигает своей кульминации в обильном освещении подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый свеВнтом купол как бы парит над всем интеВнрьером, подчеркивая его воздушность и пространственность

В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на коВнлоннах. Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют энтазис, сложВнную базу с классическими профиляВнми и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструкВнтивных форм. Вместе с тем они выВнполняют существенную роль в масшВнтабности интерьера, связывая гранВндиозные формы с размерами челоВнвека.

Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигаВнло размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась обВнразцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.

Архитектура Древней Руси X тАУ первой половины XIIIв.

К Xв. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство, объединившее восточных славян и некоторые соседние угро-финские племена. Утверждением феодальных отношений сопровождалось восприятие от Византии православия, способствовавшего укреплению связей с ней, освоению достижений византийской культуры. Наряду с этим Древняя Русь находилась в постоянном контакте с южными славянами черноморья, странами Западной и Центральной Европы и другими, осВнваивая достижения их культур, а в последующем и сама воздействуя на них.

В ХтАФXI вв. на основных водных путях возникают многочисленные русВнские города, укрепляемые деревянВнными стенами или тыном, земляныВнми валами, естественными и искусВнственными водоемами; основываются монастыри. Строятся жилые дома и княжеские палаты тАФ в подавляющем большинстве  из дерева. Дерево широко используется в хозяйственных постройках, для мощения дорог, в городском благоустройстве. Дубовая клеть была основой и при создании храмов, о сложной структуре которых можно судить по сохранившимся икоВннописным изображениям. Из дерева строились и крупнейшие здания тАФ соборы в Новгороде, Ростове и друВнгих городах. Есть основания предпоВнлагать, что типы деревянных храмов уже на первых этапах строительства каменных зданий оказывали суВнщественное влияние на их композиВнцию. Первые сохранившиеся до нашеВнго времени каменные постройки тАФ храмы относятся к середине XI в.

Конец Х тАФ XI в. тАФ время развития культуры Киевской Руси, достигшей своего наивысшего расцвета в периВнод правления Ярослава Мудрого (1019тАФ1054). За 1036тАФ1052 гг. в крупнейших русских городах были построены самые величественные храмы домонгольской Руси: собор СоВнфии в Киеве (1037 г.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде (1045тАФ 1052 гг.). По своим размерам (особенВнно Софийские соборы Киева и НовВнгорода) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи. За пеВнриодом централизации русских зеВнмель в эпоху Киевской Руси послеВндовала феодальная раздробленность, когда центр тяжести в развитии архитектуры переносится на отдельВнные феодальные княжества. В период развития архитектуры домонгольской Руси,  охватывающей  в  основном XIIтАФначало XIII  в., выделяется зодчество трех регионов: северо-западного (Новгород и Псков), юго-заВнпадного (Приднепровье, Рязанская и Галицко-Волынская земли, Западная Русь) и северо-восточного (Владими-ро-Суздальское княжество).

Возведение столь крупных сооруВнжений, как главные соборы периода Киевской Руси, говорит о высоком уровне строительного искусства того времени. Тип храма развивался на основе унаследованной от Византии крестово-купольной системы с пятью или тремя нефами с куполами на паВнрусах (табл. VI I).

Основной крест перекрывался циВнлиндрическими сводами, боковые ячейки тАФ цилиндрическими, сфериВнческими (реже сомкнутыми) с выстуВнпающими подпружными  арками. Система подпружных арок представВнляла собой развитую во все стороны пространственную систему взаимного погашения усилий. Соответственно и столбы, поддерживающие арки, в плане крестообразного сечения. На стенах, как правило, делались пилястВнры, усиливающие место опирания арок. Пилястры фасадов, совпадающие с утолщениями стен внутри, также включались в работу системы. С восВнтока здание ВлподпиралиВ» полукруглые объемы апсид, а с трех других стоВнрон тАФ более низкие открытые галеВнреи. ВлКаркасВ» являлся структурной основой, определяя членения инВнтерьера и фасадов. Тектоника осноВнвывалась на единстве конструктивных и основных пластических средств.

В кладке стен применялись кирпич, камень и известковый раствор. В сравнительно ранних постройках КиевВнской Руси (Софийский собор в Киеве) использовалась византийская смешанВнная кладка из плинфы  и камня на цемяночном растворе: каждый ряд камня череВндовался с двумя-тремя рядами кирВнпича, служившими как бы выравниваВнющим слоем. Применялась и скрытая кладка с ВлутопленнымиВ» рядами кирВнпича. Византийская кладка постепенно уступает место самобытным приемам. Уже в Софийском соборе Новгорода стены сложены из местного грубо околотого с лицевой стороны и подВнтесанного лишь со стороны постелей камня на цемяночном растворе, но без кирпичных прослоек (табл. VI I, 5 в).

Фундаменты под стены возводиВнлись обычно из колотого песчаника или известняка на растворе на глубину 90тАФ120 см no деревянным сваям. При возведении стен использовались леса в виде заложенных в кладку бревен, по которым настилались подмости. Арки, своды и купола также выкладыВнвались из кирпича по деревянной опалубке обычно толщиной в один кирпич. Для облегчеВнния стен и сводов нередко в их толВнщину закладывали керамические соВнсуды тАФ ВлголосникиВ», служившие и акустическим целям как резонаторы.

В XIIтАФпервой половине XIII в. продолжает развитие крестово-купольная система храма, но размеры зданий уменьшаются, преобладающим становится трехнефный тип композиВнции с одним куполом на высоком свеВнтовом барабане (см. табл. VIII). Структура храмов упрощается: уменьВншаются размеры галерей-хор, посВнтепенно исчезают внешние галереи и ' двухэтажный западный притвор; вместо них иногда делаются одноэтажные притворы со стороны входов на западной, южной и северной сторонах (церковь Михаила Архангела в СмоленВнске, 1194 г.).

Характерное для XI в. единство опор и системы подпружных арок в наибольшей степени сохраняется во Владимиро-Суздальских храмах. В поВнстройках других княжеств пилястры на внутренних стенах часто отсутствуВнют, в некоторых зданиях Новгорода, Пскова и других городов крестообразВнные в сечении столбы заменяются квадратными или круглыми. Однако пилястры фасадов еще, как правило, совпадают с направлениями подпружВнных арок.

Существенное развитие в этот пеВнриод получает система сводов и отвеВнчающих им на фасадах закомар. БоВнковые пролеты трехчефных храмов иногда перекрываются половинками цилиндрических сводов,  которые вместе с цилиндрическим сводом главного нефа составляют трехлопастВнное завершение (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII в.; церковь Архангела Михаила в Смоленске, 1194 г.), отвечающее новой структуре.

Здания и архитектурные комплексы.

Одним из древнейших и самым знаВнчительным зданием Руси ХтАФXIII вв. является собор Софии в Киеве (1037 г., табл. VII, 4). Его большие размеры соответствовали значению храма, бывшего не только центром русского православия, но и крупВннейшим общественным зданием Руси, в котором нередко происходили наВнродные собрания. Тип здания, перВнвоначально имевшего пять нефов с открытыми галереями-гульбищами, близок к современным ему пятинеф-ным крестово-купольным храмам конВнстантинопольской школы, что говорит еще (как и само посвящение храма Софии в подражание Софии КонВнстантинопольской) об известной завиВнсимости от византийского зодчества. Однако общая композициятАФмногоВнобъемная,  ярусная, динамичная тАФ не имеет прототипов ни в Византии, ни в европейских странах и, по-видиВнмому, в значительной степени навеВняна предшествующими образцами русских деревянных храмов.

Ступенчатость была одинаково выВнражена как во внешнем построении, так и в интерьере. На фасадах она сочеталась с системой пилястр и заВнкомар,  выражавших  внутреннюю структуру. В интерьере значение центВнрального подкупольного пространства подчеркивалось вертикальным строем пропорций и обширными хорами, отделенными от него тройными аркаВндами на граненых колоннах. Все стеВнны и своды покрыты фресками, зриВнтельно увеличивающими внутреннее пространство. Наиболее важные места интерьера (главный купол, паруса, под-пружные арки, центральная апсида)

украшены мозаикой. В этих приеВнмах зодчие в значительной степени основывались на византийских тради-,циях.

Собор Соф);и в Новгороде (1045тАФ 1052 гг.) отличается от киевского больВншей массивностью, строгостью и лаконизмом (рис. 42 а, табл. VII, 5). Основной пятинефный объем заверВншен лишь пятью куполами;' шестой купол над круглой, ведущей на хоры лестницей вносит в композицию жиВнвописную асимметрию, несколько смягчая общую суровость. Наряду с увеличением на фасадах значения пилястр, прясла (участки стен между пилястрами) полностью освобождены от неконструктивных деталей и лишь верх барабанов украшен арочным поясом тАФ своеобразным отзвуком . выявленных на фасадах арочно-свод-чатых  конструкций. Соответствие внешних форм конструктивной струкВнтуре доведено в новгородском соВнборе до предела. Выявленная на фаВнсадах кладка из грубооколотых камВнней соответствует монументальному облику здания.

Из новых конструктивных приемов нужно отметить выраженные на южном и северном фасадах двускатные формы покрытия малых нефов по одному с каждой стороны и особенно половинки цилиндрических сводов (четверти цилиндров), которыми пеВнрекрыты восточные угловые ячейки. Этот прием нашел развитие в новгоВнродском зодчестве.

В XIIтАФпервой половине XIII в. одновременно с уменьшением разВнмеров каменных храмов растет их число и многообразие.  Местные школы вносят свою трактовку в крес-товокупольную композицию и на осВннове типов, сложившихся в XI в., созВндают новые варианты (табл. VIII). Для дальнейшего развития русской архиВнтектуры особое значение имели две тенденции: первая тАФ развитие тектоВннического типа путем введения ноВнвых конструктивных приемов и измеВннения объемно-пространственной структуры (некоторые храмы ПридВннепровья, Западной Руси); вторая тАФ совершенствование крестово-куполь-ного, храма путем сохранения сложивВншегося типа, видоизменяя в основВнном детали и элементы (храмы Вла-димиро-Суздальского  княжества).

Пятницкая церковь в Чернигове (конец XIIтАФначало XIII в.) тАФ яркий пример первой тенденции. Трехнефное однокупольное здание имеет устремленВнную ввысь башнеобразную композиВнцию, в которой главный объем в своей верхней части перерастает в ярусную .структуру, основанную на развитии двух зародившихся ранее приемов:

ступенчатого расположения закомар, отвечающего приподнятым подпружным аркам, и применения для переВнкрытия крайних ячеек половинок цилиндрического свода, давших вместе с центральной закомарой трехлоВнпастную форму завершения фасадов. Образ здания приобрел черты динаВнмичности, праздничности и известВнной триумфальности.

В интерьере, отличающемся стройВнностью и динамичностью, господствуВнет центральное подкупольное простВнранство. Внутренняя структура отраВнжена в членениях фасадов, но в отдельных элементах наметились и отВнклонения, говорящие 6 зарождении декоративных тенденций.

В постройках Владимиро-Суздальского княжества интерьер еще сохВнраняет четкое разделение пространстВнва с помощью конструктивных элеВнментов, которые' связаны с члененияВнми фасадов. Крестообразным столВнбам внутри и снаружи стен отвечаВнют пилястры, расположенные точно по линии передачи усилий. ТрехчастВнные фасады завершены плавной лиВннией единого ряда закомар. Четкое расчленение органично взаимосвязанВнных элементов фасадов и интерьера усилено  пластикой,  разработанной гонко и многогранно.

Храм Покрова на Нерли близ ВлаВндимира (1165 г.)тАФнаиболее соверВншенное творение владимирских зодВнчих в его композиции пластика стен выразительВнно подчеркивает конструктивную сисВнтему не только путем выделения пиВнлястр и з'акомар, но и очень рациоВннальным использованием декора. Пластика пилястр состоит из чисто декоративной колонки, не имеющей никакой нагрузки, и уступов профиля, подчеркивающих конструктивное знаВнчение членений и выявляющих толщиВнну стен. Четкое расчленение прясел по высоте декоративным аркатурным поясом сопровождается уменьшениВнем толщины стен в верхней части, что подчеркнуто пластикой пилястр, получивших дополнительно два уступа. Последние говорят об усилившемВнся в верхней части значении вертиВнкальных устоев за счет уменьшения массы стен. Зрительному облегчению прясел способствуют щелевидные окна в глубине уступчатых ниш, а также тонкий рельеф отдельных каВнменных блоков. Для зрительной нейВнтрализации массы купола барабан его облегчен световыми проемами и одет в ажурный наряд декоративВнного аркатурного пояса. ОрганичесВнкий синтез декора с конструкцией вместе с изысканно стройными проВнпорциями членений явились основой сложения высоких художественных качеств произведения.

В Дмитриевском соборе во ВладиВнмире (1194тАФ1197 гг.) применены те же пластические средства, но нескольВнко изменены пропорции и обильно использована  каменная  резьба, сплошь заполняющая верхние участки прясел и поверхность барабана (рис. 45), Образ здания приобрел новые черты величия, богатства и праздничВнного великолепия в рамках той же тектонической системы. СкульптурВнность здания сочетается с логичностью композиции декора: в нем преобладаВнет мотив аркатуры, развивающий осВнновную тему арочно-стоечных членеВнний фасадов. Пришедший из романсВнкого зодчества, этот мотив получил во владимирских храмах самобытную разработку.

Во Владимире второй половины XIIтАФначала XIII в. строится ряд моВннументальных зданий,в том числе гранВндиозный Успенский собор, вначале построенный как однокупольный трех-нефный храм (1158тАФ1160 гг.), затем расширенный до пятинефного, пятиВнкупольного (1185тАФ1189 гг.). К этому же периоду относится возведение одного из древнейших загородных жилых комплексов тАФ дворца в БогоВнлюбове, включавшего двухэтажный жилой дом (дворец), храм, каменВнные лестницы и переходы, соединявВншие между собой отдельные здания.

Город Владимир в правление АндВнрея Боголюбского (1157тАФ1174 гг.) и Всеволода III (1175тАФ1212 гг.) факВнтически стал столицей русских земель, и поэтому здесь велось особенно широкое строительство.- Возникла неВнобходимость создать величественный архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу тАУ Киев. Расположенный на восточном берегу р. Клязьмы, город имел три, обнесенные валами и стенами части с каменными и рублеными выездными башнями, среди которых главными были сохранившиеся до наших дней Золотые ворота (1164г.) и несохранившиеся Серебряные ворота. на фоне стен и возвышающихся башен в пространственной композиции доминировали храмы и прежде всего пятикупольный Успенский собор. В обширном комплексе свободно сочетались различные по характеру здания и сооружения в органической связи с природным ландшафтом, создавая в целом типичный для древнерусских городов архитектурный ансамбль.

Храмы Кремля

Перестройка Кремля началась с сооружения нового кафедрального митроВнполичьего Успенского собора. Старый собор, построенный митрополитом Петром, к этому времени пришел в полную ветхость; стены угрожали падением, и своды поддерживались толстыми бревнами. Один из приделов совсем разрушился поВнсле пожара.

Новый собор должен был строиться по образцу Успенского собора во ВладиВнмире, но значительно превосходить его по размерам (на полторы сажени в длину, ширину и высоту). Для измерительных работ во Владимир был послан один из мастеров-каменосечцев. Строителями собора были московские мастера Иван Кривцов и Мышкин.

Постройка собора началась в 1472 г. С весны стали заготовлять камень, а в апреле копать рвы для фундамента. Основанием его служили забитые в земВнлю деревянные сваи, над которыми выкладывались стены. 30 апреля состояВнлась торжественная закладка храма, В мае наружные стены были доведены до выВнсоты человеческого роста, и стены старого собора внутри новой постройки были разобраны.

Строительство уже подходило к концу, когда 20 мая 1474 г. стены не выВндержали тяжелого перекрытия и рухнули. Внутренняя часть стен заполнялась мелким камнем на жидком растворе извести, смешанной с песком. По заключеВннию псковских мастеров, призванных великим князем, скрепляющая известковая масса оказалась недостаточно прочной1. Основной причиной катастрофы явилось землетрясение. Летописец сообщает, что был Влтрус в граде Москве, п церкви свя-тыя Богородица, яже заложи Филипп митрополит, сделана бысть уже до верхВнних комар, и падеся в 1 час нощиВ»3.

При возобновлении постройки Успенского собора, как и при перестройке всех основных сооружений Кремля, в Москву была вызвана группа итальянских инженеров во главе с Аристотелем Фиоравенти.

Успенский собор в твоей художественно-декоративной части воспроизводит ряд характерных особенностей владимпро-суздальской и новгородской архитекВнтуры. В плане собор представляет собой прямоугольник. Наружный фасад с южВнной и северной сторон расчленен по вертикали пилястрами на четыре равные части. Восточный (алтарный) и западный фасады имеют по три части такого же размера. Абспды (алтарные выступы) заканчиваются плоскими полукружиями. НаружВнные стены охвачены несколько ниже средней линии арочным поясом суздалъ-сковладимирского типа, имеющим чисто декоративное значение. Подобно владиВнмирскому, московский собор имеет пять глав, но последние поставлены ближе друг к другу. Такое расположение главных частей наружного фасада, наряду со строгой геометрической правильностью направляющих линий, создает впеВнчатление легкости. Мнение, что Фиоравенти совершенно не использовал стаВнрую постройку для нового сооружения, следует признать- ошибочным. Так, он сохранил не только Похвальский придел 1459 г., но и главную абсиду собора 1326 г. Это стало возможным благодаря тому, что алтарная (восточная) часть храма была оставлена на старом месте.

Высокое качество постройки в немалой степени было обеспечено участием русских мастеров. По словам летописи, Аристотель заложил церковь по своему плану, Вла делаша наши же мастеры по его указуВ»3.

В технику постройки Фиоравенти внес ряд нововведений. В Калитникове за Андрониевым монастырем была устроена печь для обжига кирпича. Кирпич изВнготовлялся уже и длиннее московского (6,5 х 2,5 х 1,5 вершка) и превосхоВндил его по твердости: Влегда его ломать, тогда в воде размачиваютьВ». ЗначиВнтельно было улучшено качество извести тАФ Вляко на утрие засохнеть, то нижем не мощи разколупатиВ». Для прочности стены связывались железными тягами, и вместо дубовых брусьев, для предотвращения распора, вводились железные связи со ВлштырямиВ» (веретена). Строительный материал наверх подавался ВлвекшеюВ» (леВнбедкой). Работа производилась с небывалой для того времени быстротой. Собор был закончен к августу 1479 г.1 Освящение собора совпало с выдающимся политическим событием тАФ окончательным присоединением Новгорода тАФ и поэтому было отпраздновано особенно торжественно.

Значительно позже был построен собор Михаила Архангела, усыпальница московских князей. К концу XV в. старая церковь Михаила Архангела, построенВнная при Иване Калите, уже не соответствовала своему Назначению ни по размерам, ни по внешнему виду. В мае 1505 г., за несколько месяцев до смерти, Иван III приказал разобрать ее Влветхости радиВ» и на ее месте заложить новый храм. ПоВнстройка Архангельского собора была поручена зодчему Алевпзу Новому и была закончена в 1508 г.

В плане храм представляет собой прямоугольник, вытянутый с запада на воВнсток. Наружные стены охвачены на середине высоты поясом, создающим впечатлеВнние двухэтажной постройки. Северный и южный фасады разделены пилястрами на пять частей, восточный и западный тАФ на три части. Между пилястрами, выше и ниже горизонтального пояса, находится двойной ряд узких окон романской формы. Пилястры заканчиваются капителями, на которых покоится верхний карВнниз. Выше последнего расположены закомары (полукружия) в виде глубоко сиВндящих раковин. В декоративной части Алевпз широко использовал мотивы орнаВнментовки итальянского Возрождения. Архангельский собор первоначально имел пять глав, сдвинутых в восточную часть. Внутреннее пространство подразделено шестью массивными столбами прямоугольного сечения, отделяющими центральВнную часть собора от места расположения великокняжеских гробниц.

Третий кремлевский собор тАФ Благовещенский, стоявший Влна великого князя дворе, на сенехВ», непосредственно примыкал к жилому дворцу и издавна служил великокняжеской придворной церковью. В мае 1484 г. Иван III Влзаложил церВнковь камену Благовещение пресвятыя богородица, на своем двореВ», а за церковью Влполату заложилВ». Постройка собора была закончена в 1489 г.2 Благовещенский собор был построен псковскими зодчими, которые внесли в него особенности псковско-новгородского зодчества, но в то же время применили некоторые элеВнменты владимиро-суздальской и раннемосковской архитектуры. Как большинВнство псковских церквей, Благовещенский собор построен на подклети. Вытянутое вверх главное здание заканчивается ярусами кокошников, которые, повышаясь, выдвигаются друг над другом по направлению к центральной луковичной главе;

по углам были расположены сначала две, а позднее четыре главы.

Кроме главных кремлевских соборов, при Иване III и Василии III был поВнстроен или перестроен в Кремле ряд других каменных церквей.

Церковное строительство в Кремле в конце XV в. приняло чрезвычайно широкий размах. Оно велось с определенной целью создать на старом основании совершенно новый архитектурВнный ансамбль. При этом знаВнчительное число каменных и деревянных церквей, уничтоВнженных пожарами и не имевВнших за собой исторической пли религиозной традиции, не было возобновлено.

Новые великолепные соВнборы  должны были  соотВнветствовать значению Москвы как центра могущественного Русского государства. Эту же цель преследовала перестройка и великокняжеского дворца.

Старый деревянный великоВнкняжеский дворец, состоявВнший из пристроенных друг к другу жилых помещений (горВнниц, пзб, повалуш, сенников, светлиц), ко времени Ивана III совершенно не соответствовал высокому положению, которое занимал Влгосударь всея РусиВ» в отношении своих подданных и представителей иностранных держав. Властитель огромной страны вынужден был приниВнмать иностранных послов в

весьма скромной обстановке. Как почти все жилые московские дома того времеВнни, дворец был построен на подклети. Со стороны соборной площади на второй этаж вела каменная лестшща, в начале которой посла встречали высылаемые велиВнким князем окольничий и дьяк. Внутренние жилые помещения были располоВнжены фасадом к Москве-реке и поэтому назывались ВлнабережнымиВ». Когда посол императора Николай Поппель попросил великого князя говорить с ним наедине, Иван III Влему велел у себя быти и поговорил с ним в набережной горнице, поотсту-пив от боярВ». В этой части дворца были расположены и комнаты великой княВнгини Софьи; после приема у великого князя послы отправились поклониться великой княгине, которая принимала их в Влсредней новалушеВ». В другом слуВнчае упоминается, кроме того, Влнабережный сенникВ», где одному послу передали поклон от Софьи, не пожелавшей по какой-то причине лично принять посла.

Началом постройки нового каменного дворца следует приВнзнать сооружение БлаговещенскоВнго придворного собора. В каменной подклети этой церкви было устВнроено хранилище для казны веВнликого князя. Между БлаговещенВнским и Архангельским соборами в 1485 г. был заложен большой каменный погреб на Казенном дворе.

Постройка каменных парадВнных и жилых помещений дворца началась в 1487 г. В этом году Марк Руффо (Марко Фрязин) наВнчал строить Влпалату великуВ» на том месте, где с набережной стороВнны находился терем. Впоследствии эта большая ' палата называлась ВлнабережнойВ». В 1491 г. пристуВнпили к постройке большой ГраноВнвитой палаты, предназначенной для парадных приемов.

Грановитая палата, квадратВнная в плане, делится внутри масВнсивным столбом на четыре равные части. Вверху она заканчивается сводчатым потолком. Здание увенВнчивалось карнизом с крышей на

четыре ската. В трех стенах прорезаны были окна, которые 'в некоторых местах расположены в два ряда. Снаружи здание обработано гранеными камнями, от которых оно и получило название ВлграновитойВ».

Перестройка жилой части дворца началась с 1492 г. 5 апреля этого года велиВнкий князь со всей семьей переселился на новый двор князя Ивана Юрьевича ПаВнтрикеева, а Влстарый свой двор велел разобратиВ». В качестве временного жилища для великого князя был поставлен Влдвор деревян за АрхангеломВ». Во время страшВнного пожара 16 июля 1493 г., уничтожившего почти все деревянные строения Кремля и значительную часть посада, сгорел и временный великокняжеский деВнревянный двор. Иван III принужден был перебраться из Кремля в ВлкрестиянскиеВ» (посадские) дворы, стоявшие вблизи церкви Николы Подкопаева у Яузы. В ноябВнре он возвратился в Кремль, в выстроенные для него новые деревянные хоромы.

Каменный дворец, построенный ца подклети, производил на современников: большое впечатление. Главный фасад его был обращен к дворцовой площади, с которой в верхний парадный и жилой этажи вели три лестницы: одна из них, южная, начиналась от паперти Благовещенского собора, другая, ВлкраснаяВ» (паВнрадная), непосредственно примыкала к Грановитой палате; между ними находиВнлась средняя лестница. Все три лестницы заканчивались передними переходами, носившими название верхнего ВлКрасногоВ» крыльца. Отсюда одна дверь вела в. сени Грановитой палаты,а другаятАФв Влкаменные сениВ». Последние сообщались с группой комнат, также служивших для парадных приемов: Средняя, или Золотая палата, Столовая изба, Брусяная изба, Средняя брусяная изба, Брусяная изба выходная, Набережная малая палата, Набережная большая палата. В северной. стороне дворца находились: Наугольная палата', Постельная изба с сенями, Проходная палата к хоромам великой княгини, хоромы великой княгини и ее-приемная (Западная палата). Южный фасад дворца, заканчивавшийся вблизи церкви Рождества Предтечи, занимали Набережные терема, к которым с внутВнренней стороны прилегал ВлсенникВ» с различными покоями.

Постройка кремлевских стен началась с южного участка, обращенного к МоВнскве-реке. 19 июля 1485 г, Антон Фрязин заложил на месте старых Чишковых (или Шешковых) ворот ВлстрельницуВ» (башню), а под нею вывел ВлтайникВ», т. е. скрыВнтый под землей ход к реке, позволявший беспрепятственно снабжать защитников Кремля водой в случае неприятельской осады. От этого тайника произошло наВнзвание башни ВлТайнипкаяВ».

В 1487 г. была построена угловая Беклемшпевская стрельнипа, а в 1488 г. залоВнжена выше по течению реки другая стрельнипа с тайником, на месте старой Свиб-ловой башни.В 1490 г. поставили две стрельницы: однутАФу Боровицких, а другую тАФ у Константино-Еленинских ворот; одновременно была построена стена от Свибло-вой стрельницы до Боровицких ворот. Этими работами была закончена постройка кремлевских стен, обращенных к Москве-реке. В следующем году приступили к постройке укреплений восточного фасада, составлявшего вторую сторону треВнугольника кремлевских стен. В 1491 г. заложили две стрельницы: Фроловскую (Спасст;ая башня) и Никольскую, в 1492 г.тАФ крайнюю угловую стрельницу с тайником, который вел к реке Неглинной, а также стену, соединявшую ФроловВнскую стрельницу с Никольской.

Наибольшие трудности представляла постройка стен западной части Кремля, расположенной по высокому берегу Неглинной, где необходимо было предвариВнтельно произвести сложные работы по укреплению береговой возвышенности. Кроме того, правый берег Неглинной был густо застроен деревянными церквами и жилыми дворами, что при небольшой ширине речки было опасно в пожарном отношении и давало врагу хорошее укрытие во время осады крепости. В 1493 г. повелением великого князя Влцеркви сносиша и дворы за Неглимною; и постави меру от стеньг до дворов сто сажень да девятьВ»1. Расстояние в 109 саженей примерно равнялось дальности- полета стрелы. В 1495 г. стена на участке, обращенном к Неглинной, была заложена Влне по старой основе,тАФграда прибавишаВ». С постройВнкой стены по Неглинной сомкнулся треугольник укреплений Кремля.

В 1508 г. после возведения последних стен и башен производились работы по устройству водяного рва, шедшего вдоль восточной стены Кремля и соединявшего Неглинную с Москвой-рекой. Ров, по данным 1701 г., имел ширину в подошве от l^js до 16 саженей, вверху тАФ17 саженей и глубину тАФ от 41/^ до 6 саженей2. Вода поступала из Неглинной и удерживалась во рву посредством шлюзов.

Длина всего обвода Кремля составляла 2270 м. В плане линия стен, если исключить небольшую кривизну, представляла фигуру, почти равнобедренВнного треугольника. Но в то же время каждая сторона имела ряд небольших исходящих и входящих углов, чем достигалось хорошее фланкирование подступов. Всего таких углов (кроме вершины треугольника) насчитывалось около 25. На основании обследования и раскопок есть данные предполагать, что не только фундамент,, но и вся нижняя часть стены были сложены из белого камня (поВнстепенно, при ремонте выкрошившихся наружных частей она была облицована кирпичом).

В соответствии с рельефом местности высота стен колебалась в пределах от 8 до 17 метров. Наиболее высокие стены были построены с восточной стороны, не имевшей естественной водной преграды. Наоборот, с северо-западной стороны, где подход затруднялся руслом болотистой Неглинной, стены заметно понижаВнлись. Толщина стен была почти одинаковой (4тАФ5 метров). Наверху стен была устроена довольно широкая площадка, защищенная зубцами, которая "служила для обхода стен поверху. С внешней стороны защитники крепости могВнли быть прикрыты парапетом с зубцами, часть которых имела прорези для стрельбы.

На каждой стороне треугольника стен было воздвигнуто по 7 башен (считая угловые для каждой стороны). Таким образом, всего было построено 18 башен, некоторые "были проездными. В настоящее время проездными являются башни:

Боровицкая и ТроицкаятАФ на северо-западной, Фроловская (Спасская) и' НиВнкольская тАФ на восточной стороне.

Каждая башня с точки зрения условий обороны представляла собой как бы самостоятельную крепость. Она могла бы защищаться и в том -случае, если бы соседние участки крепостной стены были заняты противником. В толще стены на всем ее протяжении были устроены внутренние ходы, которые соединяли между собой все башни.

Впереди проходных башен были построены для прикрытия ворот Влотводные стрельницыВ» в виде невысоких квадратных башенок. Через водяной ров, прохоВндивший с восточной стороны, были переброшены у Фроловских и Никольских ворот подъемные деревянные мосты. Для цепей подъемных мостов были сделаны особые щели в башнях. Троицкая башня соединялась с противоположным берегом Неглинной каменным мостом, опиравшимся на арочное основание; по бокам моста были устроены парапеты с зубцами.

Позднейшие перестройки несколько изменили первоначальный вид Кремля, хотя основная часть его сохранилась от XV в. Башни сначала не имели высоких перекрытий, сооружение которых относится к XVII в., и заканчивались плоВнщадкой с зубчатыми прямоугольными выступами и низкой конусообразной кровВнлей, дававшей прикрытие защитникам и предохранявшей верхнюю часть башен от разрушения; Деревянная кровля шла также вдоль всей стены.

Система обороны Кремля была связана с сетью подземных сооружений тАФ тайВнников, часть которых предназначалась для укрытия людей и, может 'быть, ценноВнстей, а часть тАФ для обеспечения защитников водой (тайники к Москве-реке, и внутренние колодцы).

С точки зрения военно-инженерного искусства ростовский Кремль представлял собой выдающееся сооружение соответствующее всем требованиям оборонительной техники XV века.

Вместе с этим смотрят:

Казанский собор
Китай-город
Крестьянское жилище
Культура и быт Руси XIV-XVI вв