Усадьба Архангельское

ВВЕДЕНИЕ

Среди замечательных архитектурных ансамблей, поВнстроенных под Москвой в конце XVIII тАФ начале XIX веВнка, одно из первых мест по праву занимает АрхангельВнское.

Здесь, по словам А.- И. Герцена, Влчеловек встретился с природой под другими условиями, нежели обыкновенВнно. Он потребовал от нее одной перемены декораций для того, чтобы отпечатать дух свой, придать естественной красоте красоту художественную, очеловечить ее..В».

И человек, а это очень часто был крепостной русский мастер, сумел блестяще воплотить в жизнь проекты зодВнчих и стал истинным творцом Влкрасоты художественВннойВ», создав один из наиболее гармоничных дворцово-парковых ансамблей России.

В Архангельском в процессе строительства и украВншения усадьбы тАФ работы, которая продолжалась почти 50 лет,тАФ выросла целая плеяда крепостных художников, архитекторов, лепщиков, краснодеревцев, хрустальщиВнков тАФ настоящая художественная школа. Основную роль в ней играло Влживописное заведениеВ», откуда вышло неВнсколько десятков крепостных живописцев.

Уже в начале XIX века, когда владельцем усадьбы стал богатейший вельможа и меценат князь Н. Б. ЮсуВнпов, Архангельское превратилось в хранилище огромных художественных ценностей. Одна картинная галерея насчитывала более 500 картин, в том числе полотна таких выдающихся мастеров, как Рембрандт, А. Ван-Дейк, Клод Лоррен, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ж. Б. Грёз, Ж. Л. ДаВнвид, и многих других живописцев XVIтАФXIX столетий. Дворец был украшен первоклассной скульптурой, редВнкостной мебелью, старинными коврами, фарфором и бронзой.

Все это тАФ великолепный дворец, редкий по красоте парк, театр с декорациями знаменитого П. Г. Гонзага тАФ поражало воображение современников. Стены старого дома помнят Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, П. А, ВяВнземского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Однако очень немногие могли видеть в то время хуВндожественные сокровища усадьбы и замечательный анВнсамбль, где слились воедино архитектура и природа.

И только октябрь 1917 года открыл для народа двери всех дворцов старой России, в том числе и АрхангельВнского. ВлВеликая пролетарская революция,тАФ говорилось в решении Наркомпроса по поводу открытия подмосковных музеев,тАФ освободила произведения искусства из царских дворцов, помещичьих усадеб, барских особняков. ПролеВнтарская революция дала нам возможность открыть дворВнцы и музеи на всенародное обозрение.

В исторический день 1 мая 1919 года отдел по делам искусства и охране памятников.. открывает дворцы-муВнзеи в усадьбах Останкино, Кусково, Архангельское.. и охрану их вручает самому народуВ».

С той поры миллионы людей смогли познакомиться с этим замечательным памятником русской культуры, оценить его и отдать должное труду и таланту его создаВнтелей.

ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ

Я до сих пор люблю АрхангельВнское.

Посмотрите, как мил этот маленький

клочок земли от МоскВнвы-реки до дороги..

А. И. Герцен

Традиции русской национальной культуры, на редкость многообразно представленные в ПодмосВнковье, отразились и в замысловатых узорах наличВнников крестьянских домов, и в облике архитектурВнных ансамблей дворянских усадеб, построенных в XVIIIтАФначале XIX века. К числу таких усадеб принадлежит и Архангельское. Но прежде чем стать выдающимся памятником русского классиВнцизма, Архангельское прошло путь длиной почти в три столетия.

Еще в 1537 году в Влразъезжей грамотеВ» звеВннигородских писцов, определявшей границы поВнместных земель, упоминается вскользь сельцо Уполозы. Так по имени мелкого дворянина А. И. Уполоцкого, за которым сельцо было в вотВнчине, называлось тогда Архангельское. Население села в XVтАФXVI веках, как правило, состояло из самого вотчинника, его слуг и холопов. К селу ВлтяВннулиВ» разбросанные на полянах и вырубках дереВнвеньки по два-три двора, в которых жили креВнстьяне.

Боярский двор стоял чаще всего вблизи церкви, которая служила центром усадьбы. Вокруг хором располагались амбары, погреба, поодаль конюшенВнный и скотный дворы.

Примерно так выглядело в конце XVI века и сельцо Уполозы, стоявшее на высоком берегу МоВнсквы-реки: Вл..церковь.. без пения да два двора вотчинниковыВ». Других сведений о селе вплоть до 1623 года неизвестно.

Начало XVII века было одним из самых трудВнных периодов в истории Русского государства. Разорение от Влвеликого голодаВ», многолетняя польВнско-шведская интервенция нанесли громадный урон стране, и в особенности Подмосковью. ОпуВнстевшие деревни и села часто за бесценок продаваВнлись владельцами. Сменили хозяев и Уполозы, купленные у вдовы вотчинника братьями КиреевВнскими. Однако Киреевские недолго владели этой усадьбой: уже в 1646 году в писцовой книге МосВнковского уезда числится Влза боярином Федором Ивановичем Шереметевым село Уполозье, АрханВнгельское тож на реке Москва, а в селе церковь деВнревянная.. да 6 дворов..В». Вскоре от Шереметева село перешло по родству к Одоевским, а в 1681 гоВнду тАФ к Черкасским.

В 60-х годах XVII века вместо ветхой деревянВнной церкви была выстроена Влв том селе церковь каменнаяВ» тАФ единственная постройка старой усадьВнбы, сохранившаяся до наших дней. Церковь МиВнхаила Архангела дала другое название селу УпоВнлозытАФАрхангельское. Строителем этой церкви, возможно, был каменных дел мастер Павел Потехин.

Церковь в Архангельском принадлежит к траВндиционному типу небольших вотчинных храмов второй половины XVII века. Стремление к декораВнтивности, многообразию объемов, живописности общего силуэта, характерные для древнерусской архитектуры, находят здесь свое выражение в том, что два небольших придела ставятся по диагонали по отношению к центральному четверику. Прием очень редкий и выразительный. Внутри здания обращает на себя внимание смелая конструкция сводчатых перекрытий, опирающихся не на четыре, как было принято, а только на два столпа. Вход в церковь был с северной, а не с западной стороны, как обычно. Он был ориентирован на дорогу, идуВнщую от боярских хором и селения. Интерьер церкВнви был прост: побеленные стены, выложенные из белых и черных керамических плиток полы, подаВнренная местными вотчинниками церковная утварь.

Течение времени, новые вкусы и практические потребности, менявшиеся на протяжении 300 лет существования церкви, внесли целый ряд изменеВнний в ее внешний облик и планировку. Наиболее значительной перестройке церковь подверглась в 1848 году. В XIX веке старая тесовая кровля была заменена железной, а живописные кокошники заВнкрыты скучной четырехскатной крышей. Рядом с церковью была выстроена сначала деревянная, а в 20-х годах XIX векатАФвысокая каменная колоВнкольня с часами, не сохранившаяся до наших дней.

К середине XIX века население села и окрестВнных деревень значительно выросло, поэтому для расширения церкви разобрали древний южный придел и пристроили новый, больших размеров. С северо-запада также была сделана пристройка, а вход был пробит в западной стене. Именно такой до недавнего времени и была церковь, почти утраВнтившая облик XVII века. В конце 1960-х годов была проведена реставрация церкви и одновременВнно восстановлена построенная в 20-х годах XIX веВнка глинобитная ограда с башнями.

На редкость удачно было выбрано место для постройки. Высокий крутой берег реки как бы подВннимает небольшое здание, живописный силуэт коВнторого с рядами уходящих вверх, к куполам декоВнративных кокошников хорошо смотрится на фоне неба и сосен. Когда вы подходите ближе и остаВннавливаетесь рядом с церковью, перед вами отВнкрываются удивительные по красоте дали за МоВнсквой-рекой.

В 1703 году Архангельское переходит в руки князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665тАФ 1737), известного государственного деятеля начала XVIII века. В 1697 году Петр I отправил его за граВнницу Влдля науки воинских делВ». Д. М. Голицын был большим любителем книг и владельцем изВнвестной библиотеки. Его политическая карьера была прервана в 1730 году после неудачной попытВнки членов Верховного тайного совета, в котором князь имел большое влияние, ограничить в пользу узкой верхушки русской аристократии власть имВнператрицы Анны. Удалившись от дел, Голицын переезжает в Москву и занимается устройством своих подмосковных вотчин.

В Архангельском старый боярский двор с рубВнлеными хоромами допетровского времени из трех небольших светлиц, с дубовыми лавками и столаВнми, сработанными местным плотником, не мог уже удовлетворить князя. Не нравились ему, вероВнятно, и старые службы, стоявшие рядом с домом, поварня, амбары, разбросанные в беспорядке воВнкруг усадьбы, скотный двор, конюшня, ткацкие избы. Единственное, к чему он отнесся, по-видиВнмому, с большим интересом, были устроенные еще в XVII веке оранжереи, которые совсем не соотВнветствовали старинному быту этой скромной усадьбы.                   

Вдали от церкви и старой усадьбы Д. М. ГолиВнцын начинает строительство нового дома. И хотя дом был выстроен по-старинному, из Влбрусчатого лесаВ», он выглядел совершенно иначе, чем прежде. Дом имел тринадцать покоев и зал с камином на заморский манер. Для отделки его были загоВнтовлены резные дубовые панели и шпалеры, писанные по холсту. Сюда же, в АрхангельВнское, князь перевез свою замечательную бибВнлиотеку тАФ одно из крупнейших книжных собраний в России начала XVIII века. Дом и разбитый проВнтив него регулярный парк Влс першпективными дорогамиВ», обсаженными кленом и липой, Влпарти-рамиВ» и другими затеямитАФвсе это входило в паВнрадный загородный ансамбль, который был предВнназначен для приемов, праздников и ассамблей. Однако работы в усадьбе не были доведены до конца. В декабре 173.6 года Голицын был арестован, отдан под суд и заключен в крепость. Старому княВнзю уже не суждено было вернуться в АрхангельВнское, так как царским указом его было велено ВлсоВндержать под крепким караулом, а движимое и недвижимое имущество отписать на нас..В». Вместе с другим имуществом была конфискована и ставВншая теперь легендарной библиотека.

Дом опустел, и Архангельское, где в середине XVIII века числилось Вл66 душ мужского полаВ», поВнгрузилось в обычные хозяйственные будни небольВншого подмосковного села.

Прошло около 50 лет, прежде чем в АрхангельВнском вновь застучали топоры. К усадьбе потянуВнлись обозы с кирпичом и белым камнем. Началось строительство большого дворцово-паркового анВнсамбля, затеянное внуком ВлверховникаВ»тАФкнязем Н. А. Голицыным (1751тАФ1809).

Это был период расцвета усадебного строительВнства в Подмосковье. Хотя в XVIII веке Москва не являлась официальной столицей, она сохраняла свое экономическое, культурное и административВнное значение центра России. Здесь доживали свой век бывшие Влекатерининские орлыВ»тАФбогатые отВнставные вельможи, имевшие, как правило, помеВнстья под Москвой.

К этому времени вокруг Петербурга был поВнстроен ряд загородных царских резиденцийтАФ Стрельна, Петергоф, Царское Село, а затем ПавВнловск и Гатчина. Московские вельможи старались не отстать от северной столицы и создавали в окВнрестностях Москвы роскошные усадьбы с великоВнлепными дворцами и парками.

По примеру других в 1780 году Н. А. Голицын заказывает в Париже проект дворца для АрханВнгельского. В коллекции рукописей музея сохраниВнлась толстая, в белом пергаментном переплете книга парижских расходов Н. А. Голицына. На одВнной из страниц, помеченной 3 сентября 1780 года, среди прочих есть короткая запись на французском языке: ВлАрхитектору Герну за план АрхангельВнскоготАФ1200 рублейВ». Французский архитектор де Герн (1748тАФпосле 1789), вероятно, никогда не быВнвал в России, его проект в процессе строительства подвергся некоторым изменениям.

В числе первых в усадьбе сооружались флигеля с оранжереями над Москвой-рекой. На рисунке 1786 года, сделанном, видимо, рукой крепостного художника (известно, что у Н. А. Голицына он был), изображен один из этих флигелей вместе с прилегающим к нему участком регулярного парВнка. Это часть большого партера со стриженныВнми в виде шпалер деревьями. Фоном для них служит зеленая стена, также созданная из стрижеВнных лип.

Неизвестный архитектор предпочел не замыВнкать оранжереями перспективу парка, как в КусВнкове, а поставил их по сторонам большого партера, создав своеобразную раму, сквозь которую пейзаж за Москвой-рекой стал восприниматься как естестВнвенное продолжение парка. Бесконечные дали отВнкрываются с большого холма, склоны которого были использованы для устройства террас с балюВнстрадами и белокаменными подпорными стенами. Подобные террасы, характерные для парков ИтаВнлии и весьма редкие в подмосковных усадьбах, сооружались по проекту работавшего в России итальянского архитектора Д. Тромбаро (1742тАФ1838).

Партер и террасы были украшены разнообВнразной скульптурой: 14 львов, 4 собаки, 28 бюВнстов, 2 гладиатора и 8 Влразных штукВ» упомиВннаются в описи 1810 года.

Для снабжения парка водой Н. А. Голицын заказал в 1783 году в Стокгольме проект гидравВнлической машины Влкапитану механикиВ» Норбергу. ВлПредставился изрядный случай,тАФписал позВнже Норберг,тАФкогда.. князь.. Голицын говорил мне, что он желает иметь рисунок водяной машиВнны, которую он хотел исполнить в одном селе своем, называемом Архангельским, в 17 верстах от МосквыВ». В 1785 году Норберг приехал в РосВнсию по приглашению Н. А. Голицына. Машина, которую он сконструировал и построил в АрханВнгельском, была одной из технических новинок того времени. В ней был использован изобретенный неВнзадолго до этого винтовой насос, который привоВндился в действие водяным колесом. Теоретическое описание подобной машины было опубликовано знаменитым математиком Д. Бернулли в ВлЗаписВнкахВ» петербургской Академии наук в 1772 году. Так как первые гидравлические машины, описанВнные Бернулли, строились чаще всего в моделях, Норберг с радостью согласился создать большую и сравнительно мощную установку, Влдабы поспешеВнствовать.. наукеВ».

Гидравлическая машина, построенная на плоВнтине у впадения речки Горятинки в Москву-реку, поднимала воду более чем на 20 метров в специВнальный резервуар, а оттуда по деревянным труВнбам в парк. Эта машина работала в Архангельском вплоть до 1816 года, когда вместо нее в специально построенной ВлводовзводнойВ» башне была установВнлена одна из первых в Москве паровых машин.

К концу XVIII века относится строительство небольшого дворца, получившего модное для парВнковых павильонов того времени название ВлКапВнризВ». К ВлКапризуВ» примыкал другой павильонтАФ ВлБиблиотекаВ», построенный по проекту Петтонди. Обе постройки, впоследствии переделанные, сохранились до наших дней.

По-видимому, в 90-х годах началось строительВнство Большого дома. Старая голицынская постройВнка начала XVIII века была разобрана, и недалеко от нее стали подниматься стены дворца; одновреВнменно строились придворцовые флигеля, а мастера тесали белокаменные блоки для колоннады. КоВнлоннады, соединившие дворец с флигелями, торВнжественной чередой окружили парадный двор, подчеркивая его торжественность и величавость. Колоннады в Архангельском следует считать одВнними из наиболее ранних в России. В дальнейшем они получили широкое распространение в архиВнтектуре классицизма.

Герн, Д. Тромбаро, Петтонди тАФ это, разумеется, далеко не все, кто имел отношение к строительВнству дворцово-паркового ансамбля в АрхангельВнском. Архив Н. А. Голицына не найден до сих пор, а единичные документы и чертежи, которые нам известны, не сохранили других имен, хотя людей, судя по грандиозным размерам ансамбля, работало в то время в усадьбе немало. Трудно предполоВнжить, чтобы в течение двух десятилетий строиВнтельством руководил лишь один крупный мастер. Вероятнее всего, в создании ансамбля в конце XVIII и первом десятилетии XIX века кроме извеВнстных нам принимали участие и другие архитекВнторы и множество вольных и крепостных строитеВнлей, ВлговорившихВ» на едином художественном языке. Отсюда удивительная гармония и замечаВнтельная цельность ансамбля.

В начале XIX века отделка дворца продолжаВнлась в очень замедленном темпе, так как Н. А. ГоВнлицын строил одновременно дом в Никольском-Урюпине, другой своей усадьбе недалеко от АрханВнгельского. До конца жизни Н. А. Голицына отделВнку дворца так и не завершили.

После смерти Н. А. Голицына в 1809 году вдова решила продать усадьбу. Вот отрывок из купчей:

Вл1810 года августа 29 дня оставшееся после покойВнного князя Н. А. Голицына недвижное имущество в Звенигородском округе с. Архангельское с деВнревнями.. мужского пола 350 душ с женами и с новорожденными детьми и принадлежащей к ним селениями землей и со всеми угодьями и со всяким господским и крестьянским строением куплено князем Николаем Борисовичем Юсуповым ценой в 245000 рублей..В»

Так Архангельское перешло в руки богатейшего помещика, известного коллекционера и любитеВнля искусств Н. Б. Юсупова (1751тАФ1831). ОбразоВнванный вельможа, имевший более 20 тысяч креВнпостных и два десятка имений в различных губерВнниях России, князь Юсупов был характерным представителем века Екатерины. Записанный с младенчества в гвардию, он в 16 лет пришел в полк офицером, но вскоре отказался от военной карьеВнры и, выйдя в отставку, в 1772 году отправился в многолетнее путешествие за границу. Здесь он поВнлучил образование и завел обширные знакомства с художниками, писателями, философами, в том числе с Вольтером, Руссо, Бомарше, начал собиВнрать картины, гравюры, скульптуру и книги.

Для своих огромных коллекций князь приобВнрел Архангельское. Прожив долгую жизнь, он достиг высоких чинов и занимал ряд государстВнвенных должностей, в том числе в 90-х годах XVIII века был директором императорских театВнров и Эрмитажа. Однако хорошее знание европейВнской культуры и страсть к собиранию художестВнвенных коллекций прекрасно уживались в ЮсуВнпове с нравами большого русского барина. Лучше всего об отношениях между князем и его крепостВнными свидетельствуют бунт крестьян в АрханВнгельском, убийство управляющего, попытки к бегВнству крепостных художников и другие факты, отмеченные в документах только за первое десятиВнлетие владения Н. Б. Юсуповым этим подмосковВнным имением.

Купив Архангельское, князь захотел как можВнно скорее закончить внутреннюю отделку дворца. Теперь в работу включились люди, которые нам достаточно хорошо известны: крепостные живоВнписцы Михаил Полтев, Федор Сотников, Егор Шебанин, Федор Ткачев, лепщики Иван Петров и Алексей Копылов, позолотчик Семен Котляров, резчик Петр Литвинов, хрустальные мастера Алексей Муратов, Ермолай Васильев и многие другие.

К 1812 году основные работы по дому были заВнвершены, и картинную галерею вместе с другими коллекциями перевезли в Архангельское. Однако вскоре коллекции снова пришлось укладывать в ящики тАФ к Москве приближались тАв французы. Большинство вещей было отправлено обозами в Астрахань, куда уехал из Москвы и сам князь. Некоторые картины и статуи были увезены в друВнгие подмосковные имения Юсупова. Так, знамениВнтая скульптурная группа Антонио Кановы ВлАмур и ПсихеяВ»' была спрятана в имении Спасское. Часть скульптуры, которая осталась в АрхангельВнском, была укрыта под полом Большого дома, а многие скульптуры зарыты в землю. Остались на своих местах во дворце только картины очень большого размера.

Солдаты Наполеона нанесли немалый урон дворцу, а местные крестьяне, узнав, что барин беВнжал, поделили хлеб из господских амбаров и выВнместили свою ненависть к князю на барском доме. ВлВ Архангельском неприятельская партия стояла долго, но вышла; по выходе оных, как сказывают, свои крестьяне в Большом доме побили зеркала, пилястры.. Но богу благодарение пожара не было и все строения целы. Из архангельских крестьян буйствуют многоВ»,тАФдоносил управляющий.

После изгнания французов коллекции вернуВнлись в усадьбу. Дольше всего пришлось ждать подвод из Астрахани. Обоз, порученный князем крепостному архитектору Ивану Бредихину, двиВнгался медленно: после войны почти не осталось лошадей и волов, дороги были занесены снегом. Из каждого города Бредихин должен был посылать донесения князю о состоянии дорог и целости обоВнза. Путешествие из Астрахани продолжалось почти полгода: лишь в июле 1813 года последние подВнводы прибыли в усадьбу.

Весной 1813 года начались работы по ремонту дворца, и было продолжено строительство в усадьВнбе. Прежде всего нужно было привести в порядок Большой дом, сделать ряд изменений во внутренВнней планировке, приспособить часть залов для развески картин. В связи с большим размахом раВнбот в Архангельское приглашаются московские архитекторы О. И. Бове, Е. Д. Тюрин, С. П. МельВнников и другие. Во всех новых работах принимает участие крепостной архитектор князя Василий Яковлевич Стрижаков (1792тАФ1819).

Роль Стрижакова в Архангельском после 1812 года была очень значительна. Крепостной арВнхитектор не только составляет сметы и работает по чужим чертежам, но ряд построек создает самоВнстоятельно. В 1815 году под его наблюдением заВнканчивается ремонт дома, тогда же строятся переВнходы над колоннадами. Через год Стрижаков уже занят новой работойтАФпеределкой нескольких заВнлов дворца. Одновременно он трудится над устВнройством Влподъемной машиныВ» для старого князя, которая приводилась в действие посредством ручВнных лебедок.

Среди работ Стрижакова нельзя не упомянуть о сооружении в 1817 году по проекту С. П. МельВнникова Влкаменных ворот с колоннамиВ» и Влкирпичным сводом над проездомВ»тАФвъездной арки, замВнкнувшей парадный двор. Вместе с работами по Большому дому интенсивно ведется и другое строительство.

Наиболее интересной постройкой этого времеВнни явилось здание театра. Участие в строительстве театра было последней работой В. Я. Стрижакова. Огромное напряжение не прошло для него даром. В 1819 году Стрижаков просит освободить его Влкак по конторе, так и по всем заведуемым частямВ». От строительных работ его отстранили, но приставиВнли, Влчтоб хлеб даром не елВ», рыдавать дворовым людям вино. В сентябре 1819 года Стрижаков умер от туберкулеза.

Когда оглядываешься на творческий путь СтриВнжакова, невольно приходят на память судьбы других крепостных мастеров, отдавших годы жизВнни, свой труд и талант усадьбе в Архангельском.

Особенно трагичной была участь лепщика Алексея Копылова. Доведенный до крайности тяВнжелой работой и жестоким обращением, он вместе со смотрителем дома Агеем Плохотниковым летом 1815 года сбросил в зал через световой проем в куВнполе управляющего Дерусси. Это случилось в Овальном зале дворца, где карниз и капители коВнлонн были созданы Копыловым. Он умер в тюрьме.

На смену одним мастерам приходили другие. После смерти В. Я. Стрижакова его ученикитАФ крепостные архитекторы Иван Борунов, Андрей Бредихин, Лев РабутовскийтАФпод руководством Е. Д. Тюрина заканчивают надстройку ВлКапризаВ», сооружение павильона ВлХрам ЕкатериныВ» и друВнгие работы.

Январь 1820 года надолго остался в памяти местных крестьян. Большой пожар во дворце вызвал толки и в московских салонах. ВлСлавное Архангельское сгорело от неосторожности людей, а другие говорят, от скупости, потому что для убережения картин и более дров, ведено было тоВнпить галерею стружками,тАФписал современник.тАФ Картины и библиотека только частью спасены..В»

Пожар возник, по-видимому, на втором этаже, а затем охватил и весь дом. Стояли большие мороВнзы, и многие из окрестных крестьян, сбежавшихся тушить пожар, сильно обморозились: пламя забраВнсывали снегом, через окна и двери вытаскивали картины, скульптуру, мебель. Пожар нанес дворцу большой урон: были уничтожены полы, рамы, двери, испорчены декоративные росписи, поврежВндены картины, скульптура, мебель. Особенно поВнстрадал второй этаж, погибли почти все находивВншиеся там книги, мебель, фарфор. Всего сгорело около тридцати картин, многие были сильно поВнвреждены.

Весной пришлось начинать отделку дворца заВнново. ВлНа приведение дома в первобытное состояВнние теперь делаются подряды и надеяться должно отстроить к следующей осениВ»,тАФ писал управляюВнщий. Руководил восстановлением дворца Евграф Дмитриевич Тюрин. Был у него и помощник из крепостных тАФ Иван Борунов. Осип Иванов, постВнроивший со своей артелью незадолго до этоВнго театр, подрядился Влв.. селе Архангельском исВнправить ныне там обгоревший дом плотничною работой..В».

В Купавне, где у князя работало немало первоВнклассных мастеровых, изготовляется новый парВнкет для дворца. Набирали паркет столяр ВасиВнлий Жигальцев, крепостной некоего помещика Жукова, и московский мещанин Николай Семенов.

Другой московский мастер тАФ Иван Лазарев тАФ деВнлал заново почти все лепные работы, а мраморВнщик Савелий Меркулов занимался изготовлением колонн и пилястр из искусственного мрамора. Этот материал широко применялся при отделке богаВнтых дворянских домов того времени. Изготовляли искусственный мрамор из гипса высокого качестВнва. В пластичную гипсовую массу добавляли краВнсители, раствор перемешивали и слоями наносили на поверхность стены или колонны. В результате получались причудливые вкрапления, разводы, прожилки. Поверхность тщательно полировалась, и нередко искусственный мрамор превосходил по красоте природный.

Одновременно с русскими мастерами во дворце работали итальянские мраморщики, жившие в России,тАФ Жевани и Пенно. Новые двери, рамы и сосновый паркет для второго этажа изготовляли, по-видимому, вольные столяры Самсон Никитин и Иван Кутанин. Около сорока изразцовых печей и шесть декоративных каминов сложил во дворце печник Иван Башарин. Штукатурные и каменные работы выполняли Яков Косарев, Михаил Грибанов и Никита Грязнов.

Можно назвать еще много имен вольных и креВнпостных мастеров, участвовавших в восстановлении дворца после пожара.

ВлКнига по строению Архангельского Большого дома за 1820 годВ» изо дня в день подробно фиксиВнрует происходящее: Влвыдано мраморщику Савелью МеркуловутАФсто рублей, лепщику Ивану ЛазареВнву за коринфические капители, карниз.. модальоны выдано.. 200 рублейВ» и т. п. В общей сложноВнсти ремонт дома обошелся в 135 тысяч рублей.

После пожара залы дворца были заново расписаны во вкусе позднего классицизма. В АрхангельВнское были приглашены живший в Москве франВнцузский живописец Никола де Куртейль и два друВнгих менее известных мастера тАФ Колумбии и Рунжи, работавшие во дворце Влсо своими людьВнмиВ»тАФподмастерьями или учениками. Не исклюВнчено, что в этой работе принимали участие и креВнпостные живописцы.

В 20-х годах XIX века окончательно складыВнваются интерьеры дворца, в основном сохранивВншиеся до наших дней.

Ансамбль получил свое окончательное заверВншение после перестройки террас парка, которая проводилась архитектором В. Г. Дрегаловым в 1829тАФ1830 годах. В. Г. Дрегалов переделал подпорВнные стены верхней и нижней террасы, построил над обрывом к Москве-реке две беседки и новые оранжереи.

Так в течение полувека трудом нескольких поВнколений была создана эта усадьба, которая, по словам известного литератора того времени НестоВнра Кукольника, Влболее походит на царское, нежели на боярское поместьеВ». Восхищаясь АрхангельВнским, он не обошел молчанием и тех, кому усадьВнба была обязана своим существованием. ВлСкажем только,тАФпишет Н. Кукольник далее,тАФчто при князе Н. Б. Юсупове триста душ исключительно предназначены были для содержания чистоты и порядка в этой истинно римской виллеВ».

После смерти старого князя в 1831 году наследВнники уделяют Архангельскому значительно меньВнше внимания. Отсюда в петербургский дворец Юсуповых вывозятся многие произведения живоВнписи и скульптуры, закрываются Влживописное заведениеВ» и фарфоровый завод, распускаются крепостной оркестр и труппа театра, идет на проВндажу знаменитый ботанический сад.

Начавшийся упадок Архангельского отметил молодой А. И. Герцен, приезжавший сюда в .1833 году с Н. П. Огаревым и группой товарищей по университету. ВлБывали ли вы в Архангельском? тАФ писал он позже.тАФ Ежели нет, поезжайте, а то оно, пожалуй, превратится в фильятурную фабрику или не знаю во что, но превратится из прекрасного цветка в огородное растениеВ».

В начале 40-х годов Архангельское теряет свое значение художественного центра. Многих креВнпостных мастеров переводят на оброк в другие имения Юсуповых. Усадьба значительно реже служит владельцам летней резиденцией, и, хотя часть коллекции оставалась здесь, Архангельское уже не привлекало к себе большого внимания.

В 1900-х годах последние хозяева делают поВнпытку вновь сделать Архангельское популярным. Вместе с аристократами сюда приглашаются изВнвестные представители творческой интеллигенции РоссиитАФживописцы К. Маковский, В. Серов, А. Бенуа, архитектор Р. Клейн, талантливый пиВнанист К. Игумнов и другие. К этому времени убранВнство парадных залов во многом изменено в угоду новым вкусам. Залы дворца, за исключением росВнписей, значительно утратили характер классицистского интерьера 20-х годов XIX века.

Только после Октябрьской революции и создаВнния в усадьбе музея начались работы по воссоздаВннию интерьера; сюда были возвращены многие произведения живописи, восстановлено убранство библиотеки, сделано многое для того, чтобы верВннуть Архангельскому то, что составляло его славу как замечательного памятника русской и мировой культуры,

ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ

В Архангельском сады, чертоги и аллеи

Как бы творение могущей некой Феи..

А. Воейков

Дворцово-парковый ансамбль в АрхангельВнском, основные элементы которого сложились на рубеже XVIII и XIX столетий, возник в период расцвета архитектуры классицизма.

Возникновение классицизма в России было тесно связано с просветительскими идеями гражВнданственности и гуманизма, воодушевляющими передовых русских людей того времени, с подъеВнмом национального самосознания, развитием экоВнномики, науки и культуры. Классицизм на долВнгое время стал формой творческого восприятия античности, в которой он черпал основные поняВнтия о красоте и художественном порядке.

Это нашло свое выражение в облике дворянВнских усадеб конца XVIIIтАФначала XIX века. При всем многообразии архитектурных замыслов, расВнположения и размеров усадеб они имели общие принципы построения ансамбля. Одним из таких принципов, основанном на строгой логике архиВнтектуры классицизма, стало четкое осевое построВнение всего комплекса. Регулярность и симметрия в размещении основных построек, сдержанность и строгость внешнего облика зданий тем не менее не делали усадьбы чопорными и скучными. Наоборот, гармонично связанные с окружающей приВнродой, они пленяли своей красотой и лиризмом. Все это в полной мере можно отнести и к АрханВнгельскому.

Традиционной аллеей, которая с московской дороги через рощу вела гостей во дворец, открыВнвается въезд в усадьбу. Кроме нее с востока и заВнпада в Архангельское шли две другие, обсаженВнные липой дороги, но главная перспектива имеет особое назначение парадного въезда, откуда отВнкрывается вид на Большой дом.

В старину, когда дорога в Москву проходила иначе, Влимператорская аллеяВ», как ее называли в начале XIX века, обладала еще большей протяВнженностью и была началом центральной оси, воВнкруг которой строился весь ансамбль.

Миновав заставу в виде колонны со щитом и надписью ВлСело АрхангельскоеВ» (такие не сохраВннившиеся до наших дней заставы стояли на кажВндой дороге у въезда в усадьбу), путник еще издали замечал над кронами старых деревьев изящную башенкутАФбельведер, который завершался высоВнким шпилем и придавал дворцу высоту и стройВнность.

Облик дворца раскрывался перед путником не сразу. Аллея, обсаженная сосной, березой и елью, незаметно поднимается в гору, затем начинается легкий спуск, и постепенно перед глазами выраВнстают придворцовые флигеля с массивными, наВнпоминающими триумфальную арку воротами, в проеме которых виден портик дворца.

Парадный двортАФобязательная часть почти каждой усадьбы того временитАФпо-своему интеВнресен в Архангельском. Замкнутое пространство двора с красочной клумбой-цветником в центре опоясано мощными колоннадами и благодаря этоВнму производит торжественное впечатление. Чтобы усилить этот эффект и связать воедино колоннаВнды с въездной аркой, на стенах каменных кулис, закрывающих фасады флигелей со стороны двоВнра, была создана живописная декорация, изобраВнжавшая колоннаду, которая как бы продолжала реальную.

Въездная арка и флигеля замыкают двор, поэВнтому фасад дворца раскрывается только вблизи. Двухэтажный каменный домтАФцентр всего анВнсамбля. В нем все .хорошо: и строгий портик над низким крыльцом, освещенным в сумерки стаВнринными фонарями, и гладкие стены с высокими окнами первого этажа, обрамленными белокаменВнными наличниками, и стройный бельведер, с коВнторого одним взглядом можно окинуть усадьбу и проследить ее планировку.

Колонны портика, наличники окон и белокаВнменный пояс, который отделяет первый этаж от второго,тАФ это все, что украшает главный фасад дворца.

Боковые фасады богаче и живописнее. Здесь три стоящих близко друг к другу портика подчерВнкивают разнообразие масс и объемов здания. НеВнбольшие колонны двух крайних портиков обрамВнляют двери, выходящие на боковые крылечки, которые украшены мощными фигурами мраморВнных львов. Портик в центре поднимается до саВнмой крыши, и его колонны подчеркивают основВнную часть бокового фасада.

Колонны украшают и южный, парковый фасад дома, хотя здесь они имеют лишь декоративный характер. Отступая от стены на две трети объема, они обрамляют овальный выступ, который акцентирует центр паркового фасада дворца. Эта полуВнкруглая часть фасада с куполом и застекленными дверями, ведущими в парк, чем-то напоминает большую парковую беседку и смягчает присущую дворцу строгость. В целом внешний облик дворца сохраняет черты архитектуры раннего классиВнцизма.

Стремление создать летний, органически свяВнзанный с природой загородный дом определяет и внутреннюю планировку здания. Когда вы с пряВнмой, как стрела, аллеи, минуя парадный двор, войдете в вестибюль, то сразу заметите, что через аванзал и выходящие в парк двери Овального зала дом просматривается" насквозь и центральВнная дорожка верхней террасы парка точно проВндолжает линию въездной аллеи.

Если из Овального залатАФцентра композиции Большого доматАФбросить взгляд в любой конец анфилады, то опять перед вами зеленой стеной встанут деревья парка, и вы снова увидите, что и отсюда дом просматривается насквозь.

Вы идете по длинному ряду парадных залов, меняются размеры, цвет и убранство комнат, но неизменным остается только однотАФобилие окон и застекленных дверей, в которых мелькает или панорама парка, или его отдельные уголки, или, наконец, окруженный зеленью парадный двор. Это ощущение полного слияния архитектуры и природы особенно сильно летом, когда в парк отВнкрыты двери и окна. Дворец стоит на очень низВнком белокаменном цоколе, и только несколько широких ступеней отделяют вас от зеленой глади газонов, которые по террасам каскадами спускаВнются вниз, к уходящим вдаль лесам за Москвой-рекой. Близость парка чувствуется всюду; там, где нет прямой зрительной связи с парком, она создается иллюзорно. Так, в Парадной столовой, в проеме, ведущем в буфетную, будто сквозь окно виден пейзаж, мастерски созданный рукой живоВнписца.

Очень яркое впечатление производит парк в летний солнечный день, когда особенно ощутим контраст между красотой, созданной рукой челоВнвека, где царит безупречная геометрия прямых линий аллей и скульптуры, и скромными видами полей, рощ и лугов Подмосковья. Вид на парк от южного фасада Дворца захватывает еще и потому,. что бесконечная перспектива открывается перед вами сверху, со склона холма.

В целом место, выбранное для разбивки парка, оказалось очень удачным и во многом облегчило задачу садового архитектора.

Регулярная часть парка в Архангельском для конца XVIII века необыкновенно велика и нарядВнна. Террасы, подобные тем, которые мы здесь виВндим, устраивались, как правило, в итальянских садах эпохи Возрождения, при разбивке их на склоне. Этот прием был использован и в ВлподВнмосковнойВ» Н. А. Голицына. Строгая композиция парка, боскеты, партеры, симметрично расставВнленные скульптуры, фигурная стрижка деревьВнев тАФ все это черты, присущие регулярному, или французскому, парку. В начале XIX века регуВнлярная часть была окружена живописными пейВнзажными рощами, носившими романтические наВнзваниятАФАполлонова,   Малиновая, Магометова и т. д.

Таким образом, парк в Архангельском, котоВнрый по композиции и гармонической красоте своВней почти безупречен, отразил в себе вкусы разных эпох и влияние различных традиций. Но это не было слепое копирование известных европейских образцов. Перед нами одно из лучших произведеВнний садово-паркового искусства России конца XVIIIтАФначала XIX века, творение национальВнное, прочно связанное с русской природой, в коВнтором отразились черты высочайшей художестВнвенной культуры того времени.

Верхняя, или малая, терраса парка, примыкаВнющая к дому, делится центральной дорожкой на два небольших симметричных партера. Она была создана на той самой площадке, где когда-то стоВнял голицынский дом 30-х годов XVIII века.

Параллельно центральной оси верхней терраВнсы, которая выделена стоящими по краям ее парВнными гермами, справа и слева проходят две бокоВнвые дорожки. Гермы изображают античных богов.

Особое место среди декоративной скульптуры верхней террасы занимает группа ВлГеркулес и АнтейВ»тАФмонументальное воплощение замысла великого Микеланджело. В XVII веке -римский скульптор Стефано Мадерна воспроизвел в терраВнкоте пропавшую позже восковую модель МикелВнанджело. В начале XVIII века терракота С. МаВндерна попала в Россию, а в конце столетия она послужила образцом для монументальной мраморВнной скульптуры, выполненной, возможно, в маВнстерской знаменитого русского скульптора М. И. Козловского. Ее динамичные формы контрастируВнют с холодной статикой герм; до предела напряВнженные мускулы, искаженные огромным усилиВнем лица,тАФ все говорит о жестокой борьбе.

На балюстраде верхней террасы расставлены очень характерные для того времени вазы. ОтсюВнда открывается на редкость живописный вид на большой партер и вторую террасу парка. Эта терВнраса почти вдвое уже, но по площади обширнее первой, так как охватывает ее с трех сторон.

Лестница, которая ведет на вторую террасу, имеет особое декоративное обрамление в виде женских фигур, изображений пантер и собак. Она приводит к небольшому фонтану с мраморными скамьями вокруг (копии версальских). По обе стороны от фонтана две скульптуры тАФ ВлАмур, сгибающий лукВ». А еще дальше, там, где партер нижней террасы переходит в пейзажный парк, на фоне низкой плакучей березы и кустов сирени видны копии античных скульптур ВлАртемида с ланьюВ» и ВлАполлон БельведерскийВ». Сочетание строгих партеров регулярного парка с живописВнными полянами, поросшими березой и елью, приВндает особую прелесть этой террасе. Линейно поВнставленная скульптура, фонтаны и лестницытАФ элементы, присущие регулярному парку, а лестВнница, которая ведет со второй террасы к большому партеру, по праву может считаться одним из лучВнших украшений парка в Архангельском. С плоВнщадки, выложенной серым песчаником, в обе стороны расходятся ее марши; дойдя до половины высоты подпорной стены, они поворачивают .наВнвстречу друг к другу и спускаются до земли. Лестница украшена скульптурой, которая как бы сопровождает человека, идущего по этим ступеВнням: четыре аллегории стран света и львы стоят на широком барьере, окаймляющем спуск.

Центральная часть подпорной стены нижней террасы оформлена в виде грота, закрытого декоВнративной решеткой. Снизу от грота хорошо видна высокая подпорная стена длиной около 150 метВнров, украшенная многочисленными бюстами римских императоров, греческих героев и полководВнцев.

И вот большой партер. Именно ему более всего обязан парк распространенным эпитетом ВлподмосВнковный ВерсальВ». Действительно, большой парВнтер тАФ одна из наиболее значительных частей парВнка по своей роли в общей композиции. Огромный прямоугольник (240Х70 м), окруженный когда-то зелеными шпалерами и ритмично чередующейся скульптурой, очень красив и выразителен. Партер рассчитан на восприятие в общем ансамбле, и мраморные скульптуры подчеркивают его протяВнженность.

Южную границу партера определяют две крупные статуи Влборгезских бойцовВ» (копии с анВнтичных оригиналов), хорошо заметные издалека. Раньше дорога отделяла партер от небольшого цветника с фонтаном и двумя огромными фигураВнми Геркулеса и Флоры. Далее открывался красиВнвый подмосковный пейзаж.

После строительства в 1934тАФ1937 годах двух новых зданий на месте флигелей XVIII века фонВнтан был разобран, а статуи Геркулеса и Флоры переставлены на другое место.

Коллекция парковой скульптуры в АрхангельВнском, выполненная в XVIIIтАФначале XIX века, насчитывает около 200 вещей и является униВнкальным собранием, равного которому трудно найти в нашей стране.

Скульптура на редкость многообразна. Здесь и мастерски исполненные копии широко известных античных памятников, и декоративные садовые фигуры середины XVIII века, где хорошо заметно влияние барочных традиций, и строгие по композиции, часто обобщенно трактованные скульптуВнры эпохи классицизма.

Не совсем верно широко распространенное мнение о том, что парковая скульптура в АрханВнгельском сделана в основном итальянскими маВнстерами, Многие скульптуры, действительно, сдеВнланы итальянцами-мраморщиками; они сделаны в России из мрамора, который князь Н. Б. ЮсуВнпов специально заказывал и привозил из Каррары. Подобную скульптуру делали известные в то время итальянские мастера С. П. Кампиони и братья Трискорни, большую часть жизни проживВншие в России. Менее известным мастером был итальянец Карл Сильвестр Пенно, который, судя по документам, в течение многих лет выполнял заказы Н. Б. Юсупова.

Монументально-декоративная скульптура в Архангельском является неотъемлемой частью. ансамбля, органически связана с ним.

Среди немногочисленной бронзовой скульптуВнры нужно упомянуть модель памятника К. МиниВнну и Д. Пожарскому, исполненную по оригиналу И. П. Мартоса.

Кроме скульптуры парк украшают беседки, павильоны, памятные колонны. Сейчас с террас почти не видны скрытые разросшимися деревьяВнми две наиболее старые постройки, оставшиеся еще со времен Голицына. Это малый дворец ВлКапВнризВ» и центральная часть бывшей ВлБиблиотеВнкиВ»тАФпавильон ВлЧайный домикВ», получивший такое название в XIX веке. После пожара 1829 гоВнда, когда сгорели деревянные крылья этого паВнвильона, фасад его был заново отделан архитекВнтором В. Г. Дрегаловым.

Недалеко от этих построек в 1819 году Е. Д. Тюрин построил еще один павильон тАФ ВлХрам ЕкатеВнриныВ». Это небольшая, напоминающая портик античного храма беседка, в глубине которой помеВнщена бронзовая фигура богини правосудия Фемиды, сделанная по модели скульптора М. И. КозВнловского. Статуя Фемиды была аллегорией, проВнславляющей достоинства императрицы, которой посвящены строки, взятые из Т. Тассо.

Осматривая парк, вы обязательно пройдете мимо небольших руинных арок. Романтические руины и гроты очень часто встречались в пейзажВнных парках конца XVIII века. Кроме этих скромВнных руин в Архангельском были построены больВншие руинные ВлРимские воротаВ», не сохранившиеВнся до наших дней. Эти искусственные руины пеВнрекликались с изображением развалин античных зданий на картинах Гюбера Робера в залах дворца.

В западной части парка, недалеко от дворца, находятся два самых поздних в Архангельском памятника. Сливается с черными стволами деВнревьев скульптура ВлСкорбьВ»тАФбронзовая фигура юноши с гаснущим факелом. Скульптура, исполВнненная немецким мастером К. Г. Бартом, установВнлена в 1908 году. В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, стоит памятник А. С. Пушкину.

Мемориальный ансамбль Пушкинской аллеи, созданный в 1900-е годы,тАФодин из самых приВнвлекательных уголков парка. В 1827 году ВлранВнней весной верхамиВ» Пушкин впервые приеВнхал в Архангельское. Красота и богатство усадьбы покорили его. Три года спустя он пишет свое поВнслание ВлК вельможеВ», начинающееся словами:

От северных оков освобождая мир,

Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,

Лишь только первая позеленеет липа,

К тебе, приветливый потомок Аристиппа,

К тебе явлюся я..

На титульном листе рукописи Пушкин пером изобразил этого доживающего век, много повидавВншего, знавшего всех и вся екатерининского вельВнможутАФмаленького сгорбленного старика в смешВнном парике с бантом, медленно бредущего по алВнлее парка.

Все, все уже прошли. Их мненья, толки, страсти

Забыты для других. Смотри: вокруг тебя

Всё новое кипит, былое истребя.

Пушкин, с некоторой иронией относившийся к старому князю, сдержал свое обещание еще раз побывать в Архангельском и приехал сюда вмеВнсте с П. А. Вяземским, видимо, в конце августа 1830 года. Вяземского не трудно узнать на рисунВнке часто работавшего в Архангельском художника де Куртейля, изобразившего какой-то осенний праздник в усадьбе. Рядом с Вяземским на рисунВнке, возможно, изображен А. С. Пушкин.

В 1903 году, вскоре после того, как Россия отВнпраздновала столетие со дня рождения Пушкина, в Архангельском был установлен бюст поэта, а на пьедестале высечены строки из послания ВлК вельВнможеВ». ВлЭто полная, дивными красками написанВнная картина русского XVIII векаВ»,тАФписал об этих стихах В. Г. Белинский.

Уже после смерти Н. Б. Юсупова, летом 1833 года в Архангельское вместе с друзьями по униВнверситету приехали А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Воспоминания Герцена, несмотря на их кратВнкость,тАФ наиболее яркое и выразительное из всеВнго, что когда-либо было написано об Архангельском. Герцен, единственный из современников, оставил нам цельную, красочную картину усадьВнбы 30-х годов прошлого века, картину очень жиВнвую и образную. Вот один из поэтичных отрывВнков, посвященных Архангельскому: Вл..Им все нравилось, даже на этот раз романтизм их не возВнмущался против подстриженных деревьев, котоВнрые важно и чопорно, как официанты прошлого века, в парике и французских перчатках, стояли по обеим сторонам дороги. Белые мраморные бюВнсты выглядывали из-под нихВ». И далее: ВлГлаза разбежались, изящные образы окружали со всех сторон..В»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Портик северного фасада дворца

Приложение 2

План дворца в Архангельском с парадным двором

и придворцовыми флигелями

Приложение 3

План усадьбы в Архангельском

Приложение 4

тАЬМинерватАЭ. Герма верхней террасы.

Неизвестный скульптор.

Вторая половина XVIII века.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

       

  • Л. Булавина и др. тАЬАрхангельскоетАЭ  М.-1981г.
  • П.А. Тельтевский тАЬДревние города подмосковья тАЭ М.-1974г.
  • В.Л. Рапопорт тАЬАрхангельскоетАЭ М.-1978г.
СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж1
  • ИСТОРИЯ УСАДЬБЫтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж.тАж2
  • ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАжтАж.12
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1- Портик северного фасада дворцатАжтАжтАжтАжтАжтАж.19

Приложение 2- План дворца в Архангельском с парадным

двором  и придворцовыми флигелямитАжтАжтАжтАж.тАжтАжтАжтАж.тАж..20

Приложение 3- План усадьбы в АрхангельскомтАжтАжтАжтАжтАж.тАж21

Приложение 4- тАЬМинерватАЭ. Герма верхней террасы.

Неизвестный скульптор. Вторая половина XVIII векатАжтАжтАж.22

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..23

Вместе с этим смотрят:

Усиление железобетонных балок с нормальными трещинами
Франк Ллойд Райт
Химически стойкие материалы для защиты
Химически стойкие материалы для защиты строительных конструкций от коррозии