Людвиг Ван Бетховен
Реферат.
Людвиг ван Бетховен.
Семья. Детские и юношеские годы.
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. Этот не большой городок был резиденцией кельнского курфюрста1. Не последнее место отводилось здесь музыке. В музыкальной капелле на службу у курфюрста находились дед и отец Людвига. Дед композитора тАУ фламандец2 по происхождению ещё юношей поселился в Бонне. От деда унаследовал Бетховен многие черты характера: настойчивость и неистовую работоспособность, гордость и независимость нрава.
Иоганн ван Бетховен тАУ отец Людвига тАУ также служил в капелле. Певец, скрипач и клавесинист, он был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига. К
обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена он отнёсся как к новому источнику доходов. Принуждениями, побоями он заставлял 4-летнего
ребёнка часами просиживать за фортепиано, бесконечно твердя бессмысленные упражнения на скрипке. Обучение у Бетховена было без всякой системы: один учитель сменял другого, и хотя среди них встречались и знающие музыканты, никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего композитора.
Новый учитель Людвига, Нефе, прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность
музыкального руководителя боннского тАЬнационального театратАЭ. С 1782 года юный Бетховен систематически посещал театр и даже работал в нём. Этим он был обязан своему новому учителю.
В 1782 году Бетховен уже написал три сонаты для клавесина; тогда ему шёл
тринадцатый год. Но никаких перемен в материальном положении Бетховена не
последовало. Когда Людвигу исполнилось14 лет, его отец окончательно потерял голос и пил запоем. Заработка не хваталотАж
В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. Он преподавал и выступал аристократических домах и при дворе. Его импровизации за клавесином, полные огня и воображения уже тогда поражали слушателей. Первые произведения Людвига тАУ вариации, сонаты, фортепианные квартеты, песни тАУ могли выдержать сравнение с сочинениями признанных немецких композиторов.
По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта растёт его преклонение
перед гением этого музыканта. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы становится непреодолимым желанием Бетховена. И весной 1787 года юноша направляется к Моцарту в Вену. Моцарт, всецело занятый сочинением тАЬДон ЖуанатАЭ, всё же нашёл время послушать игру Бетховена. Юный композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех, кто там присутствовал. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: тАЬОбратите внимание на него. Он всех заставит о себе говоритьтАЭ.
Внезапно получив известие о тяжёлой болезни матери, Людвиг спешно уехал
из Вены домой. Её хрупкий организм не выдержал тяжелой длительной болезни,
бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды.
После смерти жены отец совсем опустился, а вскоре и вовсе умер. Людвиг
становится главой семьи. Помимо работы в капелле, он вечерами играет на альте
в оркестре оперного театра, даёт уроки музыки. Непосильная нагрузка заметно
подорвало здоровье Бетховена. К тому же он перенёс тиф и оспу, оставившую
заметные следы на лице.
Но жестокие удары судьбы не сломили сильного духом юношу. Он продолжает самообразование. Во время французской революции Бетховен поступил в Боннский университет на факультет философии. Но он проучился там всего один год. Почему он прекратил занятия тАУ неизвестно.
Бетховену не удалось получить систематического образования. С 11-ти лет
будущий композитор уже перестал посещать общеобразовательную школу. Однако он начал заниматься самообразованием: изучил французский и
итальянский языки, знал латынь и всю жизнь питал глубочайшее уважение к
классической литературе.
Как ни печально было детство Бетховена, он навеки сохранил о нём и о его родных местах, где оно протекало, нежное и грустное воспоминание. Сердце его
навеки осталось верным этому краю.
В течение 4-ёх лет тАУ с 1788 года до отъезда из Бонна в 1792 году тАУ Бетховен
прошёл превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все популярные оперы того времени.
Первый венский период.
В начале ноября 1792 года Бетховен выехал в Вену. Годы 1792 тАУ 1802 составляют так называемый венский период в творчестве Людвига ван Бетховена. Со своим музыкальным прошлым молодой композитор решительно порывает. Новым композициям он даёт номера, начиная с первого тАЬопусатАЭ.
В эти годы Бетховен сочиняет главным образом пьесы для фортепиано. Одна за другой создаются первые 15 фортепианных сонат, два превосходных концерта
для фортепиано с оркестром, 6 струнных квартетов, Серенада для флейты, скрипки и альта. Среди этих произведений есть и такие, как тАЬ Патетическая сонататАЭ, тАЬСоната в роде фантазиитАЭ, получившая название тАЬЛуннойтАЭ.
Вначале Бетховену жилось в Вене трудно. Его первое жилище находилось в полуподвале. Юноша страдал от сырости и холода. Появились непредвиденные
расходы. Людвиг начал учиться танцам, а затем и верховой езде. Однако танцы
давались Бетховену с трудом, и он никогда не научился хорошо танцевать.
Средства Бетховена складывались из подарков аристократов, в салонах которых он выступал, а позже и из авторских доходов. Ему удалось начать печатать свои произведения почти с первых шагов композиторской деятельности в Вене, что было тогда делом не лёгким.
В первый период пребывания в Вене Бетховен продолжал писать в большом количестве камерные ансамбли для различных инструментальных составов: струнного трио, квинтетов, секстетов и т.д.
Прошло четыре года с тех пор, как Бетховен приехал в Вену. И вот старые друзья, хорошо знавшие его в юности, стали замечать, как изменился его характер. И прежде вспыльчивый и замкнутый, Бетховен становился всё более
раздражительным, подозрительным даже по отношению к тем, кого искренне любил. Эту перемену его друзья объясняли тем, что Бетховену, с его гордостью и независимым характером, особенно трудно переносить своё ложное положение среди венской знати. Кроме того, им было известно, как плохо Бетховен разбирается в людях и как тяжело переносит разочарование в них.
Все это верно. Но дело было не только в этом. В 1800, по другим сведениям в 1801 году у Бетховена начал ослабевать слухтАж
Крушение мечты о счастье, ужас, испытываемый от надвигающейся глухоты,
привели Бетховена к мыслям о самоубийстве. По совету врачей Бетховен уезжает в Гейлигенштадт тАУ уединённое место неподалёку от Вены. Курс лечения, принятый Бетховеном, не оправдал надежд, и мысли о смерти не покидают его. В октябре 1802 он пишет завещание братьям Карлу и Иоганну.
В потоке произведений, созданных в 1800 тАУ 1803 годах, нашло отражение всё, что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и неистово пламенный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда жизни, активной деятельности. Таковы третий фортепианный концерт c-moll, соната as-dur, с похоронным маршем и тАЬЛуннаятАЭ соната, соната d-moll и ряд других произведений.
Жизнь Бетховена в течение 1803тАУ1805 годов не была особенно разнообразной.
Важным событием явилась новая тАЬакадемиятАЭ. Исполнялись две первые симфонии, Третий концерт для фортепиано и недавно законченная оратория.
В период 1805 тАУ 1809 были созданы ещё три симфонии тАУ Четвёртая, Пятая и Шестая, три концерта тАУ один скрипичный и два фортепианных (Четвёртый и Пятый), хоровая фантазия и увертюра.
К этой эпохе, к годам любви и надежды относятся и Три струнных квартета, образующих группу отчётливо связанных между собой произведений. В январе 1808 года, издав эти квартеты, он посвятил их графу Разумовскому.
Последний период жизни и творчества.
В период с 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет сравнительно медленно и мало. Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен тАЬК далёкой возлюбленнойтАЭ. Совершенно оригинальный по замыслу и музыкальной композиции, он явился ранним предвестником романтических вокальных циклов Шуберта, Шумана. Вслед за песнями на протяжении нескольких лет (1816 тАУ 1822) выходят пять последних фортепианных сонат.
В конце 1815 года умер брат Бетховена, Карл Каспар. Отношения между братьями натянутые, но в последние годы болезни Карла композитор проявлял к умирающему самое сердечное внимание и нередко помогал ему деньгами. Карл Каспар завещал опеку над 9-летним сыном не жене, а своему великому брату. Одинокий Бетховен, всегда страстно жаждавший семьи и обожавший своего племянника Карла, с радостью согласилсятАж Немало унижений и волнений пришлось пережить Бетховену в связи с этой злосчастной опекой. Маленький Карл не любил своего дядю, хотя умел ловко подлаживаться к нему. Двуличие и лживость племянника доставляли бесконечно много огорчений Бетховену.
Постоянное беспокойство, полная глухота, болезнь глаз, желудка и печени тАУ всё это вместе взятое сделало Бетховена стариком уже в пятидесятилетнем возрасте.
тАж26 марта 1827 года Бетховен был ещё жив. День был мрачным. Тяжёлые глыбы облаков скопились на небе. Между четырьмя пятью часами надвинулись такие тучи, что в комнате стало совсем темно. Удар грома потряс комнату. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом поднял к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он сейчас крикнет: тАЬЯ вызываю вас на бой, враждебные силы!.тАЭ Но рука упала. Глаза закрылисьтАж Он пал в боютАж
тАжЕго похороны состоялись 29 марта.
Автор тАУ Дмитрий Шкулис.
Средняя школа тАЬНауямесчётАЭ, г. Вильнюс
1998 г.
1 Курфюрсты тАУ князья (духовные и светские), за которыми в 13 веке было закреплено право избирания императора.
2 Фламандцы тАУ народ на севере Бельгии.
Вместе с этим смотрят:
Мавританское искусствоМазурка
Макраме
Маньеризм