Людвиг Ван Бетховен

Реферат.

Людвиг ван Бетховен.

Семья. Детские и юношеские годы.

     Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. Этот не большой городок был резиденцией кельнского курфюрста1. Не  последнее место отводилось здесь музыке. В музыкальной капелле на службу у   курфюрста находились дед и отец Людвига. Дед композитора тАУ фламандец2 по происхождению ещё юношей поселился в Бонне. От деда унаследовал Бетховен многие черты характера: настойчивость и неистовую работоспособность, гордость и независимость нрава.

     Иоганн ван Бетховен тАУ отец Людвига тАУ также служил в капелле. Певец, скрипач и клавесинист, он был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю сделалась  причиной многих страданий семьи и  особенно  Людвига. К

обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена он отнёсся как к новому  источнику  доходов.  Принуждениями, побоями он  заставлял  4-летнего

ребёнка часами просиживать за фортепиано, бесконечно твердя бессмысленные упражнения на скрипке. Обучение у Бетховена было без всякой системы: один учитель сменял другого, и хотя среди них встречались и знающие музыканты, никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего композитора.

     Новый учитель Людвига, Нефе, прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность

музыкального руководителя боннского тАЬнационального театратАЭ. С 1782 года юный Бетховен систематически посещал театр и даже работал в нём. Этим он был обязан своему новому учителю.

     В 1782 году Бетховен  уже написал  три сонаты для  клавесина; тогда ему шёл

тринадцатый год. Но никаких перемен в материальном положении Бетховена  не 

последовало. Когда Людвигу исполнилось14 лет, его отец окончательно потерял голос и пил запоем. Заработка не хваталотАж

     В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. Он преподавал и выступал аристократических домах и  при дворе. Его импровизации за клавесином, полные огня и воображения уже тогда поражали слушателей. Первые произведения Людвига тАУ вариации, сонаты, фортепианные квартеты, песни тАУ могли выдержать сравнение с сочинениями  признанных немецких композиторов.

     По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта растёт его преклонение 

перед гением этого музыканта. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы становится непреодолимым желанием Бетховена. И весной 1787 года  юноша направляется к Моцарту в Вену. Моцарт, всецело занятый сочинением тАЬДон ЖуанатАЭ, всё же нашёл время послушать игру Бетховена. Юный композитор  блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех, кто там присутствовал. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: тАЬОбратите внимание на него. Он всех заставит о себе говоритьтАЭ.

     Внезапно получив известие о тяжёлой болезни матери, Людвиг спешно уехал

из Вены домой. Её хрупкий организм не выдержал тяжелой длительной болезни,

бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды.

     После  смерти  жены  отец  совсем опустился, а  вскоре и вовсе умер. Людвиг

становится главой семьи. Помимо работы в капелле, он вечерами играет на альте

в оркестре оперного театра, даёт  уроки  музыки. Непосильная  нагрузка заметно

подорвало здоровье Бетховена. К тому  же он перенёс  тиф  и  оспу,  оставившую

заметные следы на лице.

     Но жестокие удары судьбы не сломили сильного духом юношу. Он продолжает самообразование. Во время французской революции Бетховен поступил в Боннский университет на факультет философии. Но он проучился там всего один год. Почему он прекратил занятия тАУ неизвестно.

     Бетховену не  удалось  получить  систематического  образования. С  11-ти лет

будущий композитор уже перестал посещать общеобразовательную школу. Однако    он   начал    заниматься   самообразованием:   изучил   французский   и

итальянский  языки,  знал  латынь и  всю  жизнь  питал  глубочайшее уважение к

классической литературе.

     Как ни печально было детство Бетховена, он навеки сохранил о нём и о его родных местах, где оно протекало, нежное и грустное воспоминание. Сердце его

навеки осталось верным этому краю.

     В течение 4-ёх лет тАУ с 1788 года  до отъезда из Бонна  в 1792 году  тАУ  Бетховен

прошёл превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все популярные оперы того времени.

Первый венский период.

     В начале ноября 1792 года Бетховен выехал в Вену. Годы 1792 тАУ 1802 составляют так называемый венский период в творчестве Людвига ван Бетховена. Со своим музыкальным прошлым молодой композитор решительно порывает. Новым композициям он даёт номера, начиная с первого тАЬопусатАЭ.

     В эти годы Бетховен сочиняет главным образом пьесы для фортепиано. Одна за другой создаются первые 15 фортепианных сонат, два превосходных концерта

для фортепиано с оркестром, 6 струнных квартетов, Серенада для флейты, скрипки и альта. Среди этих произведений есть и такие, как тАЬ Патетическая сонататАЭ, тАЬСоната в роде фантазиитАЭ, получившая название тАЬЛуннойтАЭ.

    Вначале Бетховену жилось в Вене трудно. Его первое жилище находилось в полуподвале. Юноша страдал от сырости  и  холода. Появились непредвиденные

расходы. Людвиг начал учиться танцам, а затем и  верховой  езде.  Однако танцы

давались Бетховену с трудом, и он никогда не научился хорошо танцевать.

     Средства Бетховена складывались из подарков аристократов, в салонах которых он выступал, а позже и из авторских доходов. Ему удалось начать печатать свои произведения почти с первых шагов композиторской деятельности в Вене, что было тогда делом не лёгким.

     В первый период пребывания в Вене Бетховен продолжал писать в большом количестве камерные ансамбли для различных инструментальных составов: струнного трио, квинтетов, секстетов и т.д.

     Прошло четыре года с тех пор, как Бетховен приехал в Вену. И вот старые друзья, хорошо знавшие его в юности, стали замечать, как изменился его характер. И  прежде  вспыльчивый  и  замкнутый, Бетховен становился всё более

раздражительным, подозрительным даже по отношению к тем, кого искренне любил. Эту перемену его друзья объясняли тем, что Бетховену, с его гордостью и независимым характером, особенно трудно переносить своё ложное положение среди венской знати. Кроме того, им было известно, как плохо  Бетховен разбирается в людях и как тяжело переносит разочарование в них.

     Все это верно. Но дело было не только в этом. В 1800, по другим сведениям в 1801 году у Бетховена начал ослабевать слухтАж

     Крушение мечты о счастье, ужас, испытываемый от надвигающейся глухоты,

привели Бетховена к мыслям о самоубийстве. По совету врачей Бетховен уезжает в Гейлигенштадт тАУ уединённое место неподалёку от Вены. Курс  лечения, принятый Бетховеном, не оправдал надежд, и мысли о смерти не покидают его. В октябре 1802 он пишет завещание братьям Карлу и Иоганну.

     В потоке произведений, созданных в 1800 тАУ 1803 годах, нашло отражение всё, что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и неистово пламенный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда жизни, активной деятельности. Таковы третий фортепианный концерт c-moll, соната as-dur, с похоронным маршем и тАЬЛуннаятАЭ соната, соната d-moll и ряд других произведений.

    Жизнь Бетховена в течение 1803тАУ1805 годов не была особенно разнообразной.

Важным событием явилась новая тАЬакадемиятАЭ. Исполнялись две первые симфонии, Третий концерт для фортепиано и недавно законченная оратория.

     В период 1805 тАУ 1809 были созданы ещё три симфонии тАУ Четвёртая, Пятая и Шестая, три концерта тАУ один скрипичный и два фортепианных (Четвёртый и Пятый), хоровая фантазия и увертюра.

     К этой эпохе, к годам любви и надежды относятся и Три струнных квартета, образующих группу отчётливо связанных между собой произведений. В январе 1808 года, издав эти квартеты, он посвятил их  графу Разумовскому.

Последний период жизни и творчества.

      В период с 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет сравнительно медленно и мало. Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен тАЬК далёкой возлюбленнойтАЭ. Совершенно оригинальный по замыслу и музыкальной композиции, он явился ранним предвестником романтических вокальных циклов Шуберта, Шумана. Вслед за песнями на протяжении нескольких лет (1816 тАУ 1822) выходят пять последних фортепианных сонат.

     В конце 1815 года умер брат Бетховена, Карл Каспар. Отношения между братьями натянутые, но в последние годы болезни Карла композитор проявлял  к умирающему самое сердечное внимание и нередко помогал ему деньгами. Карл Каспар завещал опеку над 9-летним сыном не жене, а своему великому брату. Одинокий Бетховен, всегда страстно жаждавший семьи и обожавший  своего племянника Карла, с радостью согласилсятАж Немало унижений и   волнений пришлось пережить Бетховену в связи с этой злосчастной опекой. Маленький Карл не любил своего дядю, хотя умел ловко подлаживаться к нему. Двуличие и лживость племянника доставляли бесконечно много огорчений Бетховену.

     Постоянное беспокойство, полная глухота, болезнь глаз, желудка и печени тАУ всё это вместе взятое сделало Бетховена стариком уже в пятидесятилетнем возрасте.    

    тАж26 марта 1827 года Бетховен был ещё жив. День был мрачным. Тяжёлые глыбы облаков скопились на небе. Между четырьмя пятью часами надвинулись такие тучи, что в комнате стало совсем темно. Удар грома потряс комнату. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом поднял к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он сейчас крикнет: тАЬЯ вызываю вас на бой, враждебные силы!.тАЭ Но рука упала. Глаза закрылисьтАж Он пал в боютАж

     тАжЕго похороны состоялись 29 марта.

Автор тАУ Дмитрий Шкулис.

Средняя школа тАЬНауямесчётАЭ, г. Вильнюс

1998 г.


1 Курфюрсты тАУ князья (духовные и светские), за которыми в 13 веке было закреплено право избирания императора.

2 Фламандцы тАУ народ на севере Бельгии.

Вместе с этим смотрят:

Мавританское искусство
Мазурка
Макраме
Маньеризм