Музей Пушкина

Доклад на тему:

МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА

Доклад: Михеева Андрея

Ученика 7 ВлБВ» класса

Школа № 424

МОСКВА 1997г.

После Государственного Эрмитажа в ЛеВннинграде столичный Музей А. С. Пушкина является вторым по ценности собранных в нем памятников искусства Древнего ВостоВнка, античного мира и Западной Европы.

Краткая история музея такова.

Еще в XVIII веке в недрах Московского университета возник кабинет, в котором соВнбирались и научно обрабатывались коллекции по нумизматике и геральдике. Это быВнли первые экспонаты будущего музея. Идея создания в Москве музея изящных искусств принадлежала ученым университеВнта. Позднее за создание Влэстетического музеяВ» подала и свой голос княгиня ЗинаиВнда Волконская, салон которой пользовался известным влиянием в культурной и худоВнжественной жизни Москвы.

В 1831 году была обнародована програмВнма будущего музея. В ней в частности укаВнзывалось: Вл..Желательно бы было, чтобы изящные искусства не ограничивались одниВнми мастерскими художеств, но вошли бы непосредственно в круг общественного восВнпитания и образовали бы в народе чувство эстетическое. Сей цели невозможно достигВннуть, не имея перед очами лучших произвеВндений резца, кисти и циркуля.

Петербург богат семи способами: в ЭрмиВнтаже, Академии художеств, во многих частВнных галереях, между сокровищами оригиВннальными, изящные слепки и копии могут дать понятие об искусстве всякому, желаюВнщему проницать в его тайны. Москва, за исключением некоторых частных галерей. отдаленных от города, как-то: князя Юсупова в Архангельском и графа Шереметева в Останкино, не имеет сих сокровищ. ПредВнмет сего проекта пособить недостатку и, с одобрения высшего правительства, в МоВнскве, под непосредственным ведомством Московского университета.. основать эстеВнтический музейВ».

Правда в те годы и сокровища Эрмитажа и тем более частные коллекции Юсупова и Шереметева не являлись достоянием нароВнда. Только высшая вельможная и аристокраВнтическая знать могла любоваться шедевраВнми изобразительного искусства. Но так как на строительство музея, ни Влвысокие поВнкровителиВ», ни правительство специальВнных ассигнований не отпустило, то открыВнтие его в Москве на многие годы отВнкладывалось. Только потому, что передовая интеллигенция Москвы в лице профессоров Московского университета выступили активВнными поборниками музея, строительство его было поставлено на практические рельВнсы. Вдохновителем и руководителем дела создания музея стал профессор Московского университета И. В. Цветаев. В конце 80-х годов прошлого века от частных лиц начали поступать пожертвования на строиВнтельство специального здания музея. А до этого при Московском университете существовавший кабинет, собирал отдельные экспонаты и коллекции по изящным искусстВнвам. Здесь были слепки, служившие учебВнным пособием при преподавании истории искусств, а также старинная коллекция нуВнмизматики.

В 1894 году начались работы по проектиВнрованию здания для музея. Проект был разВнработан архитектором Р. И. Клейном, полуВнчившим за него звание академика архитекВнтуры. В 1898 году приступили к строительВнству музея, которое было закончено лишь в мае 1912 года. Пока сооружалось здание музея, его организаторы систематически наВнкапливали коллекции для будущей экспозиВнции. Помимо денежных пожертвований от частных лиц поступали также слепки с древВннейших произведений искусства. Для будуВнщего музея заказывались слепки с прославВнленных произведений Греции, Италии, ФранВнции, Англии, Германии. Наряду с гипсовыми слепками музей обогащался и оригиналаВнми. В 1911 году была приобретена знамениВнтая египетская коллекция В. С. Голенищева, отличавшаяся своей оригинальностью и сиВнстематичностью собраний.

Музей выгодно отличался и внешностью и внутренним устройством. Здание, решенное для музейных целей, строгое по своим арВнхитектурным формам создает впечатление необычайной торжественности.

При входе в музей установлены мемориВнальные доски основателю музея профессоВнру Московского университета Ивану ВладиВнмировичу Цветаеву и строителю здания и автору его проекта Роману Ивановичу КлейВнку. В 1937 году в связи со столетием со дня смерти А. С. Пушкина музей был назван именем великого поэта.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина за годы соВнветской власти значительно пополнил свои коллекции. По составу памятников он был раньше беднее, чем в настоящее время. Его экспозиция ограничивалась отделом ДревВннего Востока и отделами скульптурных слепков, относящихся к последующим кульВнтурам до XVI в. После Октябрьской революВнции музей обогатился замечательной карВнтинной галереей, подлинными памятниками западно-европейской живописи, выдающиВнмися собраниями графического искусства.

В состав экспозиции музея вошли частные собрания западноевропейской живописи и скульптуры, коллекции живописи, граВнвюр и рисунков бывшего Румянцевского музея, ряд экспонатов из Государственного Эрмитажа и др. Много вещественных паВнмятников были доставлены в музей его соВнтрудниками в результате археологических экспедиций в Крыму и на Северном Кавказе.

*  *  *

Музей обладает замечательными собраВнниями памятников искусства и материальВнной культуры Древнего Египта. В экспозиВнции находятся подлинники, которым свыше 6000 лет. Редчайшая коллекция оригиналов относится к IV тысячелетию до н. э. - III в.

Расположенный в узкой плодородной доВнлине реки Нила, Египет уже в глубокой древВнности представлял собою страну с высокой культурой. Об этом свидетельствуют сохраВннившиеся памятники - гробницы, храмы, статуи, предметы религиозного культа и быта.

В экспозиции музея находятся рельефы из древних гробниц, фасадов, саркофаги, мумии. Как известно, в Египте с древнейших времён культивировался заупокойный культ, который был связан с верой в загробное существование. Отсюда - очень высокое искусство бальзамирования и мумификаВнции. Тело покойника, очищенное от внутВнренностей, пропитывали натрием. Затем оно высушивалось, наполнялось душиВнстыми веществами, сверху покрывалось смолами и обвивалось льняными бинтами. На лицо покойника накладывалась маска с головным убором. В таком виде тело поВнмещалось в гроб. Подобные мумии, хороВншо сохранившиеся до наших дней, посетиВнтель видит в музее.

В этом разделе музея много вещественВнных памятников, подтверждающих, что египтяне в древности немало труда и таВнланта отдавали религиозному культу. Тело умершего обкладывалось амулетами. МноВнгие животные объявлялись священными суВнществами. В музее выставлены мумии свяВнщенных кошек и других животных.

Кувшины, блюда, сосуды, слепки иллюВнстрируют высокую культуру гончарного проВнизводства. Ожерелье, бусы, письменные приборы, сосуды для туалета, мелкая скульптура говорят о развитии художестВнвенного ремесла, а предметы из дерева, камня, фаянса, металла показывают высоВнкий уровень искусства. Исключительный инВнтерес представляют папирусы (специальный вид бумаги, полученный из стеблей болотВнного растения папируса), по которым так же как и по надписям на древних каменных плитах удалось расшифровать сложную египетскую письменность, состоящую из иероглифов .

Мировое значение имеет музейное собВнрание фаюмских портретов и коптских ткаВнней. Портреты писались на деревянных доВнщечках и затем вставлялись в бинты мумии, заменявшие лицо. Впервые они были найВндены в оазисе фаюм, в Ливийской пустыне, откуда и получили свое название. Фаюмские портреты написаны в технике энкаустиВнки (энкаустика по-гречески означает ВлвыжиВнгаюВ»), основанной на применении воска в качестве связующего вещества. Античная энкаустика исполнялась по подогретой осВннове разжиженными красками и завершаВнлась обработкой живописи огнем. ДостоинВнство энкаустической техники состоит в том, что специально приготовленный воск не поддается воздействию ни времени, ни температурным изменениям, не дает треВнщин и сохраняет неизменным свой цвет.

Таким образом, уже в те древние времеВнна в Египте существовала письменность, реВнмесло и художественный промысел, утверВнждающие высокий уровень египетской кульВнтуры.

В отдельном зале демонстрируются паВнмятники искусства стран Передней Азии. НаВнряду с древним Египтом в долине рек ТигВнра и Ефрата, в так называемом двуречье, возникают государства Передней Азии. К концу III тысячелетия до н. э. образуется сильное Вавилонское царство со столицей Вавилоном. В древности Вавилонское царстВнво также славилось весьма высокой и переВндовой для своего времени культурой.

В музее представлены подлинники многих письменных документов; торговые договоВнры, купчие на рабов, дипломатическая пеВнреписка и др.

К концу 11 тысячелетия до н. э. возвысиВнлось и другое древнее государство - АссиВнрия. Необыкновенным ассирийским искусством мы восторгаемся и по сей день. Его архитектура, дворцы, крепости вызывают и сегодня всеобщее восхищение своей масшВнтабностью и величественностью. В музее представлены слепки ассирийской кульВнтуры с фантастическими существами. Такие огромные фигуры ставились у входа во дворцы ассирийских владык. Помимо слепВнков, в экспозиции представлен также и ряд подлинников. 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ВлМузеи литературы и искусства Москвы и подмосковьяВ» - А. Д. Берёзин

Вместе с этим смотрят:

Музыка в конце XIX - начале XX века
Музыка из Блэкпула
Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения
Музыкальный образ