Биография Бетховена

Содержание

Введение        3

1        Детство Бетховена        4

2        Завершение Боннского этапа жизни        6

3        Вена.        8

4        Потеря слуха        11

5        1802 год. Октябрь. Гейлигенштадт.        13

6        Знаменитые произведения Бетховена        15

Заключение        22

Список используемой литературы        23

Введение

Бонн во второй половине XVIII века был небольшим пиренейским городком, резиденцией кельнского князя. Именно здесь в декабре 1770 года и родился будущий гениальный композитор. Точная дата рождения Людвига не установлена, известна только дата его крещения тАУ 17 декабря.

Княжество это, как и любое другое в Германии, носило церковный характер. Но церковь, на радость жителям, а в особенности многочисленным придворным и городской знати, не препятствовала всяческим развлечениям и удовольствиям. В то время, когда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров (хотя нам, людям, избалованным цивилизацией, трудно себе такое представить), большое место в жизни людей играла музыка, живая музыка.

Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от своего деда, Луи Бетховена. Гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность тАУ все эти качества были присущи как деду, так и его знаменитому внуку.

До Луи Бетховена в их семье все были простыми фламандскими ремесленниками и пахарями. И только ему посчастливилось стать музыкантом, что и предопределило судьбу Людвига. 1732 году, молодой музыкант оставил свой родной городок в поисках счастья и благополучия. Судьба закинула его в Бонн. Через много лет усердной работы, молодой человек, пришедший в город пешком с котомкой за плечами, стал капельмейстером в придворной капелле, что позволило ему занять уважаемое положение в обществе.

Иоганн ван Бетховен тАУ отец Людвига тАУ также служил в капелле. Певец, скрипач и клавесинист, говорят, он был способным музыкантом, но губительная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига тАУ старшего сына. К сожалению, Иоганн не унаследовал характер своего отца, но смог перенести и передать его своему сыну.

  1. Детство Бетховена

Женой Иоганна в 1767 году стала молоденька вдова старшего лакея, работавшая в то время кухаркой, Магдалена Кеверих. Луи Бетховен не одобрил выбора сына. Но, несмотря на это, в 1770 году у молодых родился сын, названный в честь деда Людвигом (немецкий вариант фламандского имени Луи). Родился он на чердаке, в небольшой комнатке с косой стеной и одним лишь окошком, проделанным в скате черепичной крыши. Именно в такой бедной обстановке и начал свою жизнь гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы.

Вскоре после рождения Людвига, умер Луи Бетховен. После этого печального события семья стала действительно нуждаться, Иоганн же просиживал большую часть времени в кабаке. Но даже на спиртное нужны деньгитАж

Талант всегда себя проявит, рано или поздно. Уже в четырехлетнем возрасте нельзя было не заметить способностей мальчика. Отец сразу отнесся к этому как к новому источнику доходов. Людвигу нужно было развиваться, практиковаться со способным преподавателем, но у отца были одни методы тАУ принуждение и побои. Один учитель сменял другого, редко когда среди них попадался действительно хороший музыкант, никто из них так и не оказал сколь либо значимого влияния на талантливого ребенка. Цель Иоганна была в том, чтобы скорее подготовить Людвига к концертам, чем скорее начнутся концерты, тем скорее потекут в карман Иоганна деньги. Первый концерт был дан в Кельне, где восьмилетний мальчик, в рекламных ценах, был назван шестилетним. Но выступление не дало ожидаемых доходов, возможно поэтому о других концертах в детском возрасте никаких свидетельств нет.

1782 год, Бетховену 12 лет. В этом возрасте он свободно играет на клавесине, скрипке, органе, легко читает с листа. Именно в этот год происходит важнейшее событие в жизни юного Бетховена, событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

Христиан Готлоба Нефе стал новым директором придворной капеллы в Бонне. Этот человек сделался подлинным наставником и учителем Людвига, он упорядочил его музыкальное образование. Нефе пробудил в своем ученике интерес к музыке И. С. Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта, на образцах клавирной музыки Ф. Э. Баха Бетховен учится тонкостям современного фортепианного стиля.

При помощи Нефе в том же году публикуются первые сочинения Бетховена: вариации на тему марша Дресслера, три фортепианные сонаты. К этому событию была приурочена и газетная заметка директора капеллы, в которой говорилось: тАЬЭтот юный гений заслуживает поддержки для своих артистических путешествий. Если он будет продолжать в том же духе, как и начал, из него выйдет второй Вольфганг Амадей МоцарттАЭ. (Вот вам и первая рекламатАж)

На юного композитора были возложены большие надежды, теперь оставалось их оправдать.

Нефе прекрасно понимал, что развитием одних музыкальных способностей ограничиваться нельзя. Бетховен, не получивший общего образования, которое мало беспокоило отца, поглощенного корыстными соображениями, с удовольствием начал изучать древние языки, литературу, философию. Его кумирами стали Шиллер и Гете, а в творчество Шекспира он был просто влюблен.

тАЬНе существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учено; не претендуя ни в малейшей степени на ученость в собственном смысле этого слова, я все же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи. Да будет стыдно всякому художнику, не считающему своей обязанностью делать, по меньшей мере, то же, что и ятАЭ тАУ писал Бетховен уже в 1809 году своему издателю Гертелю, оценивая тот отрезок своей жизни.

С 13-ти лет Людвигу приходится работать, практически ему приходится содержать семью. Он работает помощником органиста в капелле, подрабатывает в театре, разучивая партии с певцами и аккомпанируя им вовремя репетиций. За годы этой упорной и многообразной работы Бетховен становится заметной фигурой в музыкальном мире города. Молодой музыкант мечтает о признании великих музыкантов, о занятиях с Моцартом.

  1. Завершение Боннского этапа жизни

Вена тАУ это город музыки, музыки и еще раз музыки. Преодолев всевозможные трудности, 17-летний Людвиг приезжает в прославленный город. Его цель тАУвстреча с Моцартом.

Маэстро был полностью поглощен работой над своей оперой тАЬДон ЖуантАЭ, поэтому игру молодого музыканта он слушал довольно рассеяно и высказал лишь скромную похвалу.

- Задайте мне тему для импровизации, тАУ в то время умение импровизировать на заданную тему было широко распространено среди пианистов. И Моцарт задалтАж две строчки полифонического изложения. К чести Людвига он не растерялся, более того, отлично справился с заданием, поразив своими способностями прославленного композитора. тАЬОбратите внимание на него, он всех заставит о себе говоритьтАЭ тАУ так, по воспоминаниям присутствующих, отозвался Моцарт о юном Бетховене. Когда о тебе так говорит один из величайших музыкантов всех времен, это сулит большую перспективу. Но здесь происходит еще один резкий поворот в жизни Людвига. Мать тяжело больна и ему приходится вернуться в родной Бонн.

тАЬЖелание еще раз увидеться с больной матерью было столь сильным, что устранило с пути все препятствия и помогло мне преодолеть величайшие затруднениятАЭ, - писал Бетховен после смерти матери. тАЬОна было мне такой доброй, любящей матерью, лучшим моим другомтАЭ.

Когда мать умерла, в 1787 году, на Людвига легло все бремя забот о семье, так как отец совсем опустился, вскоре он последовал за своей женой.

Молодой Бетховен вынужден был брать дополнительные работы, увеличивать количество уроков, к тому же еще и следить за хозяйством и всем бытом семьи. Все эти непосильные нагрузки сказались на здоровье Людвига, он перенес тиф и оспу, навсегда оставившую на его лице следы, напоминавшие ему об этом тяжелом времени всю его жизнь.

Жизнь в Бонне опостылела, молодой композитор не мог реализовать все свои амбиции, город был ему тесен. Пребывание здесь ему скрашивают посещения дома Елены фон Брейнинг. Скорее всего именно там он находил домашний уют, которого был лишен с детства, эта интеллигентная семья стала ему близка. Почти всю свою жизнь его связывала дружба со старшим сыном Стефаном, а дочь Лорхен тАУ стала его первой юношеской романтической любовью. Семья Брейнингов всегда поддерживала Бетховена в его музыкальных увлечениях, они же оказали влияние на полноценное развитие личности будущего великого композитора. Во многом благодаря им Людвиг поступил в 1789 году вольнослушателем на философский факультет Боннского университета, но пребывание там не было длительным.

Как музыкант Бетховен давно уже стал настоящим виртуозом, он стоял на одном уровне с крупнейшими пианистами Европы. Но как композитор ему было необходимо совершенствование своего таланта, новые идеи, чувства, впечатления тАУ все то, чего он не мог получить в приевшемся Бонне.

И молодой музыкант дождался своего часа. Случилось это отчасти по воле случая в 1792 году, когда на обратном пути из Лондона в Вену в Бонне ненадолго остановился Йозеф Гайдн. На торжестве, устроенном по такому поводу музыкантами капеллы, Бетховен был представлен известному в то время композитору. Сочинения молодого человека произвели впечатление на Гайдна, он пообещал всяческую поддержку и порекомендовал ехать в Вену. Заручившись рекомендательными письмами к влиятельным людям в музыкальной столице Европы, Бетховен покинул родной город, покинул его навсегда.

К 22 годам жизни Людвига ван Бетховена закончился так называемый Боннский этап жизни композитора. В1792 году он был автором уже 50 сочинений, хотя если сравнить его с великим Моцартом, который к этому возрасту имел более солидный багаж произведений (несколько сот), его прогресс как композитора не был слишком велик. Но, скорее всего, это было затишье перед бурей, перед тем, как Бетховен пронесется ураганом по всем устоям музыки того времени.

  1. Вена.

Бетховен снова попадает в этот волшебный город музыки. Отовсюду звучат австрийские и немецкие, венгерские и славянские мелодии. А на придворной сцене тАЬгвоздь сезонтАЭ тАУ великая и неподражаемая итальянская опера. Множество оркестров, хоровых капелл, оперных трупп состояли на службе у крупных магнатов тАУ это было безумно модно среди людей тАЬвыше среднего уровня достаткатАЭ. Не меньшее количество одаренных молодых музыкантов тянулось в Вену в поисках покровителей и меценатов. Бетховен был одним из таких амбициозных и талантливых людей.

Как известно, талант не спрячешь. Вскоре молодой Людвиг становится одним из первых виртуозов Вены, игра его потрясающа! Лестные отзывы несутся со всех сторон, его считают одним из самых перспективных музыкантов. Характер исполнения даже называют революционным, он играет совершенно новую музыку.

- Правила запрещают такую последовательность аккордовтАж

- А я ее разрешаю, - возражает молодой вольнодумец.

Музыка тАУ это фантазия, положенная на ноты. Какие, к черту, правила?! Разве возможно воображение гения загнать в какие-то рамки, навешать ярлыков, оградить глупыми предрассудками?!

Первым учителем Бетховена в Вене стал Гайдн, человек по достоинству оценивший таланты молодого музыканта. Он писал: тАЬИ знатоки, и несведущие должны по этим пьесам беспристрастно признать, что со временем Бетховен займет место одного из величайших композиторов Европы, а я буду гордиться правом называть себя его учителемтАЭ. Но, не смотря на столь высокую оценку творчества Людвига, Гайдн не находил полного взаимопонимания со своим учеником. И это не было удивительно, они были слишком разными людьми, музыкантами. Гайдн говорил своему молодому ученику:

- В Ваших сочинениях будут находить много прекрасного, даже удивительного, но кое-что покажется темным и странным, потому что Вы сами человек странный и мрачный, а стиль композитора - это он сам. Посмотрите мои сочинения. Вы в них часто найдете нечто веселое, потому что я сам таков.

Около полутора лет Бетховен под руководством Альбрехтсбергера, ученого-теоретика, изучает курс контрапункта. Но различное понимание музыки, мироощущение, мышление также стали непреодолимой стеной между этими двумя людьми.

- Этот ничему не научился и ничему не научится! тАУ так отзывался Альбрехтсбергер о своем ученике. Но спросите сейчас, спустя века, у любого человека, хоть сколь сведущего в музыке, знает ли он имя Бетховена? ААльбрехтсбергера? Не менее значительными были занятия Бетховена у Сальери, знаменитого итальянца, он известен нам как тАЬотравительтАЭ Моцарта, хотя эта история всего лишь миф, легенда того бурного и удивительного времени. Известный оперный композитор в их далеко нерегулярных и довольно редких занятиях открыл Бетховену так называемое тАЬвокальное письмотАЭ. Хотя молодой композитор и был далек от итальянских мастеров в этой области, но Сальери помог открыть Бетховену его собственный вокальный стиль.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, поистине стали для Людвига счастливейшим временем в его жизни. Он с успехом выступал перед знатной публикой, привлек внимание профессионалов, и, что было особенно важно для него, меценатов. Бетховен писал одному из братьев, гастролируя в Праге: тАЬМои дела хороши, очень хороши. Мое искусство порождает уважение у окружающих и привлекает друзейтАж Также и денег получу я насей раз достаточнотАЭ. Но это был только успех пианиста, музыканта, хотя уже скоро вся Европа узнает композитора по имени Людвиг ван Бетховен.

В эти годы Бетховен вырабатывает свой собственный стиль, формируется как яркий и неординарный композитор-новатор, который стремится придумывать и создавать что-то новое, а не повторять уже написанное до него. Стиль тАУ единство и гармония всех элементов произведения, он характеризует не столько само произведение, сколько личность автора. Бетховен обладал всем этим в достатке.

С 1775 по 1802 год композитор пишет 19 фортепианных сонат, 3 концерта для фортепиано с оркестром, 2симфонии, 6 струнных квартетов ор. 18, фортепианные и струнные трио, а также множество других сочинений. Венчает все эти произведения Третья, Героическая, симфония, которая служит неопровержимым доказательством зрелости Бетховена-композитора.

Новые произведения очень популярны, особенно среди молодых музыкантов. Издатели охотно печатают все сочинения композитора, в общем дела идут неплохо. Людвиг попадает в высокие круги венской аристократии, но здесь Бетховен остается Бетховеном.

Имение князя Лихновского, известного мецената и покровителя людей искусства. Некоторое время Бетховен жил в этом гостеприимном доме. На улице шел проливной дождь, имение заполонили офицеры наполеоновской армии, захватившие к тому времени Вену. Приятный вечер в прекрасном доме, но чего-то все-таки не хваталотАж Музыки! И не просто музыки, а музыки в исполнении великого мастера! Ну конечно же, это ведь так удобно всегда иметь при себе музыканта-виртуоза, стоит только щелкнуть пальцами и он уже у фортепиано, исполняет свои гениальные произведения для полупьяного офицерского общества. Бетховен категорично отказался. Тогда хозяин перешел на требования (по-видимому, он за это время так и не узнал своего гостя). Людвиг взбесился, это он умел делать не хуже, чем писать музыку, и в ненастную погоду, громко хлопнув дверью, немедленно покинул имение. Каков характер! Придя домой, он напишет эти гордые строки: тАЬКнязь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же тАУ лишь одинтАЭ.

Врожденная независимость его (вспомните деда Бетховена) характеризуется еще одним случаем из его жизни, вернее даже всего лишь одной фразой, сказанной в адрес принца Людвига Фердинанда. Услышав в Берлине игру принца, надо отметить, что он действительно был не плохим музыкантом, Бетховен сделал заслуженный комплимент: тАЬВы играете не как принц, а как настоящий артисттАЭ.

  1. Потеря слуха

В жизни многих людей когда-нибудь наступает моменты, требующие локализации всех жизненных сил. Кому-то здесь везет больше, кому-то меньше.

Что значит для человека потерять слух? Когда ты уже не можешь делать какие-то привычные и очевидные вещи, когда слышишь только изнуряющий шум, пронизывающий всю голову, и осознаешь, что жить с этим придется долгие годы, без пения птиц, звуков прилива, даже стука каблуков по мостовой, смехатАж

А что значит потерять слух для музыканта? Первые признаки глухоты у Людвига проявились в 26 лет. А в1801 году, когда ему стукнуло 31, своему другу юности Вегелеру Бетховен написал: тАЬЯ веду, можно сказать, жалкую жизнь; два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостает духу сказать людям: глух. Если б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы еще терпимо, но при моей профессии это ужасно. Что будут говорить по этому поводу мои враги, которых не мало!. Я часто уже проклинал и себя и создателя за свое существованиетАж Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе, хотя в моей жизни будут моменты, когда я буду несчастнейшим созданиемтАЭ. Несмотря на столь отчаянное положение Бетховен сохранил здравость рассудка и ясно представлял себе всю сложившуюся ситуацию.

Но беда не приходит одна. Случилось это все в том же 1801 году. Угрюмый и нелюдимый композитор полюбил. Кто же она, покорившая сердце гениального творца? Милая, по-весенне прекрасная, с ангельским личиком и божественной улыбкой, глазами, в которых хотелось утонуть, шестнадцатилетняя аристократка Джульетта Гвиччарди.

- Теперь я чаще бываю в обществе, - пишет Людвиг. тАУ Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую люблю я.

Она стала той соломинкой для Бетховена за которую он всеми силами старался удержаться. Она, казалось, готова была ответить взаимностью, Людвиг снова почувствовал прилив сил, надежду на выздоровление, счастье было так близко.

тАЬТы едва поверишь, как одиноко и печально провел я последние два года: глухота, точно призрак какой-то, являлась мне повсюду, я избегал людей, казался мизантропом, на которого так мало похож.тАж Раньше я постоянно хворал, а сейчас тАУ телесные мои силы, а вместе с тем и духовные с некоторого времени все больше крепнут. С каждым днем я все ближе к цели, которую чувствую, но не могу определить. Только этим может жить твой Бетховен. Не надо покоя! Иного покоя, кроме сна, я не признаютАж Вы должны видеть меня счастливымтАж Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся. О, как прекрасно жить тысячекратной жизнью!тАЭ. Это письмо тоже написано Вегелеру, но несколько месяцев спустя.

Как ужасно поступит с ним судьба, эта иллюзия вскоре рассеется и Бетховену предстоит выдержать еще одно испытание. И опять старый аристократический предрассудок, с которым Людвиг уже встречался до и еще не раз встретится после этой трагической истории. Для семьи Джульетты музыкант был человеком второго сорта, всего лишь артистом, обслуживающим персоналом. Да и сама девушка была легкомысленна, вскоре она вышла замуж за графа Галленберга, ничтожного человека и бездарного композитора. В жизни Бетховена разыгралась драма, достойна пера великого Шекспира, столь любимого композитором!

Глухота стала очевидной, неудачи в личной жизни стали для тридцатидвухлетнего Бетховена тупиком. Что делать?. Как жить дальше, и стоит ли жить?. Самоубийство?. Будет ли это выход?.

Гейлигенштадт тАУ тихое и уединенное местечко недалеко от Вены. Живописная природа на берегах Дуная должна была способствовать выздоровлению композитора. Этот городок стал историческим местом в биографии Бетховена. К сожалению, оно было связано больше с печальными событиями. Здесь были похоронены последние надежды на возвращение слуха, так как рекомендованное врачами лечение не дало никаких результатов. Более того, мысли о смерти, такой близкой и такой исцеляющей, не покидают его.

  1. 1802 год. Октябрь. Гейлигенштадт.

Людвиг пишет свое Гейлигенштадтское завещание, адресованное его братьям Карлу и Иоганну. Прочитано оно должно было быть только после смерти Бетховена.

тАЬО, вы люди, полагающие или толкующие, будто я злобен, упрям, мизантропичен, - как вы ко мне несправедливы; вам неведома тайная причина того, что вам мнится. Сердцем своим и разумом я сызмальства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к совершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет нахожусь я в злосчастном состояниитАж из года в год обманываюсь в надежде на излечение, я принужден был, наконец, признать, что стою перед длительным недугом (излечение которого отнимет, быть может, годы, а то и вовсе невозможно); наделенный от природы пылким живым темпераментом, питал даже склонность к развлечениям света, я должен был рано уединиться и повести замкнутую жизньтАжмыслимо ль мне было открыться в слабости чувства, которое должно у меня быть намного совершеннее, чем у других, чувства, которым я владел когда-то в высшей степени совершенства, в той степени, в какой им владеют, да и владели, наверное, только немногие из представителей моей профессии тАУ о, нет, это выше моих силтАж Для меня нет отдохновения в обществе, в непринужденных беседах и во взаимных излияниях, я должен находиться почти наедине с собой и могу себе позволить появляться на людях лишь при крайней необходимости; я должен жить как изгнанник, потому что как только я приближусь к какому-нибудь обществу, меня охватывает жгучий страх перед опасностью обнаружить свое состояниетАж какое унижение приходилось мне испытывать, когда кто-нибудь, стоявший подле меня, слышал издалека звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, я же опять ничего не слышал. Такие случаи доводили меня до отчаяния, недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем исполнено мною все то, к чему я себя чувствовал призванным, и так я влачил эту жалкую жизньтАж Терпение тАУ так зовется то, что я должен избрать себе путеводителем, и я обладаю им.тАж На двадцать восьмом году жизни я принужден уже стать философом; это - не легко, а для артиста труднее, чем для кого-нибудь другоготАж Если она придет раньше, чем представится мне случай полностью проявить свои способности в искусстве, то, несмотря на жестокую судьбу мою, приход ее будет преждевременным, и я предпочитаю, чтобы она пришла позднеетАЭ.

А на обороте, покидая этот небольшой городок, Бетховен записал: тАЬИтак, я покидаю тебя тАУ и покидаю с печалью. Да, надежда, которую лелеял я, которую принес сюда с собой, надежда исцелиться хотя бы до какой-то степени, окончательно потеряна. Как опали с ветвей и зачахли осенние листья, - так и она для меня увяла. Я удаляюсь отсюда почти в том же состоянии, в каком сюда прибыл. Даже высокое мужество, часто меня вдохновлявшее в прекрасные летние дни, - теперь исчезло. О, провиденье, дозволь испытать мне хоть один чистый день настоящей радости тАУ так давно уж ее эхо умолкло в моей груди. О когда, о когда, о божество тАУсмогу я его вновь услышать в храме природы и человечества тАУ никогда? Нет! Это было бы слишком жестокотАЭ.

Практически на всех портретах, дошедших до наших дней, Бетховен изображен угрюмым и нелюдимым, его внешность отталкивала людей, но когда я впервые прочел эти строки, то неожиданно для себя осознал, что человек, за этой каменной маской способен еще и думать, чувствовать. Это не просто имя в истории, которое твердят нам преподаватели или пишут в учебниках музыкальной литературы, это личность, он жил, радовался и страдал, решал свои проблемы, и, как любой настоящий художник, задумывался о судьбах мира. Понять его музыку не сложно, ведь в ней он выражал свои мысли, настроения, он писал для тех, кто хотел его слушать.

  1. Знаменитые произведения Бетховена

Но вернемся к композитору Бетховену. Все разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Активная деятельность, страсть, жажда покоя и смирение тАУ эти противоположные чувства гармонично соприкасаются в произведениях, написанных в этот сложный для Бетховена период.

Не могу утверждать, что страдания человека способствуют его творческому раскрепощению, но судите сами: Третий фортепианный концерт c-moll, ор. 37 (1800); соната As-dur, ор. 26 с похоронным маршем и тАЬСоната вроде фантазиитАЭ (тАЬЛунная сонататАЭ, кстати, посвящена она была Джульетте Гвиччарди) (1802);эмоционально-импульсивная соната d-moll с речитативом, ор. 31 (1802); тАЬКрейцероватАЭ соната для скрипки и фортепиано (1803) и ряд других сочинений. Они великолепны!

Сейчас, спустя года, оценивая и анализируя всю жизнь великого композитора, мы можем утверждать, что спастись, сохранить свою жизнь и здравый рассудок, ему удалось благодаря все той же музыке. Умирать Бетховену было просто некогда. Жизнь для него всегда была борьбой, со своими победами и поражениями, ион продолжал бороться, иначе он не мог.

Огромное количество идей и проектов заполнило сознание Людвига, их так много, что приходится работать над несколькими произведениями одновременно. Создается Третья симфония (Героическая симфония), в этот же период появляются наброски Пятой симфонии и тАЬАппассионатытАЭ. Близится окончание работы над героической симфонией и сонатой тАЬАвроратАЭ, а Бетховен уже берется за работу над оперой тАЬФиделиотАЭ, дорабатывает тАЬАппассионатутАЭ. После оперы опять возобновляется работа над Пятой симфонией, но не надолго, так как пишет Четвертую. В период между 1806-1808 годами выходят: Четвертая, Пятая и Шестая(тАЬПасторальнаятАЭ) симфонии, увертюра тАЬКриолантАЭ, Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Безумная работоспособность! И каждое последующее произведение абсолютно не похоже на предыдущее, они все лежат в разных плоскостях и каждое из них гениально! "На заглавном листе Героической симфонии, в честь которой и был назван этот период жизни композитора, рукой Бетховена было написано тАЬБуонапартетАЭ, а чуть ниже тАЬЛуиджи ван БетховентАЭ. Тогда, весной 1804 года, Наполеон был кумиром многих людей, ожидавших перемен в мировой идеологии, мировом устройстве, людей, жаждущих сбросить со своих плеч груз старых предрассудков. Бонапарте был олицетворением республиканских идеалов, героем, который был достоин Героической симфонии. Но еще одна иллюзия была развеяна, когда Наполеон провозгласил себя императором.

- Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном! тАУ заглавный лист был разорван автором в клочья. тАЬEroicaтАЭ - новое заглавие симфонии.

После Третьей симфонии в свет выходит опера тАЬФиделиотАЭ, единственная опера, написанная Бетховеном, и одно из самых любимых им самим произведений, он говорил: тАЬИз всех моих детей, она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, - поэтому-то она мне дороже другихтАЭ.

После этого периода, столь насыщенного симфониями, сонатами и другими сочинениями, Бетховен и не думал отдыхать. Он создает Пятый фортепианный концерт, седьмую и Восьмую симфонии (1812). Людвиг задумывает написать музыку к трагедии Гете тАЬЭгмонттАЭ, он очень любил поэзию своего кумира, она легко ложилась на музыку. Два великих современника некоторое время переписывались, свидетельством их сотрудничества стала музыка к тАЬЭгмонтутАЭ. Однажды они даже встретились, но об этом чуть позже..

Но чем же живет сам Бетховен, как устроилась его жизнь в Вене? Несмотря на довольно большую популярность, он время от времени имеет определенные проблемы в финансовом плане. Во многом из-за своей пресловутой независимости, но, как мне кажется, благодаря этому он и сохранил свой собственный стиль, который и сейчас выделяет его среди других великих композиторов во всем мире. Изменения коснулись и личной жизни. Еще в 1799 году Людвиг начал преподавать у двух милых сестер Терезе и Жозефине Брунсвик. До недавнего времени считалось, что влюблен он был именно в Терезу, но уже в двадцатом веке были найдены письма Бетховена, относящиеся к тому периоду, и адресованы они были к Жозефине. Вот так официальные отношения переросли в крепкую и сердечную дружбу, а дружба в любовь.

Одновременно он предлагает свои услуги композитора, написав письмо в дирекцию королевско-императорских придворных театров, они же в свою очередь даже не удосужились ответить. Почему же профессионал с именем известным на всю старушку Европу обязан выпрашивать себе работу? В очередной раз убеждаешься, что история всегда идет по спиралитАж В прочем он сам объяснил свое положение все в том же письме: тАЬпутеводной нитью для нижеподписавшегося (Бетховена.? авт.) искони являлось не столько добывание хлеба насущного, сколько тАУ в гораздо большей степени тАУ служение искусству, облагораживание вкуса и устремления музыкального гения к высоким идеалам и к совершенствутАж он был вынужден бороться со всевозможными трудностями и до сих пор ему не выпало счастья создать себе здесь положение, сообразное сего желанием посвятить свою жизнь исключительно искусствутАжтАЭ. Это вам не попса!. Ответ так и не пришел, асам Бетховен охарактеризовал тАЬпочтеннуютАЭ дирекцию очень просто и лаконично тАУ княжеская сволочь.

Под гнетом всех этих неудач, гонимый обстоятельствами, Людвиг принимает решение покинуть Вену. Вот тут то наши тАЬдорогиетАЭ меценаты и поняли что теряют. Эрцгерцог Рудольф, граф Кинский и князь Лобковиц в1809 году обязуются выплачивать композитору ежегодную пенсию, взамен же он обещает не покидать Австрию. Позже об этой пресловутой пенсии, обязательство по которой выполнял лишь эрцгерцог Рудольф, скажут, что Бетховену она принесла больше неприятностей, чем помощи. тАЬЧувствовать себя способным к великому делу и не выполнить его, рассчитывать на обеспеченную жизнь и быть лишенным ее вследствие ужасных обстоятельств, которые не уничтожают во мне потребности в семейной жизни, а лишь мешают устроить ее. О, боже, боже, сжалься над несчастным Б.!тАЭ. Нужда и одиночество сопровождают его жизнь.

Все сейчас знакомы со знаменитой Пятой симфонией, именно так судьба стучится в двери. Она постучалась ив дверь Бетховена. Бесконечные наполеоновские войны, вторичная оккупация Вены, массовый отъезд из столицы Австрии тАУ на фоне этих событий и приходится работать Людвигу. Но еще одно обстоятельство повлияло на столь стремительный взлет популярности Бетховена, да и на развитие музыки в целом тАУизобретение метронома. Имя известного механика-изобретателя Мельцеля навсегда вошло в историю благодаря метроному. тАЬБитва при ВитториитАЭтАУ сочинение на очень популярную военную тему тАУ была написана по предложению того же Мельцеля для сконструированного им прибора. Произведение было очень эффектным, игралось оно симфоническим оркестром, усиленным двумя военными оркестрами, различные приспособления воспроизводили ружейную и пушечную пальбу. Огромный успех у публики превознес Бетховена на вершину его прижизненной славы. Императорский театр вдруг вспоминает о бетховенской опере тАЬФиделиотАЭ, но глухота сильно мешает автору дирижировать, за его спиной капельмейстер Умлауф осторожно исправляет ошибкитАжМода, именно мода, на Бетховена растет. Его приглашают на презентации, простите, на светские приемы, тогда это были еще приемы. К чести великого композитора он все еще предпочитает круг близких друзей в скромном ресторанчике. Там, в кругу друзей, он давал волю своим эмоциям, он говорил все что думает, не боясь ни шпионов и доносчиков. Доставалось всем, и австрийскому правительству, и католической религии, и императору. Слух был практически уже утерян, поэтому Людвиг пользовался специальными тАЬРазговорными тетрадямитАЭ, в который записывались вопросы и ответы. До нас дошло около 400 таких тетрадей, записи в них более, чем смелые: тАЬПравящая знать ничему не научилась!тАЭ, тАЬНаше время нуждается в могучих умах, чтобы хлестать эти подлые человеческие душонки!тАЭ, тАЬЧерез пятьдесят лет повсюду будут республики.. тАЭ. Бетховен все-таки остался самим собой. А в это время, в этом же ресторанчике, за дальним столиком сидит молодой человек, который восторженно наблюдает за своим кумиром, имя этого человека тАУ Франц Шуберт.

С 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет довольно мало и медленно, но даже написанные в состоянии депрессии его произведения великолепны. Соната для фортепиано ор. 90, e-moll, две виолончельные сонаты, выходят его обработки народных песен. Не много, но в этот период можно заметить изменение манеры, стиля написания, в наше время он получил название тАЬпозднего стилятАЭ Бетховена. Следует выделить цикл песен тАЬК далекой возлюбленнойтАЭ, абсолютно оригинальный, от него повеяло новизной. Именно это произведение оказало не малое влияние на романтические вокальные циклы Шуберта и Шумана. В период с 1816 по 1822 год появляются пять последних фортепианных сонат, их композиция довольно сложна, как, впрочем, и композиция поздних квартетов (1824-1826). Он отступает от классических форм сонат, в очередной раз разрушает все рамки, скорее всего, это связано с его философско-созерцательным настроением.

Словно самый крупный драгоценный камень в королевской короне, Девятая симфония заняла свое, господствующее, место среди произведений великого Бетховена. Спустя почти 170 лет что-то подобное еще будет, хотя конечно в других масштабах, уже в наши девяностые годы двадцатого столетия такое же место в дискографии Фредди Меркьюри займет его великая, и ставшая уже нарицательной, тАЬThe Show Must Go OnтАЭ. Кто знает, может быть, еще через пару веков, уже наша современная музыка последних тридцати лет будет значить для наших потомков то, что для нас значит классическая музыка сейчас.

Задумывалась Девятая симфония еще в годы кризиса, но реализовываться эта идея стала только в 1822 году, параллельно с Торжественной мессой (Missa solemnis). В 1823 году Бетховен заканчивает мессу, а через год и симфонию. В финальную часть своего бессмертного творения автор ввел хор и певцов-солистов, поручая им слова из оды Шиллера тАЬК радоститАЭ: Люди - братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!

Для столь грандиозных идей было найдено и столь же грандиозное воплощение в музыке. Девятая симфония является развитием темы знаменитых тАЬГероическойтАЭ и Пятой, тАЬПасторальнойтАЭ и Седьмой симфоний, оперы тАЬФиделиотАЭ. Но она все-таки наиболее значимая во всем творчестве Бетховена, наиболее совершенная во всех отношениях.

Вскоре скоротечная слава прошла, и о Людвиге опять все забыли, многие друзья уже давно покинули Вену, некоторые умерли.тАж Где же сам Бетховен? Давайте попробуем найти композитора в суетливой столице Австрии с помощью одного из его современников.

- Кажется, г-н Бетховен живет здесь рядом, я часто видел, как он сюда входилтАж - Продавец селедок указал на соседский дом.

Дом выглядит очень жалким, опровергнув все наши ожидания. Каменные ступеньки, от которых веет холодом и сыростью, ведут на третий этаж, прямо в комнату мастера. Маленького роста, плотный, с зачесанными назад волосами с сильной проседью человек обязательно выйдет вам навстречу:

- Я имею несчастье быть покинутым всеми своими друзьями и торчу один в этой безобразной Вене, - скажет он, затем он попросит говорить громко, так как теперь слышит очень плохо. Он немного смущен, отчего говорит очень много и громко. Говорит, что часто нездоровится, мало сочиняет.тАж Всем недоволен, особенно проклинает Австрию и Вену.

- Меня приковывают здесь обстоятельства, - скажет он, ударив кулаком по роялю, - но здесь все мерзко и грязно. Все сверху до низу тАУ мерзавцы. Никому нельзя доверять. Музыка тут в совершенном упадке. Император ничего не делает для искусства, и остальная публика довольствуется тем, что естьтАж - Когда он молчит его лоб морщится, и композитор выглядит особенно мрачным, иногда это даже пугает.

Много сил Бетховен тратит на помощь своему племяннику, после смерти брата он смог отдать всю неутоленную потребность в любви. Но и тут Людвигу опять пришлось бороться, оставив много сил и здоровья в зале заседаний суда, где проходили слушанья по вопросу опеки над Карлом. Оппонентом композитора стала мать мальчика, корыстная и неблаговидная стерва. Сам племянник не оценил по достоинству всего того, что сделал для него дядя, который тратил со столь большим трудом добываемые средства на то, чтобы замять многочисленные скандальные истории, связанные с Карлом. Ценой неимоверных усилий близких друзей Бетховена, 7 мая 1824 года была исполнена Девятая симфония. Это событие примечательно еще и тем, что в это время наибольшую популярность приобрели эффектные сочинения, исполненные виртуозами, когда Бетховен, особенно его произведения позднего периода, отличаются своей глубиной и величием. Оркестром дирижировал Умлауф. Сам композитор же стоял у рампы, давал темпы для каждой части, хотя к тому времени он совершенно потерял слух. Публика была в восторге, гром аплодисментов! Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и лишь один человек стоял по прежнему, не реагируя на восторженные возгласы, он просто их не слышал.тАж В его голове все еще играла симфония. Молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и повернула лицом к публике. Только в этот момент он смог убедится в успехе своего произведения. Второе исполнение Девятой симфонии проходило полупустом зале, что еще раз подтвердило вкусы, а вернее их отсутствие, у тогдашней публики.

Заключение

Незадолго до смерти Бетховен едет к одному из своих братьев Иоганну. Людвиг предпринял это обременительное для него путешествие ради того, чтобы уговорить Иоганна составить завещание в пользу племянника Карла. Не добившись желаемого результата, взбешенный Бетховен возвращается домой. Эта поездка стала для него роковой. На обратном пути Людвиг тяжело простудился, ему так и не удалось встать на ноги, слишком много сил было потрачено, после нескольких месяце тяжелой болезни Людвиг ван Бетховен умер. Вена довольно безучастно относилась к его болезни, но когда весть о его смерти облетела столицу, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты. Послесловие В 1812 году на известном в то время чешском курорте Теплице встретились два великих творца своего времени, имена которых были записаны золотыми буквами в истории искусства Бетховен и Гете. На одной из аллей поэт и композитор повстречались с группой австрийской знати, окружавшей императрицу. Гете, сняв шляпу, посторонившись к краю дороги, приветствовал тАЬвысокихтАЭ гостей почтительными поклонами. Бетховен, напротив, низко надвинул на глаза шляпу и, заложив руки за спину, быстро прошел сквозь гущу великосветской толпы. Лицо его было сурово, голова высоко поднята. Он лишь слегка прикоснулся к полям своей шляпы.

Миновав гуляющих, Бетховен обратился к Гете:

- Я подождал Вас, потому что уважаю и почитаю Вас, как Вы этого заслуживаете, но Вы оказали этим господам слишком уж много чести. Непреклонный в отстаивании своих убеждений как художественных, так и политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой, прошел свой жизненный путь великий композитор Людвиг ван Бетховен.

Список используемой литературы

  1. Кенигсберг А., Людвиг Ван Бетховен. Л.: Музыка, 1970.
  2. Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена: Исслед.тАУЛ.: Музыка, 1979.тАУ176 с., ил.
  3. Хентова С. М. ВлЛунная сонатаВ» Бетховена. М., ВлМузыкаВ», 1975.тАУ40 с.

Вместе с этим смотрят:

Битники и хиппи - история движения
Богоматерь Донская
Богоматерь Донская. Интерпретация темы Богоматери Елеусы
Большой Сфинкс в Гизе