Битники и хиппи - история движения
БИТНИКИ: ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ.
тАЬ В 1817 году тАЬвеликий утописттАЭ ( по определению Энгельса ) Анри Сен-Симон в тАЬ Письме АмериканцутАЭ послал за океан свой выстраданный тАЬвопльтАЭ: тАЬ Народу мало любить свободу, чтобы быть свободным, - ему прежде всего необходимо познание свободы. Старые идеи одряхлели и не могут помолодеть, нам нужны новые! тАЬ
На протяжении полутора веков для каждого обывателя Старого Света существовала своя Великая Американская Утопия, в самых радужных снах являвшаяся сказочной страной неограниченных возможностей. Великая Американская Мечта будоражила фантазию американцев. Прошло полтора столетия, прежде чем старые идеи одряхлели до такой степени, что новые не могли не появиться. Великая Утопия перестала привлекать европейцев, а Великая Мечта трансформировалась до неузнаваемости, превратившись для многих в Страшный Сон.
тАЬ Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради привилегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе ни к чему.. Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев путешествуют с рюзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потоиу что они добры и, совершая странные поступки, они поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ..тАЭ - Джек Керуак был первым писателем, сформулировавшим и провозгласившим те идеи, которые сразу же были взяты на вооружение самым революционным поколением Америки ХХ столетия, тАЬразбитым поколениемтАЭ, битниками.
тАЬ Битничество началось где-то в 1944-45 годах, когда встретились Джек Керуак, Уильям Берроуз, я и еще некотрые из наших друзей, которых мы знаем до сих пор, - вспоминает Аллен Гинзберг. - Берроуз тогда уже писал, Керуак уже был поэтом и писателем, автором нескольких книг, мы были молоды. В течение нескольких последующих лет мы экспериментировали с такими понятиями как тАЬдружбатАЭ, тАЬчувство общноститАЭ, тАЬновое видениетАЭ, тАЬновое сознаниетАЭ. Начало пятидесятых - поворотный пункт,, когда все личные мысли становились общественными, а с 1945 -го - духовное освобождение, потом освобождение слова от цензуры в 1950-55 гг. В 1955-62 слово идет к читателю.тАЭ
Таковы основные даты славной и героической истории битников.
Родиной тАЬпоколения разбитыхтАЭ стала Калифорния, самая благодатная часть Америки, давшая миру спустя два десятилетия Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, тАЬ Greatful DadтАЭ, тАЬДжефферсон ЭйрплэйнтАЭ и психоделический рок, ставшая местом съемок самого культового фильма сумасшедших 70-х - тАЬЗабриски ПойнттАЭ Микеланджело Антониони. Сан-Франциско еще не превратился в гомосексуальную Мекку, где W.A.S.P. находятся в явном меньшинстве. Еще далеко было до тАЬвремен Харви МилкатАЭ, первого в Америке тАЬголубоготАЭ мэра, убитого сразу же после избрания на этот пост. Но уже тогда Сан-Франциско превратился в культурную столицу Тихоокеанского побережья Соединенных Штатов.
В 1953 году начинающий поэт Лоуренс Ферлингетти начал издавать небольшой журнальчик под названием тАЬCity LightsтАЭ( тАЬОгни большого городатАЭ, аллюзия на знаменитый фильм Чаплина ), а через два года на Коламбус, центральной улице Сан-Франциско при издательстве был открыт одноименный книжный магазин, где и стали продаваться первые книги битников, самые знаменитые из которых - сборник прозаических фрагментов, эссе, новелл и медитаций Джека Керуака тАЬНа дорогетАЭ(1957) и поэма Аллена Гинзберга тАЬВопльтАЭ (1955), своеобразный манифест движения. запрещенный вскоре к продаже.
C самого начала битничество оформилось не столько как литературное или художественное течение, а как довольно агрессивно ( можно сказать - экстремистски ) настроенная идеологическая группировка, питавшая известные - только входившие снова в моду - симпатии к марксизму ( синтезированный фрейдо-марксизм был уже на подходе ), русскому анархизму ( по этому поводу массово переиздавались Кропоткин, Бакунин ), русской Октябрьской революции (дедушка Ленин? Почему бы и нет!) и троцкизму одновременно (в одном только Сан-Франциско до сих пор существует не меньше десятка троцкистских газет и журналов!). Если к этому прибавить протест ( активный протест) против американской внешней политики, американского тАЬобщественного мнениятАЭ и тАЬобщественной моралитАЭ, а также против святая святых - американского образа жизни, то можно представить, как заманчиво выглядела эта тАЬ левацкаятАЭ идеологическая мешанина в глазах интеллектуальной молодежи.
Не случайно Джон Чиарди в своей знаменитой статье тАЬЭпитафия разбитымтАЭ, объясняя столь массовый успех битников, писал, что тАЬ у молодежи есть все основания для того, чтобы бунтовать против нашего американского самодовольства. Каждый день вставать в половине седьмого, в восемь отмечаться у табельщика, в пять возвращаться домой и смотреть купленный в рассрочку телевизор, - такой образ жизни вряд ли может прельстить молодого человека.тАЭ
Молодого человека 50-х прельстил бунт, ну конечно же бунт! Это же так весело! Конформизм послевоенной Америки, обострившиеся классовые противоречия (пророческая улыбка старины Маркса!) и экономический прессинг, по мнению критика Герберта Голда, привели к тому, что битники тАЬсами взяли себя за шиворот и выкинули из обществатАЭ. Их тАЬпафос отрицаниятАЭ достиг поистине тАЬмаяковскихтАЭ масшабов: тАЬДолой вашу власть, долой вашу религию, долой вашу любовь!тАЭ
Что касается любви, то битники тоже имели, что предложить взамен. Сексуальный бунт стал самой радикальной формой протеста против тАЬобщественной моралитАЭ, тАЬнетрадиционнаятАЭ сексуальная ориентация становилась модной в кругах интеллектуалов.
Не случаен был и выбор культовых фигур битников: Уолт Уитмен, Томас Вулф, Генри Миллер. Развивая гомосексуальную эстетику Уитмена, продолжая традииции исповедальности, присущие Вулфу, и гипертрофируя тАЬгрязныйтАЭ натурализм Миллера, многие из них сделали сексуальные перверсии темой своих произведений. Эстетизация мужского, мужественного, брутального характера и облика наиболее ярко выделяетсся в ранней поэзии Гинзберга:
Молодой подручный съел бутерброд,
отбросил грязный пакет и праздно
сидит еще несколько долгих минут.
На нем брюки из саржи, он голый
до пояса, на голове у него
желтые волосы и засаленная,
но все же яркая красная кепка.
Он лениво сидит на лестнице,
прислоненной к вершине кладки,
он широко расставил колени..
В своем протесте, в своей агрессивности, в своих фантазиях битники зашли слишком далеко.Дж. Тайтелл писал в книге тАЬНагие ангелытАЭ, самом серьезном, пожалуй, исследовании на эту тему, что они начинали с того, что тАЬрассматривали себя как отверженных общества, поклоняющегося враждебной культуре, как провозвестников нового отношения к тому, что считать благоразумным и этичным, как художников, которые творят лишь для самих себя и не ищут признания и славытАЭ.
Наверное, они и впрямь не могли даже мечтать о той славе, которая пришла к ним так легко, так быстро. Вошедшие в обычай литературные чтения в подвалах пустовавших домов, где селились собравшиеся со всех концов Америки тАЬразбитыетАЭ, быстро приелись и надоели и публике, и самим поэтам..
Сердце остановилось,
Еще раз закуриваю
Думаю о Дилане Томасе,
Джоне Китсе, Марио Ланца, других
сумасшедших.
Глотаю траву.
Погружаюсь в видения.
Вижу Лик Божий.
Умираю.
Попробуйте как-нибудь
сделать это..
тАЬЯ люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, котрые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горяттАЭ, - говорит герой Керуака.
тАЬБуддизм, практика медитации, психоделики, открытые формы стиха.. Это был поиск более открытого, исследование его границ. Керуак тАЬгорелтАЭ искусством и попивал. Берроуз экспериментировал с морфием и вскоре, к несчастью, втянулся. Мы все немного покуривали марихуану, года с 45-готАЭ, - вспоминает Гинзберг.
Битники взяли слишком высокий тАЬаккордтАЭ, их протестующие голоса были так громки, так надрывны, что в конце концов сорвались на фальцет. Они смогли предложить своему поколению только один способ борьбы с обществом, из которого они выкинули себя за шивороттАЭ, - уход от него, уход в себя, в тАЬдругие сферытАЭ, в дзен-буддизм, втАЭрадостную преступностьтАЭ(Дж.Керуак), в вызывающе-нарочитую гомосексуальность и наркотики (У.Берроуз, провозгласивший, что тАЬлучший Выход это ВходтАЭ)..
Символично название романа Керуака - тАЬНа дорогетАЭ. Дорога (вспоминаются фильмы Вендерса и Антониони ) - это бесконечный и бессмысленный побег от благополучия буржуазного быта, от пуританства и ханжества тАЬобщественной моралитАЭ, от традиций цивилизации потребления, побег куда угодно, в никуда..
Времена были развеселые. Уже взорвали атомную бомбу. Уже вовсю свирепствовала тАЬхолоднаятАЭ война и сенатор Маккарти со товарищи, клеймившие и изничтожавшие вовсю тАЬкоммунистическую чумутАЭ и тАЬкрасную заразутАЭ (к таковым были причислены наркотики, гомосексуализм, а позднее и рок-н-ролл). А тут как раз, очень вовремя и кстати, Кен Кизи, будущий автор тАЬПолета над гнездом кукушкитАЭ, открыл возможность немедикаментозного применения сильного галлюциногена ЛСД, ранее применявшегося в психиатрии для лечения маниакальных психозов. Именно на этих тАЬтаблетках от жизнитАЭ, воспетых тАЬBeattlesтАЭ в песне тАЬ Люси в небесах с алмазамитАЭ, и вырос причудливый рахитичный уродец - американское авангардное искусство.. Америке предстояла война во Вьетнаме и студенческая революция (и та, и другая закончились поражением)..
Сопливая романтика Керуака была с восторгом принята первыми хиппи, которые довели ее до абсурда. Бессмысленные худосочные тАЬцветытАЭ, длинноволосые тАЬнепротивленцытАЭ, любвеобильные пацифисты с их примитивным тАЬMake love not war!тАЭ, адепты тАЬсвободной любвитАЭ - все они основательно потоптали американские дороги с рюкзаками за спиной, понаписали килограммы стихов, понаделали кучи любви, насовершали странных и неожиданных поступков..(Спустя десятилетие тАЬрюкзачная революциятАЭ глухим эхом отозвалась и в Советском Союзе - те же рюкзаки, те же дороги, почти такой же тАЬкомсомольскийтАЭ задор, такие же убогие КаэСПэшные песенки, палатки, костры и привалы. Вот только гомосексуалисты, наркотики и рок-н-ролл были чуть позже!)
Дурная кровь накапливалась слишком долго, она должна была найти себе выход. Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон и многие другие гениальные музыканты Америки нашли этот выход и сами вылетели в него вместе с той грязью, разрушшительной и агрессивной энергией, тАЬчернухойтАЭ,
которые были сконцентрированы в их полунаркотическом-полусумасшедшем творчестве. В литературе должен был появиться кто-то, кто мог бы сделать то же самое. И прежде, чем тупое американское кино полностью профанировало керуаковскую тАЬИдею ДорогитАЭ, сделав ее сюжетом бесконечных голливудских поделок, в литературу ввалился грязный и отвратительный Уильям Берроуз.
Его тАЬГолый завтрактАЭ замкнул цепь Выход-Вход более чем наглядно.
Идеи отправлялись только в тАЬВыходтАЭ..тАЭ
Вместе с этим смотрят:
Богоматерь ДонскаяБогоматерь Донская. Интерпретация темы Богоматери Елеусы
Большой Сфинкс в Гизе
Борис Чайковский - путь в искусстве