Особенности творчества Клода Дебюсси

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА

  • факультет музыки тАУ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема:Стилистические особенности творчества Клода Дебюсси. Методическая разработка уроков для старшеклассников.

              Руководитель:проф.Раабен Л.Н.

      Исполнитель: студентка V Д/О        Матюхина И.А.

  • Санкт тАУ Петербург тАУ
  • 2000 год -
СОДЕРЖАНИЕ              стр.
  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ. . . . . . . . . . . . 1
  2. ГЛАВА I

Импрессионизм в искусстве Франции конца 19 тАУ начала 20 веков. . . . . . . . . . . . . . 3

  1. ГЛАВА II
Особенности творчества Клода Дебюсси. . . . 17
  1. ГЛАВА III

Методическая разработка уроков. . . . . . . 38

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. . . . . . . . . . . . 53
  2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . 54
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

В предлагаемой дипломной работе представлен материал для изучения такого направления в искусстве, как импрессионизм. Автором затронуты некоторые вопросы возникновения и развития импрессионизма в музыке и живописи. Особое внимание, естественно, уделено творчеству Клода Дебюсси, как наиболее яркому представителю этого направления в музыке.

Импрессионизм тАУ явление яркое и интересное, говорить и писать о нём можно много, но рамки данной работы ограниченны, по этой причине автор постаралась кратко изложить основную суть вопросов, которые заключаются в следующем: что такое импрессионизм, его зарождение и развитие на рубеже 19-20 веков, кто такие художники импрессионисты, в чём отличительные свойства их картин, кто такой Клод Дебюсси и что представляет собой его музыка.

В предлагаемой работе 3 главы:

ВлИмпрессионизм в искусстве Франции конца 19- начала 20 вековВ»

ВлОсобенности творчества Клода ДебюссиВ»

ВлМетодическая разработка уроков для старшеклассниковВ»

В 1 главе дан экскурс в историю импрессионизма, указаны его основные тенденции и особенности.Аатор остановилась на творчестве таких художников как К.Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей и других. Также автор попыталась рассказать о тенденциях музыкального импрессионизма.

Во 2-й главе дан анализ некоторых фортепианных и симфонических произведений Клода Дебюсси.

3-я глава тАУ это некоторые методические разработки, которыми может пользоваться учитель в школе при проведении уроков, посвящённых данной проблеме.

Цель представленной работы: расширение художественного и музыкального кругозора учащихся, приобщение их к миру искусства, музыки, эстетики, приобщение к красоте и гармонии.

ИМПРЕССИОНИЗМ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ

в конце 19 тАУ начале 20 веков.

Импрессионизм - одино из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и контрастами.

Термин impresssioisme произошёл от французского слова impression тАУ ВлвпечатлениеВ». Так назвал свою картину К.Моне тАУ ВлВпечатление. Восход солнцаВ»

Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к этому направлению тАУК.Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега. Стремясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты освободились от традиционных правил, они создали новы метод живописи.Суть его состояла в передаче внешнего впечатления света, тени рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде.Импрессионистический метод стал максимальным выражением самогшо принципа живописности. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а важно тАУ как изображает. Объект становился тольок поводом для решения чисто живописных Влзрительных задач, поэтому импрессионизм первоначально имел ещё одно, позднее забытое название тАУВлхроматизмВ» от греческого chroma тАУ ВлцветВ».

Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок, и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Из мастерских они выходят на пленэр ( pleinair - Влвольный воздухВ» ). ПредшеВнственник импрессионистов Э.Мане гордился тем, что все его картиВнны, как он сам утверждал, написаны, кроме одной, целиком с натуВнры.

Для творческого метода импрессионистов характерна кратВнкость, этюдность. Ведь только короткий этюд позволял точно фикВнсировать отдельные состояния природы. Импрессионисты считали, что реальность - это меняющиеся световые ощущения. Так как эти ощущения всё время меняются, художники работали над тем, чтобы уловить эти исчезающие мгновения. Они достигали совершенно неВнвиданных до этого времени эффектов передачи бликов, мерцаний, игры светотеней, светлых, гармоничных, красочных созвучий. К 80-м, 90-м годам художники-импрессионисты становятся исключительВнными мастерами передачи освещения, тумана, игры воды, неба, обВнлаков и т.д. Основная тема их творчества - Франция - её природа, быт, люди. Они писали и шумные парижские улицы (К.Писсарро. ВлБульвар МонмартрВ» 1879г., ВлПлощадь Французского театра в ПаВнрижеВ» 1898г., К.Моне ВлБульвар КапуцинокВ» 1873г.), и рыбацкие поВнселки (О.Ренуар. ВлОтлив в ИпореВ» 1883г.), у лучших художников-импрессионистов мы находим немало реалистических мотивов. Моне, Ренуар, Дега, Сислей и другие дают много ярких социальных хаВнрактеристик. Кроме бульваров; улиц, мостов их интересовали обыкВнновенные актрисы, служанки, танцовщицы, прачки, жокеи и т.д (Э.Дега. ВлМодисткаВ». Ок. 1885г., О.Ренуар. ВлЗавтрак гребцовВ». 1881г., Э.Дега.    ВлЖокеи    перед    трибунойВ».    1869-1872    г.г., ВлГладильщицыВ».Ок. 1884г., ВлТанцовщица, завязывающая ленту туфелькиВ».0к. 1880г.).

Настоящим   откровением   в   полотнах   художников-импрессионистов стал пейзаж. Именно в пейзаже их новаторские устремления раскрылись во всём своём разнообразии и богатстве нюансов и оттенков(К.Моне. ВлБелые кувшинкиВ». 1889г., К.Писсарро. ВлОсеннее утро в ЭраньиВ». 1897г., А.Сислей. ВлСнежный пейзаж с охотникомВ». 1873г., О.Ренуар. ВлНа берегу озераВ». Ок. 1880г.). Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту рождает у художников-импрессионистов особый живописный язык.

Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х - начале 90-х годов. Так же как и в живописи проявился прежде всего в стремлеВннии передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому , что на первый план выдвигается звуВнковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычайных оркестровых звучаний и гармоний. Явление, непосредВнственно подготовившее музыкальный импрессионизм - это совреВнменная французская поэзия и живописный импрессионизм. Свою муВнзыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом Влзвуковом ощущенииВ». Отказываясь от классической завершенности форм, композиторы-импрессионисты вместе с тем охотно обращаются к жанрам программной музыки, к народным танцевальным и песенным образам, в них они ищут пути обновления музыкального языка.

В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импресВнсионизм, по существу, имеет лишь одного яркого представителя -Клода Дебюсси. С некоторыми оговорками к импрессионистам могут быть отнесены такие крупные французские композиторы как П.Дюка. Ф.Шмитт, Л.Обер, Ш.Кеклен (в раннюю пору творчества), Ж-.Роже-Дюкаса. Так же импрессионистские черты музыки мы наВнходим и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес ВлОтраженияВ» и других произведениях.

Как и художники-импрессионисты, представители музыкальВнного импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому одуВнхотворенному пейзажу. Например, такие симфонические произведеВнния как ВлПослеполуденный отдых фавнаВ», ВлНоктюрныВ», ВлМореВ» ДеВнбюсси, фортепьянная пьеса ВлИгра водыВ» Равеля. Близость к природе, ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря, леса, способны по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, взывать к жизни новые звуковые приемы.

Другая сфера музыкального импрессионизма - фантастика. Композиторы обращаются к образам античной мифологии, к средневековым легендам (ВлШесть античных эпиграфовВ» для ф-п. В 4 руки, ВлФлейта ПанаВ» для флейты соло К.Дебюсси и т.д.). Они обратились к миру грёз, к сверкающим звуковым пейзажам, открывая новые возможности поэтической звукописи, новые средства музыкальной выразительности.

Рождению музыкального импрессионизма во Франции предВншествовал период, который именуют Влпериодом национального обВнновленияВ». В те годы после франко-прусской войны 1870-1871 годов заметно оживляется симфоническое и камерное творчество французВнских композиторов, активизируется концертная жизнь. Созданное в 1871 году ВлНациональное музыкальное обществоВ» поощряет творчеВнство современных французских композиторов, всячески содействуя публичному исполнению сочинений и их изданию. Центральное меВнсто в музыкальном творчестве эпохи ВлобновленияВ» принадлежит Цезарю Франку и Камилю Сен-Сансу. Важную роль в художественной жизни Франции рубежа веков сыграли ученики Франка и приверВнженцы его творческих идей Анри Дюпари, Венсан д'Энди, Габриэль Форэ, Эрнест Шоссон.

Важную роль в формировании импрессионистической музыки играло сохранение и развитие классических традиций, унаследованВнных от предшествующих эпох. Дебюсси очень интересовался григоВнрианским пением, его ладами, интонациями, с увлечением слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старых мастеВнров его восхищало богатство их музыкальных средств, где по его мнению можно найти нечто важное для развития современного исВнкусства. Изучая музыку Палестрины, Орландо Лассо Дебюсси нахоВндит много ладовых возможностей, обогащавших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадрат-ности. Всё это помогло ему в создании собственного музыкального языка. Дебюсси очень ценил музыкальное наследие великих отечестВнвенных музыкантов XVIII века. В своей статье ВлЖ.Ф.РамоВ» Дебюсси пишет о Влчистой французской традицииВ» в творчестве этого компоВнзитора, проявившейся в Влнежности, деликатной и прелестной, верВнных акцентах, строгой декламации в речитативе..В». Также Дебюсси высказывает сожаление о том, что отечественная музыка Влчересчур долго следовала путями, коварно удалявшими её от той ясности выВнражения, той точности и собранности формы, которые являются спеВнциальными и характерными качествами французского генияВ»(1, стр.23). Вряд ли Дебюсси сумел бы так полно выразить свои устремВнления, не имея в этом предшественников.

Тонкость ВлсхватыванияВ» настроения, детализация письма имВнпрессионистов в музыке была бы невозможна без усвоения гениальной   звуковой  техники   и   миниатюрализма   ВлПрелюдийВ», ВлНоктюрновВ», ВлЭтюдовВ» Шопена, которого Дебюсси боготворил с детства.  Колористические  находки  Э.Грига,  Н.А.Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М.П.Мусоргского нашли оригинальное продолжение в творчестве Дебюсси. Его увлечение Вагнером, быстро преодоленное, способстВнвовало поискам новых гармонических средств и форм.

Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, на смену роВнмантической песне пришла вокальная миниатюра, где преобладала речитация с красочно-изобразительным аккомпанементом, в форВнтепьянной музыке появляется свободная миниатюра, для которой хаВнрактерно значительно большая свобода развития, чем в романтичеВнской миниатюре, а так же постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает форВнме пьес характер импровизационности, а так же способствует переВндаче постоянно меняющихся впечатлений.

Импрессионистская программность отличается своеобразной сюжетностью и драматургическая сторона как бы снята. Образы программы завуалированы. Главная её задача - возбудить фантазию слушателя, активизировать воображение, направить его в русло опВнределенных впечатлений, настроений. И именно переход этих соВнстояний, постоянно меняющихся настроений определяет основную логику развития.

Таким образом, термин импрессионизм, применявшийся криВнтиками конца 19 века в осуждающем или ироничном смысле, поздВннее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг музыкальных явлений рубежа 19-20 веков, как во Франции, так и в других странах Европы. Но музыкальный импрессионизм, как и художественный не был долговечен. Это хрупкое, изящное искусство не было созвучно напряженной атмосфере первой мировой войны и революционных взрывов. На смену чувственной изысканной красоте приходит культ первобытной силы и в музыке появляется резкость созвучий, конструктивная четкость и примитивность формы, фактуВнры, напряженность и прямолинейность ритмов. Провозглашал эти новые антиимпрессионистические тенденции Эрик Сати, а позже эти устремления нашли своё развитие в ВлГруппе шестиВ». Живописный и музыкальный импрессионизм выросли на почве национальных традиций. В творчестве художников и композиторов-импрессионистов обнаруживается родственная тематика, колоритВнные жанровые сценки, портретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж. Есть общие черты и в художественном метоВнде живописного и музыкального импрессионизма - стремление к пеВнредаче первого, непосредственного впечатления от явления. Это не сложно увидеть, сравнив для примера прелюдию Дебюсси ВлПарусаВ» с пейзажем Э.Мане ВлВыход парусников из Булонского портаВ», 1864г. или с пейзажем К.Моне ВлРегата в Сент-АдрессеВ», 1867г. Нельзя не отметить тяготение импрессионистов к миниатюрным формам; всё это вытекало из их основного художественного метода, они ценили мимолетность, быстротечность живых впечатлений. Поэтому живоВнписцы обращаются не к крупной композиции или фреске, а к портреВнту, этюду; музыканты - не к симфонии, оратории, а к романсу, оркеВнстровой или фортепьянной миниатюре.     Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств музыкальной выразительности. Так же как и в жиВнвописи, поиски музыкантов, главным образом Дебюсси, были наВнправлены на расширение круга выразительных средств, необходиВнмых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максиВнмальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, фактуВнры и инструментовки. Вырастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористических начал.

Оркестр у Дебюсси очень оригинален и своеобразен. Он отлиВнчается изяществом рисунка и обилием деталей, но каждая из них слышима. Дебюсси сопоставляет различные тембры инструментов и различные способы звукоизвлечения. Его оркестр поражает темброВнвым разнообразием, переливчатой звучностью и красочностью колоВнрита. Так свои симфонические эскизы ВлМореВ» композитор писал в приморском городке на берегу Атлантического океана, запечатлевая Влс натурыВ» нарастающий шум прибоя и могучий шум ветра. С живоВнписью его роднит и стремление создавать радостное , ласкающее исВнкусство, доставляющее людям наслаждение. Дебюсси очень любил природу, о ней он говорил как о высшем источнике вдохновения, считал близость к ней - критерием творчества. Он выступал за созВндание особого вида музыки на открытом воздухе, которая способстВнвовала бы слиянию человека с природой. В этом тоже видна взаимоВнсвязь с художниками-импрессионистами, которые отказались от раВнботы в ателье и вышли на пленэр - под открытое небо, на воздух, где им открылись новые живописные мотивы, а главное - иное видение форм и красок. Роднясь с поэтами и художниками, музыканты искали свой путь в новом направлении. Они заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического восВнприятия; в обиход входят определения: звуковая краска, инструменВнтальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.

Импрессионизм сыграл огромную роль в развитии культуры. В живопись он привнес новые открытия в области техники и композиВнции - работа на пленэре, тонкая наблюдательность, живописность, светлый тон, пренебрежение деталью ради колорита. Из-за своеобВнразной живописной манеры поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей и зыбкой, благодаря чему им удавалось переВндать блеск солнечных лучей, рябь на воде, ощущения воздуха, легВнкость и невесомость предметов.

Понятие импрессионизма впоследствии распространяли даже на течение символизма в живописи. И действительно, отвлечение цвета от формы превращало объекты изображения в зыбкие символы реальности. Импрессионистическое изображение символично в силу его двойственности: натуралистичности и субъективности одновреВнменно. В то же время, в процессе развития импрессионистического метода, субъективность живописного восприятия, преодолевая предВнметность, поднималась на все более высокий формальный уровень, открывая пути всем течениям постимпрессионизма, в том числе симВнволизму Гогена и экспрессионизму Ван Гога. На следующем этапе художественного развития абсолютизировались и дифференцироваВнлись уже не ощущения, а сами средства изображения. Именно имВнпрессионизм послужил толчком для появления абстрактного искусВнства, а в начале XX века к возникновению таких течений, как куВнбизм, конструктивизм, ташизм. Импрессионизм преобразовал не только живопись и музыку, а также скульптуру, литературу и даже критику. Интерес к творчеству импрессионистов в наше время не исчезает. И сегодня картины хуВндожников-импрессионистов, музыка Дебюсси поражает новизной виденья мира, свежестью заложенной в них чувств, силой, смелоВнстью и необычностью выразительных средств: гармонии, фактуры, формы, мелодики.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КЛОДА ДЕБЮССИ

Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов : Листа, Грига, композиторов русской школы :Бородина, Мусоргского, Римского тАУКорсакова. В стремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт её классиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, что отечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения, точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характерными качествами французской музыкальной культуры.

       Дебюсси необычайно любил природу. Для него она была своеобразной музыкой. ВлМы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнооразной которая раскрывается нам с таким изобилиемВ», - говорил композитор (3, стр 227). Стремление к поискам нового в искусстве привлекло Дебюсси в кружок поэта Маллармэ, где группировались представители импрессионизма и символизма.

       Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.

       С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепьянВнной игре у профессора Мармонтеля - это был известный французВнский пианист-педагог. Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д'Энди и другие.

Уже в те годы молодой Дебюсси обращал на себя внимание тонкой выразительностью своего исполнения и прекрасным качестВнвом звука.

В ранний период творчества рядом с вокальными и симфониВнческими произведениями Дебюсси появляются сочинения для форВнтепиано. С наибольшей отчетливостью самобытные черты индивиВндуальности композитора проявились в двух ВлАрабескахВ» - E-dur и G-dur(1888г.). В них характерен уже художественный образ, который предполагает изящество и ВлвоздушностьВ» композиции. Типичны для последующего стиля Дебюсси прозрачные краски, красота и пластиВнка мелодических линий. В 1890г. Дебюсси создает свой первый форВнтепьянный цикл ВлБергамскую сюитуВ», состоящий из четырех частей:

Прелюдия, Менуэт, ВлЛунный светВ» и Пасспье. Здесь уже отчетливо видны две тенденции, которые станут типичными для последующих циклов композитора: опора на жанровые традиции клавесинистов и тяготение к пейзажным зарисовкам. Используя жанры старинной муВнзыки, Дебюсси трактует их свободно. Он смело применяет гармониВнческий язык и фактуру нового времени.

С 1901г. сочинения для фортепиано следуют одно за другим без перерыва. Дебюсси отдает им лучшие минуты вдохновения. Сюита ВлДля фортепианоВ» - это уже вполне зрелый цикл Дебюсси. Он состоит из трех пьес - Прелюдии, Сарабанды и Токкаты. В этом цикВнле у Дебюсси больше, чем где-либо в его фортепианной музыке, проВнявились черты классицизма. Они сказываются не только в выборе жанров, но и в строгости музыки, ясности формы каждой пьесы и гармоничной симметрии всего цикла.

Первая пьеса - характерное для него сочинение типа токкаты. Выдержанное в непрерывном движении в едином темпе, оно сочетаВнет прозрачность и изящество виртуозных пьес клавесинистов с приемами письма 19 столетия. Национальная характерность ПрелюВндии подчеркивается главной темой, основанной на французской наВнродной песенке ВлМы не пойдем больше в лесВ».

Во второй пьесе воплощены черты старинной сарабанды -серьезность, благородство характера, медленный темп, трехдольный размер, аккордовая фактура. Но гармонический язык пьесы совреВнменный.

Заключающую цикл Токкату можно отнести к тому же типу пьес, что и Прелюдия, но в ней более последовательно выражен принцип непрерывного движения, поэтому её характер более одноВнродный.

Прелюдия, Сарабанда, Токката открывают собой ряд фортепьВнянных сборников, написанных Дебюсси в зрелый период творчества. В 1903г. возникают ВлЭстампыВ»: ВлПагодыВ», ВлВечер в ГренадеВ», ВлСады под дождемВ». В 1905г. создается первая серия ВлОбразовВ»:ВлОтражения в водеВ», ВлПосвящение РамоВ», ВлДвижениеВ», через два гоВнда - вторая серия: ВлКолокольный звон сквозь листвуВ», ВлИ луна спусВнкается на место, где некогда был храмВ», ВлЗолотые рыбкиВ». Все эти произведения содержат по три пьесы. Эта тенденция впервые выявиВнлась в романсах и симфонической музыке Дебюсси.

В сериях пьес, написанных вслед за Прелюдией, Сарабандой и Токкатой, усиливаются программно-изобразительные и импрессиоВннистские тенденции.

     1903 год ознаменован появлением ВлЭстамповВ». Любопытно само заглавие ВлЭстампыВ». В ВлНоктюрнахВ» для оркестра название муВнзыкальной пьесы трактовалось в живописном аспекте. Теперь пьесы получают название из терминологии живописи и графики. В своих произведениях Дебюсси воплощает эмоцию-настроение в слиянии с живописными впечатлениями, стремится названием дать толчок восВнприятию слушателя, направить его воображение. Отсюда и тяготение к живописным заглавиям. И впоследствии композитор пользуется такими названиями как ВлЭскизыВ», ВлКартиныВ».

Одна из самых интересных пьес в ВлЭстампахВ» - это ВлСады под дождемВ». Подобно Прелюдии и Токкате из предшествующей форВнтепьянной серии, эта пьеса отличается быстрым непрерывным двиВнжением и четкой ритмической упругостью. В интонационном отноВншении наблюдается связь с Прелюдией, так как основой главной теВнмы служит одна и та же французская песня. В ВлСадах под дождемВ» на первый план выходят характерные черты образа, связанные с проВнграммным замыслом. Однородное ритмическое движение шестнаВндцатых и возникающее на его фоне ВлкапелькиВ» мелодических звуков staccato имитируют ВлмузыкуВ» летнего дождика. Чтобы передать краВнсочные эффекты меняющегося солнечного освещения, композитор очень тонко, постепенно приводит к замене минора мажором. В конВнце пьесы звучит светлая, ликующая музыка словно гимн расцветаюВнщей природы.

Другая замечательная пьеса ВлЭстамповВ» - ВлВечер в ГренадеВ». Здесь Дебюсси с исключительным мастерством рисует живописную картинку испанского народа. Эта пьеса написана в манере, отчасти напоминающей письмо ВлБульвара КапуцинокВ» Клода Моне. В обоих произведениях авторы стремятся передать общее впечатление от большого пространства уличного движения, пёстрой красочной толВнпы. Их интересует преимущественно целое, а не детальное рассмотВнрение отдельных явлений. Этот принцип определяет характерное строение ВлВечера в ГренадеВ»: небольшие разнообразные построения, отсутствие длительного развития тем. Написанная свободно по форВнме пьеса, производящая впечатление непринужденно сменяющих друг друга картинок жизни испанского народа, пьеса композиционно стройна и завершена. Единству целого способствует жанровая осноВнва: пьеса пронизана метроритмом хабанеры. В характере этого танца написаны важнейшие темы произведения. Организующую роль игВнрает и рондообразный принцип чередования тем и обрамление пьесы материалом вступления.

В этом произведении Дебюсси создает впечатление пространВнственной перспективы и это впечатление длится на протяжении всей пьесы. В первых же тактах последовательно восходящие октавныс ходы раскрывают все большее пространство и создают широкую перспективу, а в дальнейшем в эту Влзвуковую рамуВ» ВлвписываетВ» обВнразы своей музыкальной картины.

К лучшим образам природы, когда-либо созданным Дебюсси, относится пьеса ВлОтражения в водеВ». Это не только живописная карВнтинка, но и проникновенное ВлвслушиваниеВ» в мир Влводяного царстВнваВ». В начале возникает образ спокойной водной глади, но вот споВнкойствие нарушается еле уловимым движением, всплеском. После мига безмолвия - новый трепет водяной поверхности..

В течении трех лет (1910-1913) исполняются и опубликовываВнются два тома ВлПрелюдийВ» - в каждом по 12 пьес. В прелюдиях ДеВнбюсси предстают: пейзажи, портреты, легенды, произведения искусВнства, сцены. Пейзажи представлены такими прелюдиями как ВлПарусаВ», ВлЧто видел западный ветерВ», ВлВетер на равнинеВ», ВлВерескВ», ВлШаги на снегуВ», ВлХолмы АнаканрииВ». В них Дебюсси воВнплощает свои впечатления от природы.

В портретах: лирическом ВлДевушка с волосами цвета льнаВ» и юмористическом ВлВ знак уважения С.Пичвику эск. П.Ч.П.К.В» мы можем видеть и светлый обаятельный образ, который достигается Дебюсси певучестью и широтой мелодии, а также образ совершенно соответствующий герою Диккенса, ироничному и добродушному одВнновременно. Комизм этой пьесы в неожиданных контрастах от серьВнезного тона к шутливо-игривому.

В легендах: ВлУндинаВ», ВлТанец ПёкаВ», ВлФеи, прелестные танВнцовщицыВ», ВлЗатонувший соборВ» Дебюсси обращается к миру народВнной фантастики. В этих пьесах сказалось исключительное мастерстВнво композитора в передаче пластики и разнообразных форм движеВнния. А так же в использовании характерных для каждого образа фактурно-гармонических средств.

Что касается воплощения произведений искусств, то это такие прелюдии как ВлДельфские танцовщицыВ», которой открывается перВнвая тетрадь прелюдий. Прелюдия навеяна впечатлением от скульпВнтурного фрагмента фронтона греческого храма, а также прелюдия ВлКанопаВ». Крышка греческой урны украшавшей бюро Дебюсси, наВнзываемая ВлканопойВ»и послужила ему темой. Как и в ВлДельфских танцовщицахВ» композитор делает звучащими задумчивые и мягкие линии, сдержанный ритм погребальной песни.

Сцены представлены у Дебюсси такими прелюдиями как ВлПрерванная серенадаВ», ВлМенестрелиВ», ВлФейерверкВ». Каждую тему он раскрывает творчески, применяя различные соответствующие ей выразительные средства. Например: ВлФейерверкВ» (эта прелюдия навеяна впечатлением от народного гулянья, скорее всего праздника 14 июля - дня взятия Бастилии, - во время которого звучит Марсельеза) интересен своими приёмами звукописи. Глиссандо, различные пасВнсажи, аккордовые последования создают очень красочную звуковую картину.

ВлПрелюдииВ» - это энциклопедия искусства Дебюсси, потому что здесь он достигает высшего мастерства образно-звуковой харакВнтеристики, в мгновенном ВлсхватыванииВ» впечатления во всей его изВнменчивости. В прелюдиях проявляются такие черты импрессионизма как фиксирование мимолетных впечатлений от каких-либо характерВнных явлений действительности, передача внешнего впечатления свеВнта, тени, цвета, а также этюдность и картинность, фиксирование разВнличных состояний природы и т.д.

Фортепьянная музыка Дебюсси очень красива, интересна, и в силу этого очень популярна как у слушателей. Так и среди исполниВнтелей.

Первое оркестровое произведение Дебюсси, раскрывшее неВнобыкновенную оригинальность его стиля - ВлПрелюдия к послеполуВнденному отдыху фавнаВ». Огромный успех ВлПрелюдииВ» сделал комВнпозитора признанным симфонистом. Прелюд ВлПослеполуденный отВндых фавнаВ» был написан на основе поэмы Стефана Малларме в 1892 году. Дебюсси были задуманы еще две симфонические картины - ВлИнтерлюдияВ» и ВлФинальные парафразы к послеполуденному отдыВнху фавнаВ». Он хотел создать симфонический цикл для сопровождеВнния чтения поэмы Малларме. Но убедившись в самостоятельном значении ВлПрелюдаВ», отказался от первоначального замысла.В прелюде, как и в поэме Малларме, нет развитого сюжета и динамично развивающегося действия. В целом основа этого сочинеВнния - один мелодический образ ВлтомленияВ», который построен на хроматических интонациях. Интересно то, что для оркестрового воВнплощения этого образа Дебюсси использует почти всё время один и тот же специфический инструментальный тембр - флейту в низком регистре. Всё симфоническое развитие прелюда - это варьирование фактуры изложения темы и её оркестровки. Произведение Малларме привлекало композитора очень яркой живописностью мифологичеВнского существа, погруженного в грезы о прекрасных нимфах. МалВнларме, услышав впервые музыку Дебюсси, был поражен её близоВнстью к своему поэтическому замыслу. Сам же композитор считал ВлФавнаВ» очень свободной иллюстрацией к поэме и не претендовал на выражение её сущности. Музыка Дебюсси проникнута чувственной истомой, негой, навеянной воспоминанием о прелести жаркого летВннего дня, по небу лениво тянутся облака, отражающиеся в глади лесВнного озера, всё это выражено гораздо ярче и конкретнее, чем в поэме Малларме. Античный сюжет явился поводом для выражения чувств весьма современных, в духе импрессионизма с присущим ему любоВнванием мимолетных впечатлений. В ВлФавнеВ» можно найти много общего с музыкальными пейзажами романтиков, но ВлФавнВ» отличаВнется от них чисто импрессионистической красочностью и богатством оттенков светотени. Эту партитуру отличает необычайное разнообВнразие и богатство оркестровых красок, напоминающих о палитре хуВндожников-импрессионистов. Это первая партитура, утвердившая во всей полноте принципы импрессионистического оркестрового письВнма. ВлФавнВ» - это симфоническая миниатюра, написанная в З-х частВнной форме и по своим внешним признакам связана с давно существующей традицией этого жанра. Но и содержание, и эмоциональная атмосфера, и круг выразительных средств здесь очень самобытна. Уже одно основное настроение выражено во множестве оттенков, и трудно сказать, что является главным - музыкальный образ или его колористическое преображение.

Слушая это произведение, улавливаются связи с произведеВнниями композиторов второй половины прошлого столетия. ВспомиВннаются ВлФонтаны виллы д'ЭстеВ» из третьего цикла ВлГодов странстВнвийВ» Листа и симфоническая поэма ВлСадкоВ» Римского-Корсакова с её очень красочной гармонической и оркестровой палитрой. Но все эти отдельные элементы претворены Дебюсси в нечто самостоятельВнное, а все что появлялось отдельными намёками в предшествующих симфонических произведениях Дебюсси, предстало здесь в полной стилистической завершенности.

Мифологические образы Малларме явились для Дебюсси отВнправной точкой. Его увлекала мысль о воссоздании в музыке картин природы, передачи чувства слияния с ней, и этому чувству он остаВнвался верен на протяжении всей его жизни. И именно это наполнило конкретным содержанием музыку ВлФавнаВ», сделало ее привлекаВнтельной для слушателя. В сущности ВлФавнВ» явился примером имВнпрессионистического музыкального пейзажа. Он уводил от кипучей жизненной деятельности, борьбы, драматических конфликтов в мир природы, богатой красками и образами. В этом отношении прелюд Дебюсси можно сравнить с лучшими пейзажами художников-импрессионистов (К.Моне. ВлБелые кувшинкиВ», ВлПоле тюльпановВ»; О.Ренуар ВлТропинка в высокой травеВ»).

В ВлФавнеВ» раскрылось всё богатство дарования Дебюсси, неВнисчерпаемость его творческих фантазий и выразительных средств.

    Композитор широко использовал разнообразные последовательности септаккордов и нонаккордов, сочетание хроматики с диатоникой, ярВнко выраженная колористическая направленность, тончайшие нюансы - всё своеобразие музыки Дебюсси было очень необычным для своВнего времени.

Помимо гармонии своеобразен оркестр композитора. Его парВнтитура отличается изяществом рисунка, обилием деталей. Центр тяВнжести Дебюсси переносит со струнных на духовые инструменты. Он сопоставляет тембры, различные приемы звукоизвлечения, изобретаВнет красочные сочетания и т.д. Поэтому его оркестр поражает темброВнвым разнообразием, переливчатой звучностью, характерностью коВнлорита.

ВлПрелюд к послеполуденному отдыху фавнаВ» интересен и тем, что в нем Дебюсси нашел тот жанр симфонической музыки, котороВнму остался верен на протяжении всей своей последующей деятельноВнсти. ВлНоктюрныВ», ВлМореВ», ВлОбразыВ» ,конечно, имеют свой облик неВнсколько не похожий на ВлФавнаВ», но для всех них характерны одни и те же качества - картинность, поэмность в специфическом понимаВннии этих терминов, которые внес в симфоническую музыку композиВнтор-импрессионист.

ВлПрелюдия к послеполуденному отдыху фавнаВ» осталась в исВнтории европейского музыкального искусства как образец пейзажной звукописи импрессионистического стиля, и как одно из выдающихся достижений Дебюсси.

Вслед за ВлФавномВ» были созданы ВлНоктюрныВ». Они продолВнжили намеченную в нем линию своеобразно трактованной поэмности. Но ВлНоктюрныВ» более развернуты по замыслу и содержанию, их музыка более действенна и строже. Хотя созерцательность есть и здесь, особенно в ВлОблакахВ», но она носит совершенно иной харакВнтер: это уже не томные мысли, а углубленное размышление. Словом, при несомненной общности симфонического жанра, ВлФавнВ» и ВлНоктюрныВ» - произведения очень различные.

Впервые ВлНоктюрныВ» были исполнены 9 декабря 1990 года в концертах Ламуре под управлением К.Шевильяра и вызвали бурные восторги одной части аудитории и протесты так называемых музыВнкальных ВлакадемиковВ».

    Дебюсси понимал необычность своих произведений и проВнграмму первого концерта снабдил авторскими комментариями:

ВлЗаглавие - ВлНоктюрныВ» - получает здесь значение более общее и даже более декоративное. Речь идет на о привычной форме ноктюрВнна, но обо всем, что связывает это слово с определенными впечатлеВнниями и световыми ощущениями.

ВлОблакаВ» - картина неподвижного неба с медленно и меланхоВнлически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом.

ВлПразднестваВ» - движение, пляшущий ритм атмосферы, со взрывами внезапного света, а также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливаюВнщегося с ним; но фон остается - это праздник, смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.

ВлСиреныВ» - море и его безгранично многообразный ритм; заВнтем среди серебрящихся под луной волн возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение сирен..В» (14. стр.57).

Критика отметила экзотику ВлНоктюрновВ», а также влияние Римского-Корсакова и Балакирева.

В ВлНоктюрнахВ» главное внимание уделено передаче эффектов светотеней, игры красок, всего что так привлекает фантазию художВнника-импрессиониста.

ВлОблакаВ», ВлПразднестваВ», ВлСиреныВ» образуют живописный жанровый триптих воплощения трёх стихий. В нем картину ВлПразднествВ», где изображен триумф ярких ритмов, обрамляют звуВнковые пейзажи: один - ВлОблакаВ» с бездонной глубиной неба, где смешиваются разнообразные оттенки цветов; другой - ВлСиреныВ» - весь в декоративной изменчивости и элементом сказочной фантастиВнки.

Новаторство Дебюсси заключалось в том, что главное внимаВнние сосредоточено на передаче оттенков основного образа - впечатВнления, аналогичных по своему значению деталям картины. Подобно мастерам импрессионистической живописи Дебюсси обогатил паВнлитру множеством новых оттенков, добился огромного мастерства в передаче света , цвета и воздуха, всего того, что так трудно поддаетВнся музыкальному воплощению. Звуковая ткань ВлНоктюрновВ», то заВнтуманивается, то пронизывается лучами яркого солнца, воскрешает в нашем воображении картины воздушных просторов, игру облаков и волн. Во всем этом Дебюсси был непревзойденным мастером.

Вначале  композитор  задумал  написать  каждый  из ВлНоктюрновВ» для особого оркестрового состава: первый для струнВнных; второй для трёх флейт, четырех валторн, трёх труб и двух арф; третий для двух объединенных оркестровых групп(в каждой части предполагалась также партия скрипки соло). По мнению Дебюсси, это могло стать этюдами, которые помогли бы овладеть богатством оттенков одной краски, подобно художнику с его постоянной забоВнтой о колорите как основе. Но не только у художников импрессионистов он мог найти пример колористического письма. Наверняка многое ему дали партитуры Римского-Корсакова, БороВндина, Балакирева, в особенности ВлШехеразадаВ» и ВлТамараВ».

Первый ноктюрн - ВлОблакаВ» - в нем нет ярких контрастов, ни ритмических, ни интонационных, но зато широко развернута красочВнная гамма колористических оттенков. Это они передают всю изменВнчивость и неопределенность звучания, связанного с образом неба, покрытого медленно тянущимися облаками. Почти вся партитура ВлОблаковВ» выдержана в умеренных динамических оттенках, но имеВнет множество колористических сопоставлений, создающих эффект появляющихся и исчезающих световых бликов. Дебюсси здесь усВнпешно решил труднейшую задачу музыкального воплощения зриВнтельного образа. Эту музыкальную картину можно сравнить с некоВнторыми пейзажами К.Моне, (Например: ВлПарусная лодка в АржантееВ»), как и у Дебюсси, здесь богатая гамма красок, изобилие полутеВнней, утонченное и специфическое понимание колористических возВнможностей произведения. Как импрессионисты-живописцы достигаВнли поразительных эффектов на основе теории чистых ВлраздельныхВ» красок, также и Дебюсси стремился, чтобы на его оркестровой паВнлитре переливались краски без слияния тембров, но только такие из которых можно создать импрессионистскую палитру.

Второй ВлНоктюрнВ» - ВлПразднестваВ» - здесь на первый план выВнступают жанровые элементы. Здесь радость жизни, опьяняющие ритмы уличных плясок и шествий. В ВлПразднествахВ» мы слышим тарантеллу и чеканный марш, то приближающийся, то удаляющийся, причудливое слияние разнохарактерных мелодий , постепенно расВнтворяющихся в праздничной атмосфере города.

Третий из ВлНоктюрновВ» - ВлСиреныВ» - написан для женского хора и оркестра. Это, наверное, самая живописная из всех трех парВнтитур, она наиболее фантастичная и импрессионистически красочВнная. Эта пьеса передает стихию моря, освещенную лунным светом, и манящие голоса сирен - сказочных обитательниц подводного царстВнва. В партитуре всё зыбко и неопределенно. Общее настроение покоя и умиротворенности лишь изредка оттеняется кульминациями, скоВнрее не динамическими, здесь лишь фактурное и колористическое претворение основного образа, сохраняющего свой пассивно-созерцательный характер. Партитура ВлСиренВ» представляет собою пример утончённого импрессионистического письма письма. Таинственные переливы звучаний, завораживающий колорит хорового напева, исВнкусно сочетаемого с инструментальными тембрами. В этой пьесе достигнута полная гармония между выразительными средствами и эстетическим замыслом. В то же время здесь гораздо больше, чем в других партитурах ВлНоктюрновВ», чисто импрессионистических отВнтенков светотени, выступающих иногда на первое место. В музыке ВлСиренВ» больше декоративности, чем выразительности, больше вниВнмания отведено передаче оттенков светотени, чем яркой образности присущей ВлОблакамВ» и ВлПразднествамВ». Наверно именно это и стало причиной редкого исполнения ВлСиренВ» в отличие от двух первых ноктюрнов, утвердившихся в мировом репертуаре.

Ноктюрны - это три вполне самостоятельные картины, объеВндиненные лишь общим пониманием жанровых особенностей. ДеВнбюсси любил жанр симфонических картин. Одно из его самых интеВнресных и красивейших произведений - симфонические эскизы ВлМореВ», где в отличие от ВлНоктюрновВ» произведение проникнуто единой идеей, которая различно воплощается в каждой части.

    Дебюсси не был первооткрывателем морского пейзажа в музыВнке, безусловно он был знаком с произведениями Римского-Корсакова и Мусоргского, но обладая огромным дарованием, он искал свои пуВнти воплощения образов моря и его симфонические эскизы заняли особое место в мировой музыкальной литературе,

Таким образом, музыкальный импрессионизм нашел свое классическое выражение в творчестве К.Дебюсси, где ярче всего отВнразились его особенности и принципы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ

Тема ВлИмпрессионизм и творчество ДебюссиВ» интересна, необына и довольно сложна, поэтому предлагается для проведения внеклассных занятий по музыке в старших классах. В предлагаемой главе представлены методические рекомендации и планы занятий, на которые следует ориентироваться учителю.

Цель: познакомить детей с творчеством К.Дебюсси и таким явлением французской культуры прошлого века как импрессионизм, его основными представителями.

Форма проведения занятий- беседа.Основные задачи: расширить кругозор учащихся, воспитать музыкальный и художественный вкус, активизировать восприятие, развить воображение и образность мышления. Этому способствует создание поисковых ситуаций, постановка проблемных задач, творческие задания.

Предлагая школьникам такую сложгную тему, автор считает, что следует ей посвятить три тематических урока.

ЗАНЯТИЕ №1

Тема: ВлЧто такое импрессионизм?В»

Наглядные пособия:портреты композиторов:К.Дебюсси и М. Равеля; портреты художников К.Моне, О.Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, Э. Дега; репродукции картин: К.Моне ВлВпечатление.Восход солнцаВ»1872 г, ВлБелые кувшинкиВ» 1899 г, ВлРуанский собор вечеромВ» 1894 г, ВлРуанский собой в полденьВ» 1894 г, а также фотография Руанского собора, Э. Дега ВлНа скачкахВ» 1877-80 г, ВлРепетиция танцаВ» 1875 тАУ77  г, А.Сислей ВлСнег в ЛувсьеннеВ»1874 г., К.Писсарро ВлБульвар МонмартрВ»1897 г., О. Ренуар ВлДевушка с вееромВ» 1881 г.

Музыкальный материал: К.Дебюсси ВлЛунный светВ» из ВлБергамской сюитыВ», М.Равель ВлИгра водыВ».

Цель: дать учащимся целостное представление об импрессиоВннизме.

Задачи: формирование эстетического сопереживания произвеВндениям искусства, воспитание целостного музыкального мышления на основе взаимосвязи музыки и живописи.

        Содержание занятия.

Учитель начинает беседу с определения импрессионизма, расВнсказывает о первой выставке Влнезависимых художниковВ», непосредВнственно об ее участниках. Эти художники изобрели новый живописВнный метод. Важно обратить внимание на то, что они были своего роВнда революционерами в живописи и всех этих различных художников объединяла борьба с академизмом и консерватизмом в искусстве. Учитель предлагает ознакомиться с картинами художников-импрессионистов.

Вопросы учащимся:

  • Что необычного в живописи импрессионистов? Какие живоВнписные жанры привлекали художников-импрессионистов?
  • Чем привлекает нас их искусство?
  • Как бы нарисовал Руанский собор художник-реалист?

   Учитель может предложить учащимся следующие творческие задания: сравнить фотографию Руанского собора и картину К.Моне ВлРуанский собор в полденьВ» или ВлРуанский собор вечеромВ». ОпредеВнлить к каким художественным жанрам обращались художники-импрессионисты.

После того как учащиеся получили общее представление о живописном импрессионизме, можно переходить к рассказу об имВнпрессионизме в музыке и его виднейшем представителе К.Дебюсси.

Учитель предлагает прослушать произведение К.Дебюсси ВлЛунный светВ» из ВлБергамской сюитыВ».

Задание: обсудить название прослушанного произведения.

Примерные вопросы:

  • Какой характер этого произведения?
  • Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
  • Что необычного в этой музыке?
  • Почему это произведение мы называем импрессионистичеВнским?
  • Что роднит эту музыку с картинами импрессионистов?

В беседе о музыкальном импрессионизме педагогу следует особое внимание уделить импрессионистической гармонии. Тому,что представляют собой эти ВлстранныеВ» созвучия.

Учитель предлагает прослушать произведение М.Равеля ВлИгра водыВ».

Задание: Дать название прослушанной музыке.

Примерные вопросы:

  • Какой образ или образы возникали при прослушивании муВнзыки?
  • Импрессионистична ли эта музыка? Почему?
  • Какие средства музыкальной выразительности применяет композитор для раскрытия образа?
  • Что интересного и необычного вы услышали в этом произвеВндении?

После анализа музыкальных произведений педагог предлагает найти общие черты художественного и музыкального импрессиоВннизма. Анализ желательно проводить в виде беседы учащихся, высказывающих своё мнение. Беседа лишь направляется учителем. В заключении урока следует еще раз отметить основные эстетические принципы импрессионизма, особенности этого течения.

Примерные вопросы для закрепления материала урока:

  • О чём мы говорили на этом занятии?
  • Какие музыкальные произведения вы сегодня слушали?
  • Что нового вы узнали на этом уроке?

Домашнее   задание   (письменно):

  Краткая   биография К.Дебюсси.

                 Занятие №2.

Тема: Импрессионизм и фортепьянное творчество К.Дебюсси.

Наглядные пособия: Портрет К.Дебюсси, репродукции картин К.Моне ВлПляж в Сент-АдрессеВ», Э.Дега ВлГолубые танцовщицыВ», О.Ренуара ВлПортрет актрисы Жанны СамариВ».

Музыкальный материал: К.Дебюсси, прелюдии - ВлПарусаВ», ВлМенестрелиВ», ВлФейерверкВ», ВлДельфские танцовщицыВ», ВлДевушка с волосами цвета льнаВ».

Цель: Познакомить учащихся с фортепьянным творчеством К.Дебюсси.

Задачи: Формирование определённых художественных знаний, развитие творческой фантазии школьников, обучение анализу худоВнжественных и музыкальных произведений, развитие музыкального интереса.

Содержание занятия: В начале занятия для лучшего усвоения нового материала целесообразно вернуться к материалу прошлой беВнседы. Это также позволит проверить степень усвоения пройденного материала и поможет закрепить его.

Целесообразно задать учащимся следующие вопросы:

  • О каком художественно-историческом течении говорилось на прошлом занятии? Где и когда оно зародилось?
  • Какие характерные черты и особенности импрессионизма?
  • Назовите основных представителей художественного импресВнсионизма?
  • Какие особенности импрессионистической музыки вы знаете? После того как ученики ответили на эти вопросы, можно переВнходить непосредственно к новой теме:

- Последние десятилетия 19 и начало 20 века - это период инВнтенсивного развития французской фортепьянной музыки. ХарактерВнным для французской фортепьянной музыки в те годы было перерасВнтание романтического искусства в импрессионизм.

После обозрения данной эпохи учащимся предлагается отвеВнтить на вопросы:

  • Каких композиторов-романтиков вы знаете?
  • Назовите их произведения?
  • Что характерно для музыки романтизма?
  • В чем отличие романтизма от импрессионизма?

После обсуждения ответов учеников педагог переходит к рассказу об особенностях фортепьянного творчества К.Дебюсси. СледуВнет обратить внимание детей на то, что хотя К.Дебюсси и искал новые пути для воплощения своих идей, он очень трепетно относился к наВнследию отечественных музыкантов XXVIII века (Рамо, Куперен), выВнсоко ценил традиции. Важно отметить и то; что К.Дебюсси был одВнним из величайших певцов природы в мировом музыкальном искусВнстве. Он запечатлел её самые различные образы, в разные времена года, часы суток, при различном освещении, при разной погоде. Это мы можем видеть на примере таких произведений как ВлСады под дождемВ» из ВлЭстамповВ» для фортепьяно, а также в прелюдиях:

ВлТуманыВ», ВлВерескВ», ВлАроматы и звуки, кружащиеся в вечернем возВндухеВ» и т.д.

К.Дебюсси привлекала фортепьянная миниатюра. ЗначительВнное отличие импрессионисткой миниатюры от романтической - в большей свободе развития.

Далее педагог говорит об особенностях мелодики, гармоничеВнского языка, ритмического рисунка, фактуры и т.д. - все это придает произведению импровизационность и постоянную смену музыкальВнных впечатлений.

Учитель предлагает прослушать прелюдию К.Дебюсси ВлПарусаВ», после чего задает ряд вопросов:

  • Понравилась ли вам музыка?
  • Какими музыкальными красками написана эта музыка?
  • Динамична или статична она?

(При обсуждении этого вопроса учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что статичность в этом произведении подВнчеркнута органным пунктом /си-бемоль/ на протяжении всей пьесы).

  • Была ли музыка все время одинакова?
  • Какой колорит в этой пьесе?
  • Какие образы возникали при прослушивании?

Задание: Сравнить ВлПарусаВ» и картину К.Моне ВлПляж в Сент-АдрессеВ».

Педагог предлагает прослушать прелюдию ВлДевушка с волоВнсами цвета льнаВ».

  • Какой характер этой музыки?
  • Чем привлекает эта музыка?
  • Как бы вы изобразили образ этой девушки?

Далее звучит прелюдия ВлМенестрелиВ».

  • Кто такие менестрели?
  • Чем интересна эта пьеса? Что в ней необычного?
  • Отзвуки каких музыкальных инструментов здесь слышны?

   Школьникам интересно будет узнать, что в этой прелюдии речь идет о бродячем менестрельном театре, существовавшем в проВншлом столетии в США, связанном с негритянским искусством, которое оказало большое влияние на развитие нового стиля эстрадной музыки - джаза, которым К.Дебюсси живо интересовался.

Задание: Движениями, пластикой передать настроение этой пьесы.

После этого учитель предлагает прослушать прелюдию ВлФейерверкВ», но предварительно не называет заглавие произведения.

Примерные вопросы:

  • Как бы вы назвали это произведение?
  • Какое настроение в этой прелюдии?

Учитель обращает внимание учащихся на то, как К.Дебюсси мастерски рисует картину взлетающих ракет, блеск огней, озаряюВнщих сумрак ночи. Школьникам будет интересно узнать, что это проВнизведение навеяно образами народного праздника, видимо в День взятия Бастилии. Примечательно также и то, что автор вводит в конВнце пьесы попевку, которая очень напоминает интонации ВлМарсельезыВ», звучащей в дни национального праздника.

В заключение занятия, чтобы закрепить полученные знания учеников, рекомендуется задать следующие вопросы:

  • Какие особенности фортепьянной музыки К.Дебюсси вы моВнжете назвать? (стремление к постоянной изменчивости образов жизВнни, большой интерес к музыкальным зарисовкам различных движеВнний и т.д.)
  • Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки?

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям.

Занятие №3.

Тема:   Импрессионизм   и   симфоническое   творчество К.Дебюсси.

Наглядные пособия: Портрет К.Дебюсси, картины К.Моне ВлВпечатление. Восход солнцаВ» 1872г., ВлСкалы в Бель-ИлеВ» 1886г., ВлСкалы в ЭтретаВ» 1886г.

Музыкальный материал: К.Дебюсси ВлМореВ», симфонические эскизы ВлОт зари до полудня на мореВ», ВлИгра волнВ», ВлРазговор ветра с моремВ»; Н.А.Римский-Корсаков, сюита ВлШехеразадаВ», Вступление к опере ВлСадкоВ», ВлПесня Варяжского гостяВ» из оперы ВлСадкоВ»; оркеВнстровая фантазия А.Глазунова ВлМореВ».

Цель: Познакомить учащихся с симфоническим творчеством К.Дебюсси.

Задачи: Формирование у учащихся целостного художественноВнго восприятия, обучение пониманию музыкального языка, средсв выразительности, влияющих на характер произведения, развитие тембрового слуха.

Содержание занятия: В начале урока учитель настраивает учеВнников на то, что сегодня они продолжат знакомство с музыкой К.Дебюсси, но теперь с его симфоническим творчеством.

Симфоническая музыка в творчестве К.Дебюсси занимает меВнсто не менее значительное, чем фортепьянное. Она тоже воплощает наиболее типичные образы и сюжеты, черты стиля композитора.

Одно из самых замечательных симфонических произведений К.Дебюсси - ВлМореВ» - три симфонических эскиза: ВлОт зари до поВнлудня на мореВ», ВлИгра волнВ», ВлРазговор ветра с моремВ».

В этих симфонических эскизах старшеклассники смогут увиВндеть восторженное пантеистическое чувство, которое пронизывает это произведение и придаёт ему особую привлекательность.

К.Дебюсси тяготел к жанру симфонических картин. И однажВнды создал крупное циклическое произведение, единое, различно воВнплощающееся в каждой из трех частей.

Над симфоническими этюдами ВлМореВ» композитор работал в 1903-1905г.г. Это произведение он посвятил своей жене. Оно навеяВнно реальными впечатлениями от Средиземного моря, от Атлантики, на побережье которой К.Дебюсси проводил летние месяцы.

В данном триптихе композитор запечатлел три состояния стиВнхии: дремлющую морскую гладь в утреннем тумане и миг, когда на её поверхность упадут лучи солнца в полдень; восхитительную игру волн и бликов света, и наконец, в сумерках - извечную борьбу моря с неукротимым ветром.

После вступительного слова педагог предлагает прослушать произведение и подумать над вопросами: насколько выразительно в музыке передан характер музыкальных образов и какими средствами композитор пользуется для его создания.

Когда учащиеся познакомятся с симфоническими эскизами ВлМореВ» следует важное место отвести анализу произведения, так как он играет большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости. Если услышанное произведение осталось непонятным, то в процессе разбора создаются возможности привлечь внимание к его содержаВннию, раскрывая выразительность художественных образов, музыВнкального языка.

          Вопросы учащимся после прослушивания:

  • Каким было представлено море в этом произведении?
  • Какими средствами выразительности композитор воплощает многогранность моря?
  • Что сближает это произведение с живописью?

После диалога с учащимися педагогу следует подвести итог беседы. Важно отметить, что в ВлМореВ» образы достаточно конкретВнны, образы природы воспринимаются слушателями не только сквозь призму ощущений художника, но и посредством очень выразительВнной и точной звукописи. В своей музыке композитор задался целью выразить не только взволнованное чувство человека, созерцающего величие природы, но и воплотить три элемента - шум моря, движеВнние волн и изменчивые краски морской воды, отражающей небо. Первая картина ВлМоре от зари до полудняВ» передает впечатление игВнры переливания красок воды и неба. Вторая картина напоминает движение танца - ВлИгра волнВ» - посвящена изображению стихии движения. В последней картине - ВлДиалог ветра с моремВ» - воплощеВнние энергии шумов разбушевавшейся стихии. Все три части связаны внутренним единством замысла и приемов развития материала.

К.Дебюсси сосредоточил свое внимание на разнообразной игре красок и форм изменчивой водной стихии, в чем проявилась импресВнсионистическая сущность его искусства. ВлМореВ» принадлежит к чисВнлу произведений картинного, живописного симфонического жанра, причем в типично импрессионистическом понимании картинности.

Далее учитель обращает внимание учеников на то, что многие композиторы тоже воплощали в своих произведениях морские пейВнзажи, и предлагает вспомнить музыкальные произведения, в которых были созданы образы водной стихии:Сюита ВлШехеразадаВ», Вступление к опере ВлСадкоВ», ВлПесня Варяжского гостяВ» Н.Римского-Корсакова, оркестровая фантазия А.Глазунова ВлМореВ» и т.д.

Целесообразно педагогу предложить сравнить ВлМореВ» К.Дебюсси с любым из вышеназванных произведений.

Такое задание заинтересует старшеклассников, активизирует их восприятие, поможет усвоить новый материал и закрепить пройВнденное.

В конце урока педагогу следует подвести итог всей пройденВнной темы - ВлИмпрессионизм и творчество К.ДебюссиВ».

Домашнее задание: Проиллюстрировать симфонические эскиВнзы К.Дебюсси ВлМореВ». Написать сочинение на тему: ВлЧто я чувстВнвую слушая музыку К.ДебюссиВ».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Таким образом, затронув вопросы импрессионизма , как важного, значимого и интересного направления в искусстве, пелагог приобщает учащихся к миру  жтвописи, литературы , музыки. Знакомство с лучшими образцами этого  течения повысит  их образовательный уровень, расширит кругозор.

В работе затронуты лишь некоторые вопросы этого направления, так как проблемы импрессионизма достаточно сложный материал. Но тем не  менее автор считает, что  школьников следует приобщать к различным видам искусства, к разнообразным течениям и направлениям в музыке, литературе, живописи, и это, несомненно, даст свои плоды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.Д. Французская фортепьянная музыка конца 19 - начаВнла 20 веков.- М.: Издательство академии наук СССР, 1961.

2. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века.- М.:

Знание, 1986.

3. Алыпванг А. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 2 - М.: Музыка, 1965.

4. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. - Ленинград: Советский композитор, 1991.

5. Вентурин Л. От Мане до Лотрека. - Иностранная литература, 1958.

6. Власов В.Г. Стили в искусстве в 3-х т. T.I - С.Пб.; Кельна, 1995.

7. Гаккель Л. Фортепьянная музыка XX века. Очерки, 2-е издание. Л.: Советский композитор, 1990.

8. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1983.

9. Импрессионисты. Письма художников. Воспоминания. ДокуменВнты. - Искусство, Ленинградское отделение, 1969.

10. Каратыгин В.Г. Избранные статьи. - М.: Музыка,19б5.

11. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 1965.

12. Лонг М. За роялем с Дебюсси. - М.: Советский композитор, 1985.

13. Мартынов И. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 1964.

14. Музыкальная литература зарубежных стран. Вьш.5/ Ред: Б.Левик. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1984.

15. Музыкальная энциклопедия. Гл. Ред. Ю.В.Келдыш. Т. 2 - М.:

ВлСоветская энциклопедияВ», 1974.

16. Нестьв В. На рубеже 2-х столетий. Очерки о зарубежной музыке конца XIX - начала XX века. - М.: Музыка, 1967.

17. Нестьев Ю. История зарубежной музыки. Вып.5 - М.: Музыка, 1988.

18. Смирнов В. Клод - Амиль Дебюсси .- Л.; 1962.

19. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. - М.: Искусство, 1971.

20. Шнеерсон Г. Музыка Франции. - М.; 1968.

21. Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. - М.: Музыка. 1975.

Вместе с этим смотрят:

П. И. Чайковский
Памятные места и памятники Смоленщины, посвященные Великой Отечественной войне
Пасхальные яйца
Певец русской природы