Русский рок

  1. Русский рок
  2. Введение

Рок-культуратАФэто, прежде всего, молодежная культура. Рок-музыкатАФнастолько спорное направление искусства, что очень сложно выбрать правильную точку рассмотрения вопроса. К тому же, полностью осветить рок на нескольких страницах реферата практически невозможно. Поэтому я слегка сузил круг вопросов. Кроме истории рока, без которой, понятное дело, нельзя вникнуть в его суть, здесь приводится кратВнкая характеристика наиболее известных групп, освещены музыка и тексты (чтобы развеять устоявшееся убеждение, будто рок - дикая какофония, а стихи песентАФне имеющие ничего общего с поэзией пасквили сатанинской направленности). Также в отдельную категорию я выделил русский рок, который, по общепризнанному мнеВннию, сильно отличается от западного, а для нашего слушателя может быть более поВннятным и доступным. Надеюсь, мне удастся показать, что рок-культуратАФвовсе не антисоциальное явление, каким у нас долгое время ее пытались представить, и что песни Led Zeppelin и Deep Purple имеют такое же право называться музыкой, как 5-я симфония Л. ван Бетховена или Бранденбургский концерт И. С. Баха.

Однако, любая обВнласть человеческой деятельности не лишена тАЬчернухитАЭ, поэтому некоторые из послеВндующих мыслей не следует распространять на всех исполнителей и поклонников рок-музыки.

  1. Что такое Рок и как он развивался

Все началось с изобретения в 1920 г. советским инженером Л. Тремен ноВнвого музыкального инструментатАФтерменвокс. Он был устроен следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения к антенне или удаления от нее руки исполнителя. Желание использовать электричество в музыке побуждало изобретатеВнлей придумывать необычные инструменты с причудливыми названиямитАФэмиритон, траутониум, виолен. В тридцатые годы в результате объединения различных новаВнторских идей (в основном, под влиянием Тремена) появились и первые электрогиВнтары. Но с современной электрогитарой у них найдется мало общего. Просто из поВнбуждения как-то выделить гитару в оркестре и сделать ее звук более громким к акуВнстической гитаре приставили звукосниматель, однако это не вывело гитару на место лидера в оркестре, чего так хотели добиться. Звук стал громче, но сущность гиВнтарытАФаккомпанементтАФосталась. Позднее было обнаружено, что посредством обраВнботки звука до усилителя можно добиться невероятного результата. Тогда и была рождена электрогитара, которая  приобрела  со  временем цельный корпус и массу электроники в придачу. Со временем, именно она  и стала "первой  скрипкой"  рок-ансамбля. Правда, в последнее время бас-гитара, ранее исполнявшая только функВнцию аккомпанемента, приобретает такие сольные партии, что и ее с успехом можно причислить к разряду лидеров в группе.

И вот теперь, когда у музыкантов оказался в руках такой инструмент, они начали пытаться создавать новую музыку. Характерной чертой ее была резкость звука, котоВнрая и раздражала первых слушателей, привыкших к плавной обтекаемой передаче музыкальных идей. Вслед за первыми рок-н-роллами конца 50-хтАФначала 60-х годов, волной прокатившихся по США и вызвавших бурю упреков и дифирамб одновреВнменно, появилось то, что мы теперь называем хард-рок.

В переводе это означает тАЬжесткийтАЭ или тАЬтяжелыйтАЭ рок. Но понятие это настолько всеобъемлющее, что многие вообще не видят разницы между собственно рок-музыкой и этим ее направлением. Хард-рок, элементы которого присутствовали в творчестве большинства западных поп-групп с первой половины 60-х годов, принял относительно четкую форму в музыке леВнгендарных тАЬБитлзтАЭ и тАЬРоллинг СтоунзтАЭ.

Многие считают четырех ливерпульских парней осноВнвателями стиля тАЬроктАЭ. Скорее, они дали духовную основу рок-музыки, подготовили для нее аудиторию, но именно с музыкальной точки зрения их нельзя отнести к основателям рока: относительная простота музыки и текстов никак не соотносится с роком. Конечно же, эта примитивностьтАФлишь шаг навстречу молоВндежи того времени, которая требовала чего-то простого и доступного для понимания, а вовсе не свидетельство отсутствия таланта у музыкантов, тем более что у тАЬБитлзтАЭ много действительно выдающихся песен, достойных стать в один ряд с шедеврами классики. Наверное, правильнее бы было отнести группу к тАЬпопсетАЭ. Но роль ЛенВннона сотоварищи в подготовке молодежной аудитории к необычной музыке трудно преувеличить.

Что касается тАЬРоллинг СтоунзтАЭ, то они начали свое восхождение на рок-олимп на обломках команды тАЬБлюз ИнкорпорэйтэдтАЭ. Блюзы и составили основу реперВнтуара группы, однако их характерной чертой был усиленный гитарный звук. Группа упорно создавала свой музыкальный язык, свое звучание. Известность, хотя и неВнсколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений, манерой держаться на сцене, исВнходившим от них духом неприкрытой чувственности. Но состояние шока прошло, и у группы появились первые настоящие поклонники. История  тАЬРоллинг СтоунзтАЭ  поВнсле 1965 года, особенно после песни "Удовлетворение" (нашему широкому кругу слушателей известна по  рекламе "Snickers"),--это история стремительного взлета  группы  к славе,  к  положению  лучшего рок-ансамбля  мира.  Но  трагедия  в АтлаВнмонте в 1969 г. ("ангелами ада" перед сценой убит один из зрителей) стала  огромным  шоком  для музыкантов. Концерты стали сдержаннее, музыканты по-новому взгляВннули на ответственность исполнителя перед  слушателем.  Они  не  изменили свой обВнлик,  но надлом произошел. Жертвой его стал зритель: альбомы группы становились все хуже и неровнее, а в 1987 тАЬКатящиеся КамнитАЭ распались. Правда, в начале 90-х группа вновь объединилась, но это скорее была уже дань моде и погоня за деньгами.

Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыВнкантов виртуозного владения своими инструментами. Также, помимо "выпуклости" ритм-секции, все входящие в нее инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером-гитаристом,  поэтому здесь не может быть обособленной импровизации одВнного инструмента, а это означает, что в импровизации участвуют все инструменты     группы, создавая целостность и монолитность произведения.

Как самостоятельное направление "хард-рок" выделился в конце 60-х     гоВндов, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, "хард-рок" с тех пор предполагает исполнение виртуозВнными  инструменталистами, что  пошло  только на пользу и музыке, и ее поклонниВнкам. К началу 70-х появились группы-исполины, блиставшие не только тяжестью своего "хард-рока", но и исключительным композиторским  талантом  и  исполниВнтельским  мастерством. "Лед Зеппелин", "Дип Перпл", "Блэк Сэббэт", "Назарет", "Гранд Фанк Рейлроуд" и многие, многие другие почти 30 лет назад определили  заВнконы и рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня.

Но, конечно же, у всех были свои особенности. тАЬЛед ЗеппелинтАЭ, например, исВнповедовали блюзовую манеру игры.  Однако  Дж. Пейдж (основатель тАЬСвинцового дирижаблятАЭ и один из лучших гитаристов мира) принес в классический блюз свое собственное понимание этой музыки, его "чувство гитары" было поистине уникальВнным (не говоря о технике игры), он тщательно "выписывал" каждый звук. МощВннейшая ритм-секция и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса Р. Планта (солист) сделали подражание "Лед Зеппелин" невозможным (манеру группы можно было лишь слепо копировать).

В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с  другими направлениями рок-музыки, как правило, дает  интересные результаты--так появился "тяжелый арт-рок", "хард-фьюжн", "тяжелая психоделия", а также такие стили, как "глиттер-рок", "тяжелый ритм-энд-блюз", "хард-кор".

Другим крупнейшим направлением рок-музыки, отпочковавшимся от хард-рока и в свою очередь породившим массу стилей, является хэви-металл. тАЬТяжелый металлтАЭ или "тяжелые  орудия"--так переводится это словосочетание.

Так же как и в хард-роке, основы "хэви-металл" были заложены такими исполВннителями как"Лед Зеппелин", "Блэк Сэббэт", "Гранд Фанк Рейлроуд", "Дип Перпл", "Блю Чиэр". Выделив из музыки этих  групп исключительно мощные гиВнтарные риффы, доведенные до виртуозности соло и "канонадные" ударные, группы "новой волны" английского тяжелого рокатАФтакие как "Даймонд Хэд", "Саксон" и "Айрон Мэйден"тАФлишь разработали  инструментальную структуру стиля, позже получившую окончательное развитие в  музыке представителей так называемого тАЬспидтАЭ- и тАЬтрэш-металла".

До сих пор существует путаница в определении "хард-рока" и "тяжелого меВнталла". Если в США "хэви-метал"тАФэто  понятие, объединяющее и "металл", и "хард-рок", то в Англии классификация очень близкая к нашей, хотя при сравнении, например, музыки "Металлики" и "Деф Леппард" только первую  группутАФпо ангВнлийским стандартамтАФможно отнести к "металлу".

Элемент импровизации  в  истинном "металле" практически сведен к нулю, точнеетАФон отсутствует в традиционном смысле этого слова, однако опытные "металлические"  группы ("Металлика", "Слейер", "Мегадет") часто вводят в свои композиции очень сложные изменения ритма, и у неподготовленного слушателя моВнжет  возникнуть ощущение какофонии, хотя речь идет о ритмической импровизации, по духу очень близкой той, которую исследуют серьезные  современные композиВнторы.

Выражение "хэви-метал" впервые появилось в  романе американского писаВнтеля Уильяма Берроуза "Naked Lunch"(1959), где он использует этот термин для опиВнсания резкой, непривычной музыки .Широкое  распространение термин получил  поВнсле песни американской группы "Степпенвулф" "Born to be wild"(1968), в которой есть слова "heavy metal thunder", то есть "гром тяжелых орудий".

Основателем тАЬхэви-металлтАЭ можно назвать команду тАЬБлэк СэббэттАЭ, которая была образована в 1968 году в Англии, в городе Бирмингем. В исходный состав группы вошли: Оззи Осборн (вокал), Тони Йомми (гитара), Терри Батлер (бас), Билл Уорд (ударные). Называясь еще "Земля" будущие " Блэк Сэббэт" решили не копиВнровать своих предшественников и  "учителей"  "Лед Зеппелин" и "Дип Перпл" и одВнними из      первых начали играть так называемый  "тяжелый  блюз". Хотя  сам  Тони Йомми говорил:  "Мы  не знали как назвать свою музыку,--единственным наВншим желанием было играть ее и как можно громче."

В 1969 году они стали называться "Блэк Сэббэт", взяв для группы название одноименного фильма. Этот же фильм стал  неплохой основой для нескольких песен  с нового альбома коллектива. В принципе ничего революционного "Блэк Сэббэт" не предложили, но в отличие от "Дип Перпл" и "Лед  Зеппелин",  они  решили избаВнвиться в своих песнях от различных "аранжементных" добавок. Полностью были  исключены  клавишные, исчезли фольклорные напевы,  никаких любовных песенок,  никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады. Ужасы и оккультВнная тематика песен (автор текстов, в основном, Батлер) стали визитной карточкой тАЬБлэк СэббэттАЭ,  которые стали неожиданно очень популярными среди студенческой молодежи. На самом деле сверхужасного в их песнях ничего не былотАФтексты больше напоминали сказки для взрослых. В начале 70-х годов тАЬБлэк СэббэттАЭ зареВнкомендовали себя еще и как самая громкая группа в мире, и этот факт нашел свое место в      Книге рекордов Гиннеса.

В 1975 году появились первые проблемы. Альбомы "Торжество техники" и "Не унывай" не могли повторить успех предыдущих пластинок, и часть фанатов отверВннулась от группы. Сам Йомми объясняет это факт следующим образом: тАЬВ те годы мы брали с собой на концерты в качестве  разогревающих такие  группы,  как "Ван Халлен" и "Аэросмит". Они работали перед  нами, и это сыграло нам отрицательную роль. Ребята пели о сексе, любви причем их музыка была проще и доступнее,  как и тексты. Мы видели, что с появлением конкурентов нас ждет кризис, если мы  не  созВндадим  нечто новое. Кроме этого во время гастрольного турне неожиданно ушел Оззи Осборн и встала проблема с поисками вокалистатАЭ.

В 1980 году в тАЬБлэк СэббэттАЭ пришел Рони Джеймс Дио  из "Рэйнбоу", что сразу же принесло группе огромный приток новых фэнов. Был найден  новый продюВнсер и альбомы "Рай и Ад"(1980) и "Законы толпы"(1981) стали фантастическими примерами  классического английского "хэви-метал". В следующем году состав группы стал постоянно меняться, и поклонники стали  сомневаться:  а не набирает ли Йомми футбольную команду? Нет нужды описывать все изменения состава,  достаВнточно лишь сказать, что в нем успели побывать Йен Гиллан, Бев Беван и Винни Эпайс (виртуозные музыканты, впоследствии отметившиеся в других коллективах). Затем      последовало фантастическое выступление на  фестивале  "Life  End"  в перВнвоначальном составе, который продержался вместе лишь один день. Злоключения с составом продолжались. В  1986  году  удалось  записать пластинку "Седьмая Звезда", но она осталась маловыразительной,  а из оригинального состава в группе остался лишь  Йомми. Наконец,  в  1987 году в тАЬБлэк СэббэттАЭ был приглашен Тони Мартин, с чьей помощью был записан "Aternal Idol"тАФвокал был просто идеален, тем более, что он был очень похож на голос Дио. Взяв в состав еще и ветерана рок-н-ролла на ударные, они тотчас же записывают "Headless Cross"тАФальбом, имеющий очень высокие оценки критиков, часть из которых вообще называют его лучшим среди всех альбомов тАЬБлэк СэббэттАЭ. Группа же осталась навеки вписанной в истоВнрию мировой рок-музыки как основатель нового направления.

Но все вышесказанное относилось в основном  к истории рока. Что же сейчас пропагандирует хард-рок, какие идеи он защищает? Прежде, чем поговорить о текВнстах некоторых групп, надо сказать несколько слов о рок-фестивалях, проходящих под девизом тАЬНет - алкоголютАЭ( войне,  наркомании и т. д.) Я думаю, всем хорошо изВнвестен фестиваль "Вудсток",  о  котором  нет  нужды говорить. А вот об одном из      беспрецендентнейших случаев, о фестивале, проходившем в Москве в 1989 году поВнговорить стоит.

Речь идет о Московском Музыкальном Фестивале Мира, в котором участвоВнвали такие звезды, как Оззи Осборн, "Скид Роу", "Мотли Крю", "Синдерелла", "Бон Джови", "Скорпионс", и  который музыкальные критики всего мира назвали ни чем иным, как "Вудстоком на Москве-реке". Если взглянуть  на  московский рок-фестиваль с чисто технической точки зрения, то можно сказать, что звучание Оззи  Осборна, "Бон Джови", "Парка  Горького" было не очень хорошим. Можно скаВнзать, что в первый день "Мотли Крю" разнесли на сцене свои  инструменты, сделав это  в  лучших  традициях "стадионного рока" конца 60-х. Можно сказать, что тАЬСкорпионс" и "Синдерелла" "откачали" свои  программы с безукоризненностью хорошо смазанных механизмов, а  молодые "Скид Роу" захлестнули публику рвавВншейся через край энергией,  в то время, как "Парк Горького" выступили более споВнкойно, но не менее интересно. "Бригада С" во главе с Игорем Сукачевым выглядела вполне  профессионально, а  концептуальная музыка "Нюанса"  уже  во время фесВнтиваля привлекла такого солидного  продюсера,  как  Питер  Габриэль. Короче, можно было описать это событие именно так,  как описывают обычные концерты зарубежные обозреватели,  и поставить точку: фестиваль состоялся.

А можно взглянуть на свершившееся так, как, собственно, и видел московскую акцию весь мир: впервые в СССР на одной площадке выступали звезды мирового рока, причем не погасшие или несостоявшиеся, коих так любил Госконцерт, а лиВндеры сегодняшнего дня,  которых, в отличие от Сюзи Куатро, Бони Тайлер и "Дюран Дюран", поклонники не забудут в паузе между двумя очередными пластинками.

Коммерческий хард-рок сейчас достиг своего пикатАФпока будущее этого наВнправления  представляется безмятежным, а интерес зрителя--стабильным. Как скаВнзала приехавшая на фестиваль английская журналистка: тАЬМаксимальная "катастрофа", которая грозит стилю "хард-энд-хэви"тАФпрекращение вокруг него исВнтерики  и  слияние с существующим мейнстримомтАЭ, то есть  переход  из категории "модное" в "классическое", что вряд ли можно рассматривать как кризис.

Если говорить о международных рок-фестивалях, которых в Европе и США проводится достаточно, то очень легко  недооценить  московский: ежегодное "пиршество" в Карл Доннингтон,  под названием "Монстры рока" по набору исполВннителей вряд ли уступает московскому: здесь Оззи и "Синдерелла", там тАЬМеталликатАЭ"  и "Ганз энд Роузез",  здесь "Мотли Крю" и "Скорпионс", там "Айрон Мэйден" и "Кисс". Сравнения и параллели возможны. Как и в большинстве аналогичных массовых концертов, фестиваль был изначально пронизан высокой идеей,  которая как цементирующий состав скрепила в единый монолит исполнитеВнлей и миллионы зрителей не только в СССР,  но и во всем миретАФэто лозунг фестиВнваля "Против алкоголизма  и  наркомании!".  И весьма немаловажно, что идея исхоВндила из нашей страны, став еще одним этапом в окончательном разрушении осыВнпающегося в те времена стереотипа СССР, как "империи зла". Многие великие  муВнзыканты  ушли  из жизни наркоманами. Музыканты, которых молодые считают своими кумирами. Нет ничего  плохого  в  том, что  поклонники и до сих пор восхиВнщаются их музыкой,  но будет очень печально, если кто-то, восхищаясь, решит поВнпробовать их образ жизни и сам станет наркоманом или алкоголиком. Такого не должно случиться. Фонд "Make a difference" и фирма грамзаписи  "Полиграм" осуВнществили международный проект. Сегодняшние рок-звезды, участвовавшие в ММФМ'89 записали песни из репертуара погибших от наркотиков Элвиса Пресли, Дженис Джоплин,  Джими Хендрикса, а также групп, потерявших в разное время  своих  участников, страдавших наркоманией: "Ху",   "Лед Зеппелин", "Дорз", "Секс Пистолз",    "AC/DC", "Роллинг Стоунз", "Ти Рекс"и других (к сожалению, сейчас этот список увеличился). Вся прибыль  от  продажи  этого альбома  передана  в фонд "Make a Difference", осуществляющий ряд программ по защите детства от наркотиков.

Завершая этот обзор,  надо сказать,  что после  этого  фестиваля прошло мноВнжество  других  концертов "грандов" в Москве. Ее посетили: Йен Гиллан, "Металлика" и  "АС/DC",  "Napalm  Death",  "Sepultura", "Iron Maiden",  "Accept",  "Nazareth", "Faith No More","Kreator". К сожалению все музыканты в  своих  поВнслеконцертных интервью вторят Винсу Нейлу из "Мотли Крю":  "Меня угнетало огромное количество военных на поле стадиона, казалось, что выступаешь в армейВнской части.". Ну что ж, это наша болезнь, которая, однако, вопреки мнению многих, провоцируется не только фанатами, но и самой милицией и войсками.

Что касается текстов песен, то их хорошо описывает статья некого Н. АрефьВнева тАЬО чем поют западные рок-группытАЭ, помещенная в газете тАЬАргументы и фактытАЭ в 1988г. Но, конечно же, без комментариев ее читать нельзя. Насколько необразован в области рока автор статьи становится ясно с первых же строк, ну а к середине стаВнтьи      разбирающийся в роке человек понимает, что его сознательно вводят в заблуВнждение.

Итак, автор делит тексты различных групп на 3 категории:

          а) Вариации на тему любви.

          К сожалению, Н. Арефьев причисляет к этой категории исключительно поп-группы, явно забывая при этом послушать "Скорпионс", "Европу", "Парк Горького" и множество других "хард-роковых" групп.  Правда некоторые истины не избегают пера автора: он пишет, что песни этого направления легко воспринимаются на слух, и что социальные песнитАФэто скорее исключение в поп-музыке, это удел  других групп  (может быть в этом и кроется неприязнь автора, да и не только его, к року? Ведь именно за постановку в песнях острых социальных проблем русский рок, о котором подробно будет рассказано во второй части реферата, гоняли из подвала в подвал).

          б) Боевой рок.

Здесь, видимо,  автор имеет в виду "агитационно-пропагандистский рок", коВнторый обозначился в 80-х годах, с возникновением в роке таких движений, как "Рок против войны", "Рок против апартеида" и т. д. Это объединение довольно  условное,  т.к. группы  различаются по стилям, положению и  единственное  что у них есть обВнщеготАФэто ярко выраженная социальная  направленность текстов и поддержка проВнгрессивных общественных акций и движений.  Сюда автор совершенно справедливо причисляет Пола Уэллера,  группы "Стайл  Каумел",  "Уэм", "Мэднесс" и других. Хорошо характеризуют это направление слова Тэла Саттона,  гитариста английской группы "Уэй": "Рок  и политика  должны идти рядом. Я не могу писать песни безотВнносительно того, что происходит вокруг".

          в) И Сатана там правит бал.

Отношение автора к "хэви-метал" и более жестким стилям совсем не радужное. Видимо в желании отпугнуть молодежь от "этих пакостей" и в надежде, что родиВнтели, прочитав его статью выкинут магнитофоны своих чад в окно, автор сочиняет такое..

Итак, прервав статью из журнала "Роллинг Стоунз" автор пишет, что альбом      группы "Джудас Прист" 1984 года оценен как "Садомазохизм и апокалиптическая истерия". Конечно, на первых порах эта группа немного увлекалась сценами ада, но видимо вид музыкантов так ошеломил Арефьева, что он забыл,  что "Джудас Прист" переводится как тАЬИудейский священниктАЭ и слова тАЬпод вдохновением ГосВнподним соберу все силы, чтобы править железной рукойтАЭ вовсе не следует восприниВнмать так прямо.

Так же  прервав  песню  группы "Motley  Crue" под   названием "Девочки,  ДеВнвочки, Девочки" автор умудряется обвинить группу в призыве молодежи к хулиганВнству.

Отдельный разговор о группе "Слейер". Автор приводит такие строки: тАЬРасчленяй на куски, отделяй мясо, выкалывай глаза, расчленяй на частитАЭ, при этом ссылается на песню "Некрофобия". Да, эти слова есть, правда не призывающие, а описательные ("Разделение.. и т. д, то есть идет описание  жизни человека, страВндающего некрофобией. А в конце песни для особо непонятливых указано: "Некрофобик не может контролировать паранойю, зовущую его убивать". А в      другой  песне после призыва убивать стоит строчка объясняющая зачем: "Во славу арийской расы"тАФэта песня, также носящая описательный характер, называется тАЬАнгелы смертитАЭ" (корочетАФвойска SS), чего автор статьи явно не хочет замечать. Правда, стоит сказать, что музыканты также не питают симпатий к христианству, как и к Сатане. Они нейтральны.

Конечно, с точки зрения эстетики даже описание таких явлений как некрофоВнбия вряд ли можно назвать прекрасными либо возвышенными, скорее ужасными. Но ведь и трагическое, ужасное играет в жизни не последнюю роль. Сокрытие тяжелой правды и страшных явлений, наверное, не позволит избежать их повторения. А расВнсказ о них предостережет, даст возможность бороться с ними. Форма выражения при этом не важнатАФважно содержание.          г.) Больше категорий автор не выделял,  но мне бы хотелось добавить, что сущеВнствует множество групп,  использующих в основе своих песен сказки и мифы, как-то: "Manowar", Alice Cooper и другие. Их песни представляют собой эпические сказания, насыщенные элементами мифологии и фольклора и обязательно с хорошим концом.

В завершение первой части хотелось бы привести слова Брюса Диккенсона из "Айрон Мэйден" в одном из интервью:

-- В ваших песнях часто фигурируют слова: огонь,  грех, насилие, убийство, смерть. Что означает для вас насилие?

-- Вы произвольно вырвали слова из контекста. Мы не хотим, чтобы публика дейстВнвовала под их влиянием. Мы поем о борьбе, борьбе добра со злом. А приведенные слова так или иначе сопутствуют теме борьбы..

  1. Ох уж этот русский рок

..На данном этапе тАЬАквариумтАЭ, тАЬАлисатАЭ, тАЬКинотАЭ, тАЬДДТтАЭтАФидеологические банкроты. Пока народ на них ходит. И ажиотаж будет все раздуваться и раздуваться, потому что это, видимо, кому-то выгодно. Борис Гребенщиков напишет еще кучу песен и напоследок соверВншит переход из христианства в дзен-буддизм, Юра Шевчук провозгласит очередную ревоВнлюцию, Витя Цой будет кумиром молодежи чуть помладше 14-ти. Костя Кинчев тоже не в лучшем состоянии: напоследок орущие толпы, напоследок тАЬкрасное на черномтАЭ. Сказать им всем нечего!.                                   М. Шишков. тАЬРоссийская музыкальная газетатАЭ, 1990 г.

Русский роктАФявление настолько сложное и многогранное, что достойно напиВнсания по меньшей мере курсовой работы. Пришедший в СССР в начале 70-х, он на долгие годы осел в подвалах и коммунальных квартирах, отзвучал в струнах разВндолбанных гитар и рваных барабанах, прошел сквозь гонения и запрещения, сохраВннился, выжил, расцвел и превратился в абсолютно уникальное направление музыки, которое даже не с чем сравнить. И пишу я это вовсе не потому, что сам являюсь страстным поклонником русского рока и пытаюсь приумножить и без того многоВнчисленную армию его тАЬфанатовтАЭ--для этой цели мне надо было бы писать статью в газету, а не реферат. Просто, как мне кажется, в рамках эстетики, изучавшейся долВнгие годы с марксистко-ленинских позиций, русскую рок-культуру незаслуженно обВнделяли вниманием. Все, что было связано с протестомтАФа рок это прежде всего песни протестатАФотметалось как антисоветское. И, естественно, антисоветское искусство не могло найти лестных отзывов в советской науке. Когда же пришла так называеВнмая демократия, русский народ, которому свойственно бросаться в крайности, начал воспевать рок и поклоняться ему как символу антитоталитаризма. От этих дифиВнрамбов все также быстро устали, перейдя к более понятной и простой тАЬпопсетАЭ. Рок же вновь отошел на задний план. В чем же причины этого?

У песни две составляющие: мелодия и текст. Обычно, сыгранная на синтезаВнторе музыка, которую в большинстве своем используют поп-исполнители (живой звук у нихтАФредкость) приятна и легко воспринимается. Конечно, энергичные, мощВнные, резкие звуки, характерные для рока, часто режут ухо и отпугивают слушателя. Но ведь и острый гитарный рифф, сыгранный профессионалом, может быть мелоВндичным и приятным на слух. И для большинства современных рок-групп красивые и плавные мелодиитАФскорее правило, чем исключение. То есть дело тут вовсе не в муВнзыке.

Следовательно, главную роль играют слова. Тяжелая жизнь, вечная борьба за заработок, неулыбающиеся лица на улицахтАФтаково теперешнее состояние нашего общества. Избыток проблем в быту требует какой-то разрядки, выплескивания энерВнгии. Поэтому прослушивание песен с острыми социальными текстами не располагает к отдыху, а наоборот, усугубляет чувство отчаяния, навеваемое жизнью. НезамыВнсловаВнтые, едва зарифмованные стишки типа тАЬКсюша, Ксюша, КсюшатАФюбочка из плюшатАЭ, сопровождаемые приятной мелодией, расслабляют человека и отвлекают его от проблем насущных. Эти песни можно слушать как фон за едой, во время отВндыха, в компании с друзьями. Другое дело рок.   

Концы не смыкались с началом, Когда политрук объяснял тебе жизнь.Помнишь, как матери вас провожали?Как голосили: тАЬСыночек вернись!тАЭЯ знаю, ты сам рвался в пекло.Я тебе верютАФты шел до конца.

Но чем круче взял, тем страшнее похмелье.Когда ты вернулся, ты сжег ордена..

Или

Перемен требуют наши сердца!

Перемен требуют наши глаза!

В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен..Перемен! Мы ждем перемен!

Вряд ли песни в подобными текстами подойдут в качестве фона за обедом. И вряд ли после их прослушивания на душе станет легко и приятно, а жизнь покажется простой и веселой. Скорее, наоборот.

Но популярность тАЬпопсытАЭ приходящая и очень нестабильна. Многие же рок-группы держатся уже десятилетия. Давайте поразмыслим, какие коллективы не только становились, но и долгое время оставались популярными? К каким авторам интерес не иссякает? А к тем авторам, для которых словотАФэто не вспомогательный материал при создания песни, для которых тексттАФэто не тАЬрыбатАЭ, а стержень всего произведения. То, что делают на сцене эти авторы, включает в себя много составВнляющих. Рок-музыкатАФжанр синтетический. Можно даже сказать, синкретический, где составляющие нерасчленимы. Песня группы тАЬАлисатАЭ, например,--это и текст, отВнмеченный поэтическими удачами, это и адекватная ему музыка с все более сложной драматургией, это и сценической движение всех участников группы, и танец лидера, и костюмы (особенно тщательно продуманный костюм Кинчева), это и работа светоВноператора, и задник с алисовской символикой, созданный художником группы. УбеВнрите хотя бы одну из составляющих, и песни, несомненно, многое потеряют. Песни хороши и сами собой, под акустическую гитару. Но в таком варианте они и естьтАФпесни Кинчева. На сцене же, когда включаются все составляющие, это уже не просто песнитАФэто музыкально-поэтический театр (почему-то не хочется употреблять здесь слово тАЬшоутАЭ).

С другой стороны, оставьте все: актерские способности членов группы и осоВнбенно лидера, интересные аранжировки, индивидуальный стиль художника-сценоВнграфа, сценическое движение, танец. Уберите только поэзию, уничтожьте слово. ТеВнатр останется. И, возможно, неплохой театр. Но главное уйдет, то, ради чего все деВнлается.

Дмитрий Ревякин, лидер группы тАЬКалинов мосттАЭ, на вопрос, что для него главВнное в работе над песней, отвечал: тАЬКонечно, словотАЭ. В конце 70-х годов Борис ГреВнбенщиков, рассказывая о творчестве своей группы, сказал: тАЬПоэттАФэто радиоприемВнник, который улавливает сигналы, идущие свышетАЭ. Он сказал именно тАЬпоэттАЭ, а не музыкант, рок-музыкант, рокер и т.п.   

Порой кажется, что наиболее популярные, тАЬсерьезныетАЭ наши рок-музыканты само слово тАЬроктАЭ воспринимают вовсе не в его англоязычной ипостаси, не просто как составную часть английского тАЬрок-энд-роллтАЭ, а именно в русской его семантике: рок-участь-судьба-доля. Причем непременно судьба с эпитетами невеселыми: злой рок, тяжкий рок, злая, лихая, трагическая судьба.. Давая интервью французской телеВнкомпании тАЬАнтенн-2тАЭ, Константин Кинчев (лидер тАЬАлисытАЭ) говорил:

--Рок? Что это такое? Ну.. РоктАФон завис над Россией и.. висит..

Для него рок-музыка и роктАФтрагическая судьба его родинытАФвполне синониВнмичны.

Российская народная мудрость гласит: тАЬСловотАФсеребро, молчаниетАФзолототАЭ. И вот в пору своего взлета Борис Гребенщиков написал, может быть, лучшую свою песнютАФтАЬСеребро Господа моеготАЭ. МолчаниетАФзолототАФизбранный удел подвижниВнков. СловотАФсеребротАФизбранный удел поэтов.

Еще в 1987 году в журнале тАЬЗнаниетАФсилатАЭ появилась статья одного из самых интересных рок-журналистов Ильи Смирнова. Называлась она тАЬФольклор новый и старыйтАЭ. Смирнов пишет тАЬИнтересно, что наша новая волна породила самобытный национальный рок как ба против собственной воли: подражая волне англосаксонВнской, она, естественно, перенимала и ее эстетику, а вместе с новой эстетикой в песни входил и новый геройтАФчеловек с улицы, с улицы ленинградской, московской, потом уфимской или архангельской, но никак не лондонскойтАЭ. Илья Смирнов был одним из первых, кто обратил внимание на это обстоятельство. Но мне кажется, он был неВнправ, думая, что именно новая волна могла повернуть отечественный рок на путь саВнмобытности. На путь трансформации заимствованной с запада рок-музыки в духе национальной традиции некоторые наши рок-группы встали не потому, что тАЬволна несла с собой реализм, оптимизм и энергиютАЭ, как полагает Смирнов. Да и найдем ли мы среди наших тАЬкорифеевтАЭ представителей чистого стиля? Музыка тАЬАквариуматАЭ, тАЬДДТтАЭ, тАЬМашины временитАЭ, тАЬАлисытАЭ включает в себя элементы разнообразных стилей, направлений. Ошибка Ильи Смирнова была в самой сути. Ведь он полагал, что тАЬ..в роке на первом месте стояла музыкатАФязык интернациональный, не треВнбующий перевода, а у бардовтАФнесомненно текст. И, наконец, если рок-музыканты подчеркивали свою принадлежность к международной моде, то барды опирались на национальную традициютАЭ.

Эта статья вышла в 1987 г. А в еженедельнике тАЬРоссиятАЭ весной 1992 года пояВнвилось другое высказывание того же Ильи: тАЬОтечественный рок 80-х в равной мере может считаться продолжением рок-н-ролльной и бардовской традиций. Его ключеВнвая фигуратАФПОЭТ С ГИТАРОЙ..тАЭ

Юрий Шевчук, лидер тАЬДДТтАЭ, как-то сказал: тАЬЧтобы писать хорошие песни, недостаточно смотреть видеомагнитофоны и слушать диски. Нужно читать СоловьВнева и КлючевскоготАЭ.

У Катаева есть рассказ о том, как в молодые годы они устраивали с Юрием Олешей шутливые соревнования, кто придумает лучшую метафору. Они сравнивали все со всем. Например, осень с цыганкой в цветастой шелковой юбке и т.п. Я думаю, что многие наши рок-музыканты выиграли бы по этой части любое соревнование. Например Константин Кинчев, который, по мнению Анатолия Наймана (литературного критика, в свое время работавшего с Анной Ахматовой и опубликоВнвавшего воспоминания о ней), является одним из самых интересных русских поэтов. Если бы он жил в начале века, имажинисты охотно бы приняли его в свой круг. ИноВнгда мне кажется, что он уж слишком тАЬперегружаеттАЭ свои вещи, создавая удивительВнные кружева, нанизывая образы один на другой.

Смирное время, смирные дни,Боль и радость почистили зубы и спят, Звук, которым когда-то был крик, В рот набрал воды и прикусил язык.Ржавчина выжженных звездОтражает промежутки сомнительных лет, Плесень несет свой пост,Прикрывая покрытый коростой погост,Волчья ягода, черная кровь,Немое темноводье водит тени по дну,Языки публичных костров лижут лица.Эй, начальник, покорных в ров!Пот напомаженных туш,Жирные рты плетут слюной кружева, Зверь лакает из лужДуши тех, кто принял печать.Маэстро, туш!

Это отрывок из песни тАЬЗемлятАЭ поражает своими причудливо переплетенными сравнениями и метафорами. Или еще одно стихотворение того же Кинчева, которое вполне сравнимо с произведениями Тютчева или Пушкина. 

По дорге лунной, зыбкой, Где деревья кроны сжали,Проплывала невидимкойНочь в сиреневой вуали.Шевелила своды сосен, Расплетала косы ивам,Величавые утесыЗвездной пылью серебрила.Лес стоял суров и мрачен, Крался страх по лапам елей,Чуя скорую удачу,Пни мерцали и скрипели.Росы ядом наливались,По корням ползли туманы,Извиваясь, издеваясь,Рожи корчили обманы.Лес пропитан был угрозой,Лес не знал, что будет дальше,Только белые березыПели лесу: тАЬНаш ты! Наш ты!Мы не верим чарам темным,Что зловеще шутят с нами,Выйдет в облаке ажурномУтро с синими глазами,Золотистою ресницейСбросит наважденье тьмы,И в сияющем пурпуре,Снова выстроимся мытАЭ.

Именно это противоречие внешнего образа самого Кинчева и его души, на мой взгляд, отражает всю особенность русского рока.

К сожалению, поклонники музыкантов воспринимают прежде всего не то, что несут глубокие и проникновенные песни, а именно их внешность. А ведь нужно, мне кажется, не просто прыгать у сцены, показывая тАЬкозутАЭ, а следовать тому, что почерпнуто из песен Кинчева и Цоя, Гребенщикова и Бутусова, Шевчука и Ревякина. И тогда, возможно, рок будет восприниматься не как нечто аморальное, противоестественное, а как обыкновенное направление искусства. И эстетика ничего не будет иметь против.

Что же касается слов (отрывок из одной из статей в тАЬАиФтАЭ), вынесенных мной в эпиграф ко второй части, то мне кажется, что это просто остаток той идеологии ,которая доминировала у нас 70 лет. Прогноз автора не оправдался полностью. тАЬАквариумтАЭ покорил США (и вовсе не эмигрантскую публику, как наши поп-звезды), Юра Шевчук отпраздновал 40-летний юбилей новым альбомом тАЬДДТтАЭ, поставившим рекорд продаваемости в Санкт-Петербурге, Кинчев и тАЬАлисатАЭ также от него не отстают, и хотя Костя и помладше Шевчука, новый альбом получился не хуже.

К сожалению, Виктора Цоя уже 7 лет нет с нами. Но тот факт, что за долгие 7 лет, за которые успели появиться и уйти, наверное, с полсотни испонителей на эстраде, тАЬКинотАЭ не потеряло популярность, а наоборот, приобрело еще больше поклонников, говорит сам за себя. И пусть исписанные стены домов со страстными признаниями и лозунгами тАЬЦой жив!тАЭтАФэто не очень эстетично, зато они прямо свидетельствуют о гениальности этого. Когда писалась статья в тАЬАиФтАЭ, последний год жизни Цоя только начинался. Еще впереди был тАЬЧерный альбомтАЭ группы тАЬКинотАЭ. Еще впереди был нескончаемый поток людской к Богословскому кладбищу в Питере. В этом потоке можно было увидеть и тех, кто чуть младше 14-ти, и тех, кому за 30, за 40, за 50..

тАЬСегодня умрешьтАФзавтра скажуттАФпоэт,тАЭ- поется в известной песне групы тАЬЧай ФтАЭ. Там же говорится тАЬПоплачь о нем, пока он живойтАЭ. Может лучше чтить наших гениев сейчас, при жизни? И не важно, тАЬрокертАЭ он, или гениальный скрипач. Посредственностей много, а выдающихся людей почему-то не замечают. Но ведь лучше, на мой взгляд, изучать творчество ныне живущего человека, чем тАЬкультурное наследие безвременно ушедшего из жизни гениального композитора и поэта..тАЭ    

Список использованной литературы

  1. тАЬАргументы и фактытАЭ (подборка статей).
  2. В. Рыбин тАЬКак начиналось тАЬКинотАЭтАЭ
  3. К. Панфилов (Кинчев). тАЬСтихитАЭ.
  4. М. Цой тАЬВиктор ЦойтАЭ.
  5. Н. Барановская тАЬПо дороге в рай..тАЭ, или беглые заметки о жизни и творчестве Константина Кинчева.
  6. тАЬМосковский комсомолецтАЭ (подборка статей).  

  

Вместе с этим смотрят:

Русский язык как средство общения
Русское искусство XV века
Русское юродство как феномен культуры, его национальное значение
Салфетки