Творческое воображение и фантазия

План:

  • Введение
  • Воображение и фантазия
  • 2.1 Определение воображения

    2.2 Воображение в творчестве

    2.3 Условия работы актерского воображения

    1. Заключение

    1. Введение

    Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может.Ва Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они егоВа изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

    Воображение тАФ это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услыВншали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

    Благодаря воображениюВа человекВа творит,Ва разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображенияВа иВа творчестваВа людей.

    ВоображениеВа выводитВа человекаВа заВа пределыВа его сиюминутногоВа существования,Ва напоминаетВа емуВа оВа прошлом,Ва открывает будущее. Вместе с уменьшением способВнности фантазировать у человека обедняется личВнность, снижаются возможности творческого мышлеВнния, гаснет интерес к искусству и науке.

    Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача тАФ представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью вообВнражения у нас формируется образ никогда не сущеВнствовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

    Проще сказать тАФ лиВншите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего миВнра, самораскрытию и самосовершенствованию личноВнсти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

    1. Воображение и фантазия

    Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.

    Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения,  (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). ВлПьеса, роль, тАФ пиВншет К. С. Станиславский, тАФ это вымысел автора, это ряд маВнгических и других Влесли быВ», Влпредлагаемых обстоятельствВ», придуманных им..В». Они-то и переносят, как на крыльях, арВнтиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: ВлЗадача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать выВнмысел пьесы в художественную сценическую быльВ».

    Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьеВнсы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало дейстВнвующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лакоВнничные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиВнты фантазия и воображение у артиста, утверждал СтаниславВнский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчеВнство.

    2.1 Определение воображения

    ВоображениеВа -Ва особая формаВаВа психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что Влименно вымысел поднимает человека над животнымВ», потому что только у человека, который, являясь существом общественным,Ва преобразует мир, развивается подлинное воображение.

    ОбладаяВа богатымВа воображением,Ва человек может жить в разном времени, что не можетВаВа себеВаВа позволитьВаВа никакоеВа другоеВа живоеВа существоВа вВа мире.Ва Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представленоВаВаВа вВаВа мечтахВаВа иВаВа фантазиях.

    Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, чтоВа человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

    Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

    Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь отВа нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

    С.Л. Рубинштейн пишет: ВлВоображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образовВ».

    Л.С. Выгодский считает, что Влвоображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привносит новое в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называем воображениемВ».

    Согласно Е.И. Игнатьеву, Влосновной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представлениеВ».

    А ВлФилософский словарьВ» определяет воображение как Влспособность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатленийВ».

    Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

    2.2 Воображение в творчестве

    М. Чехов пишет о воображении следующее: ВлПродукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором .. ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческомуВ».

    Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю внутреннюю сущность нового человека, выявить его "зерно", объяснить сверхзадачу.

    Рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего ВлслышатВ» своего героя, другим представляется его пластический облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство.

    Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ, созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: Вл..вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтобы, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать.. Но ждать, значит ли это пребывать в пассивном созерцании образов? Нет. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, ваша активность является условием их развитияВ».

    Для того чтобы понять героя, надо, считает М.А. Чехов, задавать ему вопросы, но такие, чтобы внутренним зрением увидеть, как образ проигрывает ответы. Таким способом можно понять все особенности играемой личности. Конечно, для этого необходимо иметь гибкое воображение и высокий уровень внимания.

    Соотношение двух описанных видов воображения может быть разным у разных актеров. Там, где актер шире использует свои собственные мотивы и характерные для него отношения, больший удельный вес в его творческом процессе занимает воображение предлагаемых обстоятельств и образ собственного ВляВ» в новых условиях существования. Но в этом случае палитра личности актера должна быть особенно богата, а краски своеобразны и ярки, чтобы от роли к роли к ним не ослабевал интерес зрителя.

    У актеров, владеющих секретом внутренней характерности, склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения - творческое моделирование образа.

    У Станиславского есть подтверждение этой мысли в дополнениях к главе "Характерность". Станиславский пишет о том, что существуют актеры, которые создают в своем воображении предлагаемые обстоятельства и доводят их до мельчайших подробностей. Они видят мысленно все то, что происходит в воображаемой жизни. Но есть и другой творческий тип актеров, которые видят не то, что вне их, не обстановку и предлагаемые обстоятельства, а тот образ, который они играют в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, копируя действия воображаемого персонажа.

    Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто случайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.

    Именно в этот период актеру нужно как можно более полное и живое представление себя в предлагаемых обстоятельствах. Только тогда его действия будут непосредственны и органичны.

    Известно, что воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать Влот себяВ» в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение Влобстоятельств действияВ». Это азбука актерского дела. Но подлинное мастерство перевоплощения приходит тогда, когда в соответствии с авторскими задачами, режиссерским решением и трактовкой самого актера рождается сценический характер - новая человеческая индивидуальность.

    Если образ персонажа разработан в воображении художника достаточно подробно, если он, по выражению М. Чехова, Влживет самостоятельной жизнью согласно жизненной и художественной правдеВ», он воспринимается самим творцом-актером как живой человек. В процессе работы над ролью постоянно идет общение между художником и созданным в его воображении героем.

    Подлинное понимание другого человека невозможно без сопереживания. ВлЧтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображениеВ»ВатАУ писал Б.М. Теплов. Сопереживание возникает под воздействием образа Вля в предлагаемых обстоятельствахВ».

    Этот вид воображения характерен тем, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений развертывается в ходе непосредственного взаимодействия человека с другим лицом. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприятия поступков, экспрессии, содержания речей, характера действий другого.

    2.3 Условия работы актерского воображения

    Можно предположить, что по той же схеме происходит взаимодействие актера с персонажем во время спектакля. Естественно, что для этого требуется высокий уровень воображения, особая профессиональная культура. Для достижения вершины актерского мастерства необходимы такие условия:

    • во-первых, роль должна быть разработана в таких подробностях, чтобы жить своею, как бы особой жизнью в воображении художника;
    • во-вторых, жизнь персонажа должна вызывать сопереживание самого актера и идентификацию с ролью;
    • в-третьих, актер должен обладать высоким уровнем концентрации внимания, чтобы у него легко возникала творческая доминанта;
    • в-четвертых, важна способность актера переживать предлагаемые обстоятельства, как реально существующие, жизненные. Чувство веры - профессионально важное свойство, которое помогает актеру сделать жизненные обстоятельства персонажа своими собственными.

    Сценическое поведение определяется сопереживанием не реальному, как в жизни, партнеру по общению, а тому опорному образу-персонажу, который родился в творческом воображении в процессе освоения роли. Действия актера как эхо повторяют на сцене действия воображаемого лица. ВлЯВ» актера и ВляВ» образа сливаются в этом своеобразном процессе общения в единое целое. Уже в работе воссоздающего воображения, как показали исследования О.И. Никифоровой, огромную роль играют интуитивные процессы. Так, по данным исследователя, при восприятии художественных текстов процесс воображения протекает, свернуто и неосознанно Образные представления связываются воображением с накопленными в опыте впечатлениями. При этом возникает эмоциональное переживание образов, они воспринимаются как живые, имеет место предвосхищение дальнейшего и сотворчество с автором.

    Нечто подобное, вероятно, происходит в процессе сценического действия. Общение с образом по ходу спектакля идет свернуто и неосознанно, оставляя лишь уверенность в правильности рисунка действия. На языке сценического искусства эта интуитивная уверенность называется Влчувством правдыВ». Она определяет творческое самочувствие, дает ощущение свободы на сценической площадке, делает возможной импровизацию.

    Таким образом, перевоплощение достигается в том случае, когда актер достаточно полно разрабатывает предлагаемые обстоятельства роли и зрительно-двигательные представления типа Вля в предлагаемых обстоятельствахВ». Тем самым он как бы вспахивает почву, на которой должно взрасти зерно творческого замысла. Параллельно воссоздающему воображению работает воображение творческое, создающее обобщенный образ персонажа. И только во взаимодействии образа Вля в предлагаемых обстоятельствахВ» и образа роли в процессе сценического действия возникает новая личность, выражающая определенную художественную идею.

    Следовательно, актер Влидет от себяВ» к образу, но и опорный образ, развиваясь, обрастая подробностями, становится все более ВлживымВ» в воображении и действиях на сцене, пока не произойдет слияние этих двух личностей - воображаемой и реальной.

    3. Заключение

    Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

    Обладая богатым воображением, человек может ВлжитьВ» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

    Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

    От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла.

    Как надо понимать фантазию и воображение в сценическом искусстве?

    Фантазия тАФ это мысленные представления, переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.

    Воображение воскрешает то, что было пережито или видено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое предВнставление, но из обычного, реального жизненного явления.

    Как говорил Станиславский: ВлВоображение необходимо артисту не только для того, чтоВнбы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысВнла или отдельных частностей, освежающих егоВ». Ведь в театВнре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности тАФ нужен ноВнвый вымысел воображения.

    Вместе с этим смотрят:

    Творчество Айвазовского
    Творчество Ван Дейка
    Творчество И. Е. Репина
    Творчество Иосифа Бродского