Традиционный театр Японии

Традиционный театр Японии

ЯПОНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

Зародилась в театре Но. Традиционная Японская драматургия делится на драматургию театра Но (ёкёку и кёгэн), театра кукол тАУ дзёрури, театра Кабуки и сингэки.

Драматургия театра Но. Драматургическая форма, сложившаяся в представлениях театра Но (14 тАУ 15 вв.), состояла первоначально из песен и танцев. Получила название ёкёку. Текст ёкёку слагается из ритмичной прозы, стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значит, место в этих пьесах отведено хору, который активно включается в действие, объясняет происходящее на сцене, выражает свои эмоции, даёт оценку происходящему и т. д. Пьесы ёкёку строятся на острых конфликтах, разрабатывают тему личности и судьбы. В качестве сюжетов используются сказания и легенды, исторические хроники и литературные произведения. Большинство пьес, составляющих репертуар театра Но, написано во 2-й половине 14 начало 15 вв. Известными авторами ёкёку были: Канами (Канъами) и его сын Дзэами. Среди наиболее популярных пьес тАУ ВлМацукадзёВ», ВлХагоромоВ», ВлЯсимаВ», ВлСумидагаваВ», ВлАтакаВ». Тексты ёкёку содержат авторские указания, касающиеся музыкального характера декламации, интонаций, масок, костюмов, реквизита и др. В театре Но используются и другие драматургические формы, например кёгэн тАУ небольшая комическая пьеса, сходная с фарсом, исполняемая в интервалах между большими пьесами. Кёгэн реалистически показывает жизнь различных слоев общества Японии 15 тАУ 16 вв. Пьесы эти написаны разговорным языком на бытовые сюжеты. Сочетание в спектаклях театра Но ёкёку и кёгэнов даёт возможность достигать в представлениях большого тематического и стилевого разнообразия. Бытовые диалоги кёгэнов контрастируют с тонкой гармоничностью, поэтичностью ёкёку. До конца 16 в. кёгэны передавались изустно от учителя к ученику. Часто тексты менялись и приспосабливались к отдельным исполнителям. В конце 17 века появились записи текстов кёгэнов с замечаниями и комментариями, относящимися к постановке. Тексты кёгэнов, используемые в современном японском театре, подверглись значитительной обработке, авторы большинства из них неизвестны.

В 16 веке возникла драматургия театра кукол тАУ дзёрури. В основе этого вида японской драматургии тАУ старинный народный песенный сказ, который в 16 веке был соединён с традиционным представлением театра кукол и приобрёл определённое мелодичное звучание. В дзёрури сохраняется повествовательная форма; певец-сказитель гидайю (гидаю) читает нараспев под аккомпанемент сямисэна (струнный инструмент) текст, сопровождающий действие. Авторская речь дополняет и комментирует происходящее; в тексте дзёрури часто трудно отделить речь рассказчика и реплики персонажей. С конца 17 веке возникает тенденция к драматизации дзёрури. Тексты обретают более точную драматургическую форму, не теряя при этом сказового характера. Крупнейший японский драматург Тикамацу Мондзаэмон большинство своих пьес (140) написал в форме дзёрури (ВлКокусэнъя кассэнВ», ВлХэйкэ Нёго-га симаВ» и другие). Форма дзёрури была заимствована театром Кабуки.

Драматургия театра Кабуки. Возникает во 2-й половине 17 в., когда в представления театра Кабуки, состоявшие из танцевальных сцен, включается текст. В соответствии с сюжетом, намеченным сценарием, ведущие актёры сами писали для себя текст, который часто менялся в процессе импровизации. В конце 17 веке появились профессиональные драматурги, писавшие многоактные пьесы. Обычно драматурги писали пьесы для определённого театра. Ведущий актёр и руководитель труппы давали план новой пьесы главному драматургу, который разрабатывал сюжет, писал основные сцены, остальное дописывали его ассистенты, младшие драматурги (автором пьесы считался главный драматург). Драматурги театра Кабуки заимствовали и приспосабливали для сцены Кабуки пьесы театра Но и других театров. В театре Кабуки появились так называемые мацубамэ-моно, или нотори-моно, основанные на драмах ёкёку. Обрабатывались также кёгэны и создавались новые пьесы в форме кёгэнов. В театре Кабуки получила распространение и драматургия дзёрури. Пьесы дзёрури подвергались переработке, часть текста исполнял сказитель-гидаю, другая часть передавалась актёрам. Такие пьесы получили название марухон кабуки. Крупнейшим представителем драматургии театра Кабуки и театра дзёрури был Тикамацу Мондзаэмон. Среди выдающихся драматургов театра Кабуки тАУ Намики Сёдзо, Намики Гохэй, Сакурада Дзискэ. Они писали своеобразные бытовые драмы из современной им жизни горожан. Несколько позже появились драмы, в которых получили развитие элементы эротики, приёмы гротеска. Самый крупный драматург этого направления тАУ Цуруя Намбоку IV (середина 18 тАУ начало 19 вв.). Его пьеса ВлТокайдо ёцуя кайданВ» сохраняется в репертуаре современного японского театра. Классиком драматургии Кабуки считается также Каватакэ Мокуами. Его творчество отразило период распада феодализма и начала развития капитализма в Японии (пьесы ВлБэнтэнкодзоВ», ВлКотияма СосюнВ», ВлСаннин китисаВ»). Мокуами писал реалистические исторические пьесы тАУ кацурэкимоно и пьесы о современниках тАУ дзангиримоно. В конце 19 тАУ начало 20 вв. появляются пьесы синкабуки (первая историческая драма Цубоути Сёё ВлКири-хитохаВ»), приближающиеся по форме к современной европейской драме. Известность получили исторические и бытовые пьесы Окамото Кидо ВлСюдзэндзи монога-тариВ», ВлТорибэяма синдзюВ», ВлБанте ОсараясикиВ» и исторические пьесы Маяма Сэйка ВлЁритомоно сиВ», ВлГэнроку ТюсингураВ» и другие.

В современной японской драматургии сохраняются жанры ёкёку, кёгэн. В репертуаре театра Но имеется 250 кёгэнов, разделяющихся на группы по основным персонажам: пьесы о синтоистских богах, о крупных феодалах, о ловких слугах, о зятьях, о монахах и другие. Среди кёгэнов тАУ ВлФукуно камиВ», ВлУцубодзаруВ», ВлСуо отосиВ», ВлМидзукакэ мукоВ» и другие пьесы. В современном японском театре были предприняты попытки создания новых кёгэнов, однако эти пьесы в репертуар театров не вошли. После 2-й мировой войны жанр кёгэн получает развитие. В 60-е гг. устраивались представления кёгэнов, независимые от представлений театра Но.

Современная драма сингэки. Появилась в Японии в начале 20 в. под влиянием европейского театра. Многие писатели создавали драмы как произведения, предназначенные для чтения и не пригодные для сцены. В конце 20-х гг. появляются пьесы сингэки, написанные для постановки в театре. В 1926 театр ВлЦукидзи сёгэ-кидзёВ» поставил пьесу Цубоути Сёё ВлПилигримВ», затем в том же году были поставлен ВлАдВ» и ВлСынВ» Осана и Каору, ВлСтрастьВ» и ВлКороль жизниВ» Мусякодзи Санэацу и другие. Движение за пролетарский театр, развернувшееся в 30-е гг., оказало значит, влияние на развитие драматургии сингэки. Выдвигались требования социальной заострённости, политической актуальности пьес. Наиболее известна пьеса ВлЗаписки о шайке разбойниковВ» Мураяма Томоёси (1929). Среди лучших пьес 30-х гг. тАУ ВлВулканическое платоВ» Кубо Сакаэ (1938). В годы 2-й мировой войны развитие сингэки прекратилось из-за репрессий властей. В послевоенные годы происходит новый подъём этого жанра. Среди драматургов 40 тАУ 50-х гг. Киносита Дзюндзи, создавший серию пьес по мотивам японских народных сказаний тАУ минвагэки. Среди них ВлЖуравлиные перьяВ» (1949), ВлСказка о ХикоитиВ» (1949) и др., острая сатирическая пьеса ВлУспенье лягушкиВ» (1952). Успехом пользуется пьеса Мураяма Тимоёси ВлМёртвое мореВ» (1952). Среди молодых драматургов Японии тАУ Танака Тикао, Кояма Юси, Мисима Юкио, Абэ Кобо, Хотта Киёми и другие.

ЯПОНСКИЙ ТЕАТР.

Истоки японского театрального искусства восходят к древним обрядовым действам земледельческих празднеств. Географическое положение Японии (страна расположена на островах) обусловило изоляцию японской культуры, в том числе театрального искусства. В 7 тАУ 8 вв. происходит постепенное приобщение изолированной островной страны к восточно-азиатской цивилизации, представленной тогда культурой Кореи, Китая, Индокитая. В это время на японскую почву переносятся театральные формы, бытовавшие тогда в различных странах Восточной Азии. Одни из них вошли в историю японского театра с наименованием гигаку, другие тАУ бугаку. Сведения об этих представлениях сохранились в памятниках письменности, отдельные виды их существуют и современном японском театре. Первое представление гигаку в Японии было устроено в 612 корейцем Мимаси. Представления гигаку были поддержаны принцем-регентом Сётоку тайси, который ввёл гигаку в ритуал буддийского богослужения. Для подготовки профессиональных исполнителей в Сакураи (провинция Ямато, в настоящее время префектура Нара) была создана спецшкола музыки и танца. Представления гигаку устраивались на открытых площадках буддийских храмов и монастырей.

Обязательной частью представления было шествие (гёдо), участники которого носили маски. Возглавлял шествие ведущий (тидо) (современные религиозные процессии возглавляет персонаж в маске тэнгу, который как бы разгоняет злых духов). За ведущим следовали музыканты, играющие на флейте (фуэ), литаврах (курэцудзуми) и медных тарелках (добёси), а за ними юноша, ведущий на поводу исполнителя, изображающего символического льва (лев встречается в современных танцевальных представлениях Японии). Вслед за юношей со львом группами выходили другие участники представления: гоко тАУ благородный принц в маске и пышном наряде, церемонно танцевавший с веером под протяжные звуки флейты; затем карура тАУ орёл, исполнявший танец, воспроизводивший борьбу со змеей (танец вошёл во многие представления японского театра); следующая пара (конрон и рикиси) разыгрывала комедийный эпизод, в котором принимали участие четыре девушки-годзё. Конрон, танцуя, искушал девушек, но рикиси нападал на него и отбирал копьё. Далее следовали эпизоды, в которых выступали старик и ребёнок, господин и слуга и другие. Все эти сценки исполнялись под религиозную музыку.

В целом представление гигаку состояло из примитивных танцевальных пьес, персонажи которых также выступали в масках (сохранилось более 200 масок). Расцвет искусства гигаку приходится на начало 8 в., в дальнейшем (после 11 в.) оно было вытеснено другими видами театра музыкального искусства или слилось с ними. Видоизменившиеся части гигаку вошли в пришедшие ему на смену представления бугаку, и сангаку (получают распространение с сер. 8 в.).

Бугаку тАУ музыкально-танцевальное представление, включающее элементы китайского, корейского, индокитайского, вьетнамского и яванского театрального искусства. Искусство сангаку, развившееся в дальнейшем (к 11 веку) в саругаку, включало различные виды массового народного искусства: комедийную пантомиму, народные песни и танцы, акробатику, фокусы, жонглирование, выступления кукольников и других. Бугаку получило поддержку придворной аристократии и буддийского духовенства и вошло составной частью в придворные церемонии, храмовые праздники и богослужения. Представления сангаку были рассчитаны на народного зрителя.

В конце 8 тАУ начале 9 вв. бугаку исполняли профессиональные актёры, традиции передавались по наследству в артистических семьях (впоследствии эта преемственность вошла во все виды классического японского театра). Бугаку разыгрываются на деревянных помостах сооружённых перед храмами или на дворцовых территориях. Центральная часть сценической площадки, предназначенная для исполнения основных танцев, возвышается над помостом, покрытым ярко-красным лаком. В некоторых храмах существуют постоянные сцены для бугаку (земляные или каменные). Исполнители одеты в яркие костюмы и устрашающие маски, вырезанные из дерева и часто окрашенные в яркие цвета. Танцы сопровождаются музыкой (гагаку) и пением. С двух сторон около помоста ставятся большие барабаны (дадайко) высотой более 3 м. Среди других музыкальных инструментов: бива и кото (тип арфы), сё (близка флейте), хитирики (своеобразная свирель), барабаны (тайко) и гонги (сёко).

К началу 12 века искусство бугаку пришло в упадок. Его сменили новые виды музыкальных представлений тАУ дэнгаку и саругаку, пользовавшиеся популярностью среди воинского сословия, которое пришло на смену аристократии, высшему буддийскому и синтоистскому духовенству. Однако искусство бугаку неисчезло, в современной Японии оно пользуется покровительством императорского двора и сохраняется в отдельных буддийских и синтоистских храмах. Элементы бугаку послужили основой классического музыкального и танцевального искусства Японии. Его традиции сохраняются в современном японском театре. Представления бугаку посещает круг зрителей, приглашаемых в императорский дворец, или специалисты искусствоведы во время фестивалей классического японского искусства. Для широкой публики два-три раза в год устраиваются концерты музыки гагаку.

Представления саругаку устраивались во время религиозных праздников. Исполнителями были представители из народа. Искувсство саругаку быстро завоевало большую популярность. Три века спустя оно обрело покровителей в лице крупных храмов и монастырей. В саругаку включались придворные, ритуальные и сельские песни и танцы. Возникла особая форма театрального представления тАУ саругаку-но но, ставшая прототипом будущих представлений театра Но. Комедийная часть саругаку к 14 веку развилась в кёгэн тАУ короткие пьесы, включающие бытовые комедийные, а иногда сатирические сцены. Язык кёген прост, близок разговорному.

Параллельно развивалось театральное искусство, основанное на песнях и танцах сельских местностей тАУ дэнгаку, дэнгаку-но но. К концу 14 в. эта форма представлений соединилась с саругаку-но но и на её основе театральные деятели Конами (Канъами) и его сын Дзэами создали новый вид театра Но. Представления театра Но построены на танцах и музыке.

Действие сопровождают оркестр из флейт (фуэ), барабанов разных размеров (копудзуми, окава, тайко) и мужской хор, которые располагаются на сцене. Сцена покрыта крышей, с левой стороны находится помост тАУ хасигакари, который служит для выхода актёров. Декорации отсутствуют. Для оформления спектаклей используется условная символичная бутафория. Главные действующие лица выступают в масках. Большинство сцен построено на пантомиме. Смена то медленных и торжественных, то бурных и стремительных движений актёра выражает переживания героя, о которых повествует хор. Часть текста произносится актёрами, использующими манерную декламацию или гортанное пение. Драматургия театра Но основана преимущественно на японской классической литературе, народных и буддийских легендах. Действие в этих пьесах развивается медленно. Все роли исполняются мужчинами. Канъами и Дзэами, выступавшие как актёры, постановщики, драматурги, композиторы, основали школу Кандзэ, ведущую школу театра Но, сохранившуюся и в современном японском театре. Они заложили эстетические основы всего традиционного театр, искусства Японии.

Междоусобные войны, потрясавшие Японию на протяжении всего 16 в., приостановили развитие театра Но. С 17 в., после установления господства Иэясу Токугава (1542 тАУ 1616), представления приобретают церемониальный характер и устраиваются лишь по торжественным случаям. Кёгэны, существовавшие до сер. 17 века как импровизированные интермедии, стали записываться. Кроме существующей школы Кандзэ, возникли ещё четыре школы театра Но: Компару, Хосё, Конго и Кита. Актёры, выступавшие в кёгэнах, разделились на две школы: Окура и Идзуми (эти школы сохранились и в современном японском театре.). Буржуазная революция Мэйдзи (1867 тАУ 1868), уничтожившая военно-феодальную диктатуру, вызвала изменения и в театре. Лишившись правительственной поддержки, многие актёры театра Но были вынуждены менять профессию. Театра Но существовал только для аристократической публики, положение его было неустойчивым до тех пор, пока он не стал выражать идеи и отвечать вкусам крупной буржуазии и нарождавшейся интеллигенции.

Окончание междоусобных войн (начало 17 века) и установившийся мир способствовали росту городов, развитию торговли и ремёсел. Это привело к улучшению благосостояния городского населения, оживлению различных сфер культурной жизни. Появились новые театральные формы, ставшие в дальнейшем ведущими жанрами классического японского театра тАУ дзёрури и театр Кабуки.

Театр дзёрури сочетает искусство кукловодов, певцов-сказителей и музыкантов. Он возник в конце 16 века.

Музыкально-песенный сказ дзёрури, исполнявшийся прежде странствующими сказителями под аккомпанемент бива (инструмент типа лютни), был соединён с представлением кукол и стал исполняться под аккомпанемент сямисэна (струнный инструмент). Музыкальная мелодика дзёрури связана с театром Но, искусство вождения кукол заимствовано из представлений сангаку. Первые представления дзёрури устраивались в Киото. В начале 17 века кукольники перебрались в Эдо (ныне Токио). После пожара 1657 года, истребившего кварталы столицы, театры кукол переместились в район Осака-Киото, где обосновались окончательно. Появились стационарные театры кукол с хорошо оборудованными сценами.

В начале развития японского театра кукол существовали разные типы исполнения дзёрури. В конце же 17 века творческое содружество театральных деятелей Такэдава Гонэмо (исполнитель на сямисэне), Есида Сабуробэй (кукловод) и певца тАУ сказателя Такэмото Гидаю в театре ВлТакэмотодзаВ» и позднее драматурга Тикамацу оказало значительное влияние на формирование и дальнейшее развитие театра дзёрури. Такэмото Гидаю создал новый стиль исполнения дзёрури тАУ гидаюбуси, который сохранился и в современном японском театре кукол. Имя Гидаю (Гидайю) стало нарицательным, им называют всех певцов-сказителей театра дзёрури и театра Кабуки. Тикамацу тАУ автор более 30 пьес для театра Кабуки и более 100 пьес дзёрури. Многие из них входят в репертуар современного театра дзёрури и театра Кабуки. Для театра дзёрури писали пьесы также драматурги Намики Соска, Тикамацу Хандзи и другие.

Ко времени революции Мэйдзи в стране было всего несколько театров направления дзёрури. В 1909 остался один стационарный театр в Осака тАУ ВлБунракудзаВ» (ВлАсахидзаВ») и театр ВлАвадзиВ».

Театр Кабуки возник в 17 веке и достиг расцвета к концу 18 века. Сложившаяся в это время форма представления сохраняется и в современных теаирах Кабуки. Спектакли этого театра, в отличие от театра Но, ориентирующегося на ограниченный круг любителей древнего искусства, рассчитаны на более широкого зрителя. Истоки искусства Кабуки восходят к представлениям комедиантов тАУ исполнителей небольших сценок, фарсов, в которые входили пляска и пение. Искусство театра Кабуки вобрало в себя элементы театров Но и дзёрури.

Возникновение театра Кабуки связано с именем служительницы буддийского храма О-Куни в Киото (1603). О-Куни выступала на открытых площадках с танцами религиозного характера, включая в них элементы народных танцев нэмбуцу-одори. Танцы перемежались комическими интермедиями. На этом этапе представления назывались О-Куни-кабуки (Кабуки О-Куни), онна-кабуки (женский Кабуки) или юдзё-кабуки (Кабуки куртизанок).

В 1629 году правительство запретило женские труппы, мотивируя это необходимостью охраны общественной нравственности. На смену им пришли труппы, состоящие из юношей, выступавших в женских костюмах и гриме. Труппы назывались вакасю-кабуки (Кабуки юношей). Эти представления были проникнуты эротикой; в 1651 году они были запрещены. С этого времени труппы формировались из актёров-мужчин (яро-кабуки).

Театры Кабуки использовали пьесы из репертуара театра Но, в качестве комедийных интермедий тАУ несколько видоизмененные кёгэны, затем появились 1-2-актные, а к концу 17 тАУ началу 18 вв. и многоактные драмы со сложной сюжетной линией. Сначала пьесы писались актёрами, затем в театр были привлечены профессиональные драматурги. Известность приобрели актёры Саката Тодзюро, Йосидзава Аямэ, Итикава Дасдзюро I и другие. Чтобы отвлечь публику от театров дзёрури, театра Кабуки была усовершенствованна (расширена, снабжена поворотным кругом), над местами для зрителей устроена крыша. Театры Кабуки заимствовали драматургическую форму дзёрури, ввели певца-сказителя гидаю, который под аккомпанемент сямисэна комментировал происходящее на сцене (рассказывал о размышлениях и переживаниях героя). Прямая речь действующих лиц, в отличие от театра кукол, произносилась актёрами. Актёры Кабуки заимствовали и элементы движения кукол, распространенный в театре кукол приём быстрой смены костюма прямо на сцене. Художественные приёмы, сложившиеся в театре Кабукн, стали каноническими. Популярность получил также новый вид музыкально-песенного сопровождения тАУ нагаута (сложился в Осака). Были созданы танцевальные пьесы тАФ сёсагото. К концу 18 века театр Кабуки достиг вершины своего развития и приобрёл форму, которая сохраняется в современном японском театре.

Спектакли Кабуки устраиваются в специально оборудованных больших театральных помещениях на широких, но неглубоких сценах. С левой стороны к сцене пристраивается помост ханамити, идущий от сцены через весь зрительный зал и служащий дополнительной сценической площадкой. Женские роли в этом театре по традиции исполняются актёрами-мужчинами (оннагата).

В 17 тАУ 18 вв. на сцене театра Кабуки воссоздавалась жизнь феодальной знати и простых людей средневекового города. В дальнейшем на его сцене утвердилась героическая и романтическая тематика. Программа представления Кабуки состоит обычно из нескольких пьес: исторической (дзидаймоно), бытовой (сэвамоно) и танцевальной (сёсагото).

В конце 70-х гг. 19 в. Япония вступила на путь капиталистического развития. Связанные с этим социальные и политические преобразования в стране вызвали и новые требования к театральному искусству. В 1886 было создано Общество театральных реформ (ВлЭнгэки кайрёкайВ»), начались оживлённые дискуссии в среде драматургов, литераторов и театральных деятелей. На сцене театров Кабуки появились новые бытовые пьесы, отражавшие современную жизнь тАУ дзангири, и реалистические исторические пьесы кацурэкимоно. Многие из них были написаны драматургом Каватакэ Макуами. Эти пьесы не получили широкой популярности, не сохранились в репертуаре Кабуки. Но они имели значение как попытка театров откликнутся на новые интеллектуальные запросы зрителей в рамках классических традиций. На протяжении всей своей истории театр Кабуки был широко распространённым видом театрального искусства Японии. Небольшие труппы давали представления Кабуки по всей стране. После 1-й мировой войны происходит централизация этого жанра. Мелкие труппы, гастролировавшие по стране, перестали существовать. Представления Кабуки устраиваются в больших городах, в огромных, специально построенных театрах. В Токио имеется три таких театра, в Осака тАУ два, в Киото и Нагоя тАУ по одному. Обычно труппы дают представления два раза в день. Почти все труппы Кабуки принадлежат компании ВлСётикуВ», существующей с 1902 года и находятся под её контролем. В это объединение не входит лишь прогрессивная театральная труппа Кабуки ВлДзэнсиндзаВ», возглавляемая Каварадзаки Тёдзюро, и труппа, находящаяся под контролем компании ВлТохоВ».

В репертуар современных театров Кабуки входят в основном классические пьесы в канонической интерпретации, а также пьесы синкабуки (новый Кабуки), созданные в конце 19 тАУ начале 20 вв. и отличающиеся более реалистичной формой. Ставятся также пьесы, написанные современными драматургами, обычно на исторические сюжеты. Эти пьесы по форме приближаются к современной драме (сингэки).

Другая классическая форма японского театра тАУ театр Но тАУ подвергся некоторым реформам после 2-й мировой войны. Были созданы объединения любителей этого искусства. Спектакли театра Но происходят регулярно. Каждый месяц в Токио устраивается более двадцати представлений Но, но они рассчитаны на узкий круг зрителей, поэтому программу исполняют не более двух дней подряд. Современные труппы актёров Но сохраняют прежнюю средневековую структуру, напоминающую структуру гильдий. Существует ассоциация актёров театра Но тАУ ВлНогаку кёкайВ». Молодые актёры, работающие в этих театрах, ищут пути для расширения круга зрителей и превращения театра Но в более современное зрелище.

В Токио имеется несколько зданий театров, где даются представления театра Но: ВлКандзэ капканВ», ВлСуйдобасиВ», ВлХосёВ», ВлУмэвакаВ» и другие; в Киото тАУ ВлКонгокайВ», ВлКандзэкайВ» и сцена храма ВлНиси ХонгандзиВ»; в Осака тАУ ВлОцукиВ» и ВлЯмомотоВ». Театры Но имеются в городах Канадзава и Фукуока (здания не закреплены за определёнными труппами). После 2-й мировой войны усилился интерес к жанру кёгэн. Для широких зрителей стали устраиваться регулярные представления кёгэн.

В конце 19 тАУ нач. 20 вв. возникли новые виды театрального искусства: симпа, сингэки, синкокугэки.

Симпа тАУ новая театральная школа, возникшая в конце 19 века в результате демократического движения ВлДзию минкэн ундоВ» (Движение за свободные народные права). Она эклектически соединила в себе элементы традиционного и нового театров. Часть спектаклей этого театра построена на приёмах театра Кабуки, часть ставится как современная драма сингэки. В репертуаре симпа преобладает мелодрама, рассказывающая о жизни Японии конца 19 тАУначала 20 вв. Из современных авторов, пишущих для симпа, наиболее известен Кавагути Мацутаро. В 60-е гг. в Японии работает только одна труппа симпа: ведущие актёры этой труппы: Мидзутани Яэко, Исии Кан и Оя Итидзиро.

Синкокугэки тАУ популярный театральный жанр, сложившийся на основе творческой деятельности труппы, организованной Савада Сёдзиро в 1917 году. Эта труппа стремилась создать театр для широких народных масс. Пьесы синкокугэки преимущественно показывают жизнь воинов-феодалов. Актёры театра частично заимствовали исполнительскую технику Кабуки. Они создали особый спектакль тАУ кэнгэки (спектакль со сражением на мечах). Руководители тАУ Симада Сёго и Тацуми Рютаро. Среди современных драматургов, пишущих пьесы для синкокугэки тАУ Ходзе Хидэдзи.

Сингэки тАУ современная драма, появившаяся в Японии в начале 20 века под влиянием европейского театра. Её формированию способствовала деятельность Цубоути Сёё и Осанаи Каору. В 1909 году Цубоути Сёё основал театральную ассоциацию ВлБунгэй кёкайВ», где молодые актёры на материале европейской драматургии обучались новому драматическому искусству. В эти же годы был создан театр ВлДзию гэкидзёВ», который возглавили известные актёры Кабуки Итикава Садандзи II и драматург Осанаи Каору. Этот театр познакомил японских зрителей с произведениями Г. Ибсена, М. Горького, Г. Зудермана, Б. Шоу и других. Для развития сингэки большое значение имела деятельность театра ВлЦукидзи сёгэкидзёВ», созданного в 1924 году Осанаи Каору в содружестве с крупнейшим прогрессивным режиссёром Хидзиката Ёси. Театр следовал в своей работе принципам системы Станиславского. В первые годы своего существования театр сингэки ставил лучшие образцы западноевропейской драмы; отечественной драматургии в их репертуаре не было. В дальнейшем стала развиваться новая японская драматургия, появились пьесы на исторические и современные сюжеты. Многие из них поднимают злободневные проблемы, затрагивают острые политические вопросы. Ведущие драматурги 50 тАУ 60-х гг.: Киносита Дзюндзи, Мураяма Томоёси, Утимура Наоя, Мисима Юкио, Танака Тикао и др.

Значительное место в репертуаре трупп сингэки занимают современные переводные пьесы. Среди них произведения русских и современных драматургов. В 1963 тАУ 1964 гг. в театрах Токио были поставлены: ВлНа днеВ», ВлМатьВ» по Горькому, ВлДядя ВаняВ»; ВлПоднятая целинаВ» по Шолохову, ВлПотерянный сынВ» Арбузова, ВлДвенадцать месяцевВ» Маршака и другие.

В 1967 в Японии работало св. 40 трупп сингэки, наиболее крупные из них: ВлХайюдзаВ» (руководитель Сэнда Корэя), ВлМингэйВ» (руководитель Уно Дзюкити), ВлТоке гэидзю-цудзаВ» (руководитель Мураяма Томоёси), ВлСип сэйсакудзаВ» (руководитель Маяма Михо). Из трупп сингэки только ВлХайюдзаВ» имеет своё здание. Каждая новая постановка в среднем выдерживает от 5 до 20 представлений. Большинство трупп сингэки входит в объединение ВлСингэкидан кёгикайВ». Наиболее известные актёры сингэки: Сэнда Корэя, Такидзава Осаму, Уно Дзюкити, Одзава Эйтаро; актрисы: Ямада Исудзу, Сугимурара Харуко, Ямамото Ясуэ.

Использованная литература:

  1. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. тАУ М., 1979.
  2. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. тАУ М., 1980.
  3. Конрад Н.И. Театр ВлНоВ», в сборнике: О театре, Л., тАУ 1926.
  4. Конрад Н.И., Театр Кабуки, Л. тАУ Н; 1028.

Вместе с этим смотрят:

Традиция обедов в Древнем Риме
Третьяковская галерея
Тропинин и девочка с яблоком
Узбекский народ имеет свои собственные обычаи и традиции