Тропинин и девочка с яблоком
Гуманитарная классическая гимназия № 57
Письменная зачётная работаученика 10 класса тАЬАтАЭ
Гонцова Дмитрия
на тему :
тАЬТропинин. ВлДевочка с яблокомВ»тАЭ
Руководитель работы :
преподаватель МХК
Каракуца Алла
Григорьевна.
Курган 1998 Содержание- Обоснование выбора темы тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.3
- Обзор литературытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж4
- тАЬДевочка с яблокомтАЭтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж5
- Список литературы тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.8
Обоснование выбора темы
Я выбрал данную тему потому что, я уже был неплохо знакомс творчеством Тропинина, и знаком с его произведениями больше, чем с произведениями других авторов. Картину же тАЬДевочка с яблокомтАЭ я выбрал, так как она является ученической работой Тропинина, и в связи с этим, её сопровождает большое количество проблем и разногласий, то есть будет легче раскрыть тему зачётной работы.
Обзор литературы
Вообще, из трех найденных источников решающую роль сыграли №2 и №3, так как в них наиболее полно излагается тема, источники имеют небольшие разногласия относительно колорита картины. Из источника №1 взяты общие сведения о Тропинине. В нём наиболее ярко описывается художественный стиль автора. Девочка с яблокомСреди русских живописцев первой половины XIX века Василий Александрович Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы : превосходные в художественном отношении портреты современников, типичные образцы русской жизни и бытовые сцены. Великая роль Тропинина в общем процессе демократизации отечественного искусства, в становлении реалистического метода.
Интересы художника тесно связаны с именем Жана Батиста Грёза. Этого живописца Тропинин копировал всю жизнь, тАЬцитировалтАЭ и даже откровенно заимствовал композиции его отдельных работ. Таковы, например тАЬДевочка с яблокомтАЭ (единственная сохранившаяся работа Тропинина академического периода) и тАЬМальчик, тоскующий об умершей своей птичкетАЭ, показанной на академической выставке 1804 года и принесший первое признание автору. За Тропининым закрепилось имя тАЬрусского ГрёзатАЭ, которое не просто определяет его место в национальной живописи, а указывает на органичную связь с искусством французского мастера. Если в работах голландцев и фламандцев Тропинин находил поддержку своей реалистической ориентации, исканиями в области жанра, то с Грёзом его сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение, присущее им обоим. Тропинин видел работы Грёза в подлинниках тАУ в Академии художеств, в Эрмитаже, позже тАУ в частных собраниях. Таким образом, Тропинин мог досконально изучать манеру чтимого им художника.
Начнем с самых истоков творчества Тропинина. В собрании московского коллекционера Ю. В. Невзорова сохраняется ученическая работа Василия Андреевича. Она представляет собой по-русски интерпретированную копию популярного образа французского сентиментализма тАУ головки Грёза тАЬДевочка с яблокомтАЭ. Насколько явственна связь тропининской работы с грёзовской, буквально повторяющей в сюжете, композиции, в повороте фигуры и аксессуарах оригинал, настолько же видно и несходство их в главном. Образ Грёза абстрактен, лишён индивидуальных черт тАУ это сочинённый сплав чувственного экстаза и юной миловидности. Образ Тропинина тАУ по существу, портрет. Тропинин хоть и старался как можно ближе следовать выбранному им оригиналу, он сохранил почти точный его размер (34,7×27,5), пытался буквально воспроизвести позу и одежду грёзовской девочки с яблоком (видимо это и явилось причиной неестественности и надуманности позы в картине Тропинина), однако голову, лицо ребёнка автор писал с натуры. Здесь-то и обнаружилась диаметрально противоположная трактовка одного и того же образа двумя художниками. Изящную чувственную головку Грёза, откинутую в тёмном экстазе, Тропинин заменил грустным личиком, возможно, дворовой крепостной девочки, написав её со всей непосредственностью и истинностью. В задумчивом взгляде глаз, в печальном личике, обрамлённым копной пушистых волос, читается, скорее всего, трудная, совсем не детская доля. Глаза девочки со зрачками плоскими и матовыми, как бы окутанными дымкой, с белками голубого цвета, с точечными бликами не смотрят на зрителя, а устремлены куда-то в неведомую даль. Более точно и подробно очерчены ноздри и губы ребёнка. Мазочки красной краской положены вверху века, у ноздрей, в очертаниях пальцев, как будто кровь просвечивает через кожу. Лёгкий румянец на золотистой поверхности лица девочки перекликается с густой розовой окраской яблока. Эмоциональное восприятие личности поставило художника перед необходимостью иначе, чем в традиционном искусстве, отнестись к вопросу колористического решения образа. Цвет отныне становится для него не только признаком формы и декоративным элементом изображения, он служит выражением чувств автора, его отношения к натуре. Цвет его с большой примесью белил тАУ глухой, непрозрачный, он также условен, как условная форма яблока, будто выточенного из дерева. Общий золотисто-оливковый тон живописи, почти жёлтый на свету, в тенях зеленоватый, сгущающийся в фоне до совсем тёмного, настолько тАЬтропининскийтАЭ, что впервые увиденная картина показалась давным-давно знакомой. В ученической работе Тропинину ещё не удаётся на этом пути достигнуть живописной целостности. Интенсивная белильно-розовая окраска яблока, являясь цветовым акцентом изображения, ещё по-лубочному условна и не вполне связана с тающими золотисто-коричневыми и оливковыми тонами фона и пушистых волос девочки, с прозрачной нежностью красок её лица. Вместе с тем повышенная активность розового цвета усиливает эмоциональное звучание образа. Впрочем, дело не только в колорите. Знакома сама тАЬнастроенностьтАЭ образа тАУ та душевная мягкость, которая свойственна искусству Тропинина. И, несмотря на нарушение пропорций, ошибки в рисунке, уже здесь, в этом произведении, которое справедливо было признано ленинградским искусствоведом Т. А. Перовой-Чаковой первой среди известных живописных работ художника, отчётливо проявились многие характерные черты будущего творчества Тропинина. Прежде всего это разнообразие живописной фактуры. Даже в этом ещё тАЬнеуклюжемтАЭ, ученическом произведении можно увидеть и очень свободную, лёгкую манеру живописи и тонкие многослойные лессировки, которые образуют матовую, почти фарфоровую поверхность лица. Голубой тон подмалёвка, слегка проступающий на застенных частях лица, явственно обнаруживается и в глубоких складках одежды, написанной так же свободно, но густоразведённой краской, жесткой кистью; подмалёвок хорошо виден и сквозь легко положенные мазки на голове, передающие пушистую копну пепельных волос.
В картине обращает внимание несоответствие сложной, отработанной живописной техники неумелому рисунку, беспомощной композиции, что, видимо, было результатом непоследовательности образования художника, который не успел основательно усвоить начала академической школы, но натренировал руку и глаз на копировании. тАЬДевочка с яблокомтАЭ обнаруживает перед нами самые истоки творчества Тропинина, выросшего на почве русского сентиментализма.
Таким образом, творчество Тропинина с первых же шагов протекало в рамках национальной традиции, и первая ученическая картина представляла характерный образец русской сентименталистской живописи. На этом этапе он явился переводчиком, который переложил французского мастера на русский душевный лад.
Литература- Е. Ф. Петинова, тАЬВасилий Андреевич ТропининтАЭ, Художники РiСР, Л, 1987.
- А. Амшинская, тАЬВасилий Андреевич ТропининтАЭ, Искусство, М, 1970.
- тАЬВасилий Андреевич ТропининтАЭ, Изобразительное искусство, М, 1982.
Вместе с этим смотрят:
Узбекский народ имеет свои собственные обычаи и традицииУкраинский танец
Украинское барокко
Утесов и Райкин - жизнь и творчество