Виктор Гюго

     

       

ВИКТОР ГЮГО

(1802г.-1885г.)          

Гюго представляет собой целый 19 век , целую

Францию . Он родился у порога прошлого века - в 1802 году , умер на его закате - в 1885 году .        

  Гений его был универсальным : как драматург он обеспечил решающую победу в

тАЬ Романтических Битвах тАЬ , как поэт он буквально царил на протяжении почти всего века , как романист он создал тАЬконтинент Гюго тАЬвсему  миру ,он прославился как публицист - и еще не вполне оценен как живописец .Вне революции 1789 года , вне века 19 как века революций понять Гюго невозможно.

Эпиграфом ко всему творчеству великого француза могут быть его слова : тАЬ Первая потребность человека , его первое право , первый его долг - свобода тАЬ .

Отсюда прямым образом проистекало и понимание Виктором Гюго искусства , его смысла , его предназначения . тАЬ Революция , вся революция в целом - вот источник литературы девятнадцатого века тАЬ . Уже в первых прозаических опытах Гюго - повести тАЬ Бюг - Жергаль тАЬ (1819) и романе тАЬ Ган Исландец тАЬ (1823) - проявила себя столь характерная для писателя склонность к большой социальной теме и обнаружились ростки романтизма . В знаменитом , нашумевшем предисловии к драме тАЬКромвельтАЭ (1827) Виктор Гюго провозгласил себя романтиком ,

тАЬистинным романтиком тАЬ , и связал тАЬвеликоетАЭ , то есть романтическое движение , с тАЬ прямыми следствиями 1789 года тАЬ .

Драматургия Виктора Гюго - тАЬ Мария Делорм тАЬ (1829) , тАЬ Эрнани тАЬ (1829) , тАЬ Король забавляется тАЬ (1832) , тАЬ Лукреция Борджа тАЬ (1832) , тАЬ Мария Тюдор тАЬ (1833) , тАЬ Анджело , тиран Падуанский тАЬ (1835) , тАЬ Рюи Блаз тАЬ

(1838) -это десять лет неустанной битвы со тАЬ старым строем тАЬ . Для Гюго драматургия была не столько родом искусства , сколько социальным деянием . 

    Прямой выход к современности Виктор Гюго нашел через поэзию, с помощью поэзии .  тАЬК оружию ,    

стихи !тАЭ-восклицает Гюго, напоминая о призыве Великой революции . Даже тогда, когда его поэзия была лирической в ней осуществлялось романти -

ческое её обновление.

   В бесчисленных циклах своих стихов Гюго существенно преобразовывал  традиционное стихосложение. Поэзия выражала у него бесконечное богатство внешнего и внутреннего мира , руководствуясь принципом правды и принципом свободы.  Ритмическое, интонационное, лексическое многообразие и богатство стихов само по себе было программным для утверждения современной поэзии.

   Поэзия становилась для Гюго трибуной.  Уже в сборнике стихотворений тАЬОсенние листьятАЭ (1831) Гюго писал: тАЬМуза посвятить себя должна народутАЭ. Поэзия Гюго  стала лирическим и публицистическим дневником общественной и политической истории 19-го века, начиная от 1989 года и наполеоновской эпопеи, память о которых осеняет первые же его сборники (первый-тАЭОды и другие стихотворениятАЭ, 1822, затем тАЬОды и балладытАЭ, 1826, тАЬВосточные мотивытАЭ, 1829) .

   В 1848 году во Франции вновь революция . Гюго -весь в схватке.  Член республиканского парламента, он отважно сражается за Республику.  В 1851 произошел правы переворот, установился режим империи - Второй империи Наполеона 3, тАЬНаполеона МалоготАЭ, по точному определению Гюго.  Писатель немедленно покинул родину и находился в эмиграции почти двадцать лет. Он объявил войну империи, тирании, деспотизму, мракобесию. Как в 18-м веке голос Вольтера, так  в веке 19-м голос Гюго, автора статей, стихов,романов,громко раздается над миром, голос свободы и совести. В 1852 году выходит публицистическая книга тАЬНаполеон МалыйтАЭ , тогда же была написана книга тАЬИстория одного преступлениятАЭ. В 1853 году Виктор Гюго издает цикл политических стихотворений тАЬВозмездиетАЭ.

   Гюго вернулся во Францию 5 сентября 1870 года, на следующий день после падения империи. Вскоре он публикует еще один цикл политической и публицистической поэзии-сборник тАЭГрозный годтАЭ (1872), отклик на бурю, которая пронеслась над Францией в годы франко-прусской войны, революции 1870 года, Коммуны.

   И все же, при всем значении поэзии, драматургии, совершенно особенную роль в создании тАЬконтинента ГюготАЭ сыграли его романы. Вовсе не случайно именно романы четко обозначают этапы пути писателя, кульминационные моменты каждого из этапов. Действительно, истинным образом первого периода развития романтизма, хрестоматийным его примером остается роман тАЬСобор Парижской БогоматеритАЭ (1831). И вновь роль итоговой во многом книги сыграл роман-тАЭ93-й годтАЭ (1874).

   Революция изображена в романе тАЬ93-й годтАЭ так, как она предстает во всем творчестве Виктора Гюго: это тАЬОчистительное горнилотАЭ, в котором выплавляется современная цивилизация.

   Демонстративная приверженность идей и идеалов Гюго миру тАЬабсолюта человеческоготАЭ, миру общечеловеческих, извечных ценностей обусловила заметную статичность искусства этого писателя - при его динамизме, при его способности идти вместе со стремительным веком. О этом тоже свидетельствует один из последних романов Гюго-тАЭЧеловек, который смеетсятАЭ (1869).

   Конфликт Добра и Зла как признак тАЬабсолюта человеческоготАЭ в романе тАЬТруженики моря тАЬ (1866) приобретает облик конфликта человека и самой природы. Вершиной гуманизма и демократизма Виктора Гюго стал роман о народе - еготАЭОтверженныетАЭ (1862).                                                                                                                                                                                                           

Вместе с этим смотрят:

Виктор Цой
Винсент Ван Гог
Возникновение и распространение христианства
Возрождение и Реформация